Притча о мытаре и фарисее

Сергий Пономарь
       «Два человека вошли в храм помолиться», – так начинает притчу Господь о мытаре и фарисее (От Луки 18:10-14).
       В содержании смысла их молитв Христос раскрывает состояние души того и другого. Молитва – это есть зеркало духовного устроения человека. В молитве раскрываются наши светлые и тёмные стороны.
       В притче фарисей представляет собой воплощение гордого самодовольства. Он, исполнитель закона, соблюдающий все религиозные правила, приходит и молится, казалось бы, в благодарении: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю», но это, на самом деле, – всего лишь утверждение своего «Я», ибо сердцевина гордости, по преп. Иоанну Лествичнику, есть «бесстыдное проповедание своих трудов». (Лествица: Слово 23, п.2)

       А вот другой, – мытарь, сборщик налогов. Эта профессия в древнем мире была окружена всеобщим презрением. Мытарь, ничего не исполняющий от религиозного закона, чувствует своё духовное непотребство, только сокрушенно бьёт себя в грудь и молвит: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Он ясно сознавал свое ничтожество перед Лицом Бога и у него не было никаких оправданий своими внешними делами.

       Преподобный Иоанн Лествичник отмечал: «Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумство – гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию, ибо и тело не твое, а творение Божие». (Лествица: Слово 23, п.16)

       Когда же мы делаем какое-либо доброе Божье дело, то должны помнить слова Апостола: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»(Лк.,17:10). Ибо "Что ты имеешь, чего бы не получил (от Бога)? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?"(1Коринф.,4:7) И «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, – говорит Господь, – то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф.;5:;20).
       Как сказал один афонский старец-монах Гавриил: «Автомобиль, нагруженный добродетелями, но за рулем которого сидит гордость, – едет в ад, а автомобиль, нагруженный грехами, но за рулем которого сидит смирение, – едет в рай».

       Состоянии тщеславного сердца охарактеризовал епископ Герман: «Видение и самооценка своих духовных подвигов есть гниль на духовном цветке души христианской, сердечная ложь, слепота и гордыня; эта самооценка умаляет нашу всецелую надежду на единое милосердие Божие: дескать, я потрудился, а потому и помилуй. Самое же верное и приятное Богу от нас следующее: "Господи, ничего не имею, не смею и очей поднять, помилуй меня по великой Твоей милости". И милость будет тем больше, чем больше будет сокрушения и упования на Бога, не на дела и что-либо свое».

       Духовное устроение фарисея и мытаря показывает, что невозможно видеть одновременно и свои, и чужие грехи. Когда занимаешься разглядыванием и обсуждением чужих, то не видишь своих, и тогда становится невозможным обрести покаяние. А когда по-настоящему увидишь свои и их пагубные последствия в своей душе, то обо всем забудешь и начнешь, как мытарь, бить себя в грудь и плакать: «Боже! Будь милостив ко мне, грешному!»

       Когда человек, как мытарь, стоит пред Богом и ощущает свою духовную нищету, то душа его жаждет и нуждается в бездне Божьего милосердия, она открыта для Бога, и в этом залог её будущего бесконечного обогащения. А фарисей, который считает, что у него и так всё есть, и Бог по сути становится ему не нужен, остается духовно пустым и уходит ни с чем. Господь же, как и поется в песнопении Пресвятой Девы, «алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем» (Лк.1:53).

       Глубина Божией мудрости этой притчи заключается еще в том, что Господь дает описание состояния каждого человека, приходящего к нему в храм Божий. Нас много разных верующих приходит в храм, а на самом деле всего только, в основном, два типа людей по внутреннему своему духовному устроению: мытари или фарисеи. И этот духовный выбор всегда стоит перед нашей душой, которая, прельстившись, может превозноситься над другими, как фарисей, – либо, истинно смирившись, сокрушенно увидеть всю свою бездну грехов и поврежденность страстьми, и взалкать животворящей милосердной Любви Божией: "Господи, помилуй!"

       Таким образом, притча о мытаре и фарисее – это призыв Христа к каждому из нас обнаружить и искоренить лицемерие, духовную ложь и всё фарисейство, пытающее незаметно духовно обольстить и поработить нашу душу.
И всегда нужно помнить слова Христа, как непреложный духовный закон: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» (Лк.;18:;14). Аминь.