Маяковский, Евпатория и школьное сочинение

Юрий Жданов 2
МАЯКОВСКИЙ, ЕВПАТОРИЯ И ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ               


Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
Владимир Маяковский «Домой» (1925 г.)


Да … Рановато, Владим, Владимыч,               
Из жизни в бессмертье ушли …               
Так нужно миру средь горьких дымищ               
Видение чистой души.               
Илья Сельвинский. «Hotel «ISTRIA». (1935, 1954 Париж)


Уж не мой ли ты двойник? Не мое ли прошедшее я? Да и точно: разве между тем человеком, каким я себя помню, и теперешним мною- не целая бездна?    
Иван Сергеевич Тургенев. «Стихотворения в прозе» («Двойник»)


Такой заголовок этого рассказа выбран не случайно: именно в евпаторийской Мужской средней школе № 10, ныне это Гимназия имени Ильи Сельвинского (о ней в рассказе «Евпаторийская Гимназия имени Ильи Сельвинского» на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2), было написано мною сочинение о Владимире Владимировиче Маяковском (1893-1930), ежегодно посещавшем Евпаторию в 1926-1929 годы. Тетрадку, в которой записаны «заготовки» для сочинения о Маяковском, я привез в 2014 году из Евпатории, и вот снова перечитал те давние, сделанные в 1953 году, и уже сильно поблекшие от времени страницы. Эту тетрадку, как и несколько других моих школьных тетрадей, а также один из школьных дневников (о нем рассказ «Школьный дневник»- на том же сайте) сохранила мама- Раиса Моисеевна Жданова (28.04.1914-27.09.2014).   

               
Очень свежи были тогда, в первые послевоенные годы, воспоминания о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, и сильны желания сохранить достигнутую ценой тяжелейших жертв и лишений мирную жизнь. Такие мечты о мире, видимо, и повлияли на выбор темы сочинения: «Маяковский в борьбе за мир».  А в другой сохранившейся тетради, 1948-1949 учебного года, в которой делал записи во время учебы в 6 «Б» классе (о ней в рассказе «Встреча с собою на уроке литературы»- на том же сайте), на одной из страниц записано задание: анализ стихотворения Маяковского «Десятилетняя песня», написанного в 1928 году к 10-летию создания Красной Армии.               
               
Обнаруженные мною школьные тетради вызвали много воспоминаний и породили ассоциации, связанные с Маяковским. Захотелось перечитать многие его произведения. Когда мы изучали в школе литературу, книг в домашних библиотечках в послевоенный период было мало- понятно почему. Многие школьники брали книги в школьной или в городских библиотеках. Я посещал читальный зал Центральной городской библиотеки имени Александра Сергеевича Пушкина (в 2018 году около нее установлен скульптурный бюст Пушкина). В этой библиотеке я и готовил материал для будущего сочинения о Маяковском. Уроки по русскому языку и литературе в нашем классе вела замечательный педагог- Мария Федоровна Станчо.    

               
Евпатория очень понравилась Маяковскому с первого же его приезда сюда. В 1928 году он написал стихотворение «Евпатория», заканчивающееся словами: «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории». Это стихотворение вошло в поэтический цикл Маяковского «Крым». Поездки Маяковского по стране организовывал Павел Ильич Лавут (1898-1979), рассказавший о том, как они проходили, в своих мемуарах «Маяковский едет по Союзу». Вот фрагмент. «Евпатория, клуб «Первое Мая». Открытая площадка заполнена целиком. Обладателям входных билетов некуда втиснуться. Курортники настроены шумно и весело. Маяковский в ударе: «Евпатория- это вещь!»               
Так сказать можно только о том, что очень нравится. Разве это не признание в любви к городу?   

               
Оказывается, что Маяковский побывал и в нашей школе (ныне Гимназия имени Ильи Сельвинского), и даже в том классе, из окон которого хорошо видно море. Он с восторгом высказался тогда об открывшемся перед ним через окно морском пейзаже и удивился: как можно усидеть в классах, когда в окна заглядывают море и солнце!  Возможно, что это был именно тот класс на втором этаже, в котором учились и мы, став учениками старших классов. 

