Избранные комментарии к стихотворениям. Пос-Поч

Виталий Альбертович Иванов
Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 2. «Л» - «Р» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 240 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4160/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/tiiz/
_______________________________________________________

Избранные комментарии к стихотворениям. Пос-Поч


«Посвети на лицо мне глазами своими…»
http://www.stihi.ru/2011/11/03/3080

Посвети на лицо мне глазами своими -
И из тьмы оно выйдет, светлея…
Назови меня!.. Я позабыл даже имя…
И припомнить один – не умею!

Как увидеть, назвать Ты захочешь меня,
Зажигая Звездою во мраке?
Ну, а если исчезнешь, померкну и я,
Как во тьме пропадают ненужные знаки…
1983…
_________________________________________

«Посвети на лицо мне глазами своими,
И лицо моё станет - светлее.»
- Обычный смысл слов «посветить на лицо» - совсем не то, что Вы хотели сказать. Равно, как и «посветить в лицо». Это ночной сторож фонариком в лицо светит. Если не хуже...
Влюблённый сказал бы «посвети мне» (как маяк) или «освети этот мир».

Митрофаныч Воронежский
----------------------

-Спасибо за хороший вопрос! Дельное замечание.
Мне его уже делали несколько раз. :) Почему я не правлю? Объясняю.
Лицо просветлело, стало светлее, добрее, хмурее и т.д. Правильно?
Она улыбнулась, и лицо его просветлело.
Она посмотрела на него, и лицо…
Глаза её засияли, и он сам тоже весь засветился… :)
Свет её глаз…
Глаза её светились любовью…
И т.д., и т.п.
Оставалось сделать лишь один ещё шаг - логический, поэтический, чтобы получился прекрасный образ.
Посвети на лицо мне глазами своими,
И лицо моё станет светлее!
Да, именно так!
Немножко расширить сознание, и можно понять! :) Представить в положительном смысле!
Надеюсь, без обид. С признательностью за всегда интересные, а порой и верные замечания. С уважением!

Виталий Иванов
----------------------

- Ну, конечно, я всё сразу понял. Но лишние ассоциации возникли.

Митрофаныч Воронежский
----------------------

- Не сомневался. :)
Иногда текст требует некоторого напряжения мысли, дабы оберечься от стереотипов, от них ускользнуть.

Виталий Иванов
----------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Посланники Господа
https://stihi.ru/2002/12/26-300

Господи! Ты один, а нас много. Но Ты един во множестве наших «я». Ты - всё; а каждый из нас - частица Твоя. Зачем Целому желать зла части своей, и части - Целому?

Почему же, Господи, мы так трудно живём?.. Ведь каждый знает: можно жить лучше. Не Твой ли свет видим мы, заглядывая глубже в себя? Отчего же не следуем мы по этой светлой дороге, снова, и снова сходим с неё во тьму, уходя всё дальше туда, где один только мрак? Что мы хотим найти, Господи, зная, что нет там Тебя? Что мы ищем во тьме, ползая на коленях там, где не видно ни зги, всё время боясь упасть ещё ниже? И, иногда, - падаем, падаем… На сколько же глубоко может быть наше падение?!

Но всё-таки, проникая всё дальше во мрак или, наоборот, залезая в самое пекло, мы различаем вдали ясный и радостный свет Твой, Господи. - Зачем же и тогда мы бежим от Тебя?..

Добро и зло имеют границы. Мы - не беглецы. Мы - посланники Твои, Господи, несём частицу добра Твоего - жизнь и разум - туда, где недавно ещё не было ничего.
Как трудно нам отходить от Тебя – дальше, и дальше. И, может быть, многие не верят в Тебя потому, что не понимают - это Ты направляешь нас, Господи, расширять границы Славы Своей, чтобы Разум и жизнь распространялись в просторах вселенной, завоевывая пределы ранее невозможного!

Пусть кто-то движется бессознательно - может, так ему легче. И он исполняет дело своё. Но во сто крат радуешься Ты за тех, кто знает и помнит, ради чего он уходит в леденящую тьму, вступает в палящий огонь, всегда всё-таки ощущая, хотя бы и в отдалении, Тебя, Господи!

