А. П. Чехов и дети

Гадаев Алексей Вениаминович
А.П.Чехов солнце русской академической прозы.
Его произведения – повести, пьесы и рассказы сама реальность в самом течении жизни. В них описаны все коллизии нашей реальности: и жизнь, и слезы, и любовь. О себе Чехов писал: «…для людей, посвятивших себя изучению жизни, Я так же нужен, как для астронома звезда».
В прозе Чехова живут и действуют восемь тысяч лиц в пятистах рассказах и повестях. Герои повестей и рассказов Антона Павловича наполнены бесконечно сложной жизнью, борьбою за естейместом под солнцем, разбитыми надеждами, страхом, молчаливой мукой. Он воссоздал неустроенный, быстро меняющийся жизненный мир человека во всех его состояниях и во всех возрастах.
Перечитывая рассказы писателя можно проследить всю историю человеческого детства, от первых шагов двух летнего Гриши, который не знает ещё, зачем существует папа.
"В этом мире, кроме няни и Гриши, часто бывают мама и кошка. Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста. Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай. Тут стоит Гришин стул на высоких ножках и висят часы, существующие для того только, чтобы махать маятником и звонить. Из столовой можно пройти в комнату, где стоят красные кресла. Тут на ковре темнеет пятно, за которое Грише до сих пор грозят пальцами. За этой комнатой есть еще другая, куда не пускают и где мелькает папа — личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа — неизвестно. Еще есть другая загадочная личность — это тетя, которая подарила Грише барабан. Она то появляется, то исчезает. Куда она исчезает? Гриша не раз заглядывал под кровать, за сундук и под диван, но там ее не было...»

Чехов рассказал толково мимолётные черты текущего бытия под разными углами зрения -  детский каторжный труд в рассказе «Ванька».
В рождественскую ночь девятилетний Ванька Жуков, переехавший три месяца назад в Москву и ставший учеником сапожника Аляхина, пишет письмо своему дедушке. Поздравив Константина Макаровича с праздником, мальчик начинает рассказывать о жизни в чужом доме. Накануне хозяин наказал Ваньку за то, что тот, качая люльку с ребёнком, уснул сам; хозяйка устроила мальчику выволочку за неправильно почищенную селёдку; подмастерья относятся к прибывшему из деревни ученику с ехидством и требуют, чтобы он приносил для них водку из кабака. ««Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности. Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру».
В рассказе «Детвора» писатель описал, как просыпается интерес к деньгам у детей:
«Самый большой азарт написан на лице у Гриши. Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами. Он уже учится в приготовительном классе, а потому считается большим и самым умным. Играет он исключительно из-за денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. Его карие глазки беспокойно и ревниво бегают по картам партнеров. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть покойно, сосредоточиться. Вертится он, как на иголках. Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. Сестра его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными блестящими глазами, тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры. По лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши».
Чехов в рассказе «Житейская мелочь» описал как в жизнь ребенка вторгается ложь:
Друг мамы Алеши приходит к ним в дом, когда женщины нет дома. Впервые гость со вниманием относится к мальчику, которого прежде не замечал. Казалось бы, это хорошо, но некоторые откровения ребенка Николай Ильич Беляев, несмотря на данное обещание, обращает против Алеши. Дело в том, что мама не разрешает видеться с папой, но дети его любят и видятся с ним. Беляев вероломно вторгается в душу Алеши, притворяясь добрым и ласковым, но, выведав нужный секрет, тотчас забывает о мальчике и его душевных переживаниях. Кончается рассказ слезами ребенка и замечанием автора: «Это он первый раз в жизни лицом к лицу так грубо столкнулся с ложью; ранее же он не знал, что на этом свете, кроме сладких груш, пирожков и дорогих часов, существует еще и многое другое, чему нет названия на детском языке». Всё то мелкое, ненужное, оскорбительное для человека, к чему притерпелись взрослые люди, в чем они видят привычную и неизбежную форму жизни и отношений между людьми, становится шоком для обманутого мальчика.
К чему может привести такой опыт и такая житейская мелочь, случившиеся в жизни Алеши? Он может стать никому не верящим скептиком. А жить, никому не доверяя, очень невозможно".

В рассказе «Голод» Антон Павлович повествует не о том, что голодающий готов съесть даже неизведанную гадость. Трагедия мальчика в том, что из-за стремления отца к самоуважению этот самый близкий родной человек делает маленького героя брошенным сыном.
