Главный храм Вооруженных Сил РФ. Прииди и виждь

Лена Витечкина
          Прежде чем рассуждать, что такое хорошо и что такое плохо, а тем более осуждать, что приемлемо, а что в православной традиции никак невозможно, для начала необходимо увидеть собственными глазами храм Христова Воскресения, возведённый в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в парке «Патриот».  Дорога, правда, туда непрямая, но и не за тридевять земель, вариантов добраться множество.
          Не стану вас убеждать в архитектурных и прочих достоинствах храма, всё это вам расскажут аккредитованные и дипломированные экскурсоводы и сегодня можно прочесть на официальном сайте храма. Там же вы узнаете, сколько тонн драгоценного металла, стекла, бетона, гжельской глазури и т.д. было потрачено и в какие сроки одолели стройку. Главное не это. 
          А что же главное в Главном храме Вооружённых Сил России?
Главное – образ Пасхального, победного русского воина. Видимая связь воинства земного с воинством Небесным.

          Когда пробираешься сюда через московский бетон да сквозь загазованные пробки,  храм  Вооружённых Сил России будто сам выходит тебе навстречу былинным чудо-богатырём, русским витязем. Огромный, как Илия Муромец, с мечом, как Добрыня Никитич, в кольчуге, как Алёша Попович. А шлем на нём – самого святого благоверного князя Александра Невского. (Купола храма ВС действительно увеличенные копии шлемов святого.)
          Храм не просто грандиозен, он ошеломляюще грандиозен и, глядя на это чудо, не сомневаешься: под его шеломом-куполом смогут укрыться все, надеющиеся на Воскресение. 
          Идёшь навстречу храму-богатырю, а он сияет. И попадая в это сияние, по мере приближения к храму наполняешься светом пасхальной радости. Видишь это величие, богатырскую мощь, силу духа и чувствуешь свою защищённость и собственную, кровную причастность к Победе по праву, по родству (ведь в каждом роду есть солдат, приблизивший День Победы).

          Начинать обзор нужно, конечно, с нижнего храма в честь крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. Это и по исторической хронологии закономерно, и по задумке. Храм выполнен гжельскими мастерами. Только не надо тут же представлять себе белую посуду в синенький цветочек. Вообще представлять не надо ничего, что касается храма 75-летия Победы. Вы такого точно нигде не видели и не увидите, разве только в самом храме. Гжельскими мастерами из синевы неба и искристого белого снега крестами небесных и земных орнаментов оформлено это чудо. Попробуйте вынуть из глубины той, ещё прародительской генетической памяти все звуки и краски Древней Руси. Что-то подобное вы могли видеть в далёком детстве в иллюстрациях к полюбившимся сказкам. Впрочем, у каждого свои книжки и сказки и лучше один раз увидеть.
 
          Спускаешься по ступенькам вниз, будто к роднику, и сразу же вот они – первые воины Руси, пешие и конные, вставшие на защиту нашей  Родины.
          «Благословенно воинство Небесного Царя» – первый мозаичный образ, встречающий нас в нижнем храме.  На нём русские воины идут на поле битвы, а ангелы с небес спускаются, приготовив для них мученические венцы. Вот  мы видим внизу двух воинов в седле на коне,  а вот – они уже святые  Борис и Глеб на небе. Вот князь Владимир Святославич у крещенской купели,  а вот, вверху, –  он уже святой равноапостольный князь. Стоишь, смотришь на мозаику благословенного воинства потрясённый мыслью о круговороте святых, ведь так же снизу вверх обыкновенные земные воины, проливая кровь, отдавая души за други своя, исполняя главный закон любви, живот свой за землю Русскую положив,  –   возносятся на небо, где из земных воинов уже созидается святое воинство Небесное. И получив мученические венцы, встав в дружину небесных воинов, они уже святыми покровителями спешат по молитвам на помощь к нам, на землю. И слова богослужебной стихиры, посвященной воинам-мученикам, тоже подтверждают удивительную мысль о круговороте святых:
          «Благословено воинство Небеснаго Царя: аще бо и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесех нерадиша, и страданьми безплотных сподобишася чести. Темже молитвами их, Господи, низпосли нам велию милость». 

