Якутск

Марсель Вафин
Март месяц. На дворе обещают… Ничего хорошего не обещают. Но обещают приход пандемии коронавируса. Вот этого нам еще не хватало! Сидеть дома? Как говориться: «Под лежачую задницу амаретто не затекает!» Лежать дома – это не для нас! Моряков всегда тянет в море, когда они отдохнут дома, а нас, дальнобойщиков, тянет в дорогу. Это для тех, кто не знает «романтики», сидеть дома – это хорошо. А для нас и моряков, а также прочих путешествующих, сидеть дома, это как… Посадить пса у дома на цепь. Не. это не для нас! Да, кормят, да можно целый день просидеть в будке, но… Простор, свобода, нам кажется важнее, чем ощущение сытости. «Волка ноги кормят!» — это наш девиз.
Два месяца просидел дома после последнего рейса в Якутск. Приехал ближе к концу января.  Хватит, отдохнул. Пора в дорогу! Но, тут «коронавирус» … Надо срочно выезжать! С грузом-то уже вряд ли развернут!
   Как всегда, залез в АТИ, ищу рейсы. АТИ – это программа, в которой мы себе грузы ищем. Из любой точки туда, куда душа желает. Хочешь в Якутск – ищи рейс на Якутск. Хочешь в Москву – ищи рейс на Москву. В любую сторону.
   Сижу, ищу… Дело это небыстрое. За бесценок грузов куча. Многие диспетчеры хотят, сидя дома, не вкладывая денег, получить иногда до 50% выручки от рейса. 50% мне, который тратит деньги на авто, на солярку, на еду, и 50% ему. На табуретку и на телефон. Таким я говорю: «За такие деньги купите себе тачку в магазине «Сад.  Огород.» и катите ее до пункта назначения! А мне тех денег, которые вы мне предлагаете, даже на топливо не хватит». Обычно обижаются. И говорят: «Другие же ездят!»   
Решил съездить опять на Якутск. Почему именно туда? Дело в том, что в Якутске нет моста через Лену. Вообще нет! И есть возможность взять выгодный рейс. В апреле ледовая переправа закрывается, а паромы начнут ходить только к лету...
   Я до этого был там в октябре, потом в декабре. В ноябре лед через Лену еще не встал. Паромы уже не ходили. Ходил только один: с ледоколом. Помнится, когда я приехал в Нижний Бестях, то позвонил на паром. Спросил, где переправа. Объяснили. Поплутал маленько, по незнанию… Позвонил утром, часов в 8  местного, а приехал часов в 10. А ехать там, километров двадцать. Гадал, успею, не успею… Топлива было не очень много. Но заправляться не стал, и позавтракать решил попозже. Думал, в Якутске поем, и заправлюсь. Сижу у берега, жду… Час, второй, третий… В машине тепло. Но еды нет. И сигареты кончились… Мы ведь, курильщики, как? Без еды вытерпим. Без воды тоже. А вот без сигарет – полная катастрофа! Без сигарет нам никак!
   Выкурил последнюю. Жду. А парома все нет, и нет… Еще час проходит. Курить охота! Выхожу из машины, иду к «братьям- дальнобойщикам» за сигаретами. «Попрошайничать». Я второй в очереди на паром. Впереди меня фура. Это за ним я ехал, и благодаря ему я нашел место погрузки. Подхожу, стучу в дверь. Открывается окошко. В окно выглядывает мужик лет 40-ка, плотненький такой.
- Здорово, коллега!
- Привет!

- Два вопроса есть. Первый: не заешь, когда паром за нами придет? Здесь связи нет для моего оператора, позвонить не могу. И второй: сигареты кончились. Я не думал, что так долго стоять будем. Ни покушать не успел, ни сигарет взять…
- Паром приедет, когда загрузится на той стороне. Пустой он сюда не придет. А курить… Не курю я.
   Я подошел к берегу. Где-то там, вдалеке был виден паром. Но он был полупустой. «Значит еще не скоро», - подумал я.
В это время подъезжает третий. Я к нему. За сигаретами.
- Браток, сигаретой не угостишь? Просить неудобно, но я торопился сюда приехать, боялся опоздать, а тут еще нескоро, мне кажется…
   Водитель дал мне сигаретку. Понимая, что мы тут надолго, я попросил еще парочку. Водитель грузовика взглянул на меня не очень ласково, но сигареты все же дал. Я про себя отметил эту странность (обычно мы  друг с другом делимся без всяких проблем, а тут…), и глянул на номера. Ага, московские! Все понятно! Это другая категория водителей! Это не наши! Есть Москва, а есть Россия! Это две разные страны!
   Подошел ледокол. «Наверное скоро и паром подойдет»,- подумал я. Но парома не было. Видимо, ледокол  просто раздолбил лед, который уже успел образоваться. Разбил образовавшийся лед, и укатил обратно.
   Река выглядела не очень приветливо. Вся в торосах. Как человек с непослушными волосами, который утром встает, а все волосы у него в разные стороны… Так и Лена выглядела.
   Якутск был в поле досягаемости взора человека, не страдающего близорукостью. Так близко, и так далеко… Километров двадцать! Что такое двадцать километров? За это время я бы пешком до Якутска дошел!
   Через пару часов начало смеркаться. Что там на пароме – уже не разглядеть. Но вскоре опять появился ледокол, а за ним и паром. В течении получаса все машины с парома выехали, и стали загружать нас. Меня загнали в самую даль. «Наверное последним продеться выгружаться», - подумал я. И ошибся. Выгружали потом, первым. Когда паром тронулся, вышел еще раз стрельнуть. Было уже темно. И надо же мне было в темноте наткнуться опять на этого москвича! Попросил сигареты, сказал, что не знал о том, когда погрузка будет. Торопился, и сигарет не взял.
- Так ты ко мне уже не в первый раз подходишь, - как-то очень расстроенно сказал «Москвич».
- Да ладно, завтра тебе пачку на погрузку привезу, - ответил я.
   Я знал, что его обязательно встречу. Паром один. За день он всяко разгрузится. И я, надеюсь, тоже. Отдам ему пачку! За четыре сигареты. Возьмет, интересно?
   На следующий день подъехал. Сытый, с сигаретами. Заправлен полный бак. Нашел москвича, подошел, протянул сигареты. Пачку. Взял! Меня это удивило, конечно… Я бы не взял. Но, люди разные…
   Вспомнил свою октябрьскую поездку.   
   Когда я приезжал в Якутск в декабре, стояли морозы – 50 С. Холодно, однако… И ударили морозы ровно в тот день, когда я приехал. А что такое мороз  -50 С? Это: машина не нагревается, в кабине холодно. Сцепление и тормоза уже не работают. Если простоять в такую погоду пару часов – машину уже и на «галстуке» с места не тронешь. Замерзнет и коробка, и мост.
   Приехал я в Нижний Бестях уже поздно вечером. Тормоза колом, переключить скорость невозможно. Что делать? Вижу, ДПСники стоят на обочине. Остановился, подсел к ним в машину:
- Ребятки, что-то я подморозился маленько… Не знаете, куда можно было бы машину загнать, отогреться? А- то до утра, если даже и простоит, протарахтит, утром я ее все равно с места не сдвину! А до весны еще далеко!
- Записывай!- и продиктовали мне целую кучу номеров, где можно отогреть автомобиль.
   Я все записал, и пошел к себе, дозваниваться. В машине лампа слабая. Разбираю записанное с трудом… Вдруг стук в дверь. Смотрю, один из ДПСников ко мне подошел, и говорит:

- Езжай за нами. А то ты тут до утра будешь звонить, искать…
- Так у меня только первая включается и тормозов нет, - отвечаю

