Бог не на небесах, - Он в твоем кармане!

Кайрбек Нагуманов
      В советское время чуть ли не все население страны относило себя к атеистам и лишь небольшая часть продолжала  верить в Бога, стараясь не афишировать это. Сейчас же с точностью до наоборот: почти у всех проснулись  религиозные чувства и они вспомнили о конфессиональной принадлежности своих предков. Стали демонстративно носить крестики на шее или опускать бороды, перебирать четки в руках (хотя вряд ли кто из них серьезно и вдумчиво прочитал, освоил содержание Священных писаний своей веры). Между тем вопрос о существовании Бога является предметом бесконечных споров и до сих пор нет общепринятого доказательства Его наличия или отсутствия[1]. Такая неопределенность совсем не безобидна, так как выливается в кровавые отношения между людьми и народами.  Вспомним религиозные конфликты, войны прошлого и настоящего. Последнее свидетельство тому прокатившаяся волна возмущений в христианской Европе по поводу обезглавливания учителя под Парижем, оскорбившего религиозные чувства мусульман, и похороны  молодого мстителя со всеми почестями в Чечне.
      Причина неудач в поисках Бога состоит в том, что ищут Его не там, где надо. Наше доказательство подлинности Его  существования состоит в том, что мы спускаем Отца небесного на грешную землю и здесь находим Его земные корни. Только добравшись до этих корней, можно удостовериться, что человек действительно возник, существует и развивается по образу Его и  подобию. Но беда в том, что люди-то молятся совсем другим, иллюзорным богам! Причем наше доказательство будет чего-то стоить, если Творец всего будет выявлен вначале теоретически и затем его наличие подтверждено практикой, всем образом повседневной жизни каждого из нас - независимо от того, придерживаемся мы какой-то религии или нет.

                Вначале были силы

      Начнем с истоков зарождения древних религий. Жизни наших далеких предков постоянно угрожали  стихийные природные силы, сложные взаимоотношения людей как внутри, так и между обществами. Чтобы выжить в таких условиях разные племена, народы создавали и руководствовались  своей картиной устройства  окружающего мира в виде мифов, легенд, преданий. В этих мифах, описывающих деяния богов и подвиги героев, все значимые события находили легко воспринимаемое простыми людьми объяснение.
      Если поначалу правдоподобные решения вопросов духовной жизни общества, добра и зла, смысла, предназначения человеческой жизни удавалось предлагать в свете представлений о божественных замыслах, то для развития материальных условий жизни общества одной идеи  Всемогущего творца стало остро не хватать. Хозяйственная жизнь требовала разобраться в глубинных, сущностных основах природных сил, выявить законы их действия и, обуздав их стихию, использовать в своих целях.
      Впервые этого удалось достигнуть в науках о неживой природе, в познании такой фундаментальной физической силы как гравитационное взаимодействие тел. Одного лишь закона всемирного тяготения, открытого Исааком Ньютоном,  было достаточно, чтобы французский математик и механик Пьер Лаплас(1749 – 1827)  своей «Небесной механикой» смог объяснить устройство всей солнечной системы. На замечание Наполеона, - почему в этой картине мира нет упоминания о Боге? -  ученый ответил: «Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе».
      Если Лаплас не испытывал нужды хотя бы в гипотезе, то  выдающийся астрофизик современности Стивен Хокинг (1942 – 2018) своими теоретическими исследованиями обосновал, что гравитационное взаимодействие вообще не оставляет место Всевышнему: «Поскольку существует такая сила как гравитация, Вселенная могла и создала себя из ничего. Самопроизвольное создание — причина того, почему существует вселенная, почему существуем мы. Нет никакой необходимости в Боге для того, чтобы „зажечь“ огонь и заставить Вселенную работать» [2, с. 204].
      Представление о поле и силе гравитации задало основное направление в развитии теоретической физики. К настоящему времени установлено, что Творцами всех процессов, протекающих в физическом мире служат, кроме гравитационного, еще и электромагнитное, сильное и слабое взаимодействия. Причем каждое из этих  взаимодействий осуществляется посредством своих переносчиков сил, - соответственно гравитоном (предполагается), фотоном, глюоном и векторными бозонами.
      Подобно тому, как люди от язычества, многобожия переходили к поискам единого Бога, так и физики стремятся к тому,  чтобы свести все эти фундаментальные взаимодействия к единой силе! Так в ХIХ веке удалось объединить электрическое и магнитное взаимодействия в электромагнитное, в ХХ веке соединить электромагнитное со слабым и получить теорию электрослабого взаимодействия. Сейчас все усилия брошены  к тому, чтобы подключить к этому взаимодействию и сильное ядерное взаимодействие и достичь, тем самым, Великого объединения. И, наконец, мечтают о том времени, когда и гравитацию смогут представить проявлением какого-то единого фундаментального физического взаимодействия и получить Теорию всего! Разрабатываются различные варианты такой теории и, опять же, ни в одном из них физики-теоретики не испытывают нужды в постулировании какой-то сверхъестественной силы в виде  всемогущего, всеблагого и всезнающего Творца.
      Фундаментальные взаимодействия на деле и наглядно показывают нам на чем основана неживая природа, что есть что в ней. Весь научно-технический прогресс, поразительные достижения в жизни общества на сегодня и в ближайшем будущем есть и будут результатами укрощения и освоения человечеством этих сил за весьма короткий по историческим меркам (3 – 4 столетия) срок.  И тут само собой возникает вопрос: а как обстоят дела  живой природе  и в  нашем человеческом обществе? Кто в них командует парадом – какой-то Бог, какие-то сверхъестественные силы или здесь есть свои, такие же фундаментальные, но естественные силы?

