Сувениры

Анатолий Белаш
               Должен признаться, что по характеру я человек   безалаберный, мне не хватает в моих действиях  систематичности. Я, правда, не разбрасываю свои вещи по комнате, но для меня достаточно затолкать их в шкаф, тумбочку или чемодан как попало, а уж в них навожу порядок раз или два в году. То же самое во дворе – забываю инструмент на месте работы, а потом всюду  ищу его. Бывали случаи, когда тяпку, молоток или серп обнаруживал весной, после таяния снега. Наиболее важные для меня фотографии я храню в альбомах, но постепенно некоторые фотоснимки из них исчезают, а новые накапливаются между последним листом и обложкой. Теперь, впрочем, большая часть фотографий в относительном порядке на флэшках.
                Из своих поездок по нашей стране и зарубежных командировок я привозил немало сувениров, если под словом «сувенир» понимать памятную вещь. Судьба многих из них тоже оказалась незавидной. Часть раздал знакомым, другие пропали неведомо как. Особенно жалею о потере образцов минералов и пород, некоторые из которых представляли ценность не только как память.

               Часть сувениров сохранилась благодаря подарку ко дню рождения, сделанному братом Володей. Мой старший брат окончил Ташкентский политехнический институт по специальности геофизические методы поисков и разведки полезных ископаемых (хотел сказать – «как и я», но это я под его влиянием выбрал ту же специальность).

                Потом он работал на урановых рудниках в Чехословакии, в геологических НИИ Ташкента и Алма-Аты, занимаясь ядерно-физическими методами изучения минерального сырья. Побывав во время одной из командировок в Приморье, Володя решил перебраться в этот прекрасный край, знакомый нам с детства по повести Арсеньева «Дерсу Узала». С женой Асей и детьми он обосновался в Тетюхе, позже переименованном в Дальнегорск. Здесь он, работая в комбинате «Дальполиметалл», также занимался ядерно-геофизическими методами определения содержания полезных компонентов в рудах. Во время командировки в Приморское геологическое управление я побывал у Володи (рассказ «Над уссурийской тайгой»)

                Приобретя где-то небольшой токарный станок, Володя увлекся обработкой дерева и изготовлением различных поделок - полочек, кувшинчиков, шкатулок. По моему заказу он изготовил из различных пород деревьев полочки для сувениров. Я расставил по полочкам памятные предметы, привезенные из Индии, Африки, Мадагаскара и различных уголков нашей страны. То, что уместилось на них, сохранилось и радует глаза мои, моих внуков и правнуков. Сама полка – память о брате, честном, благородном человеке, дожившем до 90 лет.
 
                Три полки и соединяющие их столбики сделаны из разных пород деревьев, и обычных для Приморья, и реликтовых видов. Растительный мир этого края весьма разнообразен. Благодаря тому, что в ледниковый период оледенения на его территории не было, он включает как виды, характерные для умеренного климата, так и субтропические растения.

                Из деревьев наиболее интересны бархат амурский, тис остроконечный, береза Шмидта и, конечно, кедр корейский.

                Бархат амурский – реликтовое дерево с пятисантиметровым пробковым слоем. Кора, листья и плоды этого дерева издавна используются в Китае, Корее и  Японии как  лекарство.

                Тис остроконечный – довольно редкий обитатель уссурийской тайги, хвойное дерево с ценной древесиной и ядовитой хвоей. Живет до 1000 лет.

                Березу Шмидта часто называют железной березой – ее не берет топор. Она втрое крепче дуба и даже превосходит по крепости чугун. Тонет  в воде, почти не поддается гниению. На нашу обычную березу мало похожа.

                Кедр корейский, точнее, корейская кедровая сосна – хорошо всем известное великолепное дерево, дающее кедровые орехи и ценную древесину. Долгожитель, встречаются пятисотлетние деревья. У него более крупные, чем у сибирского собрата орешки - 1,4 -1,8 см.

           Полки отлакированы, и теперь не определишь, из какой древесины они сделаны. Постепенно я заполнял их сувенирами. На них стоят гонг из Индии, маракас из Уганды, раковины из Танзании, чертики из Латвии, кусок бивня мамонта  и многое другое. Теперь на них нет свободного места. Ну, и ладно. Новых сувениров не предвидится.