«Мне не нужно слишком напрягать память, чтобы во всех подробностях вспомнить дождливые осенние сумерки, когда я стою с отцом на одной из многолюдных московских улиц и чувствую, как мною постепенно овладевает странная болезнь. Боли нет никакой, но ноги мои подгибаются, слова останавливаются поперек горла, голова бессильно склоняется набок... По-видимому, я сейчас должен упасть и потерять сознание.
/../Я сижу за столом и ем что-то склизкое, соленое, отдающее сыростью и плесенью. Я см с жадностью, не жуя, не глядя и не осведомляясь, что я ем. Мне кажется, что если я открою глаза, то непременно увижу блестящие глаза, клешни и острые зубы...Я вдруг начинаю жевать что-то твердое. Слышится хрустенье.— Ха-ха! Он раковины ест! — смеется толпа. — Дурачок, разве это можно есть?Засим я помню страшную жажду. Я лежу на своей постели и не могу уснуть от изжоги и странного вкуса, который я чувствую в своем горячем рту. Отец мой ходит из угла в угол и жестикулирует руками.— Я, кажется, простудился, — бормочет он. — Что-то такое чувствую в голове... Словно сидит в ней кто-то... А может быть, это оттого, что я не... тово... не ел сегодня... Я, право, странный какой-то, глупый... Вижу, что эти господа платят за устриц десять рублей, отчего бы мне не подойти и не попросить у них несколько... взаймы? Наверное бы дали».
Особенно это подчеркивается событием, когда господа, которые кормили мальчика устрицами, сделали из этого шоу, которое отец и не думал прекратить.
Это произведение русской литературы Антона Павловича Чехова доносит событиями идею, что из-за потребности в самоуважении человек способен забыть про близких людей и их проблемы.

Рассказ А. П. Чехова «Володя» о 17- летнем несчастном гимназисте, с «безнадежным пессимизмом», кончающего свою жизнь самоубийством из-за  ряда неудач, скуки и унижений.
Персонажи
Володя, ученик, 17 лет.
Maman, мать Володи, обедневшая вдова.
M-me Шумихина, хозяйка дачи, где проживает Володя с матерью.
Анна Федоровна, около 30 лет, кузина m-me Шумихиной, замужем за архитектором.
Августин Михайлыч (который случайно оставил револьвер на видном месте).
Н. К. Михайловский писал о рассказе «Володя» в сборнике «Хмурые люди» следующее:
«„Володя“ по содержанию своему представляет случай хмурого человека гимназиста, самопроизвольно, без всякой предварительно обдуманной цели лишившего себя жизни от тоски, уныния о своем нравственном несовершенстве и пустоты окружающего»[
Володя — молодой человек семнадцати лет, так плохо учится, что имеет годовую отметку по алгебре 2 ;. Завтра у него экзамен. Он некрасив, болезнен и робок. Володя сидит в беседке на даче у Шумихиных и скучает. Два раза в неделю он провожает на дачу свою мать. Его мама промотала свое и мужнино состояния и тяготела к высшему обществу. На даче Володя встречает свою тридцатилетнюю кузину Анну Федоровну, которая ему не безразлична.
В разгар мечтаний парня в беседке появилась кузина и стала укорять его в робости. Володя долго молчал, потом сказал, что любит кузину. Он даже подержал ее за талию. Вечером за вистом кузина рассказывала о случившемся его матери и смеялась. Этим вечером Володя не поехал домой, чтобы утром успеть на экзамен. В третьем часу ночи кузина попросила его принести морфий, после чего с ней Володя испытал чувство «небывалого счастья, за которое можно отдать всю жизнь и пойти на вечную муку». Однако, все закончилось взаимной неприязнью. Вечером Володя с мамой поехал домой, в пути он оскорбил мать, отчего та была в ужасе. Дома ему попался на глаза револьвер соседа Августина Михайлыча, он взял револьвер и застрелился.
Почему это произошло?