- Ничего, мы потихоньку поедем!
   Они включили мигалки и поехали впереди. Я за ними. Потихонечку. На первой не разгонишься.
   Привезли к какому-то боксу. Один из них подошел, показал мне на бокс, и говорит:
- Все, дальше сам. Здесь тебе место найдут!
   Я радостно пошел искать, к кому же тут можно обратиться? Главным оказался узбек. Добродушный такой парень. Сразу мне чаю предложил. Попросил подождать пол часика или час. Но при этом предупредил, что на месте стоять нежелательно. Надо машину двигать. А то, мол, мосты с коробкой замерзнут, и меня в бокс уже затащить не получится.
   Я от чая отказался и пошел двигать машину. Где-то через час-полтора подошли ребята,  сказали мне, чтобы я готовился, а еще через пять - десять минут открыли ворота. Знаком мне показали: «Заезжай, быстро- быстро!»
    Заехал. Быстро. Ворота за мной закрылись, и до утра я проспал спокойным тихим сном.
    Рано утром проснулся – и в путь. В Нижнем Бестяхе переправа для грузовых еще не работала и пришлось ехать километров за 20-ть выше по течению. Пока ехал до переправы – все было хорошо. Но, как только выехал на Лену, у меня опять все замерзло. Опять сцепление пропало, и тормоза. Блин, что делать? Буду передвигаться на первой! Лену проехал, до Якутска добрался. А тут светофоры… Еду потихоньку, стараюсь подгадать на зеленый сигнал. Легковушки, не понимая, что это я так двигаюсь, неадекватно, сигналят. Обогнать из-за узких дорог и сплошной не могут.
   Якутск небольшой город. Добрался довольно быстро. Сходил, отметился к человеку, принимающему груз, меня загнали в теплый бокс. Ну, относительно теплый. Там, наверное, не ниже -10 С было.
   С учетом того, что я ехал долго (каких-то 50 км за три часа), а потом еще время на выгрузку ушло, меня выгрузили, когда уже солнце село. Выезжать в ночь? В лютый мороз? Нет, это не дело. Вот бы переночевать! Машина бы в тепле простояла… А утром, пустой, пролетел бы, как на крыльях!
Нашел главного.
- А можно, я машину на ночь у вас на складе оставлю? Поздно уже… А утром завтра уеду? День не спал, а ночью придется ехать, чтобы машина не замерзла. Сами понимаете, пару часов постоит – ее потом никаким трактором не сдвинешь!

- Машину-то можно. А сам где ночевать будешь?
- Да, в машине и буду! Где еще ночевать?
   «Главный» задумался…
- Понимаешь, это склад! Машину-то можно оставить до утра, а вот тебя на складе запереть не получится. Склад есть склад. Да и по безопасности не положено. Вдруг пожар?

   Понятно, что на складе куча материальных ценностей. Понятно, что можно взять что-то, рассовать по карманам. Да, и в машине припрятать можно много чего. «Главный» продолжил:
- Давай так: машину оставляешь на складе, а тебя мы поселим в общежитие. Там и туалет есть, и душ, и поспать местечко найдется. Устроит?

- Что за вопрос? Конечно устроит! Спать на кровати, душ и туалет под боком… Это мечта дальнобойщика! Вот только продукты у меня кончились…
- А магазин у вас далеко? Дойду до него?

- Да нет, недалеко. Выйдешь из ворот, свернешь налево, дойдешь до ближайшего перекрестка, а там магазин увидишь.

- Ладно, тогда сбегаю быстренько, а то у меня покушать ничего нет.

   Вышел из ворот, повернул налево. Дошел до перекрестка. Чувствую, что задыхаюсь. Дышать тяжело. Как никак – 50 С на дворе… А мой организм на такую температуру не рассчитан, оказывается. Я как-то не замечал этого раньше. Раньше… Раньше все было по-другому. Был молод. А сейчас уже под 60… Смотрю, с правой стороны магазин. «Ну, добегу», - думаю про себя. Думаю про "быстро", но иду медленно. Дышать-то тяжело! Дошел. Оказалось, магазин промтоварный.
- А где продуктовый магазин? – спрашиваю у продавца.
- Продуктовый в той стороне, - сказала она, и рукой показала направление.
   Ага, значит я не в ту сторону свернул на перекрестке. Надо было   налево, а я ушел в правую сторону…
   Вернулся обратно до перекрестка, и чувствую, что моих силенок просто не хватит дойти до магазина, и вернулся обратно. Да, возраст… Да и сигареты, видимо, сделали свое гнусное дело! Ну, что же, придется возвращаться обратно! «Не солоно хлебавши»…  Пошел к тому зданию, где должно быть общежитие.  Смотрю, две лестницы ведут на верх. Одна слева, вторая справа. Пошел по правой лестнице. Поднялся, постучал, но никто не открыл.  В этот момент с левой лестницы дверь открылась. Я снова туда. Поднялся, стучу… В дверях появился парень, похоже армянин, в рабочей форме. Я проскальзываю мимо него, и сажусь на пол. Все, дыхания не хватает!
- Что-то хотели? – спрашивает меня армянин.

   Я ответить ничего не могу. Пытаюсь отдышаться. Получилось сказать только короткое: «Ща», и все. Армянин терпеливо ждет. Когда я чуть отдышался, спрашиваю:

- А общежитие здесь?
- Нет, общежитие на первом этаже. Вход находится между двумя лестницами. Что астма?
- Да, астма. Дышать тяжело.

- Поосторожней! А может, тебе скорую вызвать?

- Да, нет, спасибо. Все, же отдышался! – и я спускаюсь вниз.

   Как я эту дверь не заметил? Вхожу, впереди длинный коридор. По бокам туалет, душ. Поднимаюсь на второй этаж. Там меня встречает комендант. Определил мне комнату. А я иду снова к «главному». Продуктов нет, есть нечего… До утра далеко.
В кабинете у «главного» сидят кладовщики и грузчики.

- Ребятки, дело такое… Я при такой температуре у вас дышать не могу. Мог бы кто-нибудь меня довести до магазина? Продуктов надо купить…
- Да не вопрос! Через минут десять будьте готовы, я отвезу,- сказал один из парней с «прищуренными» глазами. Видимо, якут по национальности.
- Ребята, я вам поражаюсь! У вас тут в Якутии особенные люди! Вы, якуты – особенные! Не в смысле, что «якуты» - по национальной принадлежности, а в смысле «жители Якутии» независимо от национальности. Для меня вы все – якуты. Вы особенные!