Словно лучики доброго света - нас миллиарды и миллиарды - оббегаем мы закоулки вселенной, проникаем разумом в глубины материи, раздвигаем границы торжества Духа. Как это тяжело, Господи!.. Нас обжигают холод и жар. Мы испытываем себя, порой - через грязь, ужас и мерзость. Постоянно в себе открываем мы новое. Увы, не всегда прекрасное, Господи… Кто знает, нужно ли это Тебе? Может быть, Ты хочешь перепробовать всё…

Но кто защитит Тебя от Тебя, Господи? Кто же, если не мы? Мы не только глаза Твои, но и руки, лечащие и строящие Тебя. Все вместе мы - Разум, несём свет туда, где нет света, и тьму - где нет тьмы. Так вносим мы всюду разнообразие, обживаем вселенную, расширяем сознание… Строим Тело Твоё и Твоё Сознание, Господи!
_________________________________________

- БОГ - это мы, а МЫ - это бог? Интересно.

Бамбоций
--------------

- Среди людей нет и никогда не было Бога. Но все люди, все мировые «я» - бог.
У Бога нет единого «Я». Но каждое «я» - часть Его. И именно потому, что каждый - лишь часть, никто один никогда Целым не станет, т.е. не станет Богом, Вселенной.
Во множественности и соразмерности - залог сохранения и развития мира.
:)

Виталий Иванов
--------------
________________________

- Над этим надо хорошенько подумать и не в суете, на бегу, а спокойно и не торопясь. Забрала к себе - думать.
Но, Бог мой, как сильно и правильно сказано все!
СПАСИБО
С благодарностью за приглашение и поклоном

Нимродель
--------------

- Спасибо большое, Светлана! Очень рад. Мало кто читает такие тексты… :)
Да, это разговор с Богом. Мне кажется, нужно с ним разговаривать. Тогда он быстрее, может быть, что-то скажет тебе.

Виталий Иванов
--------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Похороны Мечты
https://stihi.ru/2002/07/22-348

Когда мы Мечту хоронили,
Немного собралось нас…
И Трубы уже не трубили,
Как в гордый Рождения Час.

И не шелестели Знамёна,
Не произносилось Речей…
Лишь молча и отстранённо
Мы вспомнили палачей.

И Ту, что светила людям
На марше былых Побед…
Нет, мы никого не судим,
Но зря родились на свет!

1987
_________________________________________

- Подло убивать Мечту... Очень тяжело расставаться с ней, она неповторима и незаменима... Без Мечты, жизнь - существование.
Однако не в один день рождается Мечта.

Антон Ли Круковский
--------------------

- Хорошо уже, когда люди задумываются о Мечте и хотят, чтобы она была. Снова была. Но другая - своя у каждого.
Страшно жить без Мечты, как будто мертвым становишься.

Виталий Иванов
--------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Поцелуи любви
https://stihi.ru/2009/12/29/2813

Авторское чтение:
http://www.stihophone.ru/works.php?G=1&ID=5836

Смотрит месяц на поляну…
Он меня понять не в силах!
То ли я сегодня пьяный
От хмельного слова «милый»;

То ль под трепет сердца нежный
Кровь, играя, забурлила…
Только я всю ночь - мятежный
От хмельного слова «милый»!

Или просто слаще доли
И не может быть на свете,
Оттого, что нынче волен
Целовать я губы эти?

Оттого, что налетели,
Закружили страсти муки,
Безрассудно захмелели
Милой ласковые руки…

Оттого, что на поляну,
Грусть-тоску унять не в силах,
Смотрит месяц, пьяный-пьяный
От хмельного слова «милый»!..

1971…
_________________________________________

- Милый поэт, как ты талантлив!!!

Татьяна Крыжановская
---------------

- Твоими бы устами, Таня… :) как говорится, мёд пить. Возвращаешь меня в юношеские мечты. :))
Ты очень опасная женщина! )))))

Виталий Иванов
---------------

- Самое опасное в том, что я знаю этот свой секрет!
«Милый друг, всегда будь юным!» - сказала бы тебе черепашка из «Буратино». Но я-то знаю, что ты вечно молодой!
Обнимаю дружески!

Татьяна Крыжановская
---------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Почему я пишу и хочу напечататься
http://www.stihi.ru/2011/11/29/3673

Пишу стихи для себя.
Ищу счастливую строчку,
будто смысл жизни, -
и нахожу их одновременно.