17-летний юноша, некрасивый, болезненный и робкий, регулярно испытывающий чувство опустошённости. Все его мысли имели негативный, пессимистичный характер, наряду с отчаянием и опустошённостью. Мысли о предстоящем экзамене, исход которого, вероятно, предопределит его исключение из гимназии; угнетающие мысли о пребывании на чужой даче богатых аристократов-родственников в статусе «приживалы»; неприятное чувство влюблённости с «магическими» ожиданиями». вылились для Володи в стыд, страх, что-то «нехорошее и грязное». Изначальное, неоправданное ожидание и любовь к Нюте вылилось к полуминутный, дебютный, неудачный коитус, после которого появилось отвращение ко всему происходящему и последующее обесценивание с обеих сторон. Состояние гимназиста описывается словами: «Ему было невыносимо стыдно, так, что даже он удивлялся, что человеческий стыд может достигать такой остроты и силы. От стыда он улыбался, шептал какие-то несвязные слова и жестикулировал».
Следующий момент, его почти завершённой жизни, был описан в подобном, таком же отвращении к собственной матери, угрызениях совести, тяжёлой мрачной злобы, поэтому это и обратилось в  агрессию против себя. Душевная травма не сформировавшегося юноши и душевный кризис закончились самоубийством путём выстрела в голову.

Рассказ «Мальчики»
Главная тема произведения А. П. Чехова — детство, которое выражается в желании главных героев осуществить путешествие в далекую неизведанную страну.
Домой к семье Королёвых на рождественские праздники издалека приезжает гимназист 2-го класса Володя. С ним приезжает погостить его приятель Чечевицын. Сёстрам Володи он представляется Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых. Володя не играет, как обычно с сёстрами, не участвует в предпраздничных приготовлениях всей семьи, а особняком переговаривается о чём-то с Чечевицыным. Сёстры подслушав, узнают, что мальчики готовят побег в Америку. Но убежать далеко не получилось: их возвращают с Гостиного двора ближайшего города, где они выясняли возможность покупки пороха.
Володя — действительно настоящий герой, тогда как господин Чечевицын персонаж неоднозначный, скорее всего из неблагоустроенной семьи. Обладающий определенной жесткостью в характере, но для него путешествие в Америку не Мечта и приключение, а поиск чего-то недостающего ему в реальной жизни. Это его мир, отдаленная, но реальность. Он не совершает нравственного выбора, он его давно сделал. Но ему было проще, чем Володе, так как альтернативы, видимо, у него в виде теплого дома и любящей семьи не было. Он тоже — герой, преодолевающий препятствия, но физические и географические, а не моральные. Но в нем есть желание чего-то спокойного и тихого... домашнего... Поэтому пишет он у Кати в тетради: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Как клятву никогда сдаваться, и как обещание вернуться!
Простой на первый взгляд рассказ Чехова на самом деле наполнен очень глубоким смыслом и заставляет задуматься о многих вопросах, которые постоянно ставит перед нами Жизнь.
Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты-второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку. Они не приспособлены к самостоятельной жизни, и не понимают последствия своего действия, и продолжают жить в мире фантазий.

Чехов не осуждает грандиозные планы «миниатюрных людей», справедливо полагая, что это – болезнь роста беспокойного мальчишеского возраста.
 
Рассказ “Спать хочется”

Краткое содержание
Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель и чуть слышно поёт колыбельную. Ребёнок плачет и не засыпает, Варьке хочется спать, но если она заснёт, хозяева прибьют ее. Ей снится, как по дороге идут люди, а затем падают и засыпают. После она видит ее покойного отца. У него разыгралась грыжа, и он ворочается на полу от боли. Молодой врач посмотрел его и отправил в больницу на тележке, которую прислали хозяева. Грыжу вправили, но к утру он умер. Варька идёт, плача, в лес, но получает удар по затылку, бьётся лбом о берёзу и просыпается. Это хозяин ударил ее, так как она спит, а ребёнок плачет. Она опять качает колыбель, и ей снится, как они с матерью идут наниматься в город и по дороге просят милостыню. Тут же ее будит хозяйка и требует ребёнка, кормит его и отдаёт обратно Варьке. Она кладёт ребёнка в колыбель, качает ее, засыпая, но ей говорят готовить печь.
