Любовь как психологический базис творчества

Сергей Ставрояни
В современном мире во всех социальных сферах происходят процессы, связанные с усиление роли человеческого фактора, повышением внимания к психологическим особенностям индивида. В бизнесе, в менеджменте, в политике, в образовании всё большую популярность приобретают индивидуальный подход, стремление учесть психологические особенности клиента, сотрудника, ученика, студента, избирателя. Огромное значение приобретает роль творчества как способности создавать новое, применять нестандартные подходы в своей деятельности, отказываться от шаблонов. В СМИ, публицистике, на обывательском уровне часто говорят о «креативности», но не всегда ясно, какой смысл вкладывают в это понятие. Тема творчества многократно становилась предметом социологических, философских, психологических исследований, очень детально её анализировал выдающийся философ, социолог, психолог Эрих Фромм.
Хотя в сегодняшних реалиях и кажется, что условия для творчества являются благоприятными и всеобъемлющими, это далеко не так. К примеру, рассмотрим роль информационных технологий и сети Интернет с точки зрения творческой деятельности человека. Возможности быстрого получения информации, связи с любым уголком земного шара, казалось бы, дают прекрасные возможности для продуктивной деятельности, но многие ли люди используют их? Компьютерные игры, «мемы», бесполезные видеоматериалы, бессмысленные споры с незнакомыми людьми – такова бывает действительность куда чаще. С точки зрения получения информации Интернет переполняют не только множество явных «фейков» и сплетен, но и огромное количество попросту ненужной информации. Вспомним «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли: в отличие от антиутопии Джорджа Оруэлла, Хаксли показывает мир, где нет страшных репрессий, правда, фактически, не особо скрывается, однако она растворяется в море ненужной развлекательной информации. Это весьма близко к реалиям современного мира с акцентом на комфорт, развлечения, удовольствия, которые сейчас часто заменяют знания, обучение, образование.
Труд – целесообразная, осознанная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Некоторые животные, птицы и насекомые также делают несколько подобные этому действия (вошедшее в пословицы трудолюбие муравья, собирание пчёлами мёда, свивание гнёзд птицами и т.д.), но фундаментальное отличие деятельности человека – её осознанность. Очень часто мы видим, что значительное число людей не слишком задумываются о том, насколько полезна их деятельность обществу. Что уж говорить тут про творческий, креативный аспект. Для общества, где главенствует рынок неким идеалом для многих людей является наличие пассивного дохода, позволяющего не работать и вести праздный образ жизни. Отсюда огромная популярность финансовых пирамид, сетевого маркетинга и т.д. Развитие IT технологий приводит и к появлению новых видов и форм деятельности, немыслимых даже 15-20 лет назад: видеоблоги, стримы, не говоря уже про интернет-магазины. Многие люди стремятся монетизировать свою популярность в социальных сетях, в Youtube, с помощью рекламы в своих блогах и видео, сбором средств на развитие канала (так называемый «донейшен») и др. Отдельно рассмотрим образовательную сферу, где процессы утраты смыслов и перехода к превращённым формам выражены особенно ярко. Одной из наиболее опасных тенденций является всё возрастающая роль дистанционной формы обучения, постепенно внедряемая как в школьное, так и в университетское образование. Безусловно, в отдельных случаях возможность отдалённого доступа и самообучения прекрасна, однако дистанционная форма обучения может лишь дополнить, но не заменить стационарную. Ни для кого не секрет, что сейчас даже заочное обучение является лишь симулякром, не выполняя толком свою функцию – дать знание, вместо этого давая лишь диплом.
