Голодовка под Бодхоной

Ашот Левонян
- Ребята, давно тут сидите? – спросил один из молдавских альпинистов.
- Уже вторые сутки, - ответили ему мы.

Летом 1986 года сборная Армении по альпинизму в первый, и, как потом оказалось, в последний раз, участвовала в чемпионате СССР по альпинизму в скальном классе. Так как был заявлен пик 4200 на Памире, до начала чемпионата было решено провести сборы Армянского клуба альпинистов «Арагац» в Фанских горах.
Я был радистом экспедиции, в обязанности которого входило обеспечение надёжной связи со всеми выходящими на маршрут группами нашего клуба.
Сборная Армении в составе четырёх человек была сформирована из членов двух ереванских секций альпинизма – а тогда больше и не было: Ереванского политехнического института (ЕрПИ) и Ереванского института физики (ЕрФИ).
Наш лагерь был установлен на берегу Алаудинских озёр – изумительно живописном месте. Рядом находились лагеря альпинистов из Москвы, Ташкента, Алма-Аты, Днепропетровска, Кишинёва. Были неожиданные, но очень приятные встречи с моим первым инструктором Виктором Михайловичем, со многими знакомыми ребятами, с кем вместе ходили по горам Кавказа.
Во время тренировочного восхождения на гору Бодхона (5125м) мне и Гагику Суляну директор нашего клуба Рубен Арутюнян поручил наблюдать за подъёмом нашей сборной: Айка Тонояна и Григория Татуряна (ЕрПИ), Гагика Хачатряна и Валерия Варданяна (ЕрФИ).
Так как собирались быстро, то впопыхах мы с Гагиком не взяли продуктов питания для нас самих. В первом лагере, куда мы поднялись с группой, нас угощали ужином наши ребята. Утром, позавтракав, они вышли на маршрут, и, так как следующая связь с группой была только в 13 часов, мы с Гагиком снова завалились спать.
После дневной связи с группой мы решили пообедать, и вот тут-то и обнаружилось, что у нас на три дня всего одна пачка печенья и одна полкилограммовая банка варенья. Хорошо, что хоть рядом тёк ручей с мутной водой – иначе в такую жару нам действительно пришлось бы туго.
На следующий день к нам поднялись молдаване, которые решили попить чаю, и они достали очень аппетитные кексы. Предложили и нам попробовать, но зная, что ребята несколько дней автономно будут на горе, мы, глотая слюни, отказались, сказав, что мы только что сытно пообедали.
Конечно, им и в голову не могло прийти, что у нас нет еды.
Мы с Гагиком разделили пачку печенья на три дня, и во время «обеда» или «ужина» ели одно печенье с ложкой варенья, запивая «бутерброд» водой из ручья.
Эта вынужденная трёхдневная диета пошла нам на пользу, благо физических сил мы не тратили: или загорали, или спали.
А сборная Армении тогда заняла шестое место в чемпионате СССР, что для первого раза было более чем успешным выступлением.