- И в чем же эта особенность? – спросил «главный». При этом сам «главный», похож был на армянина, и фамилия у него была армянская.
- Я не могу это рассказать. Слов не хватит. Есть клип Елены Ваенги о вас. Для меня вы – волки в этом клипе. Суровые с виду, но очень-очень добрые.
   В клипе некий человек идет в тайгу. Человек не приспособлен к таежным условиям. Он не житель тайги, а «залетный». Искатель приключений. На то место, откуда ноги растут. Нашел. И от смерти его спасли… Волки. Отогрели своими телами.
   Вот таким мне представляются якуты. Еще раз повторюсь, якуты для меня – жители Якутии. И скорее всего, много чего жители Якутии переняли от коренных жителей. Так бывает всегда.
   Меня свозили в магазин, привезли обратно. Я предложил денег, но от денег вежливо отказались. Да уж…
   Забрался к себе в комнату, поел, принял душ, и спать! А утром, когда пришли ребята, завел свой автомобиль – и в путь!
   Это очередное воспоминание. Но что же было с результатами поиска грузов? Чем оно закончилось?
   Груз появился! Не полная машина, но половина моей. Если я беру по 4 тонны, то груз составлял ровно половину. Две тонны до Якутска. Осталось найти еще половину!
   Собрался. Одежду в одну сумку, постель в другую. Жена наготовила еды на дорогу. Жена у меня – прекрасный человек. Заботливая. Мягкая. Мы с ней единомышленники. В том смысле, что на многие вещи мы смотрим одинаково. Но при этом, мы с ней совершенно разные. Я - транжира, она - экономная. Я люблю компании, она любит уединение. Мне нравится одна музыка, а ей другая. Она разбирается в живописи, а я нет. Получается, мы с ней полностью противоположные, но при этом основные мысли и взгляды наши полностью совпадают.
   Грузиться надо в Перми. Дорог в Пермь много. Есть среди них платные. Это-если через Камбарку ехать. Но там стоимость платного участка очень высокая! Участок небольшой. Весь его смысл – в мосте через реку Кама. Но для меня дешевле объехать этот участок, чем платить бешеные деньги за переправу. И потом, участок от Нефтекамска до Камбарки – очень уж нехороший! Дорога разбита вдребезги. По мне – лучше объехать. И дорога лучше, и дешевле. Решил ехать по ней. Через Бураево, Чернушку.
Вечером выехал, а к утру уже был на погрузке. Погрузили быстро, и я, отъехав от места погрузки, снова сел за планшет в поисках второго груза. И вот же повезло! В Екатеринбурге такой груз есть! Причем, не только в тот же город (Якутск), а именно в то же место, по тому же адресу! Видимо, некая перевалочная база. Здорово! До Екатеринбурга 400 км. Договор заключил, обещал подъехать на погрузку завтра с утра. Выехал на Екатеринбургскую трассу, и вперёд!
   Когда меня спрашивают, был ли я в таком-то городе, я обычно отвечаю: «Был!». Но когда дело доходит до того, чтобы город как- то описать, я впадаю в стопор… Ведь большинство городов мы по объездной дороге проходим. Даже если и заезжаем, то что можно увидеть, когда перед тобой незнакомый город со своим сложным движением, а у тебя еще навигатор стоит, и еще надо внимательно следить за знаками дорожного движения? Да ничего не увидишь! Ладно, когда а в Питер приезжаю, я иногда еду к ближайшему метро, и еду осматривать достопримечательности… Ну, еще маленькие, древние города, типа Торжок, или Александров… Александров проезжаешь, практически по центру. Движение там не очень большое и остановиться есть где. Выйдешь, посмотришь на красоту древнюю, пощелкаешь фотоаппаратом, и дальше в путь. А такие как Москва? Туда нас пускают только ночью, когда уже не пощелкаешь, и увидеть ничего не увидишь… «Был в Москве?» «Был!» «А что видел?» «Ничего не видел!» Так вот и ездим…
   Вот в Перми: был много раз, но описать город никак не смогу. Тем более, что грузился, в основном, всегда на окраине. И это понятно, ведь в центре никаких производственных зданий обычно нет.
   Весь день ехал до Екатеринбурга. По навигатору посмотрел, оказывается точка погрузки находится на окраине. Значит, можно заночевать у точки погрузки. Поужинал тем, что дала с собой жена, отправился на «боковую». А утром позвонил на погрузку. Обещали погрузить как только грузчики приступят к работе.
Пришло время, пригласили на погрузку. Погрузили и я не спеша стал выбираться на тюменскую дорогу. До Тюмени где-то километров 300 - 350. Пока выбрался, и время к обеду подошло… Кафешек по дороге много. А вот как не ошибиться и пообедать и дешево, и при этом вкусно?   Как найти кафе, где можно пообедать и вкусно, и дешево? Ответ очень прост: если у кафе по дороге стоят дальнобойщики – значит и вкусно, и по карману.
   Еду, смотрю, где стоят братья-дальнобойщики…
Подъезжаю к заправке. Топливо-то у меня есть, а вот стики успели кончится. С сигарет я перешел на стики. В чем разница? С сигаретами в легкие попадает дым. Он больше всего вредит легким. А вот стики… Никотин поступает в легкие, а дым нет. Чувствую себя намного лучше!
   Зашел, взял стиков, сел за баранку, завел, тронулся с места, и… Машина тронулась, и вдруг, через метров пять, встала, как вкопанная! Не понял… Завожу, а она не заводится… Слышно, как стартер крутится вхолостую, но двигатель не крутит. Что за беда? Что делать? Стартер «крякнул»? Ну, тогда можно с толкача завести… Остановил грузовичок, подошел, попросил «дернуть». Водитель грузовичка согласился. Зацепил трос, дал отмашку водителю, который согласился меня выручить, и… Что такое? Колеса не крутятся… Пытаюсь мыслить логически: раз не крутятся колеса, значит, что-то заклинило. Мост задний? Но, тогда бы и на нейтральной мост не крутился. А он крутится.  Коробка? Нет, такого быть не может! Она так резко не могла сломаться. Так не бывает. Ну, вернее, я таких случаев не знаю. Двигатель? Да, если двигатель, то это катастрофа! Груз у меня. Доставить надо вовремя. Период такой, что туда надо ехать быстро-быстро, иначе потом… До лета груз останется на правом берегу. Моста-то нет! Что делать? Звоню своей «палочке-выручалочке» Уралу. Объясняю ситуацию. Прошу найти сервис. Ближайший. Звонит Урал, говорит, что из-за пандемии коронавируса все сервисы закрыты… Но дает список телефонов. Звоню. Один сервис согласился. Сказали, что загонят меня в сервис и ворота закроют изнутри, и никому открывать не будут. Так, мол, никто не догадается, что там машина, и что ее ремонтируют. Также согласились отправить машину для буксировки. Ну, вроде все решено. Немного успокоился. Ну, «успокоился» - громко сказано. Как можно успокоиться, когда взял аванс за доставку груза, а машина неисправна? Пошел в кафе, покушал. Сижу, жду, когда за мной приедет «буксир». Через час подъезжает МАН. Становится впереди меня. Я понимаю, что это и есть буксир. Я выхожу из машины, цепляю трос. Обмениваемся с водителем МАНа пожеланиями:

- На левую сторону не выглядывай особо. Езжай строго за мной,– сказал мне водитель МАНа.
- Ты на поворотах осторожно. Двигатель не работает, а, следовательно, гидроусилитель тоже. Баранку будет очень тяжело крутить.
- Хорошо!
   Так и поехали. До деревни километров 80-ть. По трассе шли хорошо и легко. А как свернули с трассы на проселочную, поехали медленно. Много поворотов. Я еле-еле успевал изворачиваться на такой дороге… Наконец, приехали. Въехали в ворота. Впереди длинное одноэтажное здание. Видимо, раньше была «Сельхозтехника». Подъехали к воротам. МАН посигналил, ворота открылись. Но как загнать машину? Пытались с помощью лебедок – не получилось. Пригнали УАЗ. Вот он меня и загнал в гараж. УАЗ!!! Надо же, какой молодец! Никогда бы не подумал, что он на такое способен!
   Пока ребята готовились к ремонту, я выложил свой груз в АТИ. А что делать? Я не смог, но груз-то должен быть доставлен вовремя! Я за него отвечаю! И пошли звонки… Предлагали цену в два раза выше, чем договорился я. Я взял хорошую цену: 40 руб. за 1 км пробега, а мне предлагали еще в два раза выше! Да, я не люблю тех, кто расценки роняет. Но, и повышать сверх нормы  тоже не надо! Когда спросил, с чем связаны такие расценки, мне ответили, что дорога уже тает, машины застревают, а Лену пересечь уже сложно стало. Я посмеялся. Сказал, что я сам водитель, и езжу в Якутск по несколько раз в год. Расценка сразу же упала в два раза. Я обещал подумать.
   В это время подходит человек, который должен отремонтировать мой автомобиль. Невысокого роста, щупленький… С очень умным взглядом.
- Рассказывай, что и как у тебя произошло, - говорит он.
- Завел автомобиль, и сразу поехал. Проехал метров 5-10 и резко встал. Даже задние колеса юзом пошли… Попытался завести – не заводится. От стартера. Стартер слышно, как крутится вхолостую. Потом пробовал завести с толкача. Не получалось. Задние колеса не крутятся. Насиловать не стал. Вот, вам позвонил…
- А, у тебя ничего страшного, я думаю, -сказал мастер.
- Это не двигатель заклинило?- с надеждой спросил я.
- Скорее всего у тебя шестеренку стартера заклинило. Но, что я говорю... Сейчас вот стартер снимем – и все ясно будет.
   О, появилась надежда, что ремонт и затянется не надолго, и встанет не очень дорого!

- Слушай, а магазин от вас далеко? Я бы поесть купил… Вечер уже… И вам, наверное, поесть надо?- спросил я.
- Ну, нам не надо. Мы со своим ходим. А тебе… Вон тот человек тебя отвезет!

   Тут он обратился к человеку, стоящему рядом с Мерседесом грузовым, который тоже стоял в боксе, и попросил свозить меня в магазин. Тот согласился и пригласил меня в машину. Съездили быстро. Пешком далеко, а на машине рядышком. Да, и не нашел бы я тут ни магазина, ни… И вернуться обратно бы не получилось.
   Пока я ездил, ребята сняли стартер. Мастер подвел меня к машине  и показал шестеренку, застрявшую между маховиком и корпусом коробки.

— Вот, видишь, как я и говорил, ничего страшного. Но отремонтировать стартер мы тебе не сможем! Запчастей нет. До Омска 200 км, и при этом магазины из-за коронавируса не работают.

- А с толкача она же у меня заводиться будет?

- Да, конечно, будет!
- Ну и все, меня это вполне устраивает!

- А ехать-то тебе куда? - поинтересовался мастер.

