Курск 1943 г

Владимир Петропавловский
Воспоминания
Командира 77 отдельного восстановительного железнодорожного батальона подполковника Коршунова Павла Ивановича

      Весной 1943 г. 77 железнодорожный батальон, командиром которого в ту пору был я, занимался восстановлением единственного коммуникационного ж.д. направления Касторная – Щигры – Курск, на которое фактически базировались два фронта Брянский и Воронежский.
     Учитывая, что в этот период уже вырисовались основные очертания Курского выступа, роль этой коммуникации и самого ж.д. узла Курск трудно переоценить, и значения их возрастали с каждым днем.
     Это хорошо понимали и мы, и противник. Поэтому немецко-фашистская авиация непрерывно бомбила все перегоны и станции этого участка. Стремясь сорвать организованный подвоз всего необходимого для наших войск. Достаточно сказать, что только на магистраль Касторная – Курск – Льгов, за три месяца апрель – июнь 1943 г. было совершено более 120 налетов и сброшено 4400 бомб. Особый удар наносился по Курскому узлу.
     В этих условиях от восстановителей требовалось максимальное напряжение сил, самоотверженность и стойкость. Командиры, политработники, партийная организация с ее секретарем тов. Лещенко вели большую работу по обеспечению восстановления тех многочисленных разрушений. Эта работа осложнялась тем, что действовать командирам и бойцам приходилось часто под воздействием вражеской авиации.
     11 апреля 1943 г. противник осуществил массированный налет на Курский узел. Разрушения были значительными. Восстановление их было затруднено еще тем, что на станционных путях находилось большое количество вагонов с боеприпасами, цистерн с горючим. Все это горело и рвалось, а рядом стояли эшелоны с грузами так необходимых для фронта. Поэтому первая задача заключалась в том, чтобы расцепить эти составы, ликвидировать очаги пожаров, спасти ценное военное имущество.
     Личный состав 1-й – 4-й рот, проявляя мужество и самоотверженность ликвидировали последствия этого варварского налета, и уже через 6 часов после его окончания через Курск пошли поезда.
     Особенно смело действовал коммунист командир отделения Лешманов, который со своим отделением, несмотря на огонь растаскивал горящие вагоны с боеприпасами по путям, организуя спасение других вагонов, а старший сержант Сватов в 15 м от рвущихся боеприпасов организовал восстановление пути.
     Однако противник на этом не успокоился. В третьей декаде апреля налеты совершались почти ежедневно. Особенно сильное напряжение всех моральных и физических сил потребовалось выдержать солдатам, сержантам и командирам 2-го июня, когда на Курск налетело более 500 фашистских самолетов. На узел было сброшено более 2000 бомб. Батальон был поднят по тревоге и брошен на спасение горящих грузов и восстановление разрушенных путей. Парторги Хайрулин (?), Шанин, Пономарев показывали пример самоотверженной борьбы по спасению имущества. Так например тов. Пономарев с группой солдат четко и быстро организовали восстановление пути, на котором находился воинский состав несмотря на то, что он был ранен осколком бомбы, продолжал руководить работой отделения. Врач батальона тов. Викторова М.П. организовала работу по спасению раненых воинов из горящего санитарного поезда. Коммунист Вовчинский в самый разгар бомбардировки вскочил на паровоз и вывел в безопасную зону целый состав.
     Умело руководили своими подчиненными командиры рот Андреев и Титов, заместитель по технической части т. Перлов М.И., инженер Под..мов (?), Барыгин, Богданов и др.
     И не смотря на огромные разрушения, движение поездов было восстановлено, а к моменту начала Курской битвы, узел работал на полную пропускную способность.
     Мы гордимся тем, что были участниками этой исторической битвы, и в меру своих возможностей способствовали победе наших войск над фашистами.

 Бывший командир 77 овждб                Коршунов

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ февраль 2021 г. В. Петропавловский