Как дела в WhatsApp?

Антон Болдаков 2
Одним из самых скандальных событий первой четверти 2021 года было, вне всякого сомнения, изменение политики конфиденциальности мессенджера ВатЦап.
Говоря очень грубо, по деревенски - ВатЦап начал активный сбор информации о пользователях, с целью продажи её в загребущие лапы спам-ботов и так называемых "третьих лиц" (ЦРУ? ФСБ? АНБ? Не, не слышал). Причём информация была весьма даже очень ничего так, в плане "личных данных".
Всем своим пользователям ВатЦап (опять таки говоря по деревенски) - "выставил предьяву" - "или соглашаетесь разрешить нам сбор личной информации о вас, с последующей передачей в Фейсбук или - топайте с миром куда хотите".
Народ, что сидел в ВатЦап, немного "офанарел" от такого ультиматума и последовал второй части "предьявы" - пошли куда глаза глядят (а глядели они в сторону альтернативных мессенджеров).
Когда уровень "топающего с миром народа" побил все ожидаемые и прогнозируемые руководством мессенджера границы раз этак в тысячу (!!!) (Если верить некоторым СМИ, из Ватцап всего за три недели убежало больше миллиона с лишним человек!) - то в ВатЦап спохватились и выдав "а ну обратно давай!!!" всеми силами принялись убеждать народ, что он (народ) не совсем правильно всё понял и что на самом деле всё не так. И вообще - этот ультиматум-требование неправильно читали и оно вообще не имеет никакого отношения к тому, что там написано.
Отложив (аж на три месяца - до мая) Экстерминатус всех, кто не желает принимать новую политику защиты личных данных, ВатЦап принялся объяснять, что народу бояться нечего, что как бы всё не так... (правда уточнили, что принимать новую политику защиты личных данных всё равно придётся).
Корень "Зла" был прост до невероятности - деньги и немыслимая жадность главарей "Фейсбука".
Началось всё просто - в ВатЦап заложили приложение, позволяющее отправлять деньги с одного номера на другой. То есть - пользователи ВатЦап получили возможность совершать "банковские транзакции" - или, по деревенски говоря, совершать денежные переводы. Причём такую возможность получили ВСЕ пользователи ВатЦап - от крупных бизнес-чатов, до одиноких пользователей мессенджера.
Для этого надо было просто "прикрутить" указанное приложение к содержащему наличности девайсу - кредитка, банковский счёт или что-то такое. И всё. Можно спокойно и без головной боли перекидывать деньги с карточки "А" на карточку "Б" через мессенджер. Ура? Ура! (Кидаем в воздух лифчики и чепчики).
Именно это и подорвало такое понятие как "конфиденциальность" - или переводя на деревенский - личная информация. Дело в том, что в системе перевода денег через Интернет такого термина как "конфиденциальность" просто не существует. Всё сводится к примитивному выводу - нельзя переводить деньги в Инете скрытно. Если бы такое было возможно, то не было бы никакой потребности в так называемых "помоечных счетов", как их называл Альтрон в "Мстителях".
Грубо говоря преступникам бы не было ровным счётом никакой нужды перекидывать ворованные деньги по подложным счетам, чтобы запутать следы, будь в Инете возможность передавать деньги скрытно.
Вообще - единственный не отслеживаемый метод "транзакций" - это передача наличных из рук в руки. Остальные методы оставляют следы. Хорошо видимые следы.
По этой причине ВатЦап, как посредник в передаче денег (не забудем - ВатЦап деньги ваши у себя не хранит - он перекидывает их из точки "А", в точку "Б") получил возможность просматривать и отслеживать платежи.
Такая возможность совершенно законна и даже обязательна, ибо ВатЦап должен предупреждать вас, мои дорогие читатели, о том, что ваши денежки были взяты вами из вашего толстого мешочка с наличностью и отправлены голодающему родственнику через Интернет.
Так же ВатЦап должен известить вас, что ваши "золотые сольдо" дошли до вашего адресата, и поступили ему на счёт. Ну а если вы оказались настоящим Буратино (в смысле таким же деревянным) и отослали ваши "пиастры" не тому кому надо, то ВатЦап сможет помочь вам сделать процедуру известную как "откат ошибочной транзакции" (по деревенски говоря - при этой процедуре ваш банк возвращает вам ваши деньжищи, которые вы перевели не тому, кому следовало. Между прочим операция сия ещё в 14-от веке вовсю практиковалась купцами Средневековой Европы - и доступна сейчас).
Так что, как видно, такое понятие как "транзакции" это более сложное понятие, чем мы думаем и в этом плане понятно, что у ВатЦап просто не было выбора - если он хотел переводить ваши "денежки", то должен был немного послать к чёрту эту глупую и смешную "личную конфиденциальность" пользователей.