- Да тут недалеко. До Якутска! – пошутил я

- Ну да, недалеко… Семь тысяч верст...- улыбнулся мастер.

   Тут подошел еще один мужчина. По тому, как он себя вел очень уверенно, можно было определить, что он тут «старшина». Т.е., это его хозяйство. Он поинтересовался у мастера, что и как с моей машиной, а потом подошел ко мне, познакомиться. И заодно поинтересовался, куда я направляюсь. А узнав, что еду в Якутск, спросил:
- Слушай, а ты же мимо Нюрки поедешь?
   Нюрка – это Нерюнгри. Город в Якутии.
- Ну да. По зимнику через Усть-Кут уже всяко не поеду…

- Так может детальку одну довезешь до Нюрки? Я тебе телефон человека дам, отдашь ему. Он тебя на дороге встретит.
- Да не вопрос. Конечно довезу!
   Я вообще, в этот момент готов был весь мир расцеловать! Такая тяжесть с плеч упала… Да, потерял день. Да, на ремонт какие-то средства уйдут. Но в целом, все обошлось очень благополучно. Нет необходимости делать «капиталку», времени уйдет не так много. А этот день… Ну, нагоню. Поддам жару!
   Тем временем, у ребят дело шло не очень… Шестеренка застряла так, что коробку снять было тяжело. Провозились они с ней  допоздна. Но сняли, наконец! Я их пригласил за стол. Не зря же в магазин ездил.
   Ребята поели, поблагодарили, и сказали, что на сегодня работу закончили. Я напомнил, что мне нужно торопиться, что я итак опаздываю, на что мастер мне сказал, что завтра с утра пораньше они все закончат и меня отправят в дорогу. На том и закончился день. Они ушли, а я лег спать.
   С утра пораньше ребята меня разбудили. Им надо было работать, а я им мешал. Ведь кабину моего Хендай надо задирать, а я в ней сплю… Я освободил кабину, а ребята приступили к работе. Сегодня дело шло гораздо веселее. Коробку установили. Нерабочий стартер поставили на место, вызвали вчерашний грузовик. Грузовик меня сначала вытащил из гаража, потом «дернул». Машина завелась легко. Денег с меня взяли не много. Я попрощался, и уехал.
   Как бы быстро ребята не старались все сделать, но на трассу я выехал уже ближе к обеду. Следующая большая «станция» в пути – это город Омск.
   В Ишиме пообедал и двинулся дальше. Сколько сегодня проеду? Ну, сколько проеду – столько проеду. Да, буду торопиться, но «не спеша». На сон время сильно урезать нельзя. Особенно, когда ездишь на дальние рейсы.
   До Омска добрался уже поздно вечером. Пора было поужинать и ложиться спать. Подъехал на стоянку, которая уже на выезде на трассу до Новосибирска, нашел сторожа, попросил поставить в то место, где можно завестись без посторонней помощи. На горочку то есть. Такое место нашлось. Поставил меня на эстакаду. Я подумал, что с утра смогу с этой горочки-эстакады завестись. Но, утром все оказалось не так. Машина с горочки вообще не тронулась! Что делать? Вышел, прогулялся. Все еще спали. А те, кто не спал, были без крючка на телеге. Почему я про «телеги» говорю? Телега – это полуприцеп на фуре. В основном по стране ходят именно они. Одиночки, а тем более пятитонники, типа меня, ездят редко. Во-первых, комфорт на ступеньку ниже. На фуре, как на легковой, а на моей – как на тракторе «Беларусь». Во-вторых, ресурс на тягаче в три раза выше, чем на моей. В-третьих, у меня места мало. Даже на поспать одному мало. Ладно, я не крупный. А как быть здоровому амбалу? Тяжело будет расположиться…
Вдруг, смотрю, «американец» зашевелился. В сторону заправки поехал. И без телеги. Ну, думаю, он меня и заведет! Подхожу, здороваюсь. Прошу «дернуть», чтобы завести машину. Он отказывается.
-  Не понял. У тебя что, зацепиться не за что?

-  Ну почему, есть!

-  Тогда я тебя не понимаю… Неужели тяжело «дернуть»?

-  А трос у тебя есть?

- Да, есть!

   Водитель сморщился…
- Ну ладно, дерну, но только я из машины выходить не буду!
- Так мне и не надо. Я сам все сделаю. Тебе только подъехать надо, дернуть, и все!
   Водила с кислой миной направился к своему авто.
   Я был в недоумении. Видно было, что уже взрослый мужик. В дороге всякое может случиться. И с ним тоже. Неужели, никогда не попадал в ситуацию, когда надо идти за помощью?    Дальнобойщики, обычно, всегда друг-другу помогают… И только, когда он начал сдавать назад, я понял: это Москвич. Номера 77 региона. Ну, для меня – это отдельная категория людей.
   Американец подъехал, я зацепился за него, он проехал метров 10, машина завелась. С «полпинка». Я посигналил, вышел, сказал «спасибо!» и тронулся в путь.
   Следующая станция – Новосибирск. Между Новосибирском и Омском – самая ровная дорога. Ни подъемов, ни спусков. Поворотов тоже не очень. Едешь себе с «крейсерской» скоростью… Вдоль дороги много озер и болот. Там летом утки водятся. А сейчас, наверное, уже где-то на подлете к этим местам. Как-никак, весна. Ну, если не пришлая, то вот-вот придет, ведь уже апрель месяц.

   До Новосибирска доехал довольно быстро. А перед Новосибирском свернул налево, и по объездной.
   По дороге меня ни разу не остановили… Как-то странно… Еду, и еду. Уже сколько постов проехал, и ни на одном не останавливают. И только вечером узнал, что вышел приказ, дальнобойщиков не трогать. Ну, что же, очень хорошее решение для нас. А то возле Омска слышал, что дорогу на Челябинск из Омска перекрыли. Из-за пандемии. Это на местах так решили палку перегнуть? Вот чинуши! Мозги выключены у них? Как так можно? Без нас не сможет никакой город больше недели протянуть. Через неделю голод в городах начнется! Кто же будет продукты развозить по всей стране? Из-за защиты от коронавируса можно впасть в неминуемый голод, если процесс перевозки остановить.
   Новосибирск проехал, проехал поворот на Томск, впереди Кемерово! Остановился покушать. После обеда подхожу к машине, и тут парень подходит. Просит довести до ближайшего города. А ближайший у нас Кемерово. Ну, ладно. Довезу. Да и потом, веселее будет…
   Парень похож на узбека. За первые минуты разговора, произвел впечатление умного и толкового.

- Ты откуда, сынок? – поинтересовался я.

- С Москвы еду…

- Да нет, я не об этом. Родом откуда будешь?

- А, родом… С Узбекистана.

- А откуда конкретно?

- А вы что, Узбекистан знаете?

- Знаю.

- Откуда?

- Да я там четыре года прожил.

- Где? – уже с интересом спросил мой пассажир.

- Есть такой город в пустыне: Зарафшан называется. Слышал?

- Конечно слышал! Там золото добывают.

- Так вот, я его строил в советские времена.

- Понятно. А давно уехали?

- Из Зарафшана? Уехал в 1984 году. Я туда молодым специалистом попал…

   Я задумался… Зарафшан я всегда вспоминал с великим удовольствием. Самые счастливые годы жизни!

   Что такое счастье? Помню, фильм был. Советский еще… Там писали сочинение. Дети. Давали свое определение, о том, что такое счастье. И там один (одна) написал: «Счастье – это когда тебя понимают…». Не, счастье – это когда выделяются особые гормоны: эндорфины. Они не выделятся по желанию или по приказу. Они не выделяются от того, понимают тебя или нет. Они выделяются тогда, когда выделяются… У каждого по-своему. Есть, конечно, общие «побудители», но в целом у каждого человека индивидуально.
   Почему же тогда у меня ощущение счастья было? Думаю… Наверное, от того, что я впервые почувствовал себя настоящим взрослым, независимым, и вся ответственность за происходящее в моей жизни, лежала на мне, и только на мне!
   А еще было ощущение «нужности». Город молодой. Он начал строиться в 1968 году, кажется. Город был моложе меня! И я принимал в строительстве самое непосредственное участие!
   Молодость, молодость… Сейчас уже под 60. Да, взгляды на жизнь сильно изменились. Мне уже неинтересно гулять всю ночь с девчонками, танцевать, веселиться, петь песни под гитару, а утром идти на работу. Сейчас лучше посидеть дома. У жены «под боком».
   Мой пассажир был как раз в том, моем счастливом возрасте. Наверное, и для него этот возраст был счастливым. Возраст, когда еще не обременен никакими заботами о семье, детях. Возраст, когда голова болит только за себя самого.
- А ты куда едешь-то? Тебе в само Кемерово, или как?

