Кафейные поэтические проекты в Ижевске Один из инт

Наталья Сурнина 2
 
     Один из интересных форматов  поэтических вечеров в нашем городе  – так называемый «кафейный» ( не от слова кофе, а от слова кафе). В истории русской поэзии был целый кафейный период, и одна из ярких страниц его – «Бродячая собака».Литературно-артистическое кабаре «Бродя;чая соба;ка» — один из центров культурной жизни Серебряного века. В названии обыгран образ художника как бесприютного пса. Стены кафе были расписаны художником Судейкиным.Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Славу арт-подвала составили его посетители: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд, Михаил Кузмин, Артур Лурье, Константин Бальмонт, Тамара Карсавина, Алексей Толстой, Аркадий Аверченко, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Николай Кульбин, Николай Евреинов, Рюрик Ивнев, Паллада Богданова-Бельская, Дмитрий Тёмкин, Алексей Лозина-Лозинский и другие. Анна Ахматова посвятила «Бродячей собаке» стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» и «Да, я любила их, те сборища ночные…» Кафе «Бродячая собака» на историческом месте было вновь открыто в 2001 году на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку.Одноименные заведения, вдохновленные образом исторической «Бродячей собаки», существуют в других городах России: в 1995 году в Казани при Литературно-мемориальном музее А. М. Горького было открыто литературное кафе «Бродячая собака», где размещается стационарная выставка «Поэты Серебряного века» и проходят различные культурные мероприятия и встречи. С 2001 года арт-кафе «Бродячая собака» работает в Санкт-Петербурге, в историческом подвале. С 2006 года  Новосибирске действует кабаре-кафе «Бродячая собака». Заведения ориентированы на поддержание литературных и артистических традиций. ). 
     Сейчас  и в Ижевске много таких предложений,  и  в нашем городе  ширится кафейный формат творческих встреч: свое очередное собрание Международная Славянская академия искусств, науки и культуры провела в кафе «Шпаргалка».  С чтением своих стихов в антикафе  «Механизм»  выступали  Ирина Некипелова и Павел Манохин, Гузель Максимова, Александр Холмогоров  и другие. Каждое пятое число месяца  проводился поэтический вечер в кафе «Нью – Йорк» в 19 часов. Стихи  читает ижевская молодежь, организует встречи и программу поэтического вечера  студентка строительного техникума.  Публика собирается молодая, разнообразная, в отличие от лито, участники кафейных поэтических вечеров не знакомы друг с другом, не знают и творчества участников. Поэтому выступления в такой аудитории непредсказуемы по реакции  посетителей и поэтов, вызывают волнения и новые эмоции.
   Выступает с чтением своих стихов и исполнением своих песен в кафе «Солнце» Берта.
   Стихи и песни  на свои стихи исполнял в кафе «Ботаника» Владимир Мирошкин, вечер собрал полный зал восхищенной публики.   
        Ирина Некипелова с   Павлом  Манохиным   осуществили  проект «Стихи вдвоем»: поэтический  вечер двух поэтов в литературной кофейне «Чашка». Это уникальное литературное событие в жизни города Да, в нашем городе проводились поэтические вечера, во время которых два поэта, мужчина и женщина, читали свои стихи. Но вечер в литературной кофейне от них отличается.
       Стихи, которые услышали посетители литературной кофейни  «Чашка»,  - это дружеские послания,  литературная ( и не только ) полемика, стихи на одну и ту же тему, написанные двумя авторами, иногда  на одну и ту же поэтическую строку… И это не взаимное цитирование. Это диалог, это полемика, это размышление на тему… Это  итог нескольких лет  творческого общения.
Ирина Некипелова написала:
Взамен мечты – спокойный тихий план:
Невзрачностью посредственной упиться.
Зачем вам я? Вам не достать высот
Моих. Дна, впрочем, тоже не достигнуть.
Вам – не мечтать. Вам – не постичь красот.
Не ваша участь – погибать и гибнуть.
                Стихи Павла Манохина в ответ:
Душа твоя – и лёд, и пламень,
Цветок изнеженный и камень.
Изящный, дерзкий сатана
Увяз в твоей душе без  дна.
Мне всё равно в какой борьбе
Ты шею вывернешь себе,
Меня, используя, сотрёшь,
Придавишь ноготком, как вошь.
Я наигрался. Но игра
С цветком окончится тогда,
Когда души огонь и лёд
Смерть  камнем ласково прибьёт
Или продаст в болотной тьме
Вдруг выплывшему сатане.
А я, изображая грусть,
Своей невзрачностью упьюсь.
Ирина Некипелова написала:
Взамен мечты – спокойный тихий план:
Невзрачностью посредственной упиться.
Зачем вам я? Вам не достать высот
Моих. Дна, впрочем, тоже не достигнуть.