Она просыпается и за работой сон немного проходит. Ей говорят поставить самовар, почистить хозяину галоши, над которыми она опять чуть не засыпает. Затем надо сходить в магазин, и ещё много дел. Самое мучительное — стоять над столом и чистить картошку, прислуживать за обедом, стирать, шить; голова сама клонится к столу и хочется спать. Вечером Варька бегает в магазин за пивом, водкой, чистит селёдку, последний приказ: покачать ребёнка. Варька качает колыбель и снова видит людей на дороге, отца, мать. Она не может понять, что же ее сковывает по рукам и ногам, мешает жить. Оглядывается и понимает это ребёнок. Как она сразу не догадалась? Ложное представление овладевает Варькой. Улыбаясь, не мигая, она подходит к колыбели, душит ребёнка, ложится на пол, смеётся от радости и через минуту спит крепко, как мёртвая.
Смысл рассказа “Спать хочется” заключается в том, что даже в беззлобную детскую душу может проникнуть дьявол, что уж говорить о меркантильных и завистливых взрослых, имеющих помимо прочего множество пошлых соблазнов: спиртного, блуда, предательства. И для того чтобы обезопасить себя в этой порочной структуре, нужно, в первую очередь, позаботиться о сохранности ближнего, особенно, если это ребенок, имеющий естественное и неоспоримое право на протекцию и простую человеческую любовь.
Степь
По сюжету повести дядя Иван Иванович везёт своего малолетнего племянника Егорушку учиться в гимназию. Их сопровождает добрый, но практичный священник, настоятель местной церкви Христофор (Сирийский). Племянник грустен оттого, что покинул родной дом. По дороге он встречает много новых людей, включая красивую графиню Драницкую, обозчиков, семейство евреев, богатого купца Варламова.
Мальчик Егорушка — девяти лет, послан матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию слушает наставление об трех видах ума. «Старик, шагавший внизу, оказался не таким строгим и серьезным, как можно было судить по его лицу. Раз начавши разговор, он уж не прекращал его.— Ты куда же едешь? — спросил он, притопывая ногами.— Учиться, — ответил Егорушка.— Учиться? Ага... Ну, помогай царица небесная. Так. Ум хорошо, а два лучше. Одному человеку бог один ум дает, а другому два ума, а иному и три... Иному три, это верно... Один ум, с каким мать родила, другой от учения, а третий от хорошей жизни. Так вот, братуша, хорошо, ежели у которого человека три ума. Тому не то что жить, и помирать легче. Помирать-то... А помрем все как есть».
*** о любви Константина
Без году неделя, как оженился, а она уехала... А? У, да бедовая, накажи меня бог! Там такая хорошая да славная, такая хохотунья да певунья, что просто чистый порох! При ней голова ходором ходит, а без нее вот словно потерял что, как дурак по степу хожу. С самого обеда хожу, хоть караул кричи.Константин протер глаза, посмотрел на огонь и засмеялся.— Любишь, значит... — сказал Пантелей.— Там такая хорошая да славная, — повторил Константин, не слушая, — такая хозяйка, умная да разумная, что другой такой из простого звания во всей губернии не сыскать. Уехала... А ведь скучает, я зна-аю! Знаю, сороку! Сказала, что завтра к обеду вернется... А ведь какая история! — почти крикнул Константин, вдруг беря тоном выше и меняя позу, — теперь любит и скучает, а ведь не хотела за меня выходить!— Да ты ешь! — сказал Кирюха.— Не хотела за меня выходить! — продолжал Константин, не слушая. — Три года с ней бился! Увидал я ее на ярмарке в Калачике, полюбил до смерти, хоть на шибеницу полезай... Я в Ровном, она в Демидовом, друг от дружки за двадцать пять верст, и нет никакой моей возможности. Засылаю к ней сватов, а она: не хочу! Ах ты, сорока! Уж я ее и так, и этак, и сережки, и пряников, и меду полпуда — не хо;чу! Вот тут и поди. Оно, ежели рассудить, то какая я ей пара? Она молодая, красивая, с порохом, а я старый, скоро тридцать годов будет, да и красив очень: борода окладистая — гвоздем, лицо чистое — всё в шишках. Где ж мне с ней равняться! Разве вот только что богато живем, да ведь и они, Вахраменки, хорошо живут. Три пары волов и двух работников держат. Полюбил, братцы, и очумел... Не сплю, не ем, в голове мысли и такой дурман, что не приведи господи! Хочется ее повидать, а она в Демидове... И что ж вы думаете? Накажи меня бог, не брешу, раза три на неделе туда пешком ходил, чтобы на нее поглядеть. Дело бросил! Такое затмение нашло, что даже в работники в Демидове хотел наниматься, чтоб, значит, к ней поближе. Замучился! Мать знахарку звала, отец раз десять бить принимался. Ну, три года промаялся и уж так порешил: будь ты трижды анафема, пойду в город и в извозчики... Значит, не судьба! На Святой пошел я в Демидово в последний разочек на нее поглядеть...