               
А как Маяковский оказался в Евпатории? Он много путешествовал, как за рубежом, так и по стране. Поездки и встречи со многими людьми нужны были ему для новых впечатлений и литературного творчества. Он и сам говорил: «Мне необходимо ездить». А в поэме «Хорошо!» (1927): «Я земной шар чуть не весь обошел…»  Несколько зарубежных поездок он совершил в 1922-1924 годы: Латвия, Франция, Германия. Поездки порождали у него много новых впечатлений, о которых он писал в своих очерках и стихах.  А в 1925 году он совершил самую длительную из своих зарубежных поездок- в Америку. Побывал в Гаване, Мехико, выступал с докладами и чтением стихов во многих городах США: в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Детройте …. По его зарубежным впечатлениям вышел затем сборник «Испания.-  Океан.- Гавана.-Мексика.- Америка» и очерк «Мое открытие Америки». В 1928 году он совершил и зарубежную  поездку по маршруту Берлин-Париж.  В 1925-1928 годы он много ездил по городам Советского Союза. Это были и агитационно-пропагандистские поездки.               
 «… Пишу в «Известиях», «Труде», «Рабочей Москве», «Заре Востока», «Бакинском рабочем» и других. Вторая работа- продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Винница, Харьков, Париж, Ростов, Тифлис, Берлин, Казань, Свердловск, Тула, Прага, Ленинград, Москва, Воронеж, Ялта, Евпатория, Вятка, Уфа»,- это из его краткого автобиографического очерка «Я сам». 

               
За весь период творчества Маяковский создал огромное количество произведений, и не все из них еще уложились в двадцатитомное собрание его сочинений. По-разному можно систематизировать произведения любой творческой личности. Многие исследователи творчества Маяковского уподобляют его поэтическое развитие  пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога сыграла трагедия «Владимир Маяковский» (1913), первым актом стали поэмы «Облако в штанах» (1914-1915) и «Флейта-позвоночник» (1915), вторым актом- поэмы  «Война и мир» (1915-1916) и «Человек» (1916-1917), третьим актом- пьеса «Мистерия-буфф» и поэма «150 000 000» (1919-1920), четвёртым актом- поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), пятым актом- поэма «Хорошо!» (1927) и пьесы «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930), эпилогом- первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» (1928-1930) и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 года). Остальные его произведения, в том числе многочисленные стихотворения, можно условно отнести к тем или иным частям этой систематизации.   

               
За время своих поездок и выступлений Маяковский встречался с тысячами самых различных людей, вел с ними беседы, отвечал на их самые разнообразные вопросы. Во время поездок по стране он радовался увиденным успехам своего народа, гордился ими и славил их во всю силу своего поэтического таланта.               
Во время поездок в Крым он много трудился: кроме выступлений с докладами и чтением стихов он сочинял новые стихи, делал заготовки для новых произведений, встречался с трудовыми коллективами … В Евпатории он останавливался в трехэтажной гостинице «Дюльбер», располагавшейся на набережной имени Горького. Эта гостиница, как и многие другие здания Евпатории, были разрушены гитлеровцами во время Великой Отечественной войны. Маяковский размещался в номере на третьем этаже, откуда открывалась чудесная панорама: «золотой» пляж, морская даль с проплывавшими парусниками, катерами и судами… В послевоенный период на стене соседнего здания была установлена мраморная памятная плита о пребывании в «Дюльбере» Маяковского: «В этом доме в 1926-1928 гг. жил выдающийся советский поэт В.В. Маяковский». В здании, на котором установлена эта мемориальная плита, был пансионат «Светлана», затем здание стало корпусом № 4 санатория «Приморский».  Напротив мемориальной  плиты, на углу между набережной и улицей Гоголя, установили памятник белого цвета- скульптурный бюст Маяковского на белого цвета пьедестале. Каждый раз, когда я шел к морю по улице Гоголя, я видел этот памятник. Но во время одного из приездов из Москвы в Евпаторию встречи с памятником не произошло: бюст Маяковского исчез, а пьедестал был разрушен. А позже исчезли пьедестал и мемориальная плита. Варварство! Интересно узнать: когда же вновь появится в Евпатории памятник Маяковскому?  В 2013 году на низкой ограде на углу между набережной и улицей Гоголя появился информационный стенд, на котором была информация о том, что намечается возрождение гостиницы «Дюльбер», приведены сведения о ней и дана фотография. А будет ли возрождена эта гостиница?   

