Двери, за которыми делают праздник

Любовь Витт
 
    Работа на Тематический Конкурс - "За этой дверью" (Международный Фонд Всм)
     http://proza.ru/2021/02/04/1686

   
    Думаю, что сейчас трудно найти человека, который не бывал в театре.
Но, многие ли из вас были в той части, которая называется так таинственно–
"Закулисье"? Думаю, что таких большинство. А хотели бы?..
А это ничего, что сейчас почти двенадцать часов. Это даже занятно:провести полночь в таком месте.
Эх, была, не была...Отправляемся!

 Посмотрите на фото. Какое красивое старинное здание! Это и есть – его Величество ТЕАТР. Год рождения-1915. Представьте, что подходим к центральному входу, а через огромные окна проникает только тусклый свет. Театр спит. Не надо дергать за ручки великолепные двери из дерева, стекла и ажурного металла. Нам не сюда. Следуйте за мной!

С левой стороны этого огромного здания есть неприметная дверь служебного входа, там сидит вахтер. Нажимаю кнопку звонка...Показавшийся дежурный оглядывает нас и произносит привычную фразу:
 – Посторонним вход воспрещен!
 – Петр Иванович! Да какие  же они посторонние? Это со мной: мои самые преданные зрители, поклонники-фанаты.

  О, пропускает! Пойдемте за мной вниз, по ступенькам...не отставайте.
Здесь внизу :комнаты, комнатушки, лестницы, коридоры-целый лабиринт. Войти легко, заблудиться еще легче, так что не отставайте. Все спустились?..


  Двери с табличкой-"Администраторы" закрыты, но завтра с утра милые женщины займутся своим основным делом–распространением билетов по организациям... А через кассу?.. Само собой, там кассир правит.

  Двери на склад тоже закрыты, но он нам и не нужен. Пройдем через Гардеробную.
 Раздевайтесь. Недалеко от гардеробной две большие двери в туалеты...Запомните, кому понадобится.

 Театральный спектакль создается целым коллективом. Одни (режиссеры и актеры), делают это на сцене, а другие  работники–за сценой.
 Каждый здесь кто винтик, кто болтик, кто гаечка, из которых потом складывается его Величество–СПЕКТАКЛЬ!

 Вот с работой цехов я вас сейчас и познакомлю...

Смотрите, за этой дверью у нас работают  театральные художники, которые учитывая  замысел режиссера создают зрительный образ спектакля. Замысел художника в эскизах,  макетах, чертежах, воплощается работниками мастерских и цехов театра. Декоратор – это художник, изготавливающий декорации. Обговорив с режиссером наметки будущего спектакля, художник  готовит эскизы  декораций и передает их в Поделочный цех- плотникам.

 Чувствуете, как чудесно пахнет деревом за следующей дверью? Вот здесь и готовят декорации к новому спектаклю.

 Не менее важен в театре и художник-бутафор. В Бутафорском цехе я очень люблю  смотреть, как вдруг из ничего появляется нечто!
Здесь  изготавливают те вещи, которые невозможно приобрести в продаже, ну, например...старинные мушкеты, кольчуги... Да мало ли что еще может понадобиться для спектаклей. Из зрительного зала такие вещи  не отличишь от настоящих. Волшебники!
После бутафорского цеха эти вещи поступают уже в Реквизиторский цех, на отдельную полку нового спектакля.

 Зайдем в зрительское фойе? Для этого снова надо подняться по широкой ковровой лестнице с пролётом. Ах, какие красивые перила! Они сохранились еще с тех давних времен. Это самое большое помещение в театре(не считая сцены). По вечерам здесь все залито светом красивых люстр, которые освещают портреты актеров на стенах. А на Новый год здесь необыкновенно украшают всегда живую ёлку и различные персонажи-актеры проводят развлекушки-развлекашки для маленьких зрителей, перед основным детским спектаклем.
 
 Слева от нас огромные двери в зрительный зал, а справа опять двери, ведущие в кабинеты главного режиссера и директора... ой, не нарваться бы на него сейчас!
Рядом с начальством двери со спокойной табличкой-"Бухгалтерия", и со вкусной- "Буфет". Всё по уму! Эх, кофейку бы сейчас!

