Ведёрко земляники

Лидия Сидорова
                 У меня появился новый контакт в телефоне —  «Татьяна»,с неблагозвучной добавкой к имени:»яйцо».  Познакомилась я с Татьяной, практически на бегу:всегда тороплюсь домой к своему мужу, который ещё не восстановился после инсульта, и не может оставаться дома один, более, чем на час. Быстрым шагом я подходила к спуску в тоннельный переход, краем глаза улавливая и отмечая, что за товары предлагают к продаже пенсионеры сегодня. Вдруг увидела ячейку с десятком яиц. Они мне были нужны. Продавала их высокая моложавая женщина, лет 65, с приятным лицом, доброжелательно настроенная к людям. Я таких сразу вычисляю, редко ошибаюсь:они своим внешним видом как-то располагают меня к себе. Их можно спрашивать, о чём угодно, и они ответят вежливо, без хамства, легко поддержат беседу с тобой.

                   Я резко притормозила около неё. На мой вопрос:»Могу ли я купить у вас яйца?» — Она спокойно ответила:»Да, конечно», — «Клиентка не смогла подойти, вот и остались».  Таня решила прояснить ситуацию:» Работаю по заказу». Я сразу ухватилась за ценную информацию:»А нельзя ли и мне вам заказывать яйца? У меня маленькие внуки, Вовочка и Ванечка», — не удержалась я от хвастовства и тут же доложила: «Ванечка очень любит омлет и яйца всмятку.» — «А вы сможете приходить к тоннелю в 8 часов утра по средам? Я с шести уже тут, на «своём месте», — «Да я и в шесть могу приходить:живу недалеко, просыпаюсь рано», — заверила я Татьяну. Договорились, что она позвонит мне вечером во вторник и пригласит на «свидание». "Но звонок будет, если только останутся яйца. Извините, но постоянные клиенты — это святое». — «Понимаю и не возражаю. И на этом спасибо», — улыбнулась я. Мы обменялись номерами телефона. Когда я стала заводить её номер в контакты, не придумала ничего лучшего, как добавить к имени »Татьяна» лаконичное слово: «Яйцо». «Зато сразу пойму, кто звонит и зачем», —  утешила я сама себя.

                 Шло время. На следующей неделе Татьяна не позвонила, видимо, лишних яиц не было. В круговерти дневных забот, походов по больницам, я стала забывать нашу встречу. И вдруг, когда мы возвращались домой с мужем из очередного медицинского центра в битком набитой пассажирами маршрутке, телефон зазвонил: это была моя новая знакомая:»Ну, что, Юля, придёшь завтра за яйцами?» — «Да, обязательно, спасибо, что не забыли меня», — кратко отвечала я. Муж насторожился: он стал пристально следить за моим поведением, особенно после инсульта, видимо, подсознательно боясь, что я уйду и оставлю его.  «Кто это?» — раздражённо спросил он. — Я автоматически ответила:»Татьяна, яйцо.» Ближайшие к нам, пассажиры в маршрутке заулыбались, муж продолжал вопросительно смотреть на меня. Пришлось разъяснить, что завтра мне придётся рано утром идти к тоннелю за деревенскими яйцами. «Не живётся тебе спокойно,» — заворчал муж: «В магазинах этих яиц завал, не выкупить», — «Ну, ты сравнил», — возразила я:»Это же натуральные, для наших внучат», — «У них есть родители», — жёстко заметил муж.  Я замолчала, втайне надеясь, что его память выкинет эту «инфу», как ненужную, а я завтра пока он спит, спокойно прогуляюсь до перехода.

               Так и произошло. Рано утром, подойдя к тоннелю, я обнаружила Татьяну за импровизированным прилавком из картонных коробок. На нём было множество пакетиков со всевозможными травами, каждый пакетик со своим названием травы. «Ух ты!» — восхитилась я:»А у вас есть иван-чай?» — «Как же, конечно, есть, 50 руб.», — «Я возьму», — решительно заявила я. —  «А мята?» — «И мята имеется, лесная», — «Чудесно! Так вы ещё и травами занимаетесь?» — уточнила я. — «Вы фармацевт, медик?» — я продолжала  любопытствовать. — «Нет,  самоучка. Пришлось всё самой изучить, когда решила заняться сбором и продажей лекарственных трав. Я, ведь, ещё на Канавинском рынке торгую по средам и пятницам.» — «У вас там своё место?» — «Место мне там досталось с большим трудом и скандалом», - ответила Татьяна.  

