Таруса цветаевская и не только

Елена Потемкина
               
                «Ой, как худо жить Марусе
               
                В городе Тарусе!
               
                Петухи одни да гуси,
               
                Господи Исусе!»

Николай Заболоцкий… «Зацелована, околдована (да, именно так у него, «не очарована), «В этой роще березовой», «Некрасивая девочка», переводы грузинских поэтов, включая Руставелиевского «Витязя» …И какая-то посконная Маруся из Тарусы.

Что  это за город-то за такой с певучим русским названием, куда стремились поэты, художники, писатели, что их сюда звало, притягивало и манило?
Город…скорее, городок Калужской губернии – милый, маленький, патриархально-лубочный.

Вообще про Тарусу нужно писать стихами, как М.Цветаева:
Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.
Или это:
Старые липы в цвету,
К взрослому миру презренье
И на жаровне варенье
В старом саду.

К Богу идут облака;
Лентой холмы огибая,
Тихая и голубая
Плещет Ока.

Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, –
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.

В прозе сложно, невозможно почти. Получается коряво и искусственно…

Но я попробую, и пусть коряво…

Такие города привораживают сразу, обволакивают тебя невидимой паутиной и уже никогда от себя не отпускают. Ты всегда будешь сюда возвращаться в мыслях и наяву, навсегда сохранишь их в памяти.

Увидев Тарусу впервые, Белла Ахмадуллина влюбилась в этот город, приобрела здесь дачу, и говорила, что для нее Таруса стала тем же, что Михайловское - для Пушкина.
 С 2013 года в память о ней стоит здесь памятник, поставленный её мужем Борисом Мессерером и ставший его скульптурным дебютом.

А Цветаева хотела, чтобы ее здесь похоронили. «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева» …

Не случилось…Но лежит на высоком береги Оки огромный камень-валун, кенотаф в память о великой поэтессе именно с этой надписью. Зарослей земляники не заметила, зато ярко горели гроздья рябины, скорбно склонившись над символической могилой.

Еще в конце XIX века Иван Владимирович Цветаев, основатель Музея Изящных Искусств имени Александра III, приехавший в Тарусу навестить родственников, с первого взгляда полюбил этот город и, начиная с 1892 года, (года рождения Марины) семья Цветаевых проводила здесь каждое лето на съёмной даче Песочное, в двух километрах от Тарусы.

 Дача – бывшая усадьба, этакий чеховский дом с мезонином, балкончиками и террасой, утопающий в море сирени.

 Они были первыми московскими дачниками, вслед на ними сюда стали приезжать на лето многие представители литературно-художественной интеллигенции.
Дача Песочное не сохранилась, к сожалению, и музей семьи Цветаевых находится в центре города в так называемом доме Тьо.

В этом доме когда-то жил дед Марины Ивановны по материнской линии, он женился вторым браком на бонне своей дочери, швейцарке по происхождению, она просила называть себя «тётей»; но русский язык она толком не освоила, и «тетя» получалось у неё как «тьо».
 Название это прижилось.

Музей достаточно интересный, много личных вещей семейства Цветаевых, фотографий.
Обратила внимание на фото Раисы Самойловны Ширвиндт, которая была очень дружна с Анастасией Ивановной Цветаевой.
Нам попалась какая-то вся дёрганая, странная дама-экскурсовод, проводившая экскурсию абсолютно «без души», «на автомате»: несколько раз произнеся фразу, она тут же повторяла её снова, ну как заезженная старая пластинка.  Было очень забавно, потому что она этого даже не замечала, - выучила текст однажды и чесала каждый раз одно и то же.

Некоторые биографы М.Цветаевой утверждают, что летом 1939 года Марина на один день приезжала в Тарусу. По одной, скажем так «поэтической версии» попрощаться с любимым местом на земле, по другой, «реалистической» узнать о судьбе Аси с сыном, которые именно отсюда были увезены на Лубянку.

Но ни одна из этих версий документально не подтверждена.

В Тарусу после второй «отсидки» вернулась её дочь Ариадна, в Москве жить ей было нельзя и она отправилась сюда, за 101 километр, к своей тётушке Валерии Цветаевой, которая постоянно здесь проживала.