Эрих Фромм, отказываясь от фрейдистской жёсткой детерминации сексуального фактора на характер и поведение человека, рассматривает как личностные и психологические факторы, так и социальные причины. Остановимся на первых, тут он различал понятия характера и темперамента человека. Темперамент, по мнению Фромма, зависит от строения тела и является таковым от рождения. Характер же формируется в процессе социализации. Фромм выделял один продуктивный и 4 непродуктивных типа ориентации характера человека: рецептивный, эксплуататорский, накопительный и рыночный. Основой такого разделения он полагал  базовую установку человека: «иметь» для непродуктивных типов и «быть» для продуктивных. Понимание разницы между модусами «иметь» и «быть» является крайне важным для Фромма, оно детально изложено в его знаменитой книге «Иметь или быть?» [4]. Человек, ориентированный на модус «иметь», стремиться к владению: деньгами, властью, чувствами, другими людьми. «Если я – это то, что я имею, и если я потеряю то, что имею, кем же я тогда буду?»  – спрашивает автор. Напротив, человек, базовой установкой которого является «быть», хочет быть – счастливым, активным, любящим, любимым, творческим. Фромм показывает, как в разных непродуктивных типах проявляется модус «иметь». Так, все эти люди полагают, что блага (и материальные, и духовные) находятся вне их, у окружающих людей. Рецептивный тип стремится просить эти блага у других людей, склонен подчиняться и чувствовать себя «жертвой» в отношениях. Эксплуататорский тип эти блага стремится отбирать, старается доминировать, в любых отношениях пытается самоутвердиться за счёт другого человека. Рыночный тип во всём видит рынок, и отношения воспринимает как обмен. А накопительный тип стремится к владению ради самого владению, в отношениях очень ревнив, типичный «собственник».
Принципиально иной является продуктивная ориентация характера, базовой установкой которой является модус «быть». Такие люди способны создавать новое, они стремятся к развитию, самосовершенствованию, поиску конструктивных решений в своей работе, и только они способны действительно любить. Фромм подчёркивает, что отнюдь не обязательно только люди творческих профессий могут иметь такой тип характера: любой человек, простого физического труда также может быть Творцом. Фромм считает, что к продуктивности способен любой человек, не имеющий психических отклонений. Украинский философ Б.В. Новиков также полагает, что быть креативным способен любой человек, но различные обстоятельства мешают людям раскрыть и реализовать свой потенциал. Новиков рассматривает творчество как полезное осуществление блага через истину в красоте [3].
Основой продуктивного типа характера Фромм считает любовь. Именно способность дарить любовь, чувства, он считает базисом творчества. В работе «Искусство любить» Фромм рассматривает различные виды любви и показывает, что в современном обществе, где главными ценностями являются деньги и рыночные отношения проникают во все сферы общественного бытия, чаще встречаются различные формы псевдолюбви, основанные на выгоде и расчёте. Именно бескорыстие, готовность к жертвенности являются признаками истинной любви. Многие мыслители и философы рассматривали любовь как психологический и философский феномен. Так, ещё Эмпедокл считал любовь однии из начал Вселенной, а Фома Аквинский отмечал, что любовь предусматривает в себе осознанность и благо. Отмечали творческий характер любви и многие русские мыслители. Так, Владимир Соловьёв полагал, что идеальное общество должно базироваться не на власти, а на любви. Лев Толстой считал, что любовь является основой разумной деятельности человека, и чувством всеобщего единства мира (на наш взгляд, идеи пантеизма прекрасно переданы в рассказе «Ассирийский царь Асархадон». Идеями гуманизма и любви к человеку пронизано всё творчество Ф.М. Достоевского.
Созидательная роль любви подчёркивается в основных религиях мира: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16-18) [1]. В книге «Бхагавад-Гита», где изложены основные идеи индуистской философии и религии, говорится о том, что важное значение имеют не только действия человека, но и состояние, в котором он пребывает в этот момент, а также мотивы, побудившие к этому. Если человек делает, казалось бы, хорошие вещи, но при этом находится под влиянием гнева, гордыни, злобы, ревности и т.д., такие действия будут лишь разрушительны для общества. Наиболее полезными и эффективными будут действия в гуне (состоянии) саттвы, или благости; такие действия несут позитивный посыл и исходят из добрых побуждений и чувств. Также отметим, что важным фактором является осознанность: человек должен верно понимать направленность своих действий, взаимосвязь всех социальных процессов в мире, роль своего труда.
Таким образом, можно с уверенностью говорить: основой творческого, деятельного подхода к жизни и труду является любовь – к людям, обществу, осознанное желание улучшить и преобразовать мир. Любой человек способен творить и создавать новое и полезное в сфере своей деятельности, быть креативным. Для этого необходимо чёткое понимание места своего труда в обществе, желание быть полезным людям.