Два дня и Святой Георгий ч. 3

Светлана Леонидовна Черникова
                Х

 Оглохшие и ослепшие от пыли, они продирали глаза, вопя все, что придет в голову. Через минуту пыль немного рассеялась, друзья замолчали и поглядели друг на друга, боясь признаться в самых худших опасениях. Что это было?! Что делать дальше?! Надо было спасать Макса! Вызывать МЧС, милицию, или кого? И как вызвать, какой номер? Или сначала попробовать самим найти друга? И вообще, что точно произошло?

 Когда через некоторое время пыль совсем осела, мальчишки увидели, что уступа больше нет. Видимо он и обвалился в реку, поняли они. Остался только куст, возле которого стоял Макс. Куст неизвестно как держался на обрыве, наполовину болтавшись корнями в воздухе. В наступившей тишине они вдруг услышали слабый голос Макса:
 -Эээээй…я тууут.. помогите!!

 В ту же секунду они вскочили на ноги, и хотели было метнуться к обрыву, но Герка вцепился в Леху, удерживая его.
 - Стой! Нельзя сразу! Это как полынья! Ухнем все! Надо ползком и веревку!!
Остальные минуты две они судорожно крутились на месте, высматривая подобие веревки, попутно голося:
 - Макс, мы идем! Держись!
 
 Не найдя ничего путного, они сбросили с себя джинсы и связали штанины между собой. Получился неуклюжий канат, но ничего крепче у них  под руками не было. Отломали пару лап у ближайшей растущей ели и поползли к краю обрыва. По дороге решили, что к обрыву подползет Леха, предварительно положив под себя еловые лапы, чтобы площадь опоры на землю была больше. Он посмотрит, где Макс, если Макс близко – даст ему конец импровизированного каната. Леха был самый легкий из их компании. Герка же был самый  сильный и рослый мальчишка, в случае чего ему предстояло тянуть двоих. Он держал Леху за ногу. Тот осторожно дополз до куста и замер, потом нагнул голову пониже как будто рассматривая что-то. Наконец, он спустил джинсовый канат и долго возился с ним под обрывом. Потом он попятился и, не оборачиваясь, просипел:
- Тяни!

 Герка уперся, как Геракл, в землю и потянул Лешкины ноги. Немного сдвинувшись, они опять застряли. Теперь уже Лешка, прижавшись к земле, позвал Герку на помощь.
- Герыч, он не может зацепиться. Придется рискнуть. Ползи тоже сюда, только потихоньку!
 Когда Герка был  у края обрыва, Макс одной рукой  держался за джинсы, а второй уже пытался ухватиться за обрыв. Земля крошилась под пальцами и скатывалась вниз, засыпая ему глаза. Герка крепко схватил Макса за руку.
- На счет три делаем рывок! Мы тянем, ты помогай ногами. Последний шанс. Раз, два, три! – скомандовал Герка.

 Макса выдернули как репку из земли. И без остановки, молча поползли прочь от страшного места. Только метров через десять, уткнувшись головами в густые заросли кустов, они остановились. Поднялись на ноги, обнялись и снова заорали благим матом, но теперь уже втроем!
- ААААААААА!!!
- Макс, ты как? Ты где завис? Это просто чудо! Мы чуть с ума не сошли!
 Они галдели  наперебой, развязывая джинсы и помогая ему отряхиваться. Макс глупо улыбался и топтался на одном месте. Он все слышал, все понимал, но говорить не мог. Только открывал рот, как рыба, выброшенная из воды.

 - Слушай, Гер, кажется, он в шоке, – уже одетый, Лешка  внимательно оглядел Макса  – Как думаешь, его сразу в больницу или бабушке сообщим?
 - Сначала надо сказать его бабушке. Только аккуратно как-нибудь – пробурчал Герка.

 Хмурый Герка принялся сосредоточенно обдумывать речь. Услышав слова «скажем бабушке», Макс вскинулся, как лошадь от звуков боевой трубы и завопил:
- Только не бабушке Вы что, она меня сразу убьет!
- По-моему, она тебя убила бы, если бы ты не пришел домой!  - заметил Лешка.
 - Да она счастлива будет, что ты вообще живой остался! Но, конечно, раз все хорошо обошлось, в лоб говорить не стоит. Надо продумать версию. Как ты упал, Макс? – Герка тронул друга за плечо.