- Да я, вообще-то, в Улан-Батор еду…
- Куда? – удивленно спросил я.
- В Улан-Батор!

- Так это же Монголия! И что ты там потерял?

- Еду на заработки. И потом… У меня срок пребывания в России заканчивается. Мне надо выехать за рубеж и вернуться обратно. Чтобы не выдворили. Я так каждые полгода делаю. А то «выгонят»…
   Мы доехали до Кемерово. Заехали на заправку Роснефти, проехали через весь город.

- А ты где выйдешь-то? - спрашиваю своего пассажира.

- А вы вообще,  куда едете?

- Хм… Еду я до Якутска.

- А это по дороге в Улан-Батор?

- Ну, до Улан-Уде нам по пути. А там дороги расходятся. Тебе направо, а мне прямо.

- А вы не могли бы меня дотуда доставить?

- А как ты себе это представляешь? Спальника у меня нет. Спать как, на одном сиденье будем? В обнимку, что ли? Я ориентацию не потерял. С мужчинами не сплю.

- Да я где-нибудь переночую! В кафешке, или где… Лишь бы вы меня довезли!

- Ну, довезти-то можно. Но, я спать, отдыхать должен. И спать буду в кабине. Тебя здесь быть не должно. Если найдешь место, где поспать – ладно.

   После Кемерово начинается другая природа. Не похожая на дорогу Омск- Новосибирск. Начинается настоящая тайга. Без конца и края. Дорога извилистая, спуски- подъемы… Зимой здесь особенно красиво. Ели укутаны теплыми, зимними шубами из белого и пушистого снега. Так и хочется остановиться и прогуляться по этому хрустящему снегу! Но, понимаешь, что там снега, как минимум по пояс, стоит только сойти с дороги.
Тайга мне кажется страшной с одной стороны и красивой с другой. И понимаю, что там живут звери и птицы… Выживают же как-то! А я вот, в тайге бы не выжил…
   Выехав за пределы Кемерово, стал искать место для стоянки. Нашел. На пригорке поставил машину. Утром должна завестись. На улице не холодно. Заглушил машину, и знаком показал парню, выходи, мол. Он посмотрел на меня, и говорит: «А можно я в машине останусь пока…»
- Нет, в машине тебя я одного не оставлю. Во-первых, я тебя не знаю. Во-вторых, у меня тут остаются какие-то ценности, которые я с собой носить не собираюсь. А тебе все равно придется выходить и искать место для ночлега. Парень согласился и тоже вышел. Я закрыл за ним дверь, и мы направились к кафе.
   В кафе сидел парень, спиной к нам, и за стойкой стояла девушка.
- Что хотели? – спросила она.
- А вы что, все желания исполняете? У меня желаний-то много… Водки, сауну, девчонок… - начал я загибать пальцы.

- Вы не по адресу, – улыбаясь, сказала девушка. Поняла, что я шучу, раз улыбается.

- Что будешь заказывать? – спрашиваю у своего пассажира. Решил уступить ему право быть первым.

- Чай. Черный, -  ответил.
- Не понял… Какой чай? Больше останавливаться не будем. Ночевать будем здесь, - напомнил я ему.

- Да, чай, и все…

   Отвожу его в сторонку.

- У тебя что, денег нет?

- Нет.

- Как же ты совсем без денег выехал?

- Ну, деньги, то есть на телефоне. Но телефон сломался. Они, как бы есть, и их нет…
   Мне стало жалко парня. Ехать еще не одни сутки…
- Ладно, заказывай, я оплачу!

   Парень заказал тарелку супа, кусок хлеба, и чай. «С голоду не умрет», - подумал я. Сам же заказал второе, салат и чай. Быстренько все проглотили, я отправился в машину, а парень остался сидеть в кафе у телевизора.

   Часов в шесть утра я проснулся. Завелся с толкача, поставил на ручник машину (пусть греется), и зашел в кафе. Мой пассажир спал, положив голову на руки. Руки при этом на столе. Я его тронул за плечо, он встрепенулся. Увидев меня, спросил:

- Что уже едем?

- Да, сейчас глотнем чаю, и вперед. Завтракать будешь?

- Не, не буду, - скромно ответил мой пассажир.

   Ладно, чуть позже позавтракаем. Я заказал себе кофе, а он чай. Выпили и пошли в машину.

   Мариинск проехали в темноте. По центру. Машина у меня маленькая, 5-ти тонник, поэтому не докапываются ДПСники. На окружной простоял пару раз, и эти «стоянки» отбили у меня желание ездить в объезд.  Обедали уже в Красноярске. Вернее, за Красноярском.
   Красноярск я почему-то немного недолюбливаю. Не могу объяснить почему. У меня там нет ни врагов, ни друзей, нет причины относиться к этому городу отрицательно. Никаких приключений, тем более отрицательных, у меня в этом городе не было, но при слове «Красноярск» внутри становится холодно, и поэтому я стараюсь там не задерживаться. За Красноярском заехали на стоянку. Там несколько кафешек небольших. Я останавливаюсь всегда у одного и того же. У того, который мне как-то сказал (когда я его похвалил за вкусно приготовленную еду): «Если человек работает только ради того, чтобы заработать – он рано или поздно перестанет зарабатывать на этом деньги. Важно, чтобы клиент  тебе был благодарен за вкусно приготовленную еду и спасибо сказал.» Не ручаюсь, что это он сказал именно так слово в слово, но смысл такой. Таким ребятам, говоря современным языком: "респект и уважуха"!
   Поел сам, накормил своего пассажира (пассажир мой ел очень мало, видимо, скромничал), поблагодарил хозяина кафе, и мы поехали дальше.
   До обеда мой пассажир спал. Видимо, неудобно было там, в кафешке спать сидя… Да, и тут у меня в машине не разляжешься. Так, полулежа… После обеда немного разговорился. Мы с ним много говорили на разные темы. Вернее сказать, он задавал всевозможные вопросы, а я отвечал. Надо сказать, слушать он умел. Слушал он с интересом и попутно задавал множество других вопросов. Но все по теме. И вот он мне говорит:

- Вот в справочниках написано, что расстояние до солнца составляет 150 млн. км. Скажите, как они это замерили? Шагами что ли?

   Я удивленно посмотрел на него…

- Ты шутишь так или серьезно?

- Вполне серьезно.

   Я растерялся… Как ответить человеку на такой вопрос? Я знаю, как это делается, но вот объяснять как кому? Как грамотному инженеру? Так инженер такие вопросы не задаст… Как школьнику? Тогда школьнику какого класса? Говорить про тригонометрию? Надо было выяснить…

- Вон, дерево вдалеке видишь?

- Вижу.

- А знаешь, как расстояние до него замерить, если не ходить с рулеткой, а оставаться здесь? Или отойдя на незначительное расстояние?
- Нет, не знаю…

- А тригонометрию в школе проходил?
- Да я не особо в школе учился… Я деньги зарабатывал. Машины мыл. А из заработанных денег отдавал учителям, чтобы оценки ставили.

- А как же ты в институт поступил? Тем более в один из московских ВУЗов?

- За деньги всех берут, - ответил мой пассажир.

   Я призадумался. Вот тебе и сегодняшнее образование!…
С одной стороны техника шагнула далеко вперед. Представляю, если бы я в школе рассказывал о неком приборе, величиной с… Тогдашнюю вычислительную машинку. Т.е. калькулятор. Они только-только появились. Маленькие, компактные… Как сегодняшний телефон, примерно. И вот я говорю, что будут такие вот калькуляторы, в которых, помимо калькулятора, будет еще и… Телефон. Все конечно, удивятся. А я добавлю, что там будет музыка на любой вкус. От классики, до рока. Все обалдеют. А еще скажу, что можно будет отправлять письма в любой конец земного шара, и получатель получит это письмо моментально! Все обалдеют! А я дальше и дальше буду удивлять… Например, тем, что это будет еще и фотоаппарат. И в нем будет почти бесконечное количество фотографий. А еще радио! А еще можно снимать короткие фильмы! Если в обморок не попадают, я скажу, что можно будет разговаривать, при этом смотреть на человека, видеть, как он тебе отвечает… А еще там будет целая энциклопедия! Ответ можно найти на любой вопрос!
Да уж!… Поверили бы? Не знаю…
   Да, техника продвинулась! А вот образование… Если вы жили при СССР, то понимаете, что предложить учителю взятку за оценку – это как… слетать на Луну, не меньше! А сейчас это нормально. Правда на Луну никто так и не летает…
   Я обратился к своему пассажиру:

- Слушай, вот ты, вроде, не глупый парень. Даже умный. Но как, не имея никаких базовых знаний ты собираешься жить дальше?

