Он, она и бабушки

Лысенко Светлана
У его мамы с отчимом родилась дочь, стало совсем тесно, и девятилетнего сына отправили жить к бабушке. У неё была комната в большой коммуналке.

Бабушка зимой и летом спала с открытым окном.  То ли это была привычка с её военной юности, то ли она так закалялась, то ли это являлось потребностью её здоровья – у неё были проблемы с сердцем, но, скорее всего, и то, и другое, и третье. Внуку трудно было привыкнуть к этой бабушкиной особенности, но пришлось. Главное – получше укрыться, чтобы не замёрзнуть.
От бабушкиной закалки, или это гены так сказались, мальчик вырос здоровый, высокий, широкоплечий. Вообще, красавец – брови вразлёт, взгляд орлиный. Умный – поступил в сложный технический институт и учился там на одни пятёрки.

Со временем бабушке, как ветерану Великой Отечественной Войны, а также с учётом прописки внука-опекуна, выделили двухкомнатную квартиру. Небольшую, но, что замечательно, теперь у каждого из них была своя отдельная комната.

Бабушка любила выходить во двор поболтать с соседками и, как правило, брала с собой вязание. Беретку, кофточку себе, внуку шарфик, свитер – всегда есть что смастерить. У неё это хорошо получалось.

Как-то раз к ней на лавочку подсела девочка-восьмиклассница и попросила показать, как вяжется понравившийся ей узор. Бабушка умилилась такому интересу серьёзной девочки – её ровесницы всё бегают по танцулькам, а эта, умница, занимается полезным делом.
Бабушка растрогалась и пригласила девочку к себе домой – у неё есть много журналов с разными узорами и фасонами моделей для вязки. Девочка поблагодарила бабушку и стала к ней ходить учиться вязать.

Время шло, девочка заканчивала школу. Бабушка привязалась к ней и стала прикидывать, как бы ей «свести» своего «монаха», внука, с этой замечательной девушкой.
Внук учился в мальчишеском ВУЗе, в их группе не было ни одной девушки. Он всецело был погружен в учёбу и мечтал поступить в аспирантуру.
Юноша, конечно, заметил появляющуюся в их квартире девушку и даже стал к ней привыкать. Свеженькая крепенькая брюнеточка в их доме, рядом с воркующей подле неё бабушкой, казалась ему уже почти родной.

Девушка поступила в Педагогический институт.
- Какой правильный выбор! – порадовалась за неё бабушка.

Внук в это время закончил институт с красным дипломом, и его взяли работать на кафедру – на должность инженера с ближайшей перспективой поступления в аспирантуру. Такое чудесное распределение выпадало далеко не каждому.

Теперь у него была своя зарплата, да ещё отдельная комната, и, под благословение бабушки, внук сделал предложение приходящей девушке. И женился на ней.

Все были счастливы. Юная жена всё делала по дому и даже поехала с мужем в его любимый байдарочный поход. Родившийся сын не стал этому помехой – с ним согласились посидеть мать и сестра жены.

Молодая семья росла, развивалась, а бабушка старилась. Ноги у неё слабели, и она перестала покидать дом. Чтобы поглядеть на своих подруг и подышать свежим воздухом, она выходила на балкон. Подружки кричали снизу:
- Иди к нам посидеть на лавочке!
Она только отмахивалась от них.

 Молодая жена нервничала:
- Балконная дверь постоянно распахнута, оттуда сквозит.
- А вдруг бабушка выпадет с балкона? – озадачивала она супруга.
Внук запретил старушке выходить на балкон. Но та не слушалась.
Жена жаловалась мужу:
- Бабушка слишком уж капризничает. Я мою полы, а она сидит на своей кровати и командует – там грязно, тут не промыла.
Ещё молодые стали бояться, что бабушка не закроет газ. Ей запретили подходить к плите.
В общем, со старушкой стало одно беспокойство, им казалось, что она уже не в себе. И они сдали её в сумасшедший дом.

Общественность во дворе возмутилась.
- Бабушка прописала к себе внука и вырастила его, а он так, по-хамски, с ней поступил, – говорили соседи.
- У всех старики, и многие из них начинают «чудить», но не все родные сбагривают их в сумасшедшие дома или дома для престарелых. Как-то сами справляются, уважая и любя своих стариков, – так обсуждали эту историю во дворе.
И соседи, обиженные за старушку, написали на её внука возмущённое письмо в институт.

Там его вызвали «на ковёр», поставили это ему «на вид» и направление в аспирантуру не дали – не достоин из-за морального облика. Аспирантура отодвинулась на неопределённый срок.
Работать на скромной должности инженера перестало иметь смысл, и он ушёл из института, перейдя на более оплачиваемую должность на крупном предприятии.
Бабушка в сумасшедшем доме вскоре умерла.

