Самолёт недавно прочитал в интернете об герма

Анатолий Шульга
                САМОЛЁТ

  Недавно прочитал в Интернете об германской работе с повреждёнными и сбитыми своими и вражескими самолётами во время Второй Мировой Войны. Там этой службой были отработаны и учтены  почти все материальные крупности и мелочи по этим вопросам.

 В СССР такой цельной службы не было — вспомним хотя бы о сбитом Маресьеве, который раненный и обмороженный полз по своей территории много дней.
Ведь он сразу же без возращения на аэродром с боевого задания быстрее всего был  зачислен в списки «без вести пропавших», также как и его аэроплан. Никто и никогда его не искал.

 «Бабы ещё нарожают» - система, которая жива до сих пор.

   В связи с этим я  вспомнил повествование, которое зимним вечером поведал мне мой  родственник Николай С. в постперестроечные годы в деревне Федоры,  когда говорить уже было не опасно для личной жизни.
   Итак, во время войны в 1943-1944 гг. над нашими пинскими болотами часто и много летало военных самолётов. Они, иногда, почему - то падали в окрестные болота и перелески. Немцы потом по наводке местных жителей,  пристреливали раненых красноармейских лётчиков, дабы не возиться с ними.
  В близлежащем урочище «Вытропнэ» у деревни, в конце 1944г. грохнулся «Ла-5» (или «ЛаГГ-3»). Изловленного, не сопротивлявшегося, раненного лётчика немцы с полицаями увезли в город.
  А из болота остались торчать хвост и часть правого крыла этого летательного аппарата.
  В январе 1945 года из Пинска в Федоры приехала группа военных и напрягла мужиков вытащить и доставить в Пинск двигатель этого самолёта.
 Снарядили от деревни двое саней, за сутки терпеливые полешуки выковыряли из снега и льда при помощи топоров, ваг, ломов и  божьей матери головную часть истребителя (без разломанного пропеллера). Дотянули её из болота, затянули на сани, привязали.
 А Коля попытался для семьи  выломать стекло из боковины  кабины, но не получилось, оно лопнуло под топором, поэтому вернулся до « хаты» без личной добычи. Хотя спрятанный пацаном за пазухой простой «Вальтер» (отнюдь не «ТТ»)  советского пилота это  хорошо.
 Поехали, но по дрянной грунтовой дороге (почти 30 км) это «чудо» дважды падало с саней, обрывая верёвки. Разнарядку властей, однако, выполнили. Двигатель мужиками был доставлен на аэродром «Жабчицы» возле Пинска, там и выгрузили. Им дали бумажку о выполнении указания штаба, они вернулись домой живыми.
 Пулемёты и прочее из корпуса не добывали, «указивки» не было о них, останки аэроплана лежат и поныне в болоте.

   Часть алюминиевой обшивки с крыльев и фюзеляжа  потом была употреблёна  местными умельцами - ремесленниками для выплавки ложек, кружек, мисок, сковородок. Это я уже упоминал в предыдущих своих повествованиях
        Так было...