Будни бамовского фельдшера

Зинаида Маласова-Потарась
       Молодая, красивая, здоровая элита откликнулась на призыв страны строить БАМ. Строительство бамовских посёлков начиналось с палаток, это известно всем. И все службы в этих посёлках начинались с нуля.
       В 1977 году Доржиева Тамара Гомбоевна была зачислена в штат скорой медицинской службы при поликлинике пос. Новый Уоян. Его хотели назвать Чильчигир, но передумали, в переводе с эвенкийского синоним этого слова Шумный. Как не было в то время ещё машин скорой помощи, так не было и самой станции скорой медицинской службы. Три штатных единицы фельдшеров дежурили на дому, по окончанию дежурства передавали спасительный жёлтый чемоданчик друг другу через поликлинику. Телефонов тоже не было, график дежурства фельдшеров висел на дверях поликлиники. Не зря я отметила в начале рассказа, что на БАМ ехали молодые здоровые ребята и девчата, у кого что случалось, бежали на дом к дежурному фельдшеру.
       У молодых, здоровых кровь-то бурлит, часто благоразумие покидает их, потому происходили неадекватные случаи. Молодой фельдшерице Тамаре  в своей практике приходилось сталкиваться с жертвами этих не единичных случаев.
       День железнодорожника, лето, тепло, праздник, посёлок гуляет, а Тамаре выпало дежурство на дому, никуда отлучаться нельзя. Прибежал запыхавшийся парень из палаточного посёлка мехколонны № 138. Он сообщил, что произошла драка, в результате чего пострадавшему нанесен удар ножом в горло. Готовая в любую минуту ринуться на помощь, Тамара схватила чемоданчик, тут же опрометью помчалась в мехколонну. В палатке она обнаружила, что пострадавший лежит  на кровати с панцирной сеткой, и действительно, из горла торчит нож. Фельдшер понимает, что нож трогать нельзя, в полевых условиях обильное кровотечение из горла остановить невозможно, это не рука или нога, где можно на некоторое время наложить жгут. Сориентировавшись с обстановкой, Тамара принимает решение, что пострадавшего надо транспортировать немедленно, и желательно в больницу Нижнеангарска, хирурга в Новом Уояне на тот момент не было. Она вспомнила, что на ходу заприметила вертолёт на вертолётной площадке. Бегать пешком времени нет, кинулась к конторе мехколонны, где стоял Уазик. Тамара примчалась к вертолёту, но лётчики сказали, что они устраняют поломку, не известно, когда закончат. Тамара мчится обратно, на её счастье и на счастье пострадавшего по дороге она встретила стоматолога Глазунова и молодого педиатра, те шли на пикник. Фельдшерица буквально в двух словах объяснила ситуацию, врачи бегом направились в сторону поликлиники. Им предстояло подготовить хирургический стол и инструменты для предстоящей операции.
       На обратной дороге Тамара поймала Магирус, в Уазике пострадавшего транспортировать невозможно. Она вернулась к пациенту, присутствовавшим при инциденте мужчинам велела грузить больного в кузов Магируса вместе с кроватью, при этом необходимо было не шевелить его и не трогать нож. Только Магирус набрал скорость, Тамара понимает, что панцирная сетка кровати раскачается, остановила машину, мужчины подложили под раненого доски.
       В это время врачи в поликлинике подготовились к операции. Больной доставлен, но стоматолог и педиатр не хирурги, нужно связаться со специалистом. Дозвонились до Нижнеангарской больницы, хирург сам оказался на больничной койке, к удаче он был ходячим, подошёл к телефону. И что удивительно, при операции установили, что жизненно важные органы, сосуды и сонная артерия не были задеты.  Парень родился в рубашке, операция прошла удачно. Иначе и быть не могло, это же наши бамовские врачи!
       Тамара Гомбоевна на всю жизнь запомнила тот случай из далёкой бамовской практики, хотя были и другие случаи. Кровь, как выше упоминалось, у молодых строителей бурлила, любовь часто становилась причиной несчастных случаев. Девушка вскрыла вены из-за неразделённой любви. Молодой любовник неудачно убегал, при попытке перемахнуть через забор, нанёс себе членовредительство. Рядовых случаев не перечислить.
       Вскоре в посёлке выделили помещение для станции скорой медицинской службы. Тамаре Гомбоевне выдали ключ, она зашла в пустую комнату. Что для начала нужно? Стол, два стула, шкаф и кушетка. Она обратилась к руководству мехколонны, бамовская служба приобрела свое постоянное место, при необходимости оказания скорой помощи людям уже не надо было бегать по посёлку в поисках дежурного фельдшера.
       Выше описан только один случай, характеризующий наших бамовских медиков, которые были готовы на всё во имя спасения жизни и здоровья человека.