Первый трижды Герой Союза ч. 12

Николай Мринский
На КП полка Покрышкину сделали внушение за столь резкие оценки и упрёки, но он продолжал стоять на своём, полагая, что самое страшное на войне – бросать в опасности своих боевых товарищей и сопровождаемые группы штурмовиков и бомбардировщиков. Отступление наших войск приобретало всё более катастрофические последствия. Это сказывалось на усилении напряжённости в боевой работе лётчиков, на увеличении количества вылетов. Большая нагрузка вела к переутомлению лётного состава и это, при сильном противодействии истребителей врага, грозило потерями. Надо было искать пути к облегчению действий пилотов в боевом полёте. Одноместный Ил-2 тогда ещё не имел стрелка. В передней же части его стояли две пушки, пулемёты и реактивные снаряды для ведения огня вперёд. Этот грозный арсенал оружия можно было использовать против атакующих «мессеров», а заднюю полусферу защищал бы идущий сзади самолёт-штурмовик. Для этого пара или четвёрка «илов» должна хорошо освоить тактический оборонительный маневр «ножницы». С таким предложением неутомимый Покрышкин обратился к командиру штурмовой дивизии ген. Гетману. Соединение базировалось на одном аэродроме с истребителями и поэтому было решено - после возвращения из совместных полётов, проводить показные учебные бои. «Ножницы» были успешно отработаны, штурмовики и истребители ближе узнали друг друга и это заметно облегчило выполнение задач каждым. Обстановка на фронте с каждым днём продолжала ухудшаться. Части вермахта напирали, а наши войска не в состоянии сдерживать наступление, откатывались к Дону. Авиация перелетала с освоенных аэродромов на другие, всё восточнее...

Боевые действия велись на подступах с запада к Ворошиловограду и в северном направлении, в районе Миллерова. Там прорывалась на Ростов на Дону танковая группировка врага. Она заходила в тыл Южному фронту. Авиаразведка давала данные о своих войсках и о противнике, но лётчики были не в состоянии сообщать номера корпусов и дивизий. Командование фронта очень беспокоила потеря связи с одним из наших танковых корпусов, который должен был наносить удар по наступающему врагу в районе Миллерова. На поиск месторасположения корпуса повёл своё звено капитан Пётр Середа из соседнего авиаполка. На малой высоте, лётчики обнаружили пехоту и артиллеристов, отражающих атаку немецких танков, но свои танкисты найдены не были. И тогда Середа, предварительно обговорив это с лётчиками своего звена перед вылетом, решил сесть в расположении наших войск и узнать что-либо о пропавшем танковом корпусе. Нашёл с воздуха подходящее поле у дороги, по которой шла группа наших солдат, и приземлился. Подрулил ближе к дороге, не выключая мотора, лётчик выскочил из кабины и остановился у крыла самолёта. Его насторожило, что пехотинцы идут без оружия и поясных ремней. Вдруг из группы раздался крик: - Мы – пленные, за нами немцы, улетай скорей. Тут же выскочили автоматчики и ринулись к И-16. Середа рывком вскочил на крыло и прыгнул в кабину. Немцы открыли огонь, и тотчас появилась боль в ноге. Истребитель только успел дать полный газ мотору, как пуля попала в левую руку. Он резко развернул самолёт на месте, сбив крылом двух подбежавших автоматчиков, и взлетел под трассами пуль. Превозмогая боль от ран, моментами теряя сознание, Середа вёл истребитель в сторону солнца, в южном направлении.

Впереди он увидел берег Азовского моря, а справа – занятый немцами Таганрог. Собрав всю силу воли, развернулся на Новочеркасск, где, истекая кровью, в полусознательном состоянии посадил самолёт. Только через трое суток придя в себя, лётчик рассказал подробности случившегося, а судьба танкового корпуса тогда так и осталась неизвестна воздушным разведчикам. В неразберихе, потеря связи с отступающими соединениями, не была редкостью. Это сильно затрудняло боевую работу авиации. Пока авиаразведка сообщала данные в штаб, пока организовывался вылет бомбардировщиков или штурмовиков, цели уже перемещались на десятки километров. С середины июля 1942 г. лётчики гиап в основном сопровождали штурмовики. Часто приходилось вылетать и на отражение налётов вражеской авиации на Ворошиловоград и ближайшие к нему города. Линия фронта приближалась к полковому аэродрому и вскоре поступила команда к перебазированию в Ростов. Первыми, как всегда убыли штаб, передовые команды техсостава и бао. За ними перелетели самолёты, требующие ремонта. Временно остались для боевой работы неполные по составу две эскадрильи, но в конце июля и они перелетели в Ростов, так как немецкие танки прорвались к Ворошиловограду. Перелёт группы в Ростов в составе шестёрки Як-1 возглавил командир эскадрильи А. Камоса. Своего зама – Покрышкина он назначил к себе ведомым. На маршруте, ведя круговой поиск, гв. к-н Покрышкин увидел идущие с запада 20 неприятельских самолётов, держащих курс на ж/д узел Лиховский. Выскочив вперёд группы, Покрышкин покачиванием самолёта предупредил о противнике и боевым разворотом пошёл ему навстречу. Это были новые истребители-бомбардировщики Ме-110, имеющие в носовой части по две 20-мм пушки и по одному подвижному 7,92 мм пулемёту.