- То, что мне нужно – я знаю, или изучаю. А то, что в жизни не пригодится – я не изучаю. Зачем мне это? – парировал мой пассажир.

- Должны же быть какие-то базовые знания… В физике, математике, химии, музыке, литературе..

- И что это дает? Какая мне от этого польза? —удивленно спросил мой пассажир.

- Ну, допустим, тебе понравилась девушка. Ты в нее влюбился. А она образованна. Ее родители образованны. Но, когда отец этой девушки решит с тобой познакомиться, он поймет, что ты… Как это сказать?… Он про тебя, если не в глаза, то за глазами скажет о тебе, что ты просто-напросто «тупой». Потому что ты не знаешь элементарных общеобразовательных разделов.

- У меня за это голова не болит. Я еще о женитьбе и не думал. Мне университет надо закончить, работу хорошую найти, а потом уже и о женитьбе буду думать. 
   Да уж!… Сказать мне было нечего… Но все это было только цветочками. Дальше было еще интереснее!
 — Вот мы с вами много, о чем говорили. Мне интересно было слушать ваше мнение на разные вещи. Но вот скажите: говорят, что земля круглая. Вы в это верите?

   Если бы мне было куда упасть, я бы, наверное, упал. Но так как я уже сидел, я… Съехал с дороги, и в упор посмотрел на моего собеседника…

- Это шутка такая была?

- Нет, я вполне серьезно. Я вот посмотрел на снимки со спутника, якобы, но там же врут!

- Это почему?

- Ну, посмотрите сами, там фотографии сделаны так, как будто на небе ни одного облака нет. так же не бывает!

- Так снимки делают же не за один раз, а за множество проходов спутника, а потом их объединяют в один. Сегодня сняли Париж, а над Лондоном были облака, а завтра сняли Лондон, а облака уже над Берлином. Послезавтра сняли Берлин… И так далее. А потом все это объединяют в общую картину.

- Ну, я не верю, короче, что земля круглая. Обманывают нас.

   Наверное, у меня челюсть отвисла. Делать нечего, я решил ехать дальше. Говорить на эту тему уже не хотелось.
   Так мы доехали до Алзамая. Это между Красноярском и Иркутском. Там заправка Роснефти, две хорошие кафешки… Накормил своего пассажира, поел сам, и спать.
   Для сна я был слишком возбужден, после нашего разговора, и думал-не засну. Ан нет, как только голова коснулась подушки – сразу уснул. Как младенец.

  Проснулся, как всегда, рано. С учетом того, что встал опять на пригорке, завелся быстро. Я попил кофе, пассажир мой-чаю, и тронулись в путь.  Сегодня, если Бог даст, мы должны добраться до Улан-Удэ.
   До Иркутска доехали без проблем. За Иркутском пообедали и дальше. От Иркутска до Байкала около 80-ти километров. Дорога тяжелая. Тяжелые подъемы и тяжелые спуски. На подъемах машина сама идет медленно, а на спусках - я ее придерживаю. Чтобы не разгонялась. На спуске разогнаться легко. Вот вовремя притормозить - это проблема. Дорога, мало того, что с тяжелыми спусками и подъемами, а еще и с крутыми поворотами. Извилистая, как змея. Легковые меня обгоняют. Легковые проскакивают мимо, но есть ребята и на фурах обходят. Как стоячего обходят. Ну, каждому свое. Некоторые гонщики стоят в кювете. Есть и те, что на боку. Легковую - то просто остановить, а фуру? Она 40 тонн весит!
   Подъехали к Байкалу. Зимой мне Байкал не очень нравится. Летом он выглядит гораздо лучше. Такое «синее-синее море». А зимой - все в торосах. Хоть и показывают снимки, где чистый лед, где все прозрачно, где нет торосов, но я таких мест не знаю. Куда ни глянь – везде торосы. Поверх торосов - снег.
   Подъезжаем к Улан-Удэ. Возле него поворот направо, который ведет на Улан-Батор.
- Вот твой поворот. Выйдешь, или дальше поедешь? Я до стоянки поеду, там и заночую.

- Да, я здесь выйду, - сказал мой пассажир.

   Остановился, высадил своего пассажира, и дальше поехал. Да, интересный мне «кадр» попался… Вроде, умный парень, но вот… Безграмотный! Как, не имея фундаментальных знаний, можно учиться в университете? Оказывается, на сегодня можно все! Там, на верху, не заинтересованы в умных и образованных. Как сказал Греф, «быдлом» легче управлять. Не ручаюсь за дословность этих слов, но смысл такой.
   Я доехал до знакомой стоянки, поужинал и рухнул спать.

   Утром меня разбудил впереди стоящий автомобиль. Японец праворукий. Я подошел, попросил «дернуть». Парень согласился. Я достал трос, зацепил. Парень (его машина) стоял в паре шагов от меня. Протащил меня несколько метров, машина завелась. Я посигналил, и мы с ним остановились. Пошли вместе покушали в кафе и разъехались в разные стороны. Ему - в Иркутск, мне - в Якутск.
   Следующая большая станция – это Чита. Дорога до Читы от Улан-Удэ не очень хорошая. Сколько езжу – дорога постоянно в ремонте. И зимой, и летом. Да, живописная, да, интересная. Там есть такое место, возле Улан-Удэ, которое претендует на самое красиво место в России. Там многие останавливаются, фотографируются. Место на самом деле очень красивое! Холм, на холме - скала, а с холма открывается картина, на которой река извивается змейкой, сопки…
   Из всех заправок тут только Роснефть. Остальные, почему - то сюда не лезут. Да, видимо, такие, как Лукойл, завоевали себе место в Европейской части России, зачем им Сибирь? Денег и там хватает.  Тут надо заводы строить, либо топливо из европейской части возить… Морока! А у них итак все налажено. Качай деньги да качай! А вот Роснефть двигается сюда, в Сибирь, и это приятно. Приятно не то, что это Роснефть. А приятно то, что цены у нее не такие высокие, как у Сибирских компаний. Ведь, чем дальше от Москвы – тем выше цены на нефтепродукты. Видимо, нефть добывают и перерабатывают где-то в самом центре Москвы! Иначе, как объяснить такую ценовую политику? Тюмень – самый нефтедобывающий район России, в котором, наверное, самые дорогие цены на нефтепродукты! Ну, а в Сибири еще выше!
  Дорога далеко не прямая. И спуски-подъемы, и змейкой идет. Природа… Леса, как в Кемерово, нет. Так, редколесье. Сопки, горы… И так почти до самой Читы. Сама Чита на меня тоже произвела не очень хорошее впечатление, но зато здесь очень хорошие люди! Настоящие сибиряки!