Правда, дамы, как говориться, характерами не сошлись, и Валерия Ивановна выделила Але кусочек земли на своём участке для постройки дома.
Дом Ариадна построила вдвоем с подругой, практически не прибегая к посторонней помощи, сказалась, видимо, лагерная закалка.

Теперь и тётушка, и племянница лежат рядом на местном кладбище.
 А дома, в которых они когда-то жили, утрачены, участок принадлежит людям, не имеющим никакого отношения к семье Цветаевых.

 Осталась только «память места», на участок за высоким забором пройти нельзя…
Но каждую осень в память об этой замечательной семье в городе проходит «Цветаевский костёр».

В Тарусе находится могила с интересным (можно ли так сказать?) надгробием любимого мной художника Борисова-Мусатова.
 Виктор Борисов-Мусатов приехал в Тарусу весной 1905 года в гости к Ивану Владимировичу Цветаеву и поселился у него на даче.
В Тарусе он написал акварели "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Сон божества", пейзаж "На балконе. Таруса", этюды к "Венкам васильков", картины "Осенняя песнь", "Куст орешника".
Здесь художник создает в своей неповторимой манере чудесные пейзажи, написанные нежными, тающими красками, в которых звучит грустная мелодия угасания осенней природы и самой жизни…

Здесь он пишет одну из своих лучших картин «Реквием», закончить её он не успевает, она, по сути, стала реквиемом самому художнику.

Жизнь Виктора Эльпидифоровича оборвалась осенью 1905 года, ему было всего тридцать пять лет…
Похоронили замечательного художника на высоком берегу Оки на старом кладбище.  Место это стали называть Мусатовским косогором.

В 1911 году на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом скульптором А.Т. Матвеевым.
 На постаменте красного гранита покоится фигура спящего мальчика.
 Согласно местной легенде, Борисов- Мусатов бросился в холодную реку, чтобы спасти тонувшего ребёнка, но, к сожалению, не смог. После чего сам сильно простудился и вскоре умер.

Тут же, на Мусатовском косогоре, похоронена сестра художника Елена и физик-кристаллограф Юрий Викторович Вульф .

В Тарусе до сих пор сохранилась дача писателя  Анатолия Виноградова – автора биографических книг - «Черный консул», «Три цвета времени», «Стендаль и его время» и др. В советские годы их можно было купить на талоны от сдачи макулатуры.

Жизнь А. Виноградова закончилась трагически. Дочь Нина Анатольевна вспоминала, что «к концу войны обострившееся тяжелое заболевание, гибель старшего сына, отсутствие литературных заказов, семейные неурядицы, грубая критика романа «Хроника Малевинских» привели отца к депрессии, а затем и к самоубийству в 1946 году».

По официальной версии во время семейного скандала в ноябре 1946 года Виноградов убил свою вторую жену, затем ранил пасынка и застрелился. Трагедию списали на «бытовуху» и прикрыли.
Что там было на самом деле уже никто и никогда не узнает…

В Тарусе есть дом-музей замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.
Здесь он жил с 1955  по 1968 год, здесь же и похоронен на городском кладбище, место для могилы выбрал сам…

Домик писателя небольшой, деревянный, но очень милый и уютный.
А какой  фруктовый сад разбили здесь Паустовские! Супруга писателя Татьяна Алексеевна выращивала здесь разные цветы – лилии, гортензии, пионы и самые душистые на свете флоксы!

Сад до сих пор поражает воображение, нет ни одного свободного местечка, где бы не росли цветы!

 Константин Георгиевич очень любил Тарусу, здесь ему легко творилось, он открывал окно в сад, комната наполнялась душистыми ароматами или шумом дождя, и он писал, писал, писал.
"В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные... места здесь чудесные... В Москву не тянет".

В летние месяцы работа переносилась в увитую диким виноградом беседку, живописно расположенную в глубине сада.
Здесь им написаны повести «Время больших ожиданий», «Бросок на юг» из автобиографической книги «Повесть о жизни», главы из книги о тайнах литературного творчества «Золотая роза», рассказы «Наедине с осенью», «Уснувший мальчик», «Лавровый венок», «Избушка в лесу», «Ильинский омут». серия очерков «Письма из Тарусы».