                «Что-то не ладно в королевстве Датском …»
      
      С конца ХIХ в науках о живой природы общепринятой научной теорией считается учение Чарльза Дарвина о движущих силах эволюции. Однако и в современном состоянии этой теории до сих пор нет чётких, однозначных представлений о составе и количестве фундаментальных сил. Чаще всего в качестве таковых называются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Но в отличие от физики, здесь вопрос о необходимости сведения всего многообразия к единству – в одну силу, - даже не ставится. Правда, иногда в качестве главной движущей силы биологической эволюции всё же выделяют естественный отбор. Но ведь мало объявить, надо все другие формы известных движущих сил логически вывести из главной как конкретизацию и отражение действительной взаимосвязи этих сил в живой природе. Попытки выявить единую силу в биологии нам неизвестны. Положение  усугубляет и  путаница в терминологии: одно и то же явление объявляют то движущей силой, то механизмом эволюции.
      Такая же неопределённость существует и в вопросе о движущих силах истории. Из-за многообразия и разнородности предлагаемых сил приходится их классифицировать. Так, например, движущие силы эволюции общества делят на объективные и субъективные. В качестве первых называют природно-исторические закономерности, географические условия, и т.д. К субъективным факторам относят деятельность выдающихся исторических личностей, социальных групп, классов, народных массы, личные и общественные интересы и т.п. Справедливости ради нужно отметить, что Карл Маркс среди этого многообразия выделял классовую борьбу как важнейшую движущую силу, «локомотив» истории. Однако сама жизнь и история ХХ века крахом коммунистической идеологии опровергла марксистскую теорию.
      Устранить недоработки в вопросе выяснения фундаментальных сил, определяющих устройство живой природы и человечества нацелена  единая теория эволюции природы и общества [3,4 и др.]. Отправным пунктом этой теории служит простейшее свойство окружающего нас мира – стабильность, как способность системы сохранять своё состояние целостности на время, достаточное для образования и функционирования систем более высокого уровня. Качественное своеобразие живой и неживой природы, а также и человеческого общества всецело определяются способами обеспечения этой стабильности. На каждом из выделенных трех уровней все более усложняющегося, иерархического  устройства человека как физического тела,  биологического организма и социально-экономического явления,  действуют свои, придающие особенность каждому из них,  фундаментальные силы, - своего рода действительные, не выдуманные самим человеком и  внушенные себе же,  Боги!

                Творцы вещественности

      Весь физический мир возник по образу и подобию физических фундаментальных взаимодействий, которых, надо надеяться, физикам удастся свести к Единой силе – естественному Богу бытия! Ведь не будь этих сил - не было бы ни нас, ни мира вокруг нас. Отличительная черта физической системы состоит в том, что ее  стабильность (прочность) определяется тем количеством энергии, которое выделилось во внешнюю среду при образовании этой системы. Причём в ходе возникновения и эволюции Вселенной энергия связей между компонентами формирующихся веществ резко падала. Если для разрыва связей в элементарной частице – протоне, - приходится строить такие огромные, сверхмощные ускорители, как Большой адронный коллайдер, то для разрыва внутренних связей между частицами обычного камня под ногами, достаточно энергии удара человеком увесистой кувалдой. И далее вполне естественно и логично, что в эволюции вещества наступил момент, когда для разрушения связей не понадобилась даже кувалда. По мере формирования из атомов молекул, а из них уже и макромолекул, на эволюционном пути возник, казалось бы, непреодолимый тепловой барьер. Дело в том, что атомы и молекулы находятся в непрерывном колебательном, тепловом движении и энергии этих движений оказалось достаточным для разрыва новых формирующихся межмолекулярных связей. Стабильность соединений свелась на нет. Как преодолеть тепловой барьер?

