Комплексные явления

Захар Михайлов 2
Когда человек говорит о чем-то, о неком предмете, явлении или классе предметов, он может не понимать, что имеет дело с результатом некого сложного поэтапного процесса, который  как бы растянут во времени, пространстве и распределен среди множества людей, выполняющих разные функции и принадлежащих к определенному сообществу.

Многие предметы и явления, которыми человек оперирует либо задействован в них, имеют значение только в связи с неравномерно распределенными среди людей навыками и представлениями. Навыки и представления эти, в свою очередь, подразумевают наработку, обучение им. А для всякого обучения требуются определенные условия, например, наличие воспитателей, учителей, сотрудников, соратников, материальной базы (приборов, специальных инструментов и вещей).

Необходимы так же собственные возможности и свойства обучаемого, подходящие природные условия и определенные условия общественного быта (социальная ниша), без которых систематическая наработка конкретных навыков, знаний и предрассудков становится  затруднительной донельзя.

Таким образом, говоря о книге или о некой письменности, о так называемом естественном языке или о языке программирования, о некой науке, дисциплине, предмете, общественном строе, форме отношений, адекватный исследователь должен понимать, что имеет дело с комплексным (систематическим*) явлением, в которое были ранее и до сих вовлечены множество конкретных живых людей, находящихся в специфических условиях их сообщества.

Явление может быть общим для всех, кто в нем так или иначе задействован, но представление о результате и процессе формирования данного явления формируется каждым человеком самостоятельно и по мере собственной воли и необходимости, хоть и под влиянием окружающей среды и других людей, которые так же относятся к окружающей среде.

Имея ввиду, что для участия и использования комплесных явлений по назначению, фактически не требуется это явление вполне понимать, то не удивительно, что большинство людей, например, вполне успешно разговаривают, совсем не понимая природы собственной речи, или успешно торгуют и покупают, при этом совершенно не вникая в механизмы появления товаров и образования их стоимости.

Поскольку люди живут в разных более-менее устойчивых сообществах, то многие закономерности их групповой жизни формируются именно в силу специфики их общественности.

Общественные явления, такие, например, как рынок, деньги, товары, банки** - это частные случаи комплексных явлений, особенностью которых является жизнедеятельность людей в определенным образом упорядоченных группах. В частности, для приведенных примеров (рынок, деньги, товары, банки) имеет место характер упорядоченности хозяйственной деятельности групп людей, называемый капитализмом.

Фактическое существование всех этих явлений и предметов в том смысле, как их обозначают обычно, имеет место только при условии целенаправленной деятельности  людей, как бы подкрепляющей и поддерживающей эти явления. Эта деятельность иначе называется общественным трудом.

Это касается как абстрактных понятий, так и тех, которые могут казаться вполне конкретными, например, тротуар, журнал, квартира, телевизор, соцсеть и т.д.

Ведь предметы, используемые в некой цивилизации по определенному назначению, в других условиях, для людей других культур и цивилизаций, тем более для других видов животных, для иных существ, не являются тем же самым, но чем-то совершенно иным, возможно загадочным и непонятным, либо применяемым по совсем иному назначению, нежели теми, кто этот предмет создал изначально.

К примеру, обезьяны в древних разрушенных храмах Индии, если это вообще храмы, как заявляют многие археологи, не выпоняют никаких ритуалов, кроме приема пищи, отправления нужд, спаривания и тп. В музеях есть некие искусственные артефакты неизвестного для многих людей назначения, поскольку они не смогли найти аналог из собственной жизни либо современные аналоги кажутся неуместными для того времени, к которому относят данный артефакт историки***.

Кроме того, люди могут совсем не понимать механизм происхождения отношений и предметов своего общества, в которых сами же регулярно учавствуют и которые используют. Зачастую в таких случаях имеют место мистификации либо всяческие фитишизации. Ведь далеко не все представители общества являются исследователями, цель которых - понять закономерности жизни, природы.

Все это - примеры комплексных явлений, для правильного понимания которых требуется понимание всех необходимых и достаточных условий и возможностей тех, кто эти явления воспроизводит, т.е. понимание природы людей.

___________________
* Возможно, изначально именно в этом ключе с недавних пор среди наемных ученых стало модно упоминать и везде пихать как что-то совершенно новое так называемый системный подход, который у последователей, обычно превращается в некий механистический метод. Не смотря на то, что это было элементарно понятно еще Карлу Марксу и использовано в его исследованиях общества, рассмотрение явления как сложного комплекса до сих пор не закрепилось в общественном сознании народа как некий базовый предрассудок.

** Известно, например, что с давних пор люди, живущие в деревнях, подобно современным буржуа, хранили свои документы, ценности и денежные сбережения в банках. Банки эти, как правило, были стеклянные, причем, крышка банки, желательно, тоже должна быть изготовлена из стекла, поскольку именно стекло не поддавалось ни зубам грызунов, ни коррозии, ни химическому воздействию.

*** К примеру, найденный в древней мастабе египетского "чиновника" так называемый диск Сабу - это, несомненно, обыкновенный колпак, который надевают на штампованные диски  автомобилей.