Избранные комментарии к стихотворениям. При-Пус

Виталий Альбертович Иванов
Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 2. «Л» - «Р» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 240 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4160/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/tiiz/
_______________________________________________________

Избранные комментарии к стихотворениям. При-Пус


Прирученное сердце
https://www.stihi.ru/2011/08/18/3322

Е.М.

Когда-то ты жила
               в обычном этом доме,
Но вовсе не похожем
               на тысячи других.
Когда-то ты была
               намного мне знакомее,
Дороже и знакомее
               и близких, и родных.

Когда на эту улицу
               я прихожу, как в детство,
Забыв, что мне нельзя
               ступить на твой порог,
Вдруг робко заволнуется
               прирученное сердце:
Как будто мне
            горит в окне
                знакомый
                огонёк!..

Тихорецкий проспект, 1979
_________________________________________

Здесь важно не только «знакомый», близкий и дорогой… очень значимые слова – «как будто мне». Вот эта «светлая грусть», «прощание без конца», нескончаемое прощание… - самое страшное в жизни… и самое дорогое.
________

- СтарО, но здОрово!
Наверно, в 1979-м мне бы подумалось, что через N лет сердце заволнуется. Увы, для меня время - лекарь надёжный.

Митрофаныч Воронежский
------------------

- На этой улице до сих пор сердце волнуется! :) Тихорецкий проспект – моя первая любовь, моя Родина!

Виталий Иванов
------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Про свиней
https://stihi.ru/2002/09/03-291

Объединённые вином,
Разъединяемые правдой,
Коли не врать, мы были рады,
Что всё другими решено.

Обмана отыскалось дно -
Опорожнили мы корыто.
Кормушка ржавая разбита,
Вокруг валяется говно!

Свинья, тебе не всё равно?
Сожрали всё?.. в навозе рыла?..
Что ж ты своё отворотила?
Как все, измазано оно!

1988
_________________________________________

- Сперва не врубился, а потом на год посмотрел и вспомнил перестроечное время... а что, правдиво написано: удобно же было (некоторым), когда за тебя всё решают (что греха таить и в тебе самом есть такая свинская жилка, что лишь бы в корыте не пусто было)...
Так что - правильно.

Гена Герасим
------------------

- Да, Геннадий, увы! Опустело корыто! Эти стихи теперь – достояние истории. :))) А нам надо - самим кормиться. :))

Виталий Иванов
------------------
__________________

- Виталь, ага - твой 1988 = мой 2004 - ну что за жизнь, елки... :)))
А где-то цветочечки
всякие розы
а мы озабочены
жизненной прозой,
которая пахнет и пахнет и пахнет...
духИ нашей жизни на рылах и лапах :)))

Джейка
------------------

- :))) Но не будем отчаиваться. :) Надо перекопать, а потом посадить что-нибудь. Пройдет год, другой… и на занавоженном поле вырастет прекрасный урожай. Вот где взять только добрые семена для зерна, а не чертополоха? :)
И опять все будут сыты на некоторое время. И производить кучи дерьма.
Таков, видимо, цикл в природе. :) И мы, Джейка, не исключение. :)))

Виталий Иванов
------------------

- дык это... того... мы завсегда с природой :)))))))))))))

Джейка
------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Пророк
http://www.stihi.ru/2002/07/09-337

Ко мне Он часто приходил…
Через него узнал я рано
Огонь, коварный, но желанный -
Избытка и свободы сил.

Он говорил:
«Не всем дойти…
Твой жребий выделен из многих.
Но ты узнаешь по дороге
Всё одиночество Пути.

Услышишь каждого мольбы,
Но сам не сможешь стать понятным…
Не будет свет благоприятным
Твоей сгорающей Судьбы».

И по пророчеству тому
Один средь всех я оставался
И, сколь с надеждой не пытался,
Был не понятен никому…

Узнал я что такое - знать
И что нельзя помочь, чтоб знали.
Что ж… пусть меня не понимали,
Себя я сам сумел понять!

