социология музыки

Наунет
В кон. 19 - нач. 20 вв. музыкальный быт различных эпох и народов становится предметом систематического изучения. Появляются книги "Музыкальные вопросы эпохи" ("Musikalische Zeitfragen", 1903) Г. Кречмара, "Немецкая музыкальная жизнь. Опыт музыкально-социологического рассмотрения..." ("Das deutsche Musikleben...", 1916) П. Беккера, "Музыкальные проблемы современности и их разрешение" ("Die musikalischen Probleme der Gegenwart und ihre Lцsung", 1920) К. Блессингера, к-рые Б. В. Асафьев назвал "своего рода пропилеями в музыкально-социологических проблемах", а также книги X. Мозера, Ж. Комбарьё. Среди наиболее значительных музыковедческих трудов начале 20 в., наметивших социологический подход к музыке, - очерк "Симфония от Бетховена до Малера" ("Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler", 1918) Беккера.

К этому времени много отдельных социологических наблюдений накопила и русская мысль о музыке. Так, А. Н. Серов в работе "Музыка. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей" (1858) поставил вопросы, связанные с функциями музыки в общественном быту и воздействием условий жизни на содержание и стиль музыкального творчества, обратился к проблеме взаимовлияния жанра и стиля муз. произв. В. В. Стасов и П. И. Чайковский в критич. работах оставили живые зарисовки музыкального быта различных слоев населения. Большое место в русской музыкальной критике занимали вопросы восприятия музыки публикой. В конце 19 - нач. 20 вв. начинается разработка некоторых музыкально-социологических проблем в теоретическом плане.

В 1921 вышла книга одного из основоположников буржуазной социологии музыки, оказавшего значительное влияние на развитие западно-европейской социологии культуры, - М. Вебера "Рациональные и социологические основы музыки". Как отмечал А. В. Луначарский ("О социологическом методе в истории и теории музыки", 1925), работа Вебера представляла собой "лишь этюд, подход к общим границам темы". Она привлекала богатым фактическим материалом, вместе с тем страдала налётом вульгарного социологизма и ущербностью методологических принципов (неокантианство). В Западной Европе идеи Вебера получили развитие начиная с 1950-60-х гг., когда появились многочисленные труды по социологии музыки. В своём большинстве западно-европейские учёные отказываются от трактовки социологии музыки как самостоятельной науки и рассматривают её как ответвления музыковедения, эмпирической социологии или музыкальной эстетики. Так, К. Блаукопф (Австрия) трактует социологию музыки как учение о социальных проблемах истории и теории музыки, которое должно дополнить традиционные области музыковедения. А. Зильберман, Г. Энгель (ФРГ) занимаются изучением распространения и потребления музыки в обществе и отношения к ней различных общественных слоев аудитории. Они накопили фактический материал, относящийся к социальному и экономическому положению музыкантов в различные эпохи ("Музыка и общество" Г. Энгеля, 1960, и др.), но отказались от теоретических обобщений эмпирического материала. В трудах Т. Адорно (ФРГ) социология музыки получила в основном теоретическое освещение в традициях немецкой философской мысли о музыке и по существу растворилась в музыкальной эстетике. В своих книгах "Философия новой музыки" ("Philosophie der Neuen Musik", 1958), "Введение в социологию музыки" (1962) Адорно рассматривал социальные функции музыки, типологию слушателей, проблемы современного музыкального быта, вопросы отражения в музыке классовой структуры общества, специфики содержания и история, эволюции отдельных жанров, национального характера музфкального творчества. Особое внимание он уделял критике буржуазной "массовой культуры". Однако острая критика её проводилась Адорно с позиций защитника элитарных форм искусства.

В западно-европейских странах и США разработан ряд вопросов социологии музыки, в том числе методология и соотношение С. м. с др. дисциплинами - Т. Адорно, А. Зильберман, Т. Кнайф, X. Эггебрехт (ФРГ); социальные функции музыки в эпоху империализма и научно-технической революции - Т. Адорно, Г. Энгель, К. Феллерер, К. Малинг (ФРГ), Б. Брук (США); структура музыкальной культуры капиталистических стран, общественное, экономическое и социально-психологическое положение композиторов и музыкантов-исполнителей - А. Зильберман, Г. Энгель, З. Боррис, В. Виора (ФРГ), Дж. Мюллер (США); структура и поведение публики, социальная обусловленность музыкальных вкусов - А. Зильберман, Т. Адорно (ФРГ), П. Фарнсуорт (США) и Ж. Леклерк (Бельгия); взаимоотношения между музыкой и массовыми средствами коммуникации (исследования координирует Междунар. ин-т аудио-визуальной коммуникации и культурного развития в Вене, науч. рук. - К. Блаукопф); музыкальный быт различчных слоев общества - К. Дальхауз (ФРГ), П. Виллис (Великобритания), П. Бодо (Франция); социологические проблемы музыкального фольклора - В. Виора (ФРГ), А. Мерриам, А. Ломакс (США), Д. Карпителли (Италия). В ряде этих работ имеется богатый фактический материал, однако большинство их основано на эклектичных философских методах.

Ссылки по теме:
Адорно, Визенгрувд-Адорно Теодор
Идеи Т. Адорно
Торрент-маркетинг