Писать стихи больно,
словно мозг вынимаешь из черепа.
Показывать - стыдно.
Как потом смотреть в глаза людям?
Наверняка придётся обманывать…

Одни спросят:
«Что ты хотел нам сказать?» -
И как я отвечу?
Другие станут утверждать,
что всё понимают,
похлопывать по плечу…
Противно!

А как не показывать?
Невозможно всю жизнь
прожить в себе, одному,
умереть и не высказаться…

Что же делать?
Надо печатать!

Как не дарить стихи,
когда те поспели,
словно пирог, испечённый хозяйкой,
что вышел отменно?
Или урожай в саду,
который пора раздавать людям…

1987
_________________________________________

- То что вывалилось из головы,
Хочется качать как ребенка,
Показывать гордо друзьям и знакомым,
Крикнуть миру «Привет,
Посмотри на новое дитя
Не правда ли, оно прекрасно»
Но страшно вдруг скажут «урод,
Оболгут, унизят...

С уважением.

Re
----------------

- Творение вызревает в глубинах сердца и разума и рождается так же естественно и неизбежно, как ребенок вынашивается и рожается женщиной.
Погубить собственное творение - убить родное дитя. Не родить его - не дать жизни ребенку.

Рождение стихов так же, как любовь и всякое глубокое самовыражение личности, сугубо интимно. Свои стихи читают всем сердцем только любимой - женщине, с которой самые искренние, интимные отношения.
Поэзия и любовь иногда могут быть открыты другому, но никогда всем другим. Когда - другим, многим другим, это не любовь, а нечто схожее с сексом…

Виталий Иванов
----------------
______________________

- Уважаемый Виталий!
Рад знакомству!
Я был несколько растерян, увидев у Вас больше 300 стихов - это колоссальный труд...
Я хотел в первую очередь посмотреть Ваши стихи о Боге, но не смог их идентифицировать, если не трудно - дайте пожалуйста ссылку.
Теперь - по теме данного стиха. Я тоже пишу стихи, правда, сравнительно недавно, но печататься (на бумаге) пока не хочу. Причина простая: я считаю, что уровень моих стихов «не дотягивает» до уровня, при котором они могут быть интересны широкой публике, а напечатать сборник тиражом 50-100 экземпляров и дарить его друзьям и знакомым, которые, возможно, и не будут его читать - это тешить самолюбие...
Я подчеркнуто не считаю и не называю себя поэтом, хотя количество стихов приближается к 200. БОльшая часть из них - мусор, который мне жалко выбросить... Это становится особенно понятно, когда читаешь действительно ПОЭТОВ - Пушкина, Есенина. Я не брезгую пытаться подражать им в некоторых стихах - при этом кое-что проясняется в голове...

Александр Красный
----------------

- Добрый день, Александр!
И я рад знакомству. Да, наши мысли совпадают во многом. Не знаю, сколько Вам лет, но, видимо, Вы младше меня. По своему опыту могу посоветовать. Стихи ни в коем случае не выбрасывайте! Возвращайтесь к ним время от времени и подрабатывайте, пока не почувствуете, что они хороши.
Стихотворение, на мой взгляд, - фотография души. И нельзя их выбрасывать, это память и, может быть, все, что останется… Надо проявлять и улучшать качество фотографий. Такой процесс может длиться годами. Об этом, кстати, подробнее - в моем интервью Алексу По. Рекомендую!

Виталий Иванов
----------------
______________________

- Устарело. Электронные СМИ и социальные сети изменили ситуацию. Спрятавшись за ником и аватаром, легко теперь выкладывать хоть откровения, хоть сомнения. Почёт к бумаге - атавизм. Взять хоть этот сайт - можно по минутам отслеживать прочтения. И желание получить не лукавую, а честную оценку легче удовлетворяется.

Митрофаныч Воронежский
----------------

- Тогда следует признать, устарел Пушкин и вся мировая литература. :)
Хотя, конечно, Митрофаныч… лучше бы нам родиться, когда не было Интернета, да?
На самом деле, в те времена у меня не было практически никакой возможности напечататься, отсюда и такое стихотворение. А теперь никто не запрещает мне его выставить на обозрение. Захотят – прочитают.
В общем, это историческое свидетельство и справка к части моей биографии в поэтической форме стихотворения, написанного верлибром. :)

Виталий Иванов
----------------

- Это да. Насчёт Пушкина. Оцифровать и выложить классика - не проблема, но как интерес подогревать? Живые-то авторы своими ручками могут повышать свою читаемость в сети.

