Одесса 1941 г

Владимир Петропавловский
Воспоминания командира
 Одесского железнодорожного эксплуатационного батальона
полковника Яроменок Ивана Ивановича.

Стиль оригинала сохранен.

Штаб Железнодорожных войск СССР.
Исторический отдел.

     Посылаю Вам свои воспоминания о бывшем Одесским железнодорожном эксплуатационном батальоне, существовавшем с 14 августа 1941 г. по 15 октября 1941 г. и обслуживающего эксплуатацию Одесского жел. дор. узла в очень тяжелых условиях постоянного авианалета и артиллерийского обстрела противника.
     Это я делал в связи с тем, что указанный батальон не входил в состав Железнодорожных войск и мог не войти в историю ж.д. войск. Навряд ли он освещен в истории войск ВОСО.

                Полковник в отставке Яроменок И.И. 23.03.1976 г.

Одесский эксплуатационный железнодорожный батальон в августе – октябре 1941 г.


     1 августа 1941 года между станциями Знаменка и Одесса железнодорожный путь был перерезан фашистскими войсками. Железнодорожная связь Одессы со страной Советов прекратилась. Но в Одессе еще оставалась не эвакуированными оборудование многих промышленных предприятий, около 300 паровозов, 3800 товарных и 40 пассажирских вагонов и много ценных грузов. Дальнейшая эвакуация их в центр страны могла производиться лишь морем, через порты Николаев и Новороссийск. А для этого была необходима четкая организация работ, железнодорожного узла и порта Одессы. К этому еще необходимо добавить о своевременной выгрузке с приходящих судов воинских грузов и доставка их к станциям снабжения армии.
     В начале августа 1941 г. железнодорожниками была погружена на три плавучих дока большая часть паровозов и 40 тендеров. Один док с паровозами благополучно дошел и был выгружен в Николаевском порту (по данным Одесского историко-краеведческого музея (Оикм) - 22 паровоза Прим. ИМЗ), другой в Новороссийском (по данным Оикм – 28 паровозов. Прим ИМЗ). Третий, недостроенный железобетонный док с паровозами капитан буксирующего корабля посадил на мель в 5 км от порта Одесса. По причине того, что в нем был открыт кингстон, док начал тонуть (по данным Оикм 36 паровозов, док затонул от прямого попадания авиабомбы. Прим. ИМЗ). Вместе с паровозами эвакуировались и паровозные бригады. Тогда же, по распоряжению НКПС началась усиленная эвакуация всего личного состава, в том числе и обслуживающих Одесский ж.д. узел. В связи с этим на узле начались перебои в работе, не выходили своевременно на работу паровозные и составительские бригады, стрелочники, дежурные по станциям и другие.
     По этому вопросу я, как замещающий начальника передвижения войск на Одесской ж.д., обращался к заместителю начальника Одесской ж.д. т. Мельнику (? не ясно), но он только руками разводил, ссылаясь на распоряжение НКПС.
     Тогда я обратился в штаб армии. Военсоветом Приморской армии было принято решение от 14 августа 1941 г. о сформировании из оставшихся железнодорожников эксплуатационного железнодорожного батальона в составе 1200 человек, для обслуживания Одесского ж.д. узла. Командиром батальона назначили меня.
     Передо мной стояла сложная задача по формированию батальона из оставшихся железнодорожников. Отдел формирования мне категорически отказал в помощи. Военкомат призвал в батальон только 6 человек комсостава: двух военврачей 3-го ранга, одного фельдшера, одного старшего лейтенанта и двух младших лейтенантов.
     Тогда я обратился за советом и помощью к начальнику Одесского отделения Титкову (? Тишкову) и начальнику политотдела отделения Жигареву. Показав им решение Военсовета, и объявив им о призыве в батальон Титкова (? Тишкова) на должности помощника командира батальона по технической части и Жигарева комиссаром батальона, как оставшихся железнодорожников, я предложил им собрать весь начальствующий состав отделения. Все собрались очень быстро. На этом совещании было зачитано распоряжение Военсовета Приморской армии, и объявлено об их призыве в состав батальона на должности: начальник дистанции пути Грянц (? Гремц) командиром роты пути, помощник начальника отделения П.Е. Рысь (?) командиром 2 роты движения, начальник отделения связи И.К. Бурдо - командиром 3 роты связи, начальник паровозного депо А.И. Поляков командиром 4 паровозной роты и начальник депо Вапнярский командиром 5 роты, которая должна обслуживать вагонный парк, водо и энергоснабжение. Начальником штаба батальона назначен начальник службы безопасности движения поездов Бондаренко А.Н., помощником командира батальона по материальному обеспечению начальника пассажирского отделения Смирнова, бывшего начальника ОРСа – начальником продовольственного снабжения. Причем ему было объявлено, что все имеющиеся в его распоряжении запасы продовольствия переходят в собственность батальона, а все столовые продолжают работать и обеспечивать трехразовое питание бойцов и командиров батальона.