                Творец биологичности

      Не зря говорится – голь на выдумки хитра! Вот и природа решила схитрить и, спонтанно, без какой-либо наперед заданной цели, стала перебирать всевозможные варианты соединений молекул в макромолекулы. Причем это был не абсолютно случайный процесс (невозможность горы запчастей случайно и самопроизвольно собраться в сложнейший и огромный самолет «Боинг 747» – излюбленный аргумент противников естественной эволюции), а вполне закономерный. Эволюция перебирала не бесконечное число случайных вариантов, а только те, которые допускались законами действия тех же физических фундаментальных сил, главным образом – электромагнитного взаимодействия. Среди них оказались соединения, способные восстанавливать разорванные тепловым движением связи, и, занимаясь саморемонтом, сохранять свою уже динамическую стабильность.
      Естественно, что для проведения ремонтных работ нужны были материалы и энергия. Где их взять? Хитрость природы состояла в том, что живое вещество стало, точь-в-точь как в популярной песне – «лепить из того, что было», то есть из уже сформировавшихся, с подходящими свойствами органических соединений. Энергию же для лепки природа брала, главным образом, от Солнца. Так и появились растения – «кормильцы», животные – «едоки», а также организмы, питающиеся останками умерших растений и животных – «мусорщики».
      Сказанное позволяет напасть на след того, в чем  кроется коренное различие между живой и неживой природой - оно состоит в способах обеспечения стабильности. Если в  физическом мире стабильность вещества определяется энергией, выделившейся во внешнюю среду, то стабильность живого организма, наоборот, – способностью извлекать энергию из внешней среды. Вся жизнь и устройство любого организма нацелена на поиск пищи, рост, размножение, к ответу на меняющиеся условия окружающего мира. Но эта же цель задаёт и рамки живой природы: для обеспечения стабильности количество энергии из внешней среды здесь необходимо лишь в пределах физиологических потребностей организма.
      Неукоснительное возмещение энергии, затраченной организмом на свою физиологию,  свободной энергией из внешней среды  и есть тот закон, который полностью определяет все стороны, цель  жизнедеятельности    организма и в этом смысле его (закон)  можно назвать действительным Творцом жизни! Насытившись после охоты, львиное семейство целыми днями лежит себе, блаженствует в тени деревьев, пока наступивший голод не погонит львиц снова на поиски добычи. В бесконечном соревновании, в непрерывной борьбе за источники энергии происходило и происходит развитие, совершенствование, эволюция живой природы. Поэтому необходимость поиска всё новых источников энергии, освоение новых жизненных пространств служит единственной и фундаментальной, движущей силой [5], толкающей живую природу к эволюции, а изменчивость, наследственность, естественный отбор и тому подобные процессы и явления есть всего лишь механизмы биологической эволюции! 

