Скрипач не нужен

Марк Владимиров
- Нет, ты подожди! – Володя дернул меня за рукав пиджака, мешая встать из-за стола и уйти. – Так значит Тарковский россиянам не нужен?!!
- Не нужен!
- А Кира Муратова, Герман, Параджанов, Сокуров?!! Тоже не нужны?!!
- Тоже.
Ну, это же бред какой-то! – возмущению моего шурина не было предела. – Это признанные мастера кинематографа, гении! Элита интеллигенции! Стандарты нравственности и вкуса!..
- Ну и что?
- Как что?!! – он аж подпрыгнул на стуле, задев коленом стеклянный кухонный стол, от чего бокал с армянским коньяком, выполнил причудливый пируэт, но сумел остаться в вертикальном положении, принеся пару капель в дар неведомым богам.
- В том-то и дело, что для 99 % населения России, да и не только России, эти имена никакого значения не имеют. Если данные проценты случайно окажутся на просмотре любого из фильмов данных классиков, то они в лучшем случае ничего не поймут, а в худшем потребуют деньги за билет обратно, потому что они на "этот бред и тягомотину не подписывались".
- Но ведь это же быдло!!! Как ты не понимаешь?!! – Володя угрюмо смотрел на янтарную жидкость, которая все не могла успокоиться в хрустальном бокале. – Разве мы можем руководствоваться их стандартами?
- Быдло? Ты называешь 99% населения быдлом?! Уверен, что большинство с тобою бы не согласились. И некоторые захотели бы лично разъяснить твою неправоту…
- Большинство!.. – шурин презрительно фыркнул и, взяв успокоившийся бокал, сделал глоток. – Когда оно что-то решало в искусстве?
- В искусстве – возможно, но ведь именно на деньги этого большинства творили твои кумиры!
- В смысле? Им деньги государство давало! – его непонимание было так естественно, что я улыбнулся.
- Точно! А государство где эти деньги брало? Из налогов населения! – я взял с блюдца колечко тонко нарезанного лимона и положил себе в рот. "Нет, кишмиш к коньяку лучше" – в который раз мелькнула мысль и тут же забылась.
- При чем тут налоги?
- Вовчик, ты же не дурак, хотя и умело им прикидываешься, - я хлопнул шурина по плечу, он недовольно поежился. – Все бюджетные средства формируются из налогов и выручки от продажи сырьевых ресурсов.
- Да это я знаю! – шурин скривил губы. – Но какое отношение налоги 99% населения имеют к творчеству Тарковского и Параджанова?
- Все очень просто, как выстрел стартового пистолета! Твои "гении" снимали свое "гениальное" кино не на свои средства, а на деньги государства, т.е. на деньги населения России, которое стоит у станков и убивается в полях Родины с утра до вечера, а в выходной день идет в клуб или кинотеатр, чтобы посмотреть фильм и получить удовольствие. А ему показывают Сокурова, Муратову или Тарковского, т.е. фильмы для этого самого населения не предназначенные. И рабочий человек уходит с просмотра с единственным вопросом: "На хера я пошел в это кино?".
- Так ведь это из-за необразованности! – нашелся наконец Володя. – Они просто еще не доросли до этих фильмов!
- Верно! А кто их должен был образовывать и "доращивать"? – наконец я задал вопрос ради которого и был начат данный разговор.
- Ну… Интеллигенция, я думаю. Тот самый 1% образованных и мыслящих людей, которые понимают…
- Ты имеешь виду лиц, имеющих гуманитарное образование, культурные и эстетические стандарты, умеющих преподносить свои мысли просто и доходчиво любому слушателю? – я медленно но верно загонял его в ловушку.
- Да, именно их.
- Как передвижники в свое время, которые ездили по селам и демонстрировали крестьянам картины "Три богатыря", "Аленушка", "Взятие снежного городка"?
- Ну, типа того… - шурин до сих пор не понимал, куда я клоню.
- Ясно! – поставил я "жирную точку" в своей провокации. – Так где же эти "народники"? Где их электрички, поющие под гитару Визбора и Окуджаву? Где их просветительская и возвышающая дух работа? Почему я не вижу на периферии деятелей культуры и искусства, рассказывающих народным массам о величии экспрессионизма и супрематизма? Почему я не слышу по радио передач о значении символизма в поэзии Блока и Брюсова? Почему я не могу назвать ни одной просветительской передачи по ТВ? Канал "Культура"? Этот тот, где показывают концерты и спектакли? Очень мило! Только вот чтобы понимать эти передачи нужна мало-мальская образованность! И кто ее несет? Никто! Эта жалкая прослойка, ранее называемая интеллигенцией, самоустранилась от остального общества. Погрязло в своем снобизме и самомнении. "Варится в своем котле", надменно обсуждая "среди себя" гениальность пьес Фокина и Серебрякова. Эти люди не скрывают своего презрения к остальному населению России, считают себя избранной кастой, забывая с чьих рук кормятся…
- Но ведь раньше было… - Володя неуверенно посмотрел в окно, пытаясь вспомнить что было раньше.
- Раньше было другое государство! С другими целями и задачами! Раньше КПСС давала установку на "внедрение культуры в массы". Раньше было Общество "Знание", которое направляло своих лекторов в сельские клубы, чтобы колхозники узнали, что кроме пашни и коров есть есть полеты на обратную сторону Луны и марсоход, созданный кстати советской наукой! Раньше интеллектуальное развитие населения страны было одним из приоритетов государства! Слова "Наука" и "Культура" произносились торжественно, а их жрецов уважали все слои населения! Раньше делать ошибки в словах при написании письма было стыдным! Раньше поступить в ВУЗ и получить распределение по профессии было главной задачей молодого человека!
- А сегодня? – шурин угрюмо смотрел в стол, размазывая пальцем пролившиеся капли коньяка.
- А сегодня Тарковский, Муратова, Герман, Параджанов и Сокуров народу не нужны!