Природа наделила человека многообразием чувств и множеством ощущений. Родившийся ребёнок не обладает чувствами и ограничен в ощущениях, которые последовательно появляются с первой минуты: свобода движения, поток вдыхаемого воздуха, появление голоса. Новые ощущения являются основой для воспитания чувств, которые впитываются с молоком матери.
Главное из них – чувство меры. Если грудной ребёнок не удовлетворён необходимой нормой питания и если ему дают дополнительно пищу вместо «пустышки», то в два-три года мы увидим знакомую всем картину: кричащий, бьющийся в истерике ребёнок требует купить, например, игрушку или велосипед, не обращая внимания на уговоры родителей о том, что на покупку нет денег. В будущем отсутствие чувства меры приведёт его к тому, что он превратится в приспособленца, потому что в детстве не создавались условия для воспитания в нём самостоятельности. Но в жизни бывает и по-другому. В том случае, когда грудничок не получает норму питания, то обстоятельства сами по себе способствуют проявлению у ребёнка хитрости. В своей жизни он будет добывать пищу, используя это средство, приспосабливаясь к жизни. И только, живя в условиях, способствующих воспитанию самостоятельности, можно прийти к здравому смыслу. Воспитанное у ребёнка чувство меры – фундамент для самостоятельности.
Чувство ритма важно для организации жизни человека - оно отражение его внутреннего состояния. Ощущение ритма заложено в ребёнке до рождения, но его нужно развивать, используя простые способы: чёткий режим приёма пищи, сна и других процедур, необходимых для жизнедеятельности. Иначе впоследствии в характере проявляется неорганизованность: начатые дела не доводятся до конца, потому что не развито ощущение конечного ритма действия. Ритм – средство эмоционального воздействия, отражающее чувства и настроения людей, и оно способно воспитывать и родителей, если они серьёзно и ответственно относятся к своим детям. Ритм обостряет не только слуховое и зрительное восприятие, но и способствует развитию координации движений, приводит в норму дыхание. Всё это важно для организации нормальной жизни человека.
Чувство такта необходимо для организации взаимоотношений между людьми, потому что оно определяет уровень состояния сознания, характеризующий внешние проявления духовно-нравственных качеств человека. Оно, как правило, врожденное, растёт из самоуважения и проявляется в уважении к другому человеку. Чувство такта -это чувство меры, которое определяется способностью не разрушать жизненный ритм других людей. Оно воспитывается в раннем детстве. Позже это будет самовоспитание при наличии желания у человека, способного себя контролировать. Воспитание такта происходит теми же способами, как и воспитание чувства меры и ритма. Воспитание этого чувства у детей требует творческого подхода родителей, воспитателей, учителей.
Важным моментом в процессе воспитания ребёнка «с молоком матери» является чувство личности, которое зарождается при первом пеленании ребёнка, впоследствии закрепляется воспитанием чувств меры, ритма и такта. «Ощущение себя» происходит в тесной связи с окружающими предметами, «вещами», а в пустоте не возникает никаких ощущений. Другими словами, воспитание личности возможно при условии повиновения, а в «свободе» воспитывается раб, человек, не обладающий самостоятельностью в своей жизни и поступках. «Уникальность» свободы в том, что она «привязывает» человека к вещам, а по законам природы они должны служить человеку.
С ощущением нежности, передающейся от матери к ребёнку, начинается воспитание чувства любви. Каково отношение к воспитанию этого чувства родителей и близких, таково движение в развитии личности ребёнка. А в дальнейшем все зависит от его восприятия окружающих, что поможет понять себя и быть готовым для процесса самовоспитания. С чувством любви также воспитывается патриотизм, чувство долга и другие нравственные качества человека.
Чем шире диапазон чувств в человеке, тем больше связей у него с внешним миром, что способствует воспитанию самостоятельности. Малый диапазон чувств ограничивает в человеке познание. Для воспитания чувств нужны знания, которые в то же время могут развивать и ум. Развитый ум и воспитанные чувства способствуют познанию, посредством которого открывается не только окружающий мир, но и человек, открывая себя, ощущает свою сопричастность к этому миру. Движение ума начинается с ощущений, развитие ума - от глубины чувств. Ощущения являются основой для воспитания чувств, но это не означает, что ощущения переходит в чувства. Они развиваются сами по себе или не развиваются вовсе, а чувства воспитываются вместе с развитием ума. Например, гений Пушкина –это глубокие чувства и интеллект, гений Есенина – острота ощущений и природный ум. Разница ощущений и чувств приводит каждого к своей правде и своему образу жизни.
Самостоятельный человек не нуждается в общественной или государственной идеологии. Ему нужна «идеология дела», которую он сам формирует для решения им же поставленной задачи. Условие задачи и есть идеология дела. Государственная или общественная идеология ставит стратегическую цель, которая не имеет определённости и ясности. Цель всегда тактическая, понятная и просматривается на столько шагов, на сколько человек способен её увидеть; невидимая цель станет нереальной и будет служить ложным ориентиром. Тактическое движение к цели есть определение исходной точки решения задачи для любого дела. Она определяет границы задачи и выстраивает логику решения, опираясь только на законы Природы.