Наитивизм

Евгений Рослик
     Работая в расправлении цифровой арт глиптики (ЦАГ) начинаешь размышлять о том, что же это такое? Какое место в системе изобразительного искусства может занимать ЦАГ? Прежде всего, Что собой представляет цифровое искусство. Ответим вначале на вопрос, что такое не цифровое искусство? Это искусство до появления интеллектуальных машин, компьютеров. Сегодня известны два вида интеллектуальных машин: аналоговых и цифровых. Соответственно, будем различать аналоговое и цифровое искусство. Это большое упрощение, но какие-то допущения нужно принимать, иначе более или менее стройный анализ становится невозможным. Это примерно как картина, написанная маслом на холсте, и картина на экране компьютерного монитора.

    В чём основное отличие этих изображений? В возможности управления изображением. Изменить изображение картины, написанной маслом, можно воздействуя на красочный слой. Стирая его или дорисовывая. Это требует неизмеримо больше времени и усилий, чем изменяя напряжение на экране монитора. Управление изображением на мониторе радикально изменяет возможности мастера. Не будем рассматривать подробно эти возможности. Остановимся только на некоторых отличиях процесса создания изображения, которые влияют на возможности изменения первоначального образа картины в процессе её создания.

     Трудно представить себе мастера, который бы не строил планов, приступая к созданию будущего художественного образа.  [1]В одних случаях этот образ существует в виде модели, например, человека, в других это воображаемый, умозрительный образ. Приступив к написанию картины, мастеру всё труднее отойти от первоначального образа, а в некоторых случаях просто невозможно: потрачено время, материалы. Значительно проще это сделать на экране монитора. Становится возможным изменять художественный образ одновременно с созданием картины. Назовём этот процесс наитивным, а картину наитивной.

     Наитивная компонента имеется в любом творчестве. В её основе лежит интуиция, жизненный опыт, настроение и ещё много чего. Отмечу только, что в таких направлениях живописи как абстракционизм, авангардизм, ампир, анималистика, барокко и других однозначного аналога наитивного направления найти не удалось. [2]



Литература
1. Е.А. Рослик Фэнтезийный стиль. Проза.ру. http://proza.ru/2020/08/26/269
2. Антар Полісся. Направления в живописи. 2021 г.