Когда зацветет старая груша, часть 16

Ольга Верещагина
Часть 16

Кира пила мелкими глотками чай из пиалы, ела вкусный чак  – чак, а вкуса не чувствовала, было ощущение, что  она замерзла настолько, что не чувствует вкуса. Ее знобило. Нервная дрожь мелкими волнами пробегала по спине и убегала по ногам вниз, куда туда, где жила память.
 
-  Как все это принять и, как понять?   Как переосмыслить ту  жизнь, и связать ее с настоящей,  как соединить все это воедино – думала она.  А еще она думала о том, как она все это расскажет своим детям. Она не знала, как они к этому отнесутся. Сыновья были очень похожи на отца, и были очень разборчивы  в   каждом своем выборе.  Отец  и бабушка  сумели  посеять  в их сознание,  что они это  элита, а их мать – просто из детдома,  и этим все было сказано,  хотя в сыновьях   была ее кровь. Свекровь  взрастила в них какое – то пренебрежение к происхождению матери, как к чему – то не совсем  порядочному. Пока они были маленькими и нуждались в ней, они это не воспринимали, а как получили образование,  и бабушка им нашла невест из ее круга, все изменилось.  Кира, не стала спорить. Рано или поздно сыновья  поймут свою ошибку, а если не поймут, то уже этого не изменить. Кира решила просто жить, а там как Бог даст, но вот Бог и дал  ей, новое испытание и обстоятельства для  того, чтобы не думать о грустной  своей семейной ситуации.


- Ну, что ты призадумалась, краса – девица? – шутливо почти пропел Николай Максимович.


- Напугали тебя эти милые старушки? Это наша  грешная жизнь, дорогая.  Все так жили. Работали,  как лошади, ели и спасли и опять работали за галочку, под названием трудодень – добавил он.


-  Да, нет. Я просто думаю, как это все соединить воедино. Знобит меня, что – то. Как будто бы ветерок по спине гуляет, а сквозняка  нет – ответила Кира.


- Так, это твоя бабка, похоже, явилась тебя встречать. Учуяла… родную кровь -  тихо произнесла Галия.


- Ну, чего пугаешь … Духи,  они всегда все знают. Тем более   что она ей снилась и сейчас ведет ее домой. И нас вспомнила. Вот и спасибо ей за это -  тихо, немного оглядываясь, как бы ища чего - то,  или   кого – то -  сказала  Айнур  Дамировна.


-  Вот, вот, так и  есть. Ты, Кира не бойся,  она долго ждала и вот дождалась, наконец. А я очень рада, что ты приехала и через тебя я смогу отблагодарить  Паву за то добро, которое она нам сделала.  Случилось это сразу после войны. Жили плохо и голодно. Было у меня трое детей. Старшей было уже почти пятнадцать, а младшей семь, сыну – десять. Я день и ночь работала, днем на ферме, вечером в поле или на своем огороде. Не посеешь,  не пожнешь. Надеяться на совхоз особенно не приходилось. Трудные времена были. Виновата я перед детьми, чуть всех не уморила. Тогда гоняли нас на посевную. Я на сеялке работала. Придет бригадир,  пересыплет   зерно из мешков  в сеялку и закроет на замок, чтобы не брали,  и  даже, чтобы    искушения не было  это сделать, а мы нашли способ,  как немного отсыпать зерна и взять домой. Проделали дырочку в шланге, привязали мешочек  и по зернышку, по два за день набегало немного, но хватала на кашу или плов. А в этот раз, он, как обычно привез зерно и потерял ключ, не закрыл и поехал за другим замком. Мы немного и отсыпали. Я рада была, что приду домой,  измелю  зерно и сварю кашу,   надоела   квашеная  капуста  с картошкой,   хлеба хочется. Пришла домой, а мои голодные есть хотят. Быстро сварила и накормила, а старшая есть не стала, немного поела и говорит, что каша горькая,  какая – то, дустом пахнет. Я попробовала, да вроде бы и ничего с голодухи, и  не поняла. А малые,  съели все быстро, и спать пошли, а ночью началось. Как их рвало кровью,  и поносом исходили, смотрю, уже глаза закатывают. Зерно то  потравлено было крысиным ядом. Так нас бригадир решил проучить, чтобы не воровали зерно. Что делать? Куда бежать? Если в больницу, не довезу, а узнают – посадят, а детей жалко, и саму  рвет, тогда запрягли у соседа подводу и айда за Павой. Упала ей в  ноги, кричу. Помираю сама и всех детей уморила, и суда боюсь. Она на меня, орлицей накинулась. Молчит, а глазищами, так и бьет,  аж сверкают.  Собралась, дала мне травки попить и поехали. Чуть – чуть успели. Еще бы немного и все. Да, видать Аллах пожалел.  Три дня выхаживала их Пава, выходила. А напарница моя не успела использовать зерно. Я ее предупредила. Вот меня и Аллах пожалел.  Выходила Пава моих деток и говорит:


- Живи правидно,  тогда и Аллах в помощь будет. Пожалел он тебя за то, что своими рискнула детьми, а чужих спасла,  а бригадир свое получит, знай. Скоро известие  будет. Услышишь. И как в воду глядела. Летом забрали его. Излишки  зерна и картошки продал кому-то, а на него донесли, а тогда строго с этим было, вплоть до расстрела. Сколько ему дали колонии не помню, но домой он живой не вернулся. С тех пор чужого ни капельки, ни ниточки не брала, сама отдаю в память о том случае, и помню добро твоей бабушки,  и благодарю Аллаха, что дожила и до такого счастья,  тебя живой увидеть.  Низкий поклон Паве от меня с благодарностью. А если чего тебе нужно Кира, ты  только скажи. Я своим велю, все сделают. После этого наша жизнь наладилась, и мы зажили хорошо. Да и сейчас,  слава Аллаху, все есть.  Ты тут осмотрись, может,  старый ее дом захочешь отремонтировать, ты только Толгату позвони, он пришлет рабочих,  и все сделают.  Толгат у меня на стройке работает, начальником. Толгат, дай ей свою карточку с телефоном – обратилась Альфия Аскаровна к внуку.