В принципе исходя из вышеуказанного понятно, что с такими данными пользователи ещё кое как смирились бы (особенно так называемые бизнес-чаты - аналоги "бредламов" из "Незнайки на Луне", только в ВатЦап сети), если бы хозяева ВатЦап - Фейсбук, не захотел бы на этом нововведении, "срубить денежек".
Не мудурствуя лукаво Фейсбук решил торговать данными полученными в ходе отслеживания "транзакций" - если говорить проще,то Фейсбук, через ВатЦап, отслеживает ваши покупки, переводы денег, количество денег на счету и продаёт эти данные рекламщикам, которые, подобно Карабасу-Барабасу, тут же натравят на вас кучу "спам-ботов", что будут предлагать вам свой лежалый товар и просроченное тряпьё.
Уже одно это указывает, что в Фейсбуке явно не до конца поняли, что ВатЦап прежде всего любят как раз за "заложенную в его ДНК" уважение к конфиденциальности пользователей. То есть грубо говоря, "бредламы" ВатЦапа появились вследствии того, что ВатЦап обеспечивал какую никакую защиту от стороннего "прослушивания". позволяя заключать и обговаривать условия грядущих сделок в глубокой тайне.
Тут стоит заметить, что даже маленькие дети, прочитавшие рассказ Джанни Родари "Всё началось с крокодила", без труда поймут, что такое "тайна сделки и торговых операций" не говоря о том, что такое "промышленный и торговый шпионаж" и почему финансовые сделки нужно хранить в глубокой тайне.
Фейсбук же ввёл в свою политику строго противоположный ход - говоря очень грубо и примитивно, вместо того чтобы обеспечить тайну денежных сделок своих подписчиков, Фейсбук стал ею торговать "по всему Интернету", предлагая всем,кто больше заплатит!
Подробностей нам, конечно, никто не сообщит, но можно предположить, что из ВатЦап, узнав об этом, в первую очередь побежали как раз побежали "богатенькие мистеры Спрутсы", со своими "бредламами" и, как легко понять - денежками. То есть говоря грубо - целевая аудитория, ради которой собственно ВатЦап и затеял всю эту "бодягу" с монетизацией.
Именно потеря денежных клиентов скорее всего и заставила ВатЦап перенести изменение политики защиты личных данных аж на май.
Однако это всё было бы далеко не так страшно - то что пошло дальше иначе как "цирк в психушке" назвать ну никак нельзя.
ВатЦап, который на всех углах вопил, что "уважение к личным данным пользователей заложено в нашей ДНК" ввёл... таргетированную рекламу. Причём (вопреки своим ДНК-закладам) - так и указал что это сделано для "изучения привычек и вкусов пользователя". (!!!).
Вот тут уже "ухи объелись" даже простые пользователи, которые привыкли к тому, что их беседы, видеозвоночки и аудиоговорочки в ВатЦап секретны и скрыты от всех. Дело в том, что "секретность личных данных" и "таргетированная реклама" это совершенные антиподы. И там где есть одно, второго быть НЕ МОЖЕТ.
Но немного "деревенских" объяснений - "таргетированая реклама" это "реклама нацеленная на пользователя" (таргет - мишень). Это реклама, которая собирается спам-ботами или программами для анализа вашего образа жизни.
Для примера - если в обычном браузере набрать несколько запросов с какой нибудь ерундой - например "Как правильно бить лопатой кротов в своём огороде", то спустя некоторое время вас завалит рекламными объявлениями на "кротовую тематику" - от шуб из крота, до средства чистки унитазов с тем же названием.
Принцип прост - рекламный спам-бот встроенный в ваш браузер прочитал ваши запросы в Инете, затем провёл анализ имеющихся у него в распоряжении спамеров и выбрав из них тех, кто специализируется на кротах, "скинул" им ваш айпи-адрес и те завалили вас своими предложениями.
Для интереса - спам-бот, это компьютерная программа, что занимается анализом ваших входяще-исходящих данных, выуживая из них ключевые слова или предложения. Принцип действия спам-бота очень отлично описан в книге "Обет Молчания: Игра навылет" Андрея Ильина. Современные спам-боты своим интеллектом превосходят среднестатистического человека - в США ходила байка о том, как спам-боты определили что одна женщина беременная ещё до того, как та сама об этом узнала - они просто просканировали её запросы в Интернете и начали предлагать товары для беременных. 