- Ребята, давайте сядем где-нибудь. Я что-то не хочу пока идти. – Макс посмотрел на ребят и  сел на траву, оглядываясь по сторонам. - Я ведь задумал пройти на самый край выступа. Мне стало страшно, но я решил перебороть свой страх и все-таки дойти. А когда дошел до куста, почувствовал, что ноги не идут. Не могу и все тут! Хорошо, что вы не догадались, как я испугался. А тут свист, потом шорох, а потом земля ушла из–под ног и я рухнул. Когда мы с отцом ходили в горы, он всегда учил меня падать правильно. Ну, когда падаешь, и тебя несет вниз с горы надо расправить руки-ноги и постараться ухватиться за что-нибудь. Куст, корень, траву – неважно. Главное задержаться. Вот я и обнял первое, что попалось под руку – куст! Вцепился, как в родного! А потом помню только, что меня тянуло вниз, песок набивался в глаза, в рот, в уши. Я соскользнул к корням и вцепился в них мертвой хваткой. Кругом все несется, шумит, гудит, ужасные вопли раздаются! А потом мне показалось, что песок пошел обратно вверх, а это пыль поднялась такая густая! Пришел в себя и вижу, что вишу в метрах трех над обвалом, держась за корни куста. И кто-то меня держит за воротник. Я давай сигналы подавать, а голоса нет, горло пересохло! Копец! Ну а потом вы меня выдернули. Единственное, что я так и не понял, откуда дикие вопли были? Чертовщина какая-то.
- Чертовщиной были мы, орали от страха!  - заметил Герка. Он посмотрел на друзей и ребята громко захохотали во все горло. Страх и пережитые волнения выходили из них с оглушительным хохотом.

                Х

- А что могло тебя держать за воротник? – удивился Лешка.
- Понимаешь, когда я пытался зацепиться ногами за берег, чтобы быстрее выбраться, краем глаза заметил что-то типа коряги или крюка. Наверное, корень какой-то. А когда вы меня дернули, ткань затрещала. Куртку порвал, похоже, вот смотрите.
 Макс повернулся спиной, и мальчишки увидели то, что когда-то было облегченной джинсовой курточкой с множеством карманов даже на спине. Теперь там были только лохмотья.
 - Да, вот еще что. Пока я там болтался и поднимался, мне показалось, что в корнях куста что-то есть! – Макс посмотрел на друзей
- Что?! – практически одновременно спросили пацаны.
- А я знаю? Похоже на бок какой-то коробки. Небольшой такой, деревянной вроде. Она неглубоко там торчит боком, где земля обвалилась. Может, посмотрим?

 Макс неуверенно глянул на друзей. Молчание. Молчание и покашливание. Каждый думал об одном и том же. Посмотреть надо однозначно, а вдруг берег опять ссыплется? Теперь уже может и не повезти.
 Первым нарушил молчание Герка:
 - Значит так, давайте рассудим логически. Берег обрушился как раз на границе выступа. Половина куста осталась в земле, значит, корни кустов и трава здесь еще держат землю. Во всяком случае, это уже не шаткий выступ.
 - Надо одного держать за ноги, а еще лучше привязать. -  Лешка вздохнул и огляделся -  Только привязать бы к прочно стоящему дереву.
 МАКС взволнованно произнес:
- Да вы что, ребята, она близко к поверхности! Если пробовать достать ее сверху, то дерн прочный, лопата будет нужна, чтоб откопать. А сбоку надо только дернуть. Я же ее видел. Я длинный и не тяжелый. Привяжите меня джинсами опять и держите вдвоем лежа за ноги. Я попробую достать!
Ребята переглянулись и, глубоко вздохнув, решили рискнуть. Макс  первый скинул джинсы, за ним разделись и мальчишки. Одну пару джинсов закрепили на левой ноге, вторую привязали к правой. Третью пару растянули и сунули одну штанину в руки Максу. Он пополз медленно, но решительно. За ним ползли друзья.
 Нельзя сказать, что ползти было приятно. Трава была мягкая, но попадавшиеся мелкие прутья и сучки больно впивались в кожу. Добравшись до края, Макс на минуту остановился, набрал в грудь воздуха и свесился вниз. Казалось, что он способен дотянутся до коробки рукой, но он потихоньку сползал и сползал вниз. Видно коробка плохо поддавалась.
 - Если он перегнется вместе с ногами, мы его не удержим – заметил Герка.
 - Макс, бросай ее! Мы, правда, тебя не удержим, если еще сползешь!  - крикнул Лешка.
 Но Макс еще немного повисел, потом напрягся, дернулся и попытался поползти назад.
 - Все! Тяните!
 Мальчишки сопели как два паровоза, но все же вытащили друга в обнимку с небольшой коробкой, скорее похожей на деревянную шкатулку, завернутую когда-то в холщовую ткань, обрывки которой лохмотьями свисали с нее.
 - Я заглянул в дыру, там больше ничего нет. Похоже, ее одну спрятали под кустом!   - сообщил он друзьям.
 Возбужденный Макс счастливо оглядывался и тряс коробку, а мальчишки как завороженные глядели на неё во все глаза. Герка опомнился первым. В небе слышался гул вертолета МЧС, облетавшего район оползня. Видно местные жители слышали шум обвала и сообщили куда надо.
- Пошли быстрей по кустам к буквам!! Надо успеть смыться, еще велики забрать! Внизу все рассмотрим!! – Герка махнул рукой и двинулся прочь с полянки.