- Да, помню я, этот случай, как забыть. Нельзя такое забывать. Да и я - должница Павина. Ой, как я тогда  все перенесла, не знаю. Вон, она, моя Галия, тогда под сердцем была. Случилось это по осени. Убрали урожай. Тогда же пахали сначала,  а потом закрывали влагу, боронили. У бороны были зубья большие, острые и грязные,  в земле. В тот раз поле было край нее к Тараскиному хутору, рядом с которым находился дом Павы.  Я до сих пор не знаю, что и как случилось, но получилось так, мой бабай, говорит, что споткнулся, а тот,  его напарник тоже помалкиает, так и не знаю что произошло,  только мой упал на борону, лежащую зубьями к верху. Она распорола ему весь бок и повредила что- то внутри. Вот, Кирочка,  представь себе, отдаленное поле, осень, грязь и холод и мой бабай умирает там, его напарник кое - как перевязал и бегом к Паве. Хорошо она дома была. Сказал ей и бегом к бригадиру за машиной или лошадью, везти в район в больницу. Точно бы не довезли  бы, истек кровью. Пава прибежала, а после я уже приехала на полуторке, привезла простыни и самогон   для того, чтобы обработать  раны, больше ничего и не было. Смотрю, бабай лежит на земле, а Пава стоит над ним, наклонилась. Ладони растопырила и что – то громко читает, да так читает, что аж рядом молнии сверкают. Уже смеркалось. Страшно стало. Она на меня посмотрела. Взяла простыни и самогон и говорит,  чтобы я шла отсюда. Нечего  мол,  мне тут делать.   Нечего свою и детскую душу губить. Сама справлюсь. Как я испугалась ее вида. Стала она страшная. Нос крючком, глаза горят. Руками потряхивает от напряжения. Меня наш шофер посадил в машину и отвез подальше. Пава костер развела. Что-то там колдовала и делала, только через час или полтора. Часов тогда не было, машет нам. Мы подъехали к ней, а она говорит, что кровь уняла, и что у нас есть два часа, чтобы довести до больницы, а еще просила никому, под страхом смерти,  не рассказывать о том, что мы видели  там, и мы молчали. До сих пор молчали, про то, что она там делала. Да и не наше это дело, человек добро сделал, нам кормильца спас. Боялась она, что опять ее посадят в  каталажку.   Время смутное было. А бабая мы довезли, и  во время. Потом врач говорил, что  ожоги в швах хорошо затянулись,  и бабай быстро пошел на поправку. Это,  что получается,  что  она его жгла огнем, чтобы кровь  остановилась  или  сварилась, и была возможность его довести до больницы. Это ведь знать  нужно. Видно ее Бог дал ей знание и разрешил такое сделать.  Вот я и поминаю ее, когда читаю суры. Дай Аллах или ее Бог ей  всего только  хорошего,   а он и дал,  внучку вернул. Слава Аллаху. Благослови тебя Аллах и твой Бог за то, что ты приехала и доставила нам радость и возможность поблагодарить через тебя  Паву. Я думаю, если бы были живы наши  ровесники, много хорошего могли они тебе рассказать о твоей бабушке. Многим она помогала, но были и те люди, которые ее ненавидели и доносы писали. Все мы люди и все мы разные -  закончила свой рассказ  Айнур Дамировна.


- Да, все так и есть. Уморили мы тебя нашими разговорами. Уже поздно. Мы поедем ко мне в дом, там невестка уже все приготовила, можем вас к нам взять ночевать. Вы, я надеюсь, останетесь до завтра, а завтра на хутор все вместе поедем? – спросила Альфия Аскаровна.


- Нет. Мы поедем домой. Нам завтра с утра нужно к участковому заехать. Мы его возьмем и приедем к обеду. Пока вы проснетесь,  встанете,  позавтракаете, не спеша,  и мы прибудем, вот тогда и все  вместе поедем  к Фаине Ивановне.  Участковый ее уже предупредил, что мы все к ней приедем. А сейчас все устали, переволновались. Нужно отдохнуть всем, да и нас дома потеряли.  Здесь не далеко, тридцать километров, мы мигом и дома. Мы не думали, что ночевать будем, не предупредили – скомандовал на свой лад, с чувством  превосходства, Николай Максимович.

Все согласились. Все были не молоды. Сказывалось напряжение и волнение, вызванное воспоминанием о пережитых  событиях.  Кира поблагодарила  женщин за  прием, и пообещала завтра приехать к ним и остаться на  ночь,  чтобы поговорить и осмотреться.  На этом и расстались.


 Обратная дорога, Кире показалась совсем короткой, потому, что она даже не успела осмыслить все сказанное за столом у Айнур Дамировны, но впереди была еще ночь и еще много – много времени, которое, как ей казалось, на пенсии девать некуда, но как она тогда ошибалась….

Продолжение следует…


.