 Еще выше есть Репетиционный зал, с высокими дверьми и тремя огромными окнами, из которых открывается чудесный вид на город. По обе стороны от этого зала еще два небольших помещения, на одном из которых табличка-"Театральный музей", а с другой стороны такая же комната для временно проживающих актеров.


 Слева две двери, ведущие на красивый балкон в малиновых тонах- любимые места для студентов. И не спрашивайте почему!.. Вспоминайте!
Между этими дверьми расположился небольшой электроцех -там царство Осветителей и Звукорежиссера: большой пульт и множество проводов. Если коротко, то осветители освещают спектакль так, как задумал режиссер, а звукорежиссер отвечает за музыкальное сопровождение спектакля, тоже так, как задумал режиссер.

  Ну, что? А теперь, наконец, за кулисы? Но они с другой стороны, поэтому снова спускаемся на первый этаж, проходим мимо спящего вахтера...Тссс!..

Кто-то недоволен?..А я предупреждала про лабиринт. Вот теперь поднимаемся за сцену, как говорится-"Вверх по лестнице, ведущей вниз". Обожаю это выражение!

 Осторожней поднимайтесь, здесь очень крутые железные ступени, как спуск в подземелье! Вот они точно, наверное, не реставрировались сто лет. Крепкие.     Да, тихо вы! Не надо прыгать на них и пробовать, выдержат ли...Выдержат!


 Вот за этой дверью Пошивочный  цех. Здесь, под стрёкот швейных машинок, кроятся и шьются  мужские костюмы, женские  платья  разнообразных моделей. Готовая одежда передается затем в большой Костюмерный цех и разносится в гримерные  только перед генеральными репетициями, ну и, конечно, перед спектаклями. Жаль сейчас костюмерный закрыт, и я не могу вам показать чудесные костюмы еще из 19 века! Изящные старинные перчатки и платья расшитые стеклярусом, всевозможные головные уборы от крестьянки до госпожи, от мужика до барина. Чего только нет! Раритеты. Хранят!

  Здесь же внизу, за этой дверью – Рабочий цех. Монтировщикам удобно быть рядом со сценой, когда они ставят, или разбирают декорации.

  Возвращаемся по таким же железным ступеням и попадаем, наконец, за кулисы.
Тихо сейчас здесь. Вот дверь, ведущая в театральную гостиную, по простому-  "Комната отдыха", в которой актеры собираются в перерывах на репетициях и пьют чай. Или отмечают очередную премьеру и пьют не чай! Сколько здесь было пересказано актерских баек, в том числе и мной - любительницей любую ситуацию превратить в комическую.

 По обе стороны от этой комнаты шесть гримерных, для женщин и мужчин.

 Рядом дверь в Парикмахерский цех, где мастерами создаются удивительные женские прически, а мужчинам–актерам накладывают усы, бакенбарды, бороды.

 Пусто сейчас за кулисами.
На одной из двери  гримерной табличка с моей фамилией. Заходите. Я включу свет. Это тоже мое рабочее место, так же, как и сцена. Рядом с вешалкой для костюмов  стоит изящная театральная банкетка ( скамеечка обитая  малиновым бархатом). На гримерном столике перед трельяжем забытая мной коробка с гримом–двенадцать красок, с помощью которых и происходит таинственное превращение актера в образ.


  Смотришь в зеркала и невольно думаешь: сколько же лиц смотрелось в них до тебя, сколько они видели глаз, сосредоточенных перед спектаклем, губ, шепчущих слова текста, сколько в них отражалось улыбок и слез–актерских удач и неудач...

  Впрочем, я отвлеклась, а нам уже пора! Что?..На сцену?..А вот на сцену нам  нельзя. Там стоят декорации на утреннюю репетицию.
А это значит, что скоро вас ждет встреча с героями новой пьесы, новой страничкой чьей-то жизни.

 Приходите завтра вечером на спектакль, и на сцене, освещенной огнями рампы, мы подарим вам праздник! Приходите! Вам здесь рады!



P.S.Перечитала и улыбнулась тому, что тем, или иным образом, я вспомнила про тридцать одну дверь в этом большом здании. Напрягши память вспомнила еще пять, но это уже не столь важно.


(Фото-инет)