К. Лаш. Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской

Алина Алексеева-Маркезин
       ЕЩЁ ОДИН НЕ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫЙ ПОРТРЕТ Натальи Гончаровой -Ланской.
К.Лаш. Портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской. 1856. Холст, масло (овал). Частное собрание

      История его создания широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву,(куда сопровождала мужа, формировавшего ополчение во время Крымской войны), здесь ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом.

 О первом сеансе с художником договаривалась старшая дочь Натальи Николаевны Мария. Ланская писала мужу: «…он (Лаш), вероятно, вообразил, что ему придётся перенести на полотно лицо доброй, толстой старой маменьки, и когда зашла речь о том, в каком мне быть туалете, он посоветовал надеть закрытое платье».
      
    В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне».

    В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства.

     По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.
   
     Долго ничего не было известно об этом портрете. Относительно недавно портрет принесли в Русский музей для освидетельствования и подтверждения авторства Карла Лаша , а предложенная атрибуция была принята на научном заседании в Музее-квартире поэта на Мойке, 12.
Хозяйка портрета знала, кто на нем изображен, но не рассказала ничего о его истории .

     После исследования никаких сомнений в авторстве не осталось: подпись и дата слева на фоне живописи; использованные материалы, техника живописи и признаки старения подтверждали указанную дату «1856». Полностью соответствовали времени прическа и костюм изображенной. На портрете Наталье Николаевне неполных 45 лет. ...
      
     Карл Иоганн Лаш (1822–1888) приехал в Россию в 1847 году совсем молодым человеком. В 1856 году ему 34 года и у него, видимо было не так много заказов. Он возвратился в Европу, откуда спустя 30 лет снова приехал в Москву навестить родных и вскоре умер. К.Лаш известен в России несколькими работами лучшего качества, чем этот портрет Натальи Николаевны.