   Ближе к Чите получил сообщение, потом второе… Читать на ходу не очень-то удобно. Ну, мне, во всяком случае. Очки не надеваю. Не ношу вообще! Мои сверстники давно уже в очках. Один я среди них…
   У кафешки остановился. Решил прочитать.
   Читаю первое: «Выражаю соболезнование…». Так, не понял… Читаю второе – то же самое. Я в растерянности… Что случилось? Почему мне разные люди из разных городов начали высказывать свои соболезнования? Из Казани - сестра двоюродная, из Москвы -  брат, то же двоюродный… Ничего не понимаю…
   Если бы что-то произошло, мне бы сообщили, наверное? Или как…
   Первое, что пришло в голову: МАМА! Может…
Звоню сестре. И вот выясняется, что… Мамы больше нет! Хотел спросить, почему не сообщили, но… Слов нет. Слезы текут… Бросил трубку. Сижу. Переживаю… Вспоминаю…
   Мама из тех детей, которые родились до войны. Отец ее погиб. А ее саму во время войны отправили сначала учиться в ФЗО (фабрично-заводское обучение), а потом на завод. Работала в Зеленодольске, на военном заводе. Вроде, снаряды завод выпускал. Представляю, мама за станком, под ногами подставочка, чтобы до станка дотягиваться… Так всю войну и проработала. Благодаря таким, как она, войну Советский Союз выиграл! Нет, я не пытаюсь преуменьшить роль военных, роль солдат. Ни в коем случае! Но и без «тыловиков», изготавливающих все вооружение, победы быть тоже не могло!
   Так до самого вечера и ехал. Доехал до Чернышевска. Выплакал все, втихаря! Хорошо, что рядом никого не было. Доехал до стоянки. Глушить не стал, сразу пошел к водителю фуры:

- Привет, коллега! Слушай, ты завтра не смог бы меня «дернуть»? Я прямо за тобой стою. Вроде, крюки у тебя есть…
- Трос-то есть?

- Есть!

Да не вопрос, конечно, дерну. Заводится хорошо? А - то мне на фуре не очень удобно тебя тут по кругу таскать… Места мало.
 - С полпинка заведется! Таскать не придется!
- Ну и хорошо!
   Я пошел в кафе. Взял закуски, бутылку. Пью я редко. Но сегодня… Подошел к водителю фуры, пригласил его к себе. Парень был настроен благодушно, согласился, и мы устроились у меня в машине. Я открыл бутылку, разлил по стаканам, вытащил закуску.
- У меня сегодня мама умерла, и вот… Родственники не стали сообщать. Сказали, что боялись за меня! Якобы, за сердце мое боялись!… Как сговорились! Ни сестра ничего не сказала, ни жена, ни дети.
- Соболезную, - сказал водитель фуры.
   Мы выпили, не чокаясь. Товарищ по стоянке занюхал пирожком, откусил и поинтересовался:

- Маме лет-то много было?

- Девяносто три. Вроде пожила, ничего не хочу сказать, но… Из моей жизни ушел еще один человек, который отдавая, получал больше удовольствия, нежели, когда от меня получал. Любила не за что-то, а просто потому, что я есть на свете.
   Мы выпили еще по одной, и мой товарищ заторопился к себе в машину.

- Завтра рано вставать, еще ехать и ехать…

- Да, и мне тоже. Надо успеть до закрытия переправы в Якутск попасть.
   На этом мы с ним и расстались. До утра. Я уснул быстро. Спиртное подействовало. Выпили, вроде, по 100 гр, но я отвык от спиртного, вот, видимо, и ударило в голову… Да и цель стояла не напиться, а просто забыться на время.
   Утром товарищ меня завел и умчался. В ту же сторону, в которую надо было ехать и мне. Да, фура, если разгонится, то… Мне ее не догнать. Они быстро ездят. Это в подъем я могу фуру обойти. С места могу быстрее скорость набрать. А по прямой… Они до 100-120 км в час разгоняются. А я больше 80-ти не езжу. У меня сразу расход топлива увеличивается.
   Вспомнил опять о маме. В воспоминаниях провел целый день. Так и ехал, вспоминал, рулил… Образ мамы целый день стоял перед глазами.
   Вечером добрался до поворота на Якутск - это за Сковородино. Там дорога на север сворачивает. Мне туда. Свернул, и дальше, до Соловьевска. Возле Соловьевска начинается плохая дорога. Дороги, как таковой, еще пока нет, только строится. Но насыпь, по которой можно ехать, есть. На одном из участков меня остановили. Ребята на микроавтобусе. Остановился. Ребята, вижу, замерзли. Одеты они были очень легко. А машина, как я понимаю, была в нерабочем состоянии.
- Не могли бы нас из грязи вытащить? А - то аккумулятор сел, не заводится…
- Трос есть?

- Троса нет. А у вас нет?

   Достал трос, дал ребятам, чтобы зацепили. Пока я подъезжал, ставил на ручник машину, вышел, ребята уже все зацепили. На всякий случай я проверил. Да, все правильно сделали. Сел за руль, дал натяжку, и потихонечку тронулся. Вывез автобус с ребятами на горочку и остановился.

   Водитель микроавтобуса подошел сам.

- Не заводится. Значит, аккумулятор посадили, а генератор не работает. А дотащить до места, где есть кафе, или населенный пункт на сможете?

- Так, тут до населенного пункта далековато будет…Ну да ладно, что делать?… Не брошу же вас здесь. Поехали.
   До Тынды километров 120… С ними быстро не поедешь. Еду, максимум 40 км в час. Это часа три мне пилить… Да ладно, что делать? На самом деле, в такой ситуации бросить их нельзя.

   Часа через три-четыре добрались. Я ввез их в город, ребята отцепили трос, долго - долго меня благодарили. Оставил им сигареты и воду, хлеба и куриную колбасу, а сам поехал.  За Тындой и переночевал.
   Утром завелся с горочки. Погрел машину минут пять и поехал. На ходу машина быстрее греется.

   Третий день было ощущение того, что мама рядом. Как будто мы с ней ведем беседу. Беседу без слов, но понятную нам обоим. Вспоминали все. С самого детства. Мама всегда удивлялась, откуда я все помню? Ведь помню, что мне было года полтора. Мама везла меня в коляске. Везла к дальним родственникам, чтобы присмотрели за мной, пока она на работе. А тут отвалилось колесо… И мы поехали обратно. Оставили коляску, а мама понесла меня на руках. Я это помню, а мама удивлялась… Помню, как сосед наш, дядя Жора, катал меня на огромной собаке верхом. Мне было годика два…
   Для себя я понял, что уход любого человека из этой жизни никогда не проходит бесследно. От этого всегда есть польза. Для окружающих. У окружающих идет переосмысление жизни. И я уверен, что смерть мамы произвела свое какое-то действие. Возможно, на сестру, возможно на племянников… Она их очень-очень любила! И они ее тоже. Что там у них внутри происходит? Я не знаю. Но знаю одно: польза от этого есть!
   Так происходило со мной двадцать с лишним лет назад. Когда умер мой друг. Его смерть была началом моего рождения. Я переосмыслил смысл своего существования на этом свете. У меня произошел перелом. Думаю, и здесь происходит тоже самое.

   Мне оставалось проехать около тысячи километров. Участок от поворота с трассы Иркутск-Владивосток (Невер – Якутск), был самым тяжелым. Снег уже начал таять. Грязь, лужи, ямы… Но, те участки дороги, которые уже были готовы к эксплуатации, были великолепны! Можно стакан с водой на панель ставить – не прольется! Но зато участки, на которых асфальта еще не было, были тяжелыми и на них больше 30-40 км в час не разгонишься.
   Следующая большая станция – Нюрка, или правильно -  Нерюнгри. Это на границе Амурской области и республики Саха (Якутия). Там мне надо отдать подарочек, который мне вручили на рембазе, где машину делали. Пред Нюркой – пост ДПС. Его никак не объедешь. И там останавливают всех! И своих, и чужих. И пост этот не объедешь. На посту, обычно, всегда возникают трения. Даже у меня. Почему «даже»? Объясняю.
   Всегда говорил, и говорю, что все зависит от внутреннего отношения к человеку. Как ты к нему отнесешься  – так он и отнесется к тебе. Даже, если изначально, человек груб, настроен против тебя, ты можешь его сломить. Всегда! Чем? Теплым отношением. Это проверено неоднократно. Верить мне не стоит на слово. Вообще, верить никому не надо. Надо все проверять. На себе. А потом уже, либо принимать, либо нет. Только после проверки.