                  Покупателей в такую рань,  четверть седьмого утра, кроме меня не было никого. Мы стояли одни, и она мне рассказала свою историю. «Представляешь, Юля, Канавинским рынком управляют люди, которых подкупили выходцы из Азербайджана, Армении и других бывших республик СССР. Эти, по существу, гости нашего города, стали хозяевами рынка. Вели себя нахально и нагло:лучшие места распределили среди своих, а нам, пенсионерам, достались самые паршивые места — либо около мусорных контейнеров, либо в самых дальних углах рынка, куда редкий покупатель дойдёт. Я решила, что лучше буду продавать свой товар за воротами рынка, внося небольшую плату, которую собирал со всех продавцов кассир, отрывая крошечную бумажку от ленты, дающей право на торговлю на текущий день. Конфликт между мной и этими неофициальными управленцами произошёл летом, два года назад. Я привезла на рынок, кроме трав, ещё и землянику в ведёрках из-под майонеза. Товар расположила примерно так же, как и здесь на коробках. Смотрю, мимо едет газелька, за рулём молодой парень, то ли азербайджанец, то ли армянин. Недалеко от моего места, начал разворачиваться, да так неаккуратно, что задел мои коробки:одно ведёрко упало, ягоды рассыпались. Пострадали торговые точки и у моих соседок, но они молча стали поднимать разбросанные продукты. Я же закричала водителю:»Плати за испорченный товар! » — «Он отмахнулся от меня, словно от надоедливой мухи и уехал». — «Нет, я так этого безобразия не оставлю!» — обратилась я к стоящим рядом со мной женщинам. Попросила их присмотреть за моим товаром и отправилась в администрацию рынка.

                За столами в рыночном офисе сидели две дамы необъятных размеров. Еле дослушав мой эмоциональный рассказ об инциденте с водителем грузовичка, они сразу встали на сторону водителя. С трудом оторвав от стула свою баржеподобную  корму, одна из них поднялась и заявила:»Ты кто такая, вообще? Откуда явилась на наш рынок?» — « Приехала из Лысково, 60 км отсюда», — отвечала я. — «Вот и вали в своё Лысково! Торгуй там, а здесь тебе не работать больше! Не дадим! Ишь, жаловаться она пришла!» Я, конечно, опешила от такой помощи в кавычках, которую мне оказали представители руководства рынка. И как говорится, закусила удила. Вернулась на своё место, и стала приводить его в порядок. Вдруг, откуда-то из задних рядов выскочила молодая разбитная бабёнка, и начала махать перед моим лицом руками с  самостоятельно наманикюренными пальцами, сопровождая свои действия громким криком:»Жаловаться ходила, стерва! Да мы тут тебе работать не позволим: сворачивайся, чтоб духу здесь твоего не было!» Жестикуляция её достигла апогея, и она царапнула меня острым ноготком по щеке.

                 «Терпение моё лопнуло. Надо подключать внутренние резервы! — решила я. Взяла телефон и набрала зятя, который, слава богу, работал тогда в полиции: «Максим, срочно нужна твоя помощь. Заклевали меня на Канавинском рынке. Если можешь, помоги!» Я кратко изложила  ситуацию. «Хорошо, сейчас приеду», —  твёрдо пообещал зять. Минут через двадцать Максим вместе с другом в форме, при всех регалиях, появился на рынке. Они сразу прошли в офис. 

                  Вечером, уже дома, он рассказал мне, как лебезили перед ним офисные тётки, пытаясь уговорить его замять всю историю. Но Макс был неумолим. Затребовал разрешающие документы на право работы водителя на рынке, попросил немедленно пригласить его в администрацию. Оказалось, что прав на вождение у водителя нет, машина не его, регистрация отсутствует. «Что ж, придётся депортировать», — принял решение Максим. Когда до диаспоры горе-водителя дошла горестная весть о депортации, его многочисленная родня прибежала ко мне и начала слёзно умолять, пожалеть их мальчика. Мы резко поменялись ролями. Я из униженной и оскорблённой перешла в разряд вершителей судеб, а они из властелинов рынка плавно перекочевали на дно жизни. «Мы тебе весь убыток компенсируем, заплатим, сколько скажешь», — продолжала умолять меня родня нарушителя закона. — «За рассыпанное ведёрко земляники  прошу 200 руб. и уходите: от меня ничего не зависит, разбирайтесь с полицией», — распрощалась я с ними. 

                 Во время обсуждения этой неприятной истории, произошедшей со мной на рынке, зять спросил у меня:»Ну, колись, мама, сколько денег ты с них получила?» — «200 рублей  за землянику», — сообщила я. Дочь с мужем переглянулись и Макс изрёк:»Догадывался я, что ты, Татьяна Ивановна, не от мира сего. Но ты, мать, превзошла мои самые смелые предположения! Тысяч пять, не меньше надо было взять с них. И не за землянику, а за моральный ущерб, расцарапанную щёку, наконец! » — «Мне чужого не надо, а моё — не трожь!» — гордо заявила Татьяна.

              « Мудро ты, Таня , поступила! Главное, не дала себя в обиду. Доказала всему рынку, что у человека должно быть достоинство:нельзя позволять унижать себя никому, тем более таким псевдо хозяевам, возомнившим бог весть что о себе, устанавливающим порядки в ущерб другим людям», — выдала я Татьяне своё одобрение. «А с мальчонкой-то, водителем, чем дело закончилось?»  — вспомнила я о зачинщике всей этой рыночной передряги. — «Выслали на историческую Родину», — ответила, немного с грустью, Таня. — «Правильно», — подхватила я:»Как там у Пушкина? «Его пример — другим наука».-

               « Ох и заболтались мы с тобой, Татьяна! Мне давно дома надо быть уже:муж, наверняка,  проснулся. Пока, до следующей среды», — помахала я ей на прощанье рукой и умчалась по направлению к своему дому. 


Фото из открытого доступа интернета.