Константин откинул назад голову и закатился таким мелким, веселым смехом, как будто только что очень хитро надул кого-то.— Гляжу, она с парубка;ми около речки, — продолжал он. — Взяло меня зло... Отозвал я ее в сторонку и, может, с целый час ей разные слова... Полюбила! Три года не любила, а за слова полюбила!— А какие слова? — спросил Дымов.— Слова? И не помню... Нешто вспомнишь? Тогда, как вода из желоба, без передышки: та-та-та-та! А теперь ни одного такого слова не выговорю... Ну, и пошла за меня... Поехала теперь, сорока, к матери, а я вот без нее по степу. Не могу дома сидеть. Нет моей мочи! Константин неуклюже высвободил из-под себя ноги, растянулся на земле и подпер голову кулаками, потом поднялся и опять сел. Все теперь отлично понимали, что это был влюбленный и счастливый человек, счастливый до тоски; его улыбка, глаза и каждое движение выражали томительное счастье. Он не находил себе места и не знал, какую принять позу и что делать, чтобы не изнемогать от изобилия приятных мыслей. Излив перед чужими людьми свою душу, он, наконец, уселся покойно и, глядя на огонь, задумался. При виде счастливого человека всем стало скучно и захотелось тоже счастья. Все задумались.
Рассказ Дома
Семилетний Серёжа, рано лишившийся матери, очень любит папу. Он совсем не боится, что папа накажет его за проступок. Как и Быковский, Серёжа рассуждает. Но его логика совсем другая, детская. Ребёнок не приемлет казённости и формализма. Его убеждает бросить курить нелепая сказка, сочинённая отцом.
Самая важная проблема рассказа - проблема воспитания. Прокурор Быковский не считает курение собственным недостатком (он курит) и опасностью для сына, но обещает гувернантке поговорить с мальчиком. Логические доводы не приносят результата. Интуитивно отец находит способ поразить мальчика, так что тот решает не курить.
Незамысловатая сказка о царе, у которого сын умер, потому что курил, вызвала сочувствие и подействовала на Серёжу лучше всяких доводов.
Рассказ Кухарка женится
А. П. Чехов как художник тонко чувствующий и понимающий человеческую душу, нередко обращается в своем творчестве к различным проблемам семейного характера. Писатель понимает, что и в частной сфере человеческой жизни встречаются мещанство и пошлость, причем как в низших слоях общества, так и среди других сословий.
В рассказе «Кухарка женится» А. П. Чехов наглядно доказал, что брак не всегда несет счастье, гармонию и свободу женщине. Союз с нелюбимым мужчиной может обернуться для нее настоящим рабством.
Рассказ начинается с того, что Гриша – маленький мальчик 7 лет, «карапузик», подглядывает и подслушивает, стоя у двери на кухню.
Завязка. На кухне происходит разговор извозчика-жениха с няней, которая была инициатором сватовства. При разговоре присутствует также и кухарка, к которой сватается извозчик. Гриша наблюдает калейдоскоп эмоций на лице кухарки Пелагеи.
Действие постепенно развертывается. После сватовства няня иногда уходит на переговоры, у кухарки еда пересолена или не дожарена, все валится из рук. Но окружающие с пониманием относятся к ее состоянию, «Все кушанья были пересолены, из недожаренных цыплят сочилась кровь и, в довершение всего, во время обеда из рук Пелагеи сыпались тарелки и ножи, как с похилившейся полки, но никто не сказал ей ни слова упрека, так как все понимали состояние ее духа. Раз только папаша с сердцем швырнул салфетку и сказал мамаше: – Что у тебя за охота всех женить да замуж выдавать! Какое тебе дело? Пусть сами женятся, как хотят». Идут приготовления к свадьбе.
Кульминация рассказа приходится на день свадьбы. Свадьба происходит воскресным утром. В кухне собирается много народа, что поражает Гришу. Унтер благословляет молодых и они, поклонившись всем присутствующим по-очереди, выходят на улицу и идут в церковь. Пелагея рыдает. Грише очень ее жалко.