Митрофаныч Воронежский
----------------

- Митрофаныч! Страшно даже представить, когда по сети станут ходить виртуальные облики, читать стихи, говорить речи… Навязываться другим обликам. Что тогда наши коменты? А Пушкину ещё тяжелее…

Виталий Иванов
----------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Почитатели искусства
http://www.stihi.ru/2002/02/08-469

Что жизнь? - Напрасный бег от скуки.
Ни что на свете не любя,
Мы радости свои и муки
Не выпускали из себя.

В текущем обитали миге,
Как паразитные глисты,
Чужих судеб листая книги,
В чужие веруя мечты.

Года - как сроки заточенья.
Всё лучшее в себе убив,
Чужой мы изучали гений,
Свой собственный похоронив.

В душе, как сером небе, пусто.
Прожили жизнь, не знаем – чью…
Всех «почитателей искусства» -
На стол к всевышнему врачу!

1971…
_________________________________________

Я различаю искусство и самовыражение. И это – очень важная для меня тема!
«Искусство», как мне представляется, - нечто искусственное, вторичное от самовыражения творческого человека. Третичное, десятеричное…
Искусство проецирует реальную жизнь или уже существующие произведения из многомерного – в меньшее количество измерений. Самовыражение же – это авторское, душа запечатленная, задержанная во времени. Живая душа.
Недаром, «искусство» и «искусственное» слова однокоренные. Язык, вырабатываемый народом, не ошибается.
Против почитателей такого «искусства» и профанации творчества и обращено данное стихотворение.
____________________

- Две хозяйки в кухне не уживутся, так и два гения на одной территории нашего внутреннего мира.

Н.
-------------

- Даже несколько растерялся, «два гения»… Многовато, конечно. Вы правы, вполне достаточно одного!)))

Виталий Иванов
-------------
____________________

- Виталий, серьёзная вещь, но на самом деле я думаю, что не всё так мрачно. Знаете что навеяло? «и скучно, и грустно...» - обожаемый мною в юности стих.
Мне один серьёзный человек, чей авторитет для меня очень высок, сказал о данной ситуации - «take it easy», не забывай - сие есть игра.
Т.е., хочу сказать, что действительно, самореализация и обретение собственного пути - дело первостепенной важности для каждого человека - это, скажем так, стратегическая задача, но тактика в процессе поиска вовсе не обязательно должна быть тяжеловесной и засерьёзненной.

Happy Lady
-------------

- Этот стиш, действительно, перекликается с Лермонтовским. :) Не удивительно. Первоначальный его вариант написан в 17 лет. А потом – доработки и переделки, но общий настрой, идея – оттуда. Тогда Лермонтов и Есенин надо мной сильно довлели.
Вот это – как раз то, о чем мы и говорим – не жизнь, а игра. Например, - в Лермонтова. :)))
Теперь я думаю по-другому, как мне представляется, самостоятельно. По крайней мере, стремлюсь к этому, ищу что-то свое. Свои вопросы, ответы, вИдение мира. И поиски, в результате которых происходит обретенье себя среди всего – самое интересное.

Виталий Иванов
-------------
____________________

- Очень понравилась последняя строфа. Надеюсь, что не «напрасный» все-таки бег. Чего и желаю...

Дар
-------------

- В обычной своей манере, переделывал стиш 30 лет. Вот и получилась солянка какая-то. От первоначального варианта, по-моему, только первая строка осталась. Да еще называл по-разному – то «Мое поколение», то «Пропавшее поколение», то еще как-то.
В количестве вариантов запутался. Это – один из них.
Свел здесь к тому, что люди, всю жизнь обсуждающие чужой гений, забывают о собственном и теряют его. В общем-то, это и было бедою нашего поколения, вступающих в жизнь в начале 70-х.
Конечно, здесь некоторое преувеличение. Ничья жизнь не напрасна. Наша, безусловно, - в особенности! :)))

Виталий Иванов
-------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~