Паустовский был не только замечательным писателем, он был очень хорошим человеком, его   любили все местные жители. Писатель стал первым Почетным гражданином города. А когда он умер, проводить его в последний путь вышли все тарусяне.
 
На высоком берегу реки с 2012 года стоит памятник Константину Георгиевичу – писатель изваян в полный рост, к нему прижимается собака, стоящая на задних лапах…
Очень трогательный памятник, я, как всегда, прослезилась, да и не только я…
Он очень любил животных, подкармливал всех бездомных собак в городе, и они отвечали ему преданностью и верностью.

Николай Заболоцкий прожил в Тарусе всего два лета 1957 и 1958 годов. Это были последние годы жизни поэта, он умер осенью 1958 года.

В письме В. Каверину К. Паустовский писал: «Здесь летом жил Заболоцкий. Чудесный, удивительный человек. На днях приходил, читал свои новые стихи- очень горькие, совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине».

Николай Алексеевич написал здесь тридцать три абсолютно гениальных стихотворения, за которые его стали называть родоначальником «бронзового века русской литературы».

 Таруса стала его Болдинской осенью, пиком всего творчества.
За этот короткий срок, за эти несколько месяцев, отпущенных ему судьбой как награда за все тяготы и лишения, Заболоцкий успел полюбить этот город, прорасти в него своими поэтическими ветвями и навсегда слиться с ним.

«Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа».

Цикл лирических стихов «Последняя любовь» - «единственный в творчестве Заболоцкого, один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии» вышел в свет в 1957 году.
Николай Алексеевич, к счастью, успел его увидеть…

В 2015 году в Тарусе замечательному поэту и переводчику установлен бронзовый бюст на двухметровом постаменте работы скульптора Н. Казачка.

В Тарусе жил и работал детский писатель Владимир Железников. Действие его самой знаменитой повести «Чучело» происходит «где-то между Калугой и Серпуховом», а Таруса расположена как раз посередине.

Василий Иванович Ватагин- художник и скульптор-анималист впервые прибыл в   Тарусу в 1902 году, проникся её красотой и решил построить здесь дом по своему проекту, что в 1914 году, перед самой войной и случилось.
 На каменный фундамент поставлен был деревянный дом с элементами разных стилей, этакая помесь модерна со старой архитектурой русского севера.

Интерьер дома-мастерской очень необычен: здесь и роспись по дереву, и керамические изделия, комнаты меблированы в индийском стиле, мастерскую украшает декоративное панно тоже в стиле индийского эпоса. Все эти детали интерьера сохранились до нынешнего времени.

В саду художника, среди густых елей, берез и пихт, большинство из которых посадил он сам, спрятались его любимые персонажи — мартышка и горный баран, высеченные художником из камня.

А в городской картинной галерее можно увидеть картину художницы А.Ржевской -тёщи Ватагина «Дом в Тарусе», на которой изображён необычный дом.

В этом доме Ватагин оставался до своих последних дней, и, хотя умер он в Москве, просил похоронить его именно здесь, в Тарусе, что было и сделано.
Сейчас в доме проживают его родственники, а сам дом-мастерская В. А. Ватагина признан объектом культурного наследия федерального значения.

Василий Ватагин дал «путёвку в жизнь» талантливой юной художнице Наде Рушевой, очень рано ушедшей от нас.

Просмотрев рисунки девочки, Василий Алексеевич подарил ей свою книгу «Записки анималиста» с надписью:
«Милая Надя! Жду, желаю и верю в твои большие успехи. Твой дедушка В. Ватагин.

Интересно, что учеником Ватагина был и протоирей Александр Мень.

Совсем рядом с Тарусой, на противоположном берегу Оки, уже в Тульской области находится дом - музей моего любимого Василия Дмитриевича Поленова.
Плыли в «Поленово» на кораблике, таком древнем и возможно помнящем художника, но это придавало происходящему особую прелесть, плыли-то в прошлое…

Но это уже совсем другая история!