Вам – не мечтать. Вам – не постичь красот.
Не ваша участь – погибать и гибнуть.
      Например, в стихотворении Ирины Некипеловой строка «Стою с протянутой душой…» вызвала ответное стихотворение Павла Манохина под названием «Поэт» с такой строчкой :  «А он с протянутой душой…»
Прочтите эти  стихи. Некипелова:
А он с протянутой душой
Стоит. За ним – парад поэтов.
А мир несбыточно большой –
Полубогов, блудниц, вертепов.
Беднеет очередь к деньгам,
К почетам, званиям и славе:
Поэтов много – тут и там –
 В пыли, в беспамятстве, в канаве.
А мир безумствует в словах –
Летят стихи, как в ночь кометы,
Но невозможно мысль в стихах
Всем конвертировать в монеты.
Да разве так уж тяжело
Признать талант? Не будьте строги!
Примите в тесный рай его,
Земные скаредные боги!
Манохин:
Стою с протянутой душой,
За мною очередь поэтов.
Какой бы ни был мир большой,
Всегда нам мало чувств и света.
Сегодня всё искусство – фон,
И вся культура – где – то рядом.
Вас могут превратить в фантом,
Чтоб деньги выстроить парадом,
Чтоб заработать и на вас.
Но повезет, увы, немногим.
Так встал я в очередь сейчас:
Примите в рай, земные боги.
     Как видим,  собеседники не стараются повторить или оспорить  мысль стихотворения, каждый из них размышляет, углубляет положение,  развивает его. Не случайно Павел Манохин дает своему стихотворению название – «Поэт», он сразу  дает понять, что он пишет  не об одиночестве, непонятости, а о  творчестве, его оценке. Большое количество пишущих («очередь поэтов» или «парад поэтов»?), стремление к славе и воздаянии («всем конвертировать в монеты», «заработать и на вас») сближает мнения двух поэтов. Но Ирина Некипелова обращается с просьбой признать талант, а Павел Манохин «встал в очередь»…
     Или подобный же пример:  стихотворение  Манохина «Варфоломеевская» и  Некипеловой «Нас поглотил бытийственный застой…» включают строчку   «И что – то там еще про человечность…» . Проблемы  духовности как основы  дальнейшего развития человечества  вызывают у Ирины Некипеловой  большую боль. Трудно  предполагать  позитивный сценарий развития  , когда есть опыт уничтожения  городов
Там всем живущим осуждением стоит
У моря опустевший Нагасаки.
    Но главное – это безысходность, этот яд, который «струится в венах», это ставшая  «изувечной калекой»  надежда .
      И мысль Павла Манохина в стихотворении на эту строку  так же обращается к примерам из истории, ведь и озаглавлено стихотворение «Варфоломеевская». Однако его размышление  обращает читателя к  проблеме гениев и посредственностей, по вине которых «и козни строят бездари друг другу», «невыносимо кой – кому стоять \в лучах звезды». Но «человечность» в этих двух стихотворениях   стоит рядом со снижающими  высокое значение слова  другими – что –то, там, еще , про. Разговорные,  «бытийственные», они показывают  отчуждение современного человека от высоких устремлений, отказ его от движение за гуманизм
  Стихотворение Манохина «Я мысль одну боготворю…» и Некипеловой  содержат утверждение  «Я бог», « Я есть бог» и написаны на эту тему.     На строчку из стихотворения Ирины Некипеловой «…Я – четвёртое есть измерение»  Манохин ответил стихами: 
  Я  мысль одну боготворю:
«Мы все окажемся в раю»…!
Ведь телу после…всё равно,
Куда «провалится» оно.
И наш тлетворный жалкий прах,
Без мозга потеряет страх,
Без чувств, без боли и тепла
Сгниёт за пару лет дотла.
Душа без тела…
Боже мой,
Ну что ты сделаешь с душой?
Да в худшем случае опять
Отправишь падшую страдать
В другое тело. Только я
Могу предположить, друзья,
Что и душа, вослед за мной
Без тела обретёт покой.
И рай, и ад, и вечность – бред.
И после жизни жизни нет.
Покуда терпит нас земля,           
Я – бог, я - цель, я – жизнь моя.
     Есть и напоминающие переписку стихи: Некипеловой «Зарок» и Манохина «Ответ на зарок»: на строчки «Со мною сложно- безоружных не оставляю я в живых»  есть ответ: « Мы не покорно вслед идем: В игре, в бою ли при параде Мы сами всё своё возьмём», «вы крест мой. Не боюсь распятья.»
      О таком глубоком, философском, творческом  дружеском общении многие мечтают. А для поэта оно истинный подарок – и собеседник такой, и стихотворный обмен такой, и такое  взаимное обогащение.