          Нижний Свято-Владимирский храм – это детство православной Руси: первые княжеские походы, объединение восточнославянских племён, Крещение княгини Ольги и князя Владимира, принятие Православия русским народом. Кроме настенных мозаик с историческими событиями здесь множество икон святых, особенно почитаемых сегодня. Надо отметить, что иконы нижнего Владимирского храма выполнены с таким мастерством, будто святые сами выходят нас встречать, и за такую милость к нам, грешным, хочется просто благодарить Бога. Без слов.
          Вообще ликующее безмолвие или безмолвное ликование – самое верное чувство от нахождения в победном храме Воскресения Христова.

          За алтарём нижнего храма находится крестильня, купол которой напоминает отверзшееся небо, сверкающее алмазными гранями, а мраморная купель наполняется водой из нижнего живого источника. Представьте, спускаетесь вы по мраморным ступеням в купель для святого Крещения, а над вами открывается вся вселенная с лучшими её представителями – святыми. 
          И крестильня победного храма – это зримое обещание будущего Неба для всех, кто «во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». 

          И если нижний храм это образ зарождения Руси, первые просиявшие в Российской земле святые, то главный верхний храм – это уже величие и слава державы Российской, утверждение веры православной, победа жизни над смертью в Христовом Воскресении: главный алтарь храма Вооружённых Сил освящён в честь Светлого Христова Воскресения.
          Это великий храм-воин, победивший врага и на священнический возглас «Христос Воскресе!» он отвечает не одиноким голосом и даже не  голосом множества постоянно присутствующих здесь паломников, а соборным голосом Церкви земной и Церкви небесной, вместе с небесными покровителями Святой Руси и нашего непобедимого воинства:
- Воистину Воскресе!

          Мозаики храма прекрасны не потому, сколько средств и мастерского умения в них вложено (это очевидно), а потому, что они утверждают мысль о возможной святости каждой христианской души. На них вместе со святыми изображены наши воины, победившие на Куликовом поле и в суворовских походах, в Бородинском сражении и в Великой Отечественной войне. Рядом с  великими полководцами – простые солдаты и моряки, их дети и жёны, во все века помогавшие русской победе русским оружием, собственным трудом и молитвой.
          Вот перед нами русские воины-победители с поверженными знаменами врага, освободившие от фашизма всю землю.
          А вот наши воины-победители с поверженными японскими флагами и над ними – святитель Николай, святой Георгий Победоносец и преподобный Сергий Радонежский. А над нимбами святых по мозаичному небу слова из 1-й книги Маккавейской:  «Ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила». 
          И сколько раз эти слова писания подтверждались в неравных схватках с врагом, сколько раз святые зримо являлись на помощь нашим воинам.
         
          Храм Вооружённых Сил России – это соборное единение Церкви земной и Церкви Небесной. Зримая проповедь Евангелия и воплощённое величие русского духа, ведущего наших воинов к победе.

          Конечно, враг не терпит наших побед. Вспомните, сколько было шума вокруг строительства Главного храма Вооружённых Сил, когда его ещё и увидеть-то никто не мог. Именно и как правило люди сторонние, не имеющие отношения ни к Православию, ни к русским традициям, ни к отечественным победам громче всех возмущались возведению этого храма. Им ненавистно всё, что объединяет людей для созидания нашего Отечества. А уж если это касается Русской Православной Церкви…  Именно пасхальный дух единения народа и не даёт покоя противникам Победного храма. Но, слава Богу, храм Воскресения Христова в парке «Патриот» стоит. Литургия в нём совершается. Народ съезжается со всего света ежедневно, видит это чудо, с благодарностью поминает наших воинов, своих родных, радуется русским победам, приводит сюда крестить своих детей – будущих  защитников Отечества. И жизнь жительствует.

          Есть множество фотографий и видео, в храме ВС всё можно снимать. Но ни одна даже самая профессиональная фотография не передаёт красоты и величия явленного за полтора года чудо-храма и ни одно видео не передаёт этого чувства единения и родства Отечества земного Отечеству Небесному.  «Прииди и виждь».