1987…
_________________________________________

- Непонятно, но здорово.
Очень похоже на лектора по математическому анализу, что-нибудь типа
«Гомоморфный образ группы
изоморфен фактор-группе
по ядру гомоморфизма»

Че
----------------

- Да, мат. анализ – это не для всех, не для всех… Если не изучать… Но изучить его можно, если взяться серьезно. Любопытное сравнение…
Поэзия бывает простой, а бывает и непонятной. Главное, чтобы - нравилось. А доказать в поэзии, в отличии от мат. анализа, где случаются сотни доказательств одной теоремы, ничего невозможно! Можно лишь убедить. :)

Виталий Иванов
----------------
__________________

Не считаю себя «пророком». Это лишь поэтический образ. Но, конечно, ни одно наше слово не бывает вовсе случайным.

Виталий Иванов
----------------
__________________

- Пророк-
Про - РОК.

Это и есть реальный стих.

Александр Тагаев
----------------

Про ор? – OK!
Прок. :)

Виталий Иванов
----------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Проститутка
https://www.stihi.ru/2002/07/12-367

Была ты девочкою строгой,
А стала женщиной распутной.
Расстался с юной недотрогой,
А встретил каждому доступной.

Как странно это получилось!
А может, и совсем не странно…
То сердце, что так чудно билось,
Устало биться неустанно.

Оно доверчиво искало
«Большой Любви» и «Чистой Дружбы».
Но слишком часто открывало
Дерьмо под фантиком жемчужным!

Опустошённая послушность
Не сразу сделалась привычкой.
Как под личиной равнодушья
Душа корёжилась девичья!

Она сгорала от надежды
И каменела от обмана.
Так этой девочке прилежной
Давала жизнь урок поганый.

Такси. Салон. Швейцару трёшка
В гостинице, и ресторане.
Душа, как меньшая матрёшка,
Не приглашалась на свиданья.

«У всех одни слова и лица…
Не это суть. Вот деньги – важно.
Такую жирную синицу
Не спутать с журавлём бумажным.

Поймали! Скучный дядя учит:
«Мол, недостойно комсомолки!..» -
Ты о себе подумай лучше,
В кармане - лозунги и только.

Как много слов красивых в книжках!
И все - враньё. А жизнь – другая.
Жизнь, как капуста с кочерыжкой,
Без грубой правды не бывает!

Она не сладкая конфетка,
Подумай, дядя, хоть минутку,
Что лучше - быть марионеткой
Иль откровенной проституткой?..»

1979, 1987…
_________________________________________

ЮРИЙ. Понятно, всё в самом широком смысле. И мужчины бывают разные. Мы с тобой знаем.)
Никого здесь, ясно, обидеть не собирался. Начиная с себя.)
Стиш написан давно. Дата стоит.
Может быть, он о комсомолках и комсомольцах? Но и среди них были разные люди. Хотя где сейчас их идеалы?
Ведь мы не будем примитивно цепляться?

Ты полагаешь, на это явление надо закрывать глаза, когда миллионы девушек, женщин из бывшего СССР стали секс-рабынями по всему миру? Не только в Европе, Америке, Азии и Австралии, но даже и в Африке! (!!!)
На Луне разве что наших нет. :(
Не являются ли те, кто хочет замалчивать всё - «марионетками»? Неизвестно кого. Но есть другой выбор.)
Он не один.)
Я об этой трагедии сказал еще в 1987-ом году на заре перестройки. А первые два четверостишия набросал еще в 1979-ом.
И с тех пор не перестаю редактировать эти стихи!

Сегодня о проституции? К ней уже просто привыкли, не замечают. Вошла во многие сферы жизни. Не замечаемое, обыденное перестает быть поэтическим.

Имеются в виду фантики не из жемчуга, конечно. Жемчужного цвета. Нежно розового, с блёстками. Таких конфет в детстве много продавалось. Дешевых, с мягкой начинкой.
Рад, что приглянулось. И за замечание спасибо.)

Вспоминается иногда рассказ о поэте Т. из «Повести о разуме» Михаила Зощенко. Весьма известном до переворота 1917-го года поэте, а во времена НЭПа - попрошайки на улицах Ленинграда.
Он приводил там такие его стихи. Запомнились.)

Пышны юбки. Алы губки
Лихо тренькает рояль.
Проституточки, голубки,
Ничего для вас не жаль.
Все на месте, все за делом,
Всяк торгует сам собой.
Проститутки – статным телом,
Я – талантом и душой.