   Так вот, я к ДПСникам отношусь хорошо. Мало того, отношусь с некоторой теплотой. Почему? Ведь большинство водителей их ненавидят? Хм… А вот представьте на секунду, что ДПСников убрали с дороги? Что будет? Будет бардак! Кто как хочет – так и ездит. А нужен ли порядок на дороге? Да, конечно нужен! Вот для этого они и существуют! И второе: случилась беда на дороге. Кто поможет? Да, если есть рядом водители, то помогут. А если нет? ДПСники помогут всегда! Они тебя никогда не оставят в беде. Я был в передрягах дорожных. И в авариях был, и застревал, и… Много чего было. В большинстве случаев помогали они, ДПСники. Не скажу, что они ВСЕ золотые. Нет. Встречаются и среди них ребятки не очень… Это я мягко сказал. Но а что, водители все золотые? Поганцы встречаются везде. Они бывают независимо от профессии, национальности, религиозной принадлежности…
  Подъезжаю к посту ДПС. По всему маршруту меня ни разу не остановили. Хотя нет, вру... Остановили однажды, температуру померили, записали и отправили дальше. Пост – это маленькая будочка. Из фанеры, кажется. Из нее при виде меня выходит сотрудник. Направляется для того, чтобы меня остановить. Это видно сразу. За версту. Ну, понятно, я притормаживаю. Жду, когда своей палочкой махнет. Махнул. Я послушно остановился. И странное дело, вместо того, чтобы попросить документы, он приглашает меня к будке. А там… Сидит медик с градусником. Померила температуру, пожелала счастливого пути, и… Нет, я не уехал. Напоследок настроение подпортил сотрудник ДПС.
- Алдан перекрыт. Дальше Алдана не проедешь, – сказал он мне.

- А как быть, если мне в Якутск надо?

- Не знаю. Можешь перегрузить на местные машины. Они пройдут, - сказал мне ДПСник.
   Я призадумался… Но поехал. Будет, что будет! Заехал в Нюрку, отдал запчасть, и дальше, на Алдан.
   Возле Алдана стоит несколько патрульных. Останавливают всех подряд. Говорят, кто - то завез коронавирус, и чуть ли не эпидемия началась. Останавливаюсь. Молодой лейтенант спрашивает, куда еду. Сказал, что направляюсь в Якутск.

- В город проезд закрыт. Проезжайте по объездной. Только без заезда в город!

- Да, командир!

   Лейтенант мне козырнул, и я поехал дальше.
   До вечера успел доехать только до Улу. Получается, проехал только около 600 км. Для Якутии это немало. По таким-то дорогам… Очень хорошо! Там-же и переночевал. Машину поставил под горочку, поужинал, и спать. Завтра должен быть в Якутске.
   Утром проснулся, попил кофе, и в дорогу. Если Бог даст – сегодня доеду до Якутска. Позвонил на точку выгрузки. Сообщил, что  еду, сообщил, где еду, и сказал, что сегодня буду в Якутске.

- В какое время прибудете?

- Вечером. Во сколько – не знаю.

- Имейте ввиду, мы работаем только до 18-00!

- До 18-00 могу не успеть. Но буду торопиться!

   Я уже понимал, что на выгрузку до шести вечера не успею. Не самолет же! Итак себя урезаю. Сплю меньше, чем положено, есть стараюсь в дороге. Всухомятку часто…
   На стоянках всегда расспрашиваю, как та переправа?

   Ребята говорят, что вода пошла. А что такое «вода пошла»? Вот представьте, течет река Лена. Представили? Поверх реки образовался лед. Тоже представили? А вот теперь представьте, что поверх льда начал таять снег и лед, и уже образовалось течение. Представили? Вот это и есть «вода пошла».
   Конечно, еду, тороплюсь. Если не успею, то будут трения с заказчиком. Ему надо было довести груз до закрытия переправы. А если не успею? Заказчик может сказать, что я во всем виноват. Ну и, создать проблемы с оплатой. Поэтому: «Бум стараться!» Еще ни от одного заказчика у меня претензий не было. Ну, дай-то Бог, чтобы и в этот раз все получилось хорошо!
   Еду, жму на педаль газа. Природа не очень красивая. Как тундра. Хотя, наверное, это и есть тундра? Болотистые места. Деревья хиленькие… А те, которые побольше – падают.  В тайге деревья другие. Побольше, потолще, и выглядят как-то по-другому. В тундре, они как «ощипанные», а в тайге они красивые, пушистые.

   До переправы добрался только к вечеру. Решил переночевать на стоянке у кафе, а с утра пораньше заехать в Якутск.
   Выспался, нашел человека, который согласился меня с утра завести, прогрел машину и поехал к переправе. Когда подъехал, увидел, что воды в реке уже много. Проеду, не проеду? Как-то боязно… Решил дождаться, когда кто-нибудь проедет. Через минут двадцать на переправе появилась фура. По номерам видно – местный парень. Он рванул через Лену, а я за ним. На расстоянии. Думаю, если он проскочит, то я тем более проскочу!
Еду потихонечку, а парень давит на педаль газа так, что только брызги из-под колес летят в разные стороны! Я отстал. Но, самое главное, он идет впереди, в пределах видимости, и дорога тут одна. В одну сторону. Т.е., дороги туда и обратно идут параллельно, но никак не пересекаются, не соприкасаются. Они находятся на расстоянии.
   Ближе к выезду из ледовой переправы, вижу подъем. Хороший! «Как же он на фуре туда заедет?» - подумал я.  И вижу, парень на фуре на большой скорости буквально взлетает в этот подъем! Здорово! Значит, перед подъемом надо набрать скорость!   Подъезжаю ближе, набираю тоже скорость, и так же взлетаю в горочку! Все, переправа пройдена! Закоулками, буераками доезжаю до дороги.

   До Якутска от переправы километров 40, наверное. Включил навигатор, забил в него адрес и через час я уже на выгрузке. Но там выяснилось, что у них нет погрузчика… Пока нашли, пока выгрузили… Мне бы бежать быстрее. Из Якутска. Если не успею – останусь тут до лета. Наконец, все выгрузили, и я выехал обратно.
   В Якутске несколько переправ. По одной из них я приехал. Другая уже перекрыта. Это переправа на Нижний Бестях. По которой переправе поеду я? По той, которая попадется раньше. Еду в ту сторону, откуда приехал. Через какое-то время смотрю, указатель стоит на переправу. Свернул. Навстречу несколько грузовиков. Остановил КАМАЗ. Спрашиваю водителя:

- Как переправа? Я проеду?
- Да должен. Сама переправа ничего, но подъезд уже плох. Там косогор… Смотри, как бы не снесло!

- Ладно, спасибо!

   Двигаюсь в сторону переправы. Гляжу, впереди горка, холмик. А с левой стороны проходит дорога на переправу по этому холму. Я въехал на холм, машина стала двигаться с наклоном влево. Того и гляди, перевернется на бок. Еду, боюсь… А чуть дальше новая проблема: колея подтаяла, а посередине образовался «горб». Мало того, что машина идет с креном на левый бок, ее тянет постоянно в кювет, еще и передней балкой, как бульдозер расталкивает перед собой кучу грунта. Через какое-то время косогор кончился, и я выехал к реке. Ну, думаю, все, теперь полегче пойдет! Но не тут-то было! Лед на реке подтаял, и образовались большие ледовые ямы. Машина пустая и каждая яма – засада. Если я в ней встану – меня придется вытаскивать другой машиной. Сам я уже не выберусь. Поэтому давлю на газ, на сколько это возможно. Машина прыгает, ее бросает в разные стороны, но останавливаться или тормозить нельзя! Еду, как могу.

   Через какое-то время этот участок прошел. Дальше появилась вода. Открыл дверь – воды по переднюю ось. Чувствуется, что уже течение есть. Колеса по льду начали проворачиваться. Машину течением сносит влево. Я напрягся. Доеду, нет? Надо доехать! А тут все глубже, и глубже… Гляжу, вода до ступеньки стала доставать. Открыл дверь на всякий случай. Мало ли что… Из закрытой машины, если потонет, уже не выберешься. Лучше дверь в таком случае держать открытой. Заезжаю все глубже, и глубже… Но конец переправы все ближе и ближе… Доеду, не доеду… Впереди вижу конец переправы и резкий подъем. Еду, и не верю, что я в него поднимусь…  Нажимаю на газ, но только колеса проворачиваются на льду, а скорость не увеличивается. Заберусь? Машину тащит течением… Колеса проворачивает… Заеду? Подъезжаю ближе, и тут колеса захватили твердый грунт, машина резко рванула, и, как ужаленная, взлетела на горочку!   Все, проехал! Слава Богу!!!

   Еду на стоянку. Ужинать, отсыпаться после тяжелого и очень переживательного  рейса. Столько много за это короткое время произошло! Поломка, мама, переправа… Хорошо, что все уже позади…
   Тут приходит СМС от МЧС, с сообщением о том, что переправа закрыта. Больше никакого движения по Лене не будет! Вот это да! Я успел в самый последний момент!