                Творец человечности

      Сама того не подозревая, естественная эволюция живой природы  выпустила из бутылки джина. Среди ошеломляющего многообразия организмов не мог не появиться биологический вид, решительно перешагнувший рамки живой природы. Такой решительностью отличились некоторые представители вида Гомо сапиенс (их сейчас биологи и антропологи называют еще как «третий шимпанзе»). Они послужили предпосылкой и материальными носителями принципиально нового явления. Произошла мутация, наделившая этот вид свойством не довольствоваться малым, а добывать пищу сверх своих физиологических потребностей.  "Все развитие человеческого общества после стадии животной дикости начинается с того дня, как труд семьи стал создавать больше продуктов, чем необходимо было для ее поддержания, с того дня, как часть труда могла уже затрачиваться на производство не одних только жизненных средств, но и средств производства. Избыток продукта труда над издержками поддержания труда и образование и накопление из этого избытка общественного производственного и резервного фонда — все это было и остается основой всякого общественного, политического и умственного прогресса"[6,с.199]. 
      Этот излишек создавал возможность всё большему числу Гомо сапиенс переходить от непосредственного добывания пищи к занятиям ремеслом, искусством, наукой, управлением, политикой и т.п. Соответственно объёмам произведенного избыточного продукта и распределения его на основе отношений собственности складывалось чисто человеческое общество со всеми его плюсами и минусами. То есть, граница между объемами производства  физиологически необходимого и избыточного продуктов и есть граница между животным и человеческим мирами! Немногие, но наиболее смышлёные, активные, даже склонные к авантюрам люди быстро сообразили, какие преимущества в деле выживания, благополучия и положения в обществе дает всемерное умножение и накопления избыточного продукта в виде скота, земли, рабов, имущества, средств производства и т.п. И никто иной, как тот же Энгельс, - яркий, непримиримый борец против эксплуатации человека человеком, на склоне своих лет (в 1884 г.), наступая на горло собственной песне – учению марксизма, - вынужден был признать, что вовсе не классовая борьба, и не пресловутые производительные силы и производственные отношения, а «низкая алчность была движущей силой цивилизации с его первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида была ее единственной, определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства»[7, с. 176].
      Таким образом, в склонности к неограниченному накоплению богатства,  переходящая порой в страсть, заключена   вся суть человека. Поэтому именно она стала чисто человеческой потребностью и стала определять цель и содержание его жизни.  И вовсе не от библейского бога, и не от дарвиновской обезьяны произошел человек, а  от реальной, наделенной в той или иной степени самой природой и общественным окружением склонности к наживе! Правда, подобно христианской вере, действительный Творец человека предстает в трех ипостасях – на каждом этаже его устройства действует свой бог при определяющей сущность человека «золотом тельце».  Такова вот проза  человеческой жизни как она есть.
      И живая природа, и человечество возникли естественным образом, без вмешательства каких-либо сверхъестественных сил. И не за шесть библейских дней творения, а путем формирования и действия   присущих им фундаментальных силовых полей  за миллионы и миллиарды лет. В результате  движение, активность внутри животного мира возбуждается поиском и поглощением  физиологически необходимого продукта и энергия в биохимических процессах внутри организма  переносится  молекулами аденозинтрифосфата (АТФ). Таким же стимулятором активности внутри человеческого мира служит производство и присвоение избыточного продукта, а переносчиком этого продукта - силового поля человеческих потребностей, - служат деньги. Взаимосвязь между людьми, формирование общества происходит на основе  обмена и распределения между ними всех видов богатства и это немыслимо без денег. При этом функции, выполняемые АТФ и деньгами, схожи. «Роль, которую играет АТФ в обмене энергии в клетке, можно сравнить с ролью денег в нашем хозяйстве. Клетка нуждается в АТФ точно так же, как мы с вами нуждаемся в наличных деньгах, чтобы расплатиться за все, что нам необходимо» [8, с. 293].
      К сожалению, приведенный выше тезис Фридриха Энгельса о движущей силе цивилизации не получил дальнейшей проработки ни в трудах самого автора, ни в последующих работах сторонников исторического материализма и так называемого научного атеизма. Даже признание одного из основоположников марксизма не придало им решимости заметить, осознать гениальную по своей проницательности догадку и переступить одну из догм коммунистической идеологии. Между тем достаточно было развить и обосновать ее, чтобы окончательно решить проблему доказательства наличия настоящего, не выдуманного человеком  Творца. Оказывается, что истинный, всемогущий Бог существует, только он не на небесах, и даже не в душе, а у каждого из нас в кармане в виде пластиковой карточки банка или налички (если, конечно, богатства, деньги у вас есть)! А они у вас должны быть, если хотите, чтобы вы сами себя и окружающие воспринимали вас полноценным человеком, а не нищетой, презрительно характеризуемая в народе - "ни кола, ни двора"! Именно поэтому молодые, вступая во взрослую жизнь, стремятся "выбиться в люди", то есть обеспечить себе прочную материальную базу и, тем самым, положение в обществе. Но это все теория, а что говорит нам практика – признает ли она действительного Творца, послушна ли она «золотому тельцу»?

                (Продолжение следует)

Литература:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вопрос существования Бога.
2. Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел. Пер. с англ. М. В. Кононова. Под ред. Г. А. Бурбы. — СПб.: «Амфора», 2012. — 208 с.
3. Нагуманов К.С. Принципы единства и симметрии в разгадке тайн жизни и человека // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. 2011. – № 2 (8). – С. 218–222;               
4. Нагуманов К. С. Критерии жизни и человека и единая теория эволюции природы и общества. //Эволюция: срезы, правила, прогнозы / Отв. Ред. Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев. – Волгоград: Учитель, 2016. - С. 221 – 228.
5. Нагуманов К.С. Фундаментальные движущие силы эволюции природы и общества // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. Часть 1. – М.: ИНИОН РАН, 2016. – С. 56-58.
6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К.,  Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т. 20.
7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и        государства. // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 21.
8. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. Пер. с англ. – М.: Мир,   1988