Что-то сумасшедшее есть в каждом времени. Проститутки были и будут всегда. Но это не наш выбор. )
__________________


- Ох, как вы жестоки! Нельзя же так! Хотя, конечно, доля правды в этом есть...

Могла продать своё ты тело,
Но сохранить при этом душу.
Разочароваться в жизни этой,
Но кодекс сердца не нарушить.

И отдаваться ради денег -
Что ж, каждый вертится как может.
Но только надо бы при этом
Остаться человеком всё же!

С уважением,

Крутова Марина
-------------------

- Так написалось однажды под настроение… Но почему я жестокий? Такая жизнь. В том числе, и такая… Каждый выбирает свой путь или движется по инерции.
Я никого не осуждаю. Святых среди нас нет.

Виталий Иванов
-------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
«Прошлого размыты очертанья…»
https://stihi.ru/2002/08/30-366

Жизнь моя… иль ты приснилась мне?
Сергей Есенин

Прошлого размыты очертанья,
Жизнь проходит, будто, без меня…
Где вы, первой юности мечтанья? -
Не вернуть крылатого коня!..

Не пришёл никто на угощенье…
Стол накрыт… Лишь я на праздник зван?
В полутёмном, странном помещенье
Одинокий поднимал стакан…

Выпивал… И чудились мне явью
Миражи, встающие вдали, -
Книг моих неизданных заглавья,
Милая, объятия твои!..

1988…
_________________________________________

- Всё, чего не хватает одинокой душе, всё, чего когда-то недополучили, всё - здесь. Красивое стихотворение.

Антон Ли Круковский
---------------

- Все-таки мне удалось издать мои рукописи, Антон. По крайней мере, частично… А теперь вот – Интернет – от… зари до зари. Грустить некогда, и нет уже тех причин… УЖАСАЮЩИХ! :)
Самое невыносимое, когда то, что ты делаешь, создаешь многие годы, некому даже и показать, никому вовсе не нужно. Это - пир одинокого…

Я жил, как на пиру,
Я пировал один.
Я заливал вином
Расплывчивость друзей,
Любимых миражи
Я заедал индейкой…
Я пировал один! :)

Человеку необходимо воплощать созданное в сознании собственном (идеальном мире) - в реальность (мир материальный). Если этого нет, он - умирает.
Мне повезло… в последний момент. :)))

Повезло… Но никто не знает, как тяжко нести понимание. Даже если ты миру оставил… это не означает прижизненного признания. И любви… той, на которую ты способен.

Виталий Иванов
---------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Птица
https://www.stihi.ru/2002/03/20-338

Свой мощный вскрыл под облака
Она воткнула.
Как будто чёрная река
Стрелой сверкнула.

Так высоко она вошла,
Что стала точкой.
Высь позвалА и назвалА
Любимой дочкой.

Легко и радостно парить,
Дерзя над миром,
И с небесами говорить
Ширококрыло!..

1974
_________________________________________

«Вскрыл» - неологизм. Вообще, стиш написан 30 лет назад. Первоначально.
А вошла – как нож в сердце глубоко вошел. В этом смысле. Взошла – интересный вариант, подумаю. Пока мне ближе вошла.

Кстати, у меня было не «метнула», а «воткнула» и соответственно – «вошла». Зря я в какой-то момент исправил. Сейчас вернул.
Т.е. воткнутая шпага – вошла. Вот смысл. Стрела – усиление.



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Пустая тьма
http://www.stihi.ru/2002/09/10-358

Пошёл я к Богу на поклон…
Но, верно, вышел слишком поздно.
Пустая тьма со всех сторон…
Зачем меня Всевышний создал?

Пустая тьма во мне самом…
Я даже Господу не нужен
С ничем не занятым умом,
Душой, не вылезшей наружу!

1988…
_________________________________________

Когда писал стихотворение, казалось, что - поздно. Потом, действительно, думал, может быть, рано к Богу пошел? Наконец выяснилось, и ходить никуда не нужно, надо Его просто увидеть… Он всегда с нами.
__________

- Затем, чтоб жить, любить, гореть,
От искры пламя зажигая.
Потоком яростным кипеть,
Всевышнего благословляя.
Извините, вырвалось. На самом деле сложный вопрос.