Развязка. На следующее утро кухарка возвращается. Затем приходит извозчик, ее муж и просит хозяйку приглядывать за женой, а также просит дать ему 5 рублей в счет жалования его жены на хомут для лошади. Гришу поражает неожиданное право извозчика на деньги Пелагеи. Ему становится горько за «жертву человеческого насилия» и он, чтобы приласкать ее, принес самое крупное яблоко из кладовки, вложил ей в руку и убежал.
Портрет главного героя — мальчика Гриши - динамический, раскрывается в его поведении и в отношениях к другим героям. Мы понимаем, что он мальчик любопытный, поэтому и подглядывает. Гриша – добрый и чуткий ребенок. «И почему это няньке хочется, чтоб бедная Пелагея женилась?» «Бедная, бедная! – думал Гриша, прислушиваясь к рыданьям кухарки. – Куда ее повели? Отчего папа и мама не заступятся?» «Грише стало горько. Ему страстно, до слез захотелось приласкать эту, как он думал, жертву человеческого насилия. Выбрав в кладовой самое большое яблоко, он прокрался на кухню, сунул его в руку Пелагее и опрометью бросился назад». Пространство в произведении ограничено домом Гриши. Время действия событий рассказа – несколько дней.
В этом рассказе А. П. Чехов показывает читателю судьбу женщин, которых насильно хотят выдать замуж не по любви, а потому что «так надо». Я считаю, что в обоих случаях ситуации пошлы, так как у человека есть право самому искать свое счастье и выйти замуж по своему желанию. Мнения Пелагеи, кроме маленького Гриши, никто не учитывает.

Рассказ Событие
Рассказ описывает один день в дачном доме. Дети (Нина и Ваня) просыпаются утром и узнают от матери, что их кошка наконец «ощенилась». Несмотря на упрёки и запреты родителей, дети весь день радостно возятся с котятами. Всё заканчивается вечером, когда появляется дядя Петруша с большим чёрным псом, который неожиданно для всех съедает котят. Дети, плача, уходят спать.
Это произведение Антона Павловича Чехова, на мой взгляд, показывает насколько сильно отличается детское мышление от взрослого. Дети, конечно, еще не знают такого зла, о котором имеют представление взрослые, а потому детское сознание является чистым от всякого окружающего негатива.
Ваня, мальчик лет шести, стриженый, с носом, похожим на пуговицу, и его сестра Нина, четырехлетняя девочка, кудрявая, пухленькая, малорослая не по летам, просыпаются и через решетки кроваток глядят сердито друг на друга.
— Кошка ощенилась! — кричат они. — Кошка ощенилась! В кухне под скамьей стоит небольшой ящик, тот самый, в котором Степан таскает кокс, когда топит камин. Из ящика выглядывает кошка. Ее серая рожица выражает крайнее утомление, зеленые глаза с узкими черными зрачками глядят томно, сентиментально... По роже видно, что для полноты ее счастья не хватает только присутствия в ящике «его», отца ее детей, которому она так беззаветно отдалась! Хочет она промяукать, широко раскрывает рот, но из горла ее выходит одно только сипенье... Слышится писк котят.
К великому удивлению Вани, папа не разделяет его симпатий к котятам и, вместо того, чтоб прийти в восхищение и обрадоваться, он дергает Ваню за ухо и кричит:— Степан, убери эту гадость!
Неро, большой черный пес датской породы, с отвислыми ушами и с хвостом, твердым, как палка. Этот пес молчалив, мрачен и полон чувства собственного достоинства. На детей он не обращает ни малейшего внимания и, шагая мимо них, стучит по ним своим хвостом, как по стульям. Дети ненавидят его всей душой, но на этот раз практические соображения берут у них верх над чувством.— Знаешь что, Нина? — говорит Ваня, делая большие глаза. — Вместо лошади пусть Неро будет отцом! Лошадь дохлая, а ведь он живой.
Весь вечер они ждут того времени, когда папа усядется играть в винт и можно будет незаметно провести Но в это время входит Степан и со смехом объявляет:— Барыня, Нера котят съела! Нина и Ваня бледнеют и с ужасом глядят на Степана.— Ей-богу-с... — смеется лакей. — Подошла к ящику и сожрала.Неро в кухню...