Жена закончила пединститут и стала работать учительницей.
Приходила домой и жаловалась:
- Как мне надоели эти балбесы-ученики! А ещё, кошмар, один пионер оказался верующим и ходит в церковь! Теперь жди проверок – просмотрели!

Ей тошно и надрывно было работать в школе, и она перевелась в Собес – стала социальным работником.
Разносила по квартирам заказы немощным старым людям. Там и график посвободнее, и работа повеселее.
А её муж, с большой долей сарказма, рассказывал друзьям, что теперь они ничего не покупают из продуктов – жена отсыпает из пакетиков, которые разносит бабулькам.

К этому времени нашим героям, путём родственного обмена, удалось перебраться из своей маленькой квартиры в другую – тоже двухкомнатную, но бОльшую.
И ещё – у них родилась дочь.

Однажды в их квартире появилось пианино – подарок одной старушки. Услужливая работница Собеса – наша героиня – так «заласкала» свою подопечную, что та расщедрилась на этот презент.
Муж удивился, напрягся, но уже стал привыкать к подобному поведению жены. 
Дочке было 5 лет, и жена сказала:
- Надо отдать её в музыкальную школу – не простаивать же инструменту без дела!

Сын заканчивал школу, и в квартире становилось тесновато.
Наступили жёсткие 90-годы, денег стало не хватать, и муж пошёл на подработку – стал врезать форточки в новых домах, где они не были предусмотрены.
Жена с дочкой капризно возмущались:
- Ступить негде – везде доски!

И тут опять повезло – одна бабулька расчувствовалась и отписала жене  свою квартиру. Старушка думала, что пока она жива, «добрая женщина» будет за ней ухаживать – вкусно готовить, чисто убирать, приветливо разговаривать.
Но как только дарственная была подписана, про бабульку жена забыла.
Муж напомнил ей:
- Что ж ты не ходишь к ней?
- Некогда,  –  отвечала жена, –  у меня работа, хозяйство. Пусть сын ходит к старухе – ему же достанется её квартира!

Но сын рос легкомысленным, безответственным  парнем, и ухаживать за посторонней бабушкой  – ему такое даже и в голову не приходило.
Заброшенная старушка долго не зажилась, и радостный сынок переехал в новое жильё. Правда, счастливое новоселье слегка подпортили вдруг объявившиеся бабушкины родственники, подавшие на новых хозяев в суд. Но ничего не выиграли. Квартира отошла по дарственной.

Казалось бы, живи и радуйся. Все обеспечены квартирами. С деньгами тоже стало получше.

Но однажды муж собрал чемоданчик и ушёл в никуда.
Точнее он ушёл к своей подруге, коллеге, оставив, как говорится, всё нажитое непосильным трудом – жене и детям.

Вторая жена была, что неожиданно, его ровесницей. Приветлива и миловидна. Разведена, воспитывала сына-подростка. Мальчик благосклонно принял избранника мамы.

«Молодые» летом поехали в свадебное путешествие знакомиться с роднёй жены на её историческую родину. Приютили их в гараже – больше негде было, но они были счастливы – лето, свобода, любовь. Перспективы – одного только счастья!
В Подмосковье у новой жены была дача, небольшая, но зимняя, и они подолгу там жили.

Он расслабился. У него проснулись прежние мечты о научной карьере, и он опять решил заняться диссертацией. Пришёл в институт к своему бывшему научному руководителю, обратился к нему за помощью и тот, помня, какой творческий потенциал был у претендента, взялся его вести. Но… заболел и умер.

В пандемию наш герой попал под запрет выходить на работу, и безвылазно поселился на даче. Новой жене каждый день надо было ходить на службу. В выходные она приезжала к нему. Он отдавал ей флэшку с подготовленным за неделю материалом – для передачи на его работу. Супруги были вполне довольны друг другом.

А что же стало с его первой семьёй?
Сын, получив квартиру, стал туда водить разбитных девушек. Ничем серьёзным себя не обременял, часто не работал, предпочитая сомнительные удовольствия.

Первая жена, вместе с дочкой, жила в той же двухкомнатной квартире. Дочь привела туда своего мужа – из приезжих.
Тёща и зять сразу невзлюбили друг друга и постоянно ругались. Возник тупиковый квартирный вопрос. Зятёк посматривал на толстую, стремительно стареющую ненавистную тёщу и мечтал вслух:
- Вот если бы не было твоей матери, то в её комнате можно было бы устроить спальню.
Молодая жена молча слушала…

P.S. Художник Майкл Тейлор.