О чем звенит бубенчик

Юрий Панов 2
   Вы думаете на фото колокольчик? Это оскорбление для благородного рода бубенчиков. Колокольчики плодятся на полях как мыши, ползут под землей и выбрасывают все новые побеги-клоны. Бубенчики аристократы. Размножаются исключительно семенами, они всегда одиноки и независимы. А главное у колокольчиков короткий язык, о чем они шепчут не разобрать. У бубенчиков, взгляните,  язык-пестик выступает далеко из цветка. Бубенчик звенит. И о чем звенит колокол бубенчика?

   Может он вспоминает своего крестного отца? Князь ботаники Карл Линней не смог понять благородной породы бубенчиков и причислил их к колокольчикам и только через полвека Фридрих Фишер понял, что это не так.  Вы не знаете кто такой Фишер? Напрасно. Конечно, и  он был немцем, ведь своих ботаников в стране не было. И, конечно, его пригласил барин миллионер, только не для воспитания детей (помните,  как Андрей Болконский нашел в Германии умного немца для воспитания Николеньки). Николай Разумовский решил потратить свои миллионы не на яхты и дворцы – на создание лучшего в мире ботанического сада.  Он пригласил Фишера,  и Фишер такой сад создал в Горенках под Москвой. Он завел переписку и обмен растениями со всем научным миром. В Горенки западные ботаники приезжали учиться.  Заметил, наконец,  его творчество и царь, пригласил создать первый в стране ботанический сад в Петербурге. И сад на Аптекарском острове вскоре стал одним из лучших в мире. За организаторские способности Фишера сравнивали позднее  с Николаем Вавиловым. Фишер никуда кроме конгрессов не ездил, но за казенный счет он посылал во все концы света экспедиции охотников за растениями. Николай Турчанинов привез огромный гербарий и коллекции семян из Сибири (это и понятно, сибирские растения тогда интересовали ученых больше всего) и даже создал филиал ботсада в Рио-де-Жанейро. Кроме бесконечно длинных и высоких оранжерей, Фишер создал в саду отдел дикой Флоры России, что, к сожалению,  было утрачено и не возродилось до сих пор. Фишер был не только практиком, но и ученым, именно он выделил бубенчики в особый род.

   На фото не просто бубенчик, это бубенчик лилиелистный. Именно так назвал его двести лет назад Декандоль. Про Декандоля можно говорить еще больше, увы, в России он не был, хотя показал пример всем ученым, да и любому человеку, что такое цель жизни. Отец, сын и внук Декандолей,  династия ботаников,  поставили своей  целью создание энциклопедии всех растений Земли по собственной системе, отличной от системы Линнея. Нашлось в этом многотомном труде место и бубенчику.
А может бубенчики звенят о жизненной силе, что гуляет по его листьям, стеблям и корневищам. Говорят соки его владеют силой не уступающей жень-шеню Хотя монографии о бубенчиков до сих пор нет и тайны его может не раскроются никогда, ведь во многих южных областях наших попали  бубенчики в Красные книги. Трудно,  наверное,  удержаться и не сорвать великолепное соцветие его на букет.

  Впрочем,  может быть я несправедлив к колокольчикам. Они являют нам пример удивительного приспособления, предотвращающего самоопыление. Ничего подобного в нашей природе не встретишь. Пыльца у колокольчиков и бубенчиков  созревает уже в бутонах. Пыльники лопаются, тычиночные нити увядают,   и пыльца попадает на столбик пестика. Чтобы принять пыльцу у столбика вырастают специальные волоски.  Когда приходит пора опыления, волоски втягиваются внутрь и пыльца уносится насекомыми.  Это удивительно, роль тычинок берет на себя пестик!  Пестик растет, рыльце его раскрывается,  и он предлагает пыльцу опылителям. Но у колокольчиков он все равно короткий, а у бубенчиков огромный. Может быть, вы, читатель,  это объясните?


   По правде говоря, бубенчики я долго не замечал. Наш школьный заповедник был создан для орхидей и каждое лето мы  устремлялись  к полянам,  покрытым венериными башмачками. Конечно, бубенчики трудно не заметить, это не колокольчики, они на голову выше и ярче. Они украшали дорогу к орхидеям,  казалось,  метами кусты у дороги просвечивали сквозь белые звезды бубенчиков (да-да, бубенчики были не только голубыми, но и чисто белыми) Но когда я пресытился видом орхидей, бубенчики зазвенели, иногда я даже понимал, о чем они говорят, но миры  их бесконечны. Надеюсь,  и вам, читатель,  повезет, вы встретите это растение  на солнечном лугу или опушке и теперь поймете, о чем звенят бубенчики.