 
Зиночка
Зиночкаа, именно так, этот рассказ можно считать версией "Злого мальчика", изложенной под несколько иным углом зрения. Ситуация ровно та же - восьмилетний мальчик становится свидетелем поцелуя. Разница только в том, что в рассказе 1883 года целовалась сестра главного героя со своим молодым человеком, а в варианте-1887 это делают брат и гувернантка рассказчика. А вот реакция свидетеля "непотребства" в обоих случаях оказывается одинаковой - и Коля, и Петя, став обладателями столь ценного знания, предпочитают заняться шантажом. Однако, проявляется у них это по разному, Коля из "Злого мальчика" оказывается откровенным стяжателем, беззастенчиво обогащаясь за счет своих жертв, Петя же - натура более сложная и противоречивая. Да и ситуация в Петином случае развивается несколько иначе, брат Саша не проявил страха перед разоблачением, поэтому вся энергия деятельности юного шантажиста обрушилась на гувернантку. И Петей руководили не меркантильные соображения, он ничего материального не требовал, но он оказался даже более жестоким, чем Коля, он изощренно издевался над юной девушкой, наслаждаясь своей властью над ней Рассказчик, уже будучи взрослым, вспоминая свои проделки, называет себя свиненком, но это он слишком снисходителен к себе - он был настоящим извергом и садистом. К сожалению, дети часто бывают неоправданно жестоки и к своим сверстникам, и к взрослым тоже. Мне даже кажется, что люди, проявляющие неоправданную жестокость во взрослом состоянии, в какой-то степени так и остались детьми, вот такими, ревнивыми до чужого успеха, Колями и Петями. Но, в отличие от "Злого мальчика" в "Зиночке" более полно раскрывается еще один аспект - ненависть к измывающемуся шантажисту. В первом рассказе было помянуто об удовольствии, которое получили Анна и Иван Иванович, отодрав Колю за уши, во втором, несмотря на то, что рассказчиком является Петя, более подробно и детально описываются чувства, через которые прошла бедная Зиночка. О первой любви до Антона Павловича говаривали многие, от Пушкина до Тургенева, а вот Чехов завел речь о первой ненависти, которая "так же не забывается, как и любовь…"
Подробнее на livelib.ru:
Не велика штука быть любимым: барыни на то и созданы, чтоб любить нашего брата. А вот, господа, был ли кто-нибудь из вас ненавидим, ненавидим страстно, бешено? Не наблюдал ли кто-нибудь из вас восторгов ненависти? А?
Из всего виденного я понял только то, что Саша целовался с Зиночкой. Это неприлично. Если узнает maman, то обоим достанется. Чувствуя, что мне почему-то стыдно, я ушел к себе в детскую, не дожидаясь конца рандеву. Потом я сидел над задачником, думал и соображал. По моей роже плавала победоносная улыбка. С одной стороны, приятно быть владельцем чужой тайны, с другой — тоже весьма приятно сознавать, что такие авторитеты, как Саша и Зиночка, во всякую минуту могут быть уличены мною в незнании светских приличий. Теперь они в моей власти и их спокойствие находится в полной зависимости от моего великодушия. Я же им покажу!
 А я знаю... Гы-ы! Я видел...— Что ты знаешь? — спросила мать. Я еще ехиднее поглядел на Зиночку и Сашу. Надо было видеть, как вспыхнула девушка и какие злые глаза сделал Саша! Я прикусил язык и не продолжал. Зиночка постепенно побледнела, стиснула зубы и уж ничего не ела. В тот же день во время вечерних занятий я в лице Зиночки заметил резкую перемену. Оно казалось строже, холоднее, как будто мраморнее, а глаза глядели странно, прямо мне в лицо, и, я вам даю честное слово, даже у гончих, когда они догоняют волка, я никогда не видел таких поражающих, уничтожающих глаз! Выражение их я отлично понял, когда она среди урока вдруг стиснула зубы и процедила:— Ненавижу! О, если б вы, гадкий, отвратительный, знали, как я вас ненавижу, как мне противна ваша стриженая голова, ваши пошлые, оттопыренные уши!
И теперь даже, несмотря на мою добродушную плешь, смиренное брюшко и покорный вид, она всё еще косо глядит на меня и чувствует себя не в своей тарелке, когда я заезжаю к брату. Очевидно, ненависть так же не забывается, как и любовь...