               
В Евпатории Маяковский много работал в своей комнате, знакомился с городом, а вечером выступал в санаториях, на летней открытой эстраде центрального парка-курзала (о нем рассказ «Метаморфозы евпаторийского Курзала»- на том же сайте). Выступал он и в городском драматическом театре.  Во время первого приезда в Евпаторию, в 1926 году, он выступал и с докладом «Мое открытие Америки».                Несколько раз выступал и в костно-туберкулезном санатории имени Семашко. Такое название в советское время получил санаторий «Таласса», здания которого спроектировал и построил в 1911 году архитектор Сима Исаакович Минаш (1877-1945). Слово «Таласса» по древне-гречески означает «море», это также имя мифологической богини. Возгласом «Таласса! Таласса!» греческие воины-наёмники приветствовали море во время возвращения на родину из Персии. «Главный корпус санатория располагался на набережной имени Горького. Здесь не было ни эстрады, ни специальной площадки для выступлений, и Маяковский выступал с террасы главного корпуса, а его слушателями были проходившие здесь лечение (они лежали на кроватях, шезлонгах или сидели в креслах), а также врачи и медицинские сестры. Сохранилась фотография, сделанная во время выступления здесь Маяковского. Это здание тоже разрушили фашисты, в 1979 году частично на его фундаменте была построена общекурортная Водолечебница. О том, как мы, школьники, брали в руинах корпуса санатория имени Семашко металлолом для сдачи его школой на переплавку- в рассказе «Рекорд по металлолому!» (на том же сайте).               
  В память о Маяковском в Евпатории названа улица Маяковского (она параллельна набережной имени Горького и находится очень близко от моря), библиотека имени Владимира Маяковского (улица Немчиновых, 48). 

               
А какие «заготовки» из произведений Маяковского сделал я тогда для сочинения «Маяковский в борьбе за мир»? Вот некоторые из них.   

               
 Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
«Домой» (1925 г.)


Мы               
требуем  мира,               
но если тронете,               
Мы
в роты сожмемся,               
сжавши рот.               
Зачинщики бойни               
увидят               
на фронте               
один               
восставший               
рабочий фронт.
«На западе все спокойно» (1929 г.)

 
«Слышите!               
Каждый,               
ненужный даже,               
должен жить;               
нельзя,               
нельзя ж его               
в могилы траншей и блиндажей               
вкопать заживо-               
убийцы!»               
«К ответу!» (1917 г.) 


Мы никогда,               
никогда!               
Никому,               
никому не позволим               
землю нашу ядрами рвать,               
воздух наш раздирать               
остриями отточенных копий!               
«Левый марш» (1918 г.)


Гнев,               
гуди заводом и полем,               
мир               
защищая,               
встань скалой,               
крикни зачинщику:               
Мы не позволим!               
К чорту!               
Вон!               
Довольно!               
«Костоломы и мясники» (1928 г.)


Наш крик о мире-               
не просьба слабых,               
мы строить хотим               
с усердьем двойным.               
«Слушай, наводчик!» (1927 г.)


«В работе               
и в обороне               
выходите соревноваться               
молодой республики               
молодые строители!»               
«Два соревнования»  (1929 г.)   


И песня,
и стих-
это бомба и знамя,
и голос певца
подымает класс,
и тот,
кто сегодня
поет не с нами,
тот-
против нас.               
«Господин «народный артист» ( 1927 г.)               

               
Да,  стихи Маяковского- грозное оружие, они всегда современны и действенны, всегда в строю …               
В 2013 году в Евпатории широко отметили 120-летие со дня рождения Маяковского, мероприятия прошли под слоганом, взятым из заключительных строк его стихотворения «Евпатория»: «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории».  А как Евпатория готовится отметить  в 2023 году 130-летие со дня его рождения? Ведь Время бежит очень быстро …. 

               
Юрий Жданов       21.02.2021