     Всем командирам рот тут же было приказано в трехдневный срок сформировать свои подразделения по принципу:
- 1-я рота пути – с тем, чтобы полностью обеспечить содержание в должном порядке все пути и своевременное восстановление при разрушении их при авианалётах противника.
-  2-я рота движения, в нее должны войти все начальники и дежурные по станциям и постам, стрелочники, составительские бригады и диспетчерский аппарат.
- 3-я рота связи обеспечение бесперебойной связи узла.
- 4-я паровозная рота обеспечение бесперебойной работой 20-ти горячих паровозов и демонтаж остальных холодных паровозов.
- 5-я рота бесперебойное снабжение водо и энергоснабжения, текущий ремонт вагонов и демонтаж вагонов с эвакуацией колесных пар морем.
     Через три дня батальон был сформирован в составе 1118 человек. В штаб батальона были представлены списки подразделений и паспорта бойцов и командиров, вошедших в состав, в том числе добровольцев.
     На Одесском ж.д. узле установилась железная дисциплина. Несмотря на почти беспрерывные бомбардировки противником с воздуха, вагоны своевременно подавались к предприятиям под погрузку оборудования и оттуда к причалам порта для эвакуации морем. С прибывающих кораблей с воинскими грузами быстро производилась перегрузка в вагоны, которые в дальнейшем передавались на станции снабжения армии, и далее доставлялись авто и гужевым транспортом к фронтовым частям.
     Очень хорошо работала диспетчерская служба батальона, во главе старшего диспетчера Трофименко. Она имела отличную связь с обкомом КПСС, который давал задание на эвакуацию грузов с того или иного предприятия, с портом из которого получала сведенья о пребывающих в порт кораблях и грузов с ними, о возможности приема грузов и пассажиров на прибывшие корабли. Отдавала команды по движению поездов и их направлениях как с гружеными вагонами, так и с порожними.
     Бойцы и командиры 5-й роты успешно проводили демонтаж вагонов. Вагоны, подлежащие демонтажу, выводились на свободный от движения поездов двухпутный перегон, и ставились на один из путей. На этот же путь ставили 45 т. ж.д. кран. На соседний путь ставили порожние платформы с паровозом. Кран поднимал кузов вагона и ставил его на землю рядом с путями, а освободившееся колесные пары грузились на платформы. Так было эвакуировано свыше 500 колесных пар.
     Бомбардировки противника с воздуха усиливались с каждым днем. Часто при воздушных бомбардировках разрушались ж.д. пути, линии связи, гибли люди. В один из дневных авианалетов на Привокзальную площадь, где размещался штаб батальона, были убиты комиссар батальона Жигарев, пять политруков и секретарь партийной организации. Батальон на время остался без ведущих политработников. Шофера, пытавшегося завести машину, ударной волной бросило через обрешетку окна кабинета начальника особого отдела батальона и кусками его тела забросало майора Майорского. Однажды бомба пробила крышу и потолок пассажирского здания станции Одесса – порт, и взорвалась внутри здания, убила насмерть около 30 человек бойцов, обслуживающих эту станцию. В другой раз бомба, пробив, казалось бы, не пробиваемое перекрытие бомбоубежища путейцев, раскромсала там 33 человек, а тела трех не обнаружили вообще, скорее всего они сгорели.
     При демонтаже холодного паровоза на станции Одесса – порт, бомба упала рядом с паровозом и отодвинула его в сторону на два метра. Двое работающих в будке успели залезть в паровозную топку и остались живы, а от стоявшего рядом машиниста И. Закревского осталось лишь кепка с комсомольским билетом, отброшенная далеко от места взрыва. После этого многие бойцы паровозной роты спали в топках холодных паровозов. А сколько было раненых от авианалетов и после от артобстрелов!  Железнодорожная больница и поликлиника, которыми руководили врачи батальона К. Пастин (?) и Берг всегда были переполнены раненными бойцами и командирами, за которыми с любовью ухаживали медсестры и фельдшеры Г. Груша, О. Семенова и другие.