Бамбоций.
----------------

- Так получилось, что я для себя нашел ответ на вопрос… Это случилось несколько позже написания стихотворения.
Считаю, мир или Бог (здесь не имеет значения – кто) создал нас для того, чтобы мы исполняли нашу собственную Мечту, которая является одновременно и нашей Миссией в мире.
Об этом у меня кратко изложено в миниатюре «Мечта»
http://www.stihi.ru/2002/12/07-302

Виталий Иванов
----------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Пустой
https://stihi.ru/2002/05/27-416

Я загораюсь от чужого огня,
А своим зажечь - не умею.
На любовь не хватает меня,
Ненавидеть - не смею…

И убываю с каждым днём,
Нигде и никому не нужен,
С ничем не занятым умом,
Душой, не вылезшей наружу…

1980
_________________________________________

- Откуда такой пессимизм? Если Вы нашли слово обозначить состояние, значит есть силы справиться. Не сидите в своей раковине и не придумывайте страшилок на ночь, отпустите Душу наружу. У меня есть любимое стихотворение, ему почти 100 лет, а кажется, что о нас сегодняшних:

Мы живем и мертвеем
наше сердце молчит
Мы понять не умеем,
Что нам жизнь говорит.
Отчего мы стыдимся
Слов нескромной весны?
Отчего мы боимся
видеть вещие сны?
Наша радость застыла
В темноте и пыли,
Наши мысли покрыла
Паутина земли.
Но душой не усталой
Мы должны подстеречь
Для любви небывалой
Небывалую речь.
(Поликсена Соловьева, 1903 год)

Вакса
---------

- Вы считаете, такие стихи выставлять не надо? Или их не надо писать? Но ведь душе не прикажешь. Если строчки рождаются, значит, это зачем-то нужно…
У меня есть и другие стихи, много разных, в том числе, самых «оптимистических». Хочу показывать жизнь такой, какой вижу. Не только розовое, голубое и алое, но и черное. Этот цикл - страничка из моей жизни, вырывать её я не буду.
Спасибо за мнение и участие. :)
Я справлюсь.

Виталий Иванов
---------

- Ну вот, у Вас и колючки оказывается есть, ощетинились. Писать такие стихи надо, надо писать обо всем, о чем хочется сказать. Простите, если Вам что-то показалось сказанным не так или не в той тональности. Часто слова живы пока не произнесены, явленные, они бывают непохожи на себя.
Я хотела сказать о том, что Вы чувствуете какое-то грустное отчаяние и не хотите отпустить прошлое (это не значит забыть или отказаться). И конечно же справитесь, об этом и шла речь. Вы сами точно сказали о Душе, не вылезшей наружу. Видимо пора ей в свет выходить.

Вакса
---------

- Вот я и выхожу потихонечку, показываюсь, каков есть. А если Вам интересно почитать что-нибудь повеселее из моих стихотворений, загляните в цикл «Сказка» или «Выпускной бал», здесь на моей страничке. А если захотите узнать, чем я сейчас занимаюсь можете посмотреть, например, стихи в прозе «На берегу реки и в реке»
http://www.proza.ru:8004/2001/06/13-53
или философское эссе «Самораскрывающаяся свобода»
http://www.proza.ru:8004/2002/05/08-43.
Спасибо. Я на Вас отнюдь не обиделся. Наоборот, мне очень интересно знать Ваше мнение.

Виталий Иванов
---------

- Я многое прочитала из Вашего: циклы Шедевры абсурда, Город одиноких мышей (кое-что из них всех), На берегу реки и в реке (в Самораскрывающуюся свободу не смогла попасть), Эпитафию, Метаморфозы и еще много чего. Очень понравилось Ожерелье ветра. Мне нравится то, что Вы пишите. О реке выскажусь позже. Только я не пишу рецензий - я не умею препарировать стихи. Мне интересны создатели стихов, их мир.

Вакса
---------

- Зачем мне рецензии? Пишите, что Вам сердце подсказывает, только это и интересно.
Спасибо. Мне уже немного легче «справляться», раз то, что я делаю нужно… :))

Виталий Иванов
---------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~