Таким образом становится понятно, что в мессенджере, защищённом "сквозным шифрованием" НИКАКОЙ таргетированной рекламы быть НЕ МОЖЕТ. Целевая реклама строится на анализе и чтении ваших ЛИЧНЫХ данных и никак иначе. Если вам говорят. что в ВатЦап собираются ввести сбор информации для "целевой" рекламы - то это значит одно - ваша личная переписка обрабатывается спам-ботами. То есть она не защищена. Совсем.
Учитывая сказанное выше - приобретает смысл требование "или соглашаетесь разрешить нам сбор личной информации о вас, с последующей передачей в Фейсбук или - топайте с миром куда хотите" ВатЦап к подписчикам. ВатЦап позиционирует себя как мессенджер свято уважающий личную тайну переписки своих подписчиков. Однако даже в ВатЦап понимают. что как только подписчики мессенджера начнут получать "цунами" спама, основанного на том, о чём они вели разговоры в ВатЦап, как грянет жуткий скандал и последуют судебные иски.
Однако - с новой политикой защиты личных данных пользователь ВатЦап будет бессилен - он не сможет ничего добиться в суде, поскольку приняв новые правила он принял право ВатЦапа читать его личные данные, чтобы подбирать рекламу учитывающую личные вкусы и предпочтения.
На вопрос "может ли ВатЦап" читать мою переписку ответить трудно.
Хотя наверное не так трудно догадаться, что приобретя ВатЦап у его старых хозяев Фейсбук мог приобрести и то, что называют "мастер-код" для "сквозного шифрования" (исходный код, способный вскрыть любую кодировку - данный код используется для обновления и модернизации "сквозного шифрования" - без наличия такого "мастер-кода" просто невозможно обновлять "сквозное шифрование").
Кроме того сам ВатЦап не скрывает, что он способен передать вашу переписку третьим лицам по запросу силовых служб. Конкретно - любого судьи в США (данная привилегия у судей появилась после 11 сентября и Бостонского Теракта). Сделать это не имея "мастер-кода" невозможно.
Однако, сами того не подозревая, пользователи ВатЦап сумели сделать мессенджеру "больно" - они просто начали массово его покидать. ВатЦап был готов ко всему - к судебным искам, информационным войнам,бурлению в Интернете и пр, но только не к тому, что миллионы людей просто стали тупо убегать из него, даже не пытаясь хоть как-то отстоять свои права. 
Учитывая скорость бегства, нетрудно подсчитать, что такими темпами всего за полгода ВатЦап мог превратиться из мега-гиганта, в средних размеров мессенджер. Такое дело грозило огромными финансовыми потерями для Фейсбука. Поэтому ВатЦап был вынужден отложить свою скандальную политику изменения конфиденциальности до мая, чтобы успокоить своих пользователей.
Например в рамках этой политики "успокоения" "внезапно" выяснилось, что в политике конфиденциальности речь идёт только о бизнес-чатах. Хотя конечно, следует понимать, что чат Ватцап - это личная беседа нескольких человек и она, по "заложенным в ДНК" уважением, не должна подвергаться анализу и нападениям спам-ботов.
Впрочем в ВатЦап это объяснили тем, что, якобы, спам-боты будут осматривать и анализировать только "транзакции" таких чатов. И уже на основе их исследований делают свои выводы и передают их в рекламные компании. То, как это объясняет "целевую рекламу" в ВатЦап затрудняются отвечать.
Лечится такое только одним: не заводить в ВатЦап никаких бизнес-чатов, а все транзакции делать только через проверенные банки, которые свято чтят конфиденциальность своих вкладчиков и не торгуют их личными данными.
Наиболее острая тема, которую ВатЦап обходит с трудом, это то, что правила о передаче личных данных касаются ВСЕХ пользователей этого мессенджера - отказавшимся их принять просто не дадут в мессенджере пребывать после мая.
В самом ВатЦап это объясняют "стратегическим взглядом" - мол, ранно или поздно, но все пользователи станут пользоваться переводами денег внутри мессенжера,так что лучше сразу их "приготовить" к этому. То есть говоря по деревенски - ВатЦап записал всех простых пользователей в потенциальных "господинчиков Спрутсов".
Лечится такое только одним: не устанавливать бизнес-приложение для перевода денег.
В целом ситуация с ВатЦап весьма примечательна - из-за желания "срубить" деньжат на торговле личными данными пользователей, Фейсбук рискует погубить один из самых лучших мессенджеров последних лет и нанести непоправимый "репутационный" ущерб своей "экосистеме". А всё лишь потому, что многие категорически отказываются принимать как данность одну простую вещь - людям нужно место, где они могут посидеть и пообщаться в спокойной, тихой обстановке, без рекламы и надоедливого спама. Люди просто хотят тишины и безопасности.
Именно поэтому в ВатЦап пришло столько людей, и нарушение этого правила приведёт к гибели мессенджера.