У каждого самолёта были подвешены под фюзеляжем по две 500 кг бомбы и ещё четыре 50 кг под крыльями. Идти в лобовую с такими машинами невыгодно и Покрышкин ушёл в набор высоты. В этот момент комэск Камоса развернул пятёрку «яков» в лобовую атаку. Это была тактическая ошибка. Немцы, сбросив в поле бомбы, плотно сомкнули свой строй и открыли мощный огонь по нашим «якам», вынудив их уйти в сторону со снижением. После этого Ме-110 стали в оборонительный круг и обили несколько последовательных атак Покрышкина. Камоса не стал ввязываться в бой и увёл пятёрку по маршруту, бросив своего ведомого. Немцы бросились в нападение поливая одинокий Як со всех сторон трассами пушечно-пулемётного огня. С трудом уловив удобный момент Покрышкин вышел из боя. Уже в Ростове лётчик понял – говорить бесполезно. В очередной раз предстояло глубоко задуматься над тем, как важно психологически сжиться всем лётчикам, с которыми идёшь в бой. Надо воспитывать боевую спайку в паре, в звене, в эскадрилье. Только тогда лётчики группы будут действовать как слаженная боевая единица. Без этого не может быть победы. С раннего утра и до позднего вечера началась напряжённая работа: разведка, штурмовка наступающих частей врага, прикрытие переправ наших отступающих войск через Дон. Противник выходил к реке широким фронтом. Его авиация, имея десятикратное превосходство, стремилась сорвать переправы потоков беженцев вперемежку с отступающими частями Красной армии, не допустить занятия обороны за водной преградой. В эти тяжёлые июльские дни, при изнуряющей жаре, стоящей повсюду пыли, лётчики авиаполка имели передышку лишь в моменты заправки самолётов горючим и боеприпасами. Напряжение сил было невиданным, но и ненависть к врагу, боевой настрой высоки.

В БОЯХ ЗА КАВКАЗ

Во время постановки задачи на штурмовку наземных целей, командир ИАП всегда подчёркивал: не отвлекайтесь на другие цели – главное разбить колонну. Лётчики, возвращаясь на свой аэродром, иногда встречали группы «юнкерсов». Прикрытые истребителями, они шли на переправы. Мимо не проходили, набрасывались на стервятников и заставляли сбросить бомбовой груз в поле. Вскоре немецкие танки подошли к пригородам Ростова. Вражеская авиация систематически бомбила город и аэродром. Полк перелетел г. Батайск, но и там работе и ночному отдыху часто мешали блокировки аэродрома днём и удары ночных бомбардировщиков. К тому же было получено распоряжение об отправке в авиамастерские на капремонт самолётов, выработавших свой моторесурс. В полку остались всего две неполные эскадрильи (командиры Покрышкин и Крюков), каждая из которых имела по 8 потрёпанных Як-1. Когда в Ростове начались уличные бои, эскадрильи перебазировались южнее, к ст-це Кущёвской. Там уже сидел один ИАП с 20 самолётами и своим бао, но гвардейцам Покрышкина пришлось дожидаться своих авиатехников и работников бао. Командир соседнего авиаполка Белов попросил Покрышкина сводить молодых лётчиков на задание и тот согласился, но включил в группу пару своих опытных пилотов – Науменко и Бережного. При подходе к Манычу восьмёрку пытались атаковать два Ме-109. Пара прикрытия Науменко сковала боем «мессеров», а шестёрка нанесла удар по переправе и зажгла несколько автомашин на плотине и около неё. Задача выполнена, боезапас ещё имелся, но по опыту Покрышкин знал, что на обратном пути наверняка предстоит вступить в бой. Пара Ме-109 могла по радио вызвать подкрепление. Ожидания оправдались. Группа «мессеров» заходила в атаку.

Покрышкин предупредил свою группу покачиванием самолёта, развернулся и с удивлением обнаружил, что за ним никто не пошёл. Сбившись, пятерка «яков» уходила курсом на Кущёвку. Истребители противника, не обращая внимания на самолёт Покрышкина, пошли в атаку. Александру Ивановичу заградительным огнём удалось сорвать первый удар. В повторной атаке он в расстрелял ведущего четвёрки Ме-109. Тогда три «мессера насели на истребитель Покрышкина, у которого закончился боекомплект. Далее могла спасти только высокая техника пилотирования Як-1. И закрутилось «чёртово колесо». Немцы поняли, что сбить одинокий истребитель не получится и, вероятно, у них заканчивалось горючее, прекратили атаки, построились в группу и развернулись в северном направлении. На аэродроме Покрышкина дожидалась вся группа, а на КП комполка Белов. Доложил, что при штурмовке лётчики действовали хорошо, но к воздушным боям не готовы. Посылать на задания можно только вперемежку с опытными воздушными бойцами. Конечно жаль, что растеряли в полку ведущих, но повторно лететь Покрышкин отказался, сославшись на свои задачи. Наконец прибыл штаб, техсостав и бао. С утра начали штурмовки немецких войск, перешедших Манычский канал. Вылетали из Кущёвской восьмёрками, специально выделяя пары для подавления зениток, это и обеспечивало успех, помогло избежать потерь. Комполка майор Иванов решил лично лететь в авиамастерские, чтобы ускорить приёмку самолётов. При запуске мотора на УТ-2 механик рано включил зажигание, от удара лопастью винта Иванову переломило руку, и он попал в госпиталь. Новым комполка через несколько дней назначили батальонного комиссара (воинское звание - прим. авт.) Н.В. Исаева, который в корне сломал порядок.

Продолжение следует в части  13                http://proza.ru/2020/11/24/1451