     Противник всячески пытался сорвать работу ж.д. узла, особенно станции Одесса – порт и самого порта, частые и почти беспрерывные налеты авиации противника не давали ожидаемых результатов – путейцы и связисты быстро восстанавливали разрушенные пути и связь, и станции работали без перебоев.
     Но однажды, несколько самолетов противника спикировали на входную стрелочную улицу станции Одесса – порт и сбросили несколько крупных авиабомб (видимо 500-1000 кг Прим. ИМЗ). Большой силы взрывы потрясли воздух. Стоявшие рядом пассажирские вагоны, цистерны подпрыгнули в воздух и перевернувшись упали вдали от путей. Из перевернутых цистерн разлилось горючее и образовался большой пожар, горели стоявшие рядом вагоны, столбы связи и шпалы. Торчали развороченные рельсы и стрелочные переводы. На месте входных стрелок образовались огромные воронки, диаметром до 30 м, и глубиной до 5 м. Казалось, что это уже не может быть восстановлено, и станция Одесса – порт навсегда отрезана от ж.д. узла. Но срочно вызванные два восстановительных поезда и бойцы батальона всех рот, быстро начали восстановительные работы на разрушенном участке. Вагонщики и паровозники, под руководством командиров рот А.И. Полякова и Вапнярского, растаскивали вагоны и тушили пожары. Связисты вместе со своим командиром роты И.К. Бурдо делали связь. Путейцами командовал командир 1 роты военинженер Грянц, они растаскивали не поврежденные рельсы и стрелочные переводы и готовили к восстановлению главного пути. С небольшим м опозданием на помощь прибыли два сильно потрепанные в боях под Одессой восстановительные железнодорожные батальоны (скорее всего 27 отдельный восстановительный батальон 28 ождбр и 20 овждб 13 ождбр Прим. ИМЗ). Работа кипела как в разрушенном муравейнике, и уже через два часа было открыто движение по главному пути, а через 12 часов все было восстановлено в прежнем виде.
     После этого случая, распоряжением штаба армии оба ж.д. восстановительных батальона были переданы в оперативное подчинение командира эксплуатационного ж.д. батальона (командиры батальонов нигде в документах не упоминали о подчинении эксплуатационному батальону Прим. ИМЗ).
     В сентябре фашисты прорвались к Дофиновке и установили там тяжелую артиллерию, которая начала систематический обстрел станции Порт. Паровозным и составительским бригадам пришлось работать под постоянными разрывами не только авиабомб, но и снарядов. Но и здесь мы вышли из положения. Было рассчитано время интервалов между выстрелами и время полета снарядов. В это время производились работы по подаче вагонов к причалам или выводу от причалов, перед разрывом снаряда составительские бригады ложились на землю около колесных пар, а паровозные бригады забирались в тендер между баками с водой.
     Путейцы из восстановительных батальонов и связисты 3-й роты постоянно находились на станции, и после каждого разрыва снаряда или авиабомб проверяли состояние пути и связи и немедленно восстанавливали разрушения.
     С обстрелом станции Одесса – порт артиллерией противника и частые налеты авиации на эту станцию положение дел усложнилось, и там пришлось ввести круглосуточное дежурство командного состава штаба батальона, для контроля работы станции. Не все выдерживали в работе «кромешного ада», помощники командира батальона по технической и материальной части Тишков и Смирнов заболели нервными расстройствами, и их пришлось отправить на «Большую землю».
     Не только эксплуатационными и восстановительными делами славился батальон. В депо Одесса – товарная, под руководством М.Ф. Миронова изготавливались для армии ротные минометы, ремонтировалось оружие, одевались в броню тракторы «ЧТЗ», превращаясь в «танки». Там же были одеты в броню паровозы, тендеры и полувагоны, которые после переоборудование их корабельными пушками и пулеметами, превратились в мощные два бронепоезда. Эти бронепоезда не раз выручали пехоту, и при наступлении на ст. Дачная, и при охране пути на Люсдорф и Воронцовского переезда.
     15 октября 1941 г. из штаба армии получили приказ об эвакуации в Севастополь всего личного состава трех железнодорожных батальонов, за исключением группы подрывников. На крейсере «Красный Кавказ» прибыло в Севастополь 400 человек из Одесского восстановительного и примерно по 200 человек из каждого восстановительного ж.д. батальонов. Осталась подрывная группа под руководством помощника командира эксплуатационного батальона Трофименко, которые в течении трех суток выводили из строя пути и стрелки, паровозы и вагоны. Перерезали линии связи, заклинивали клапана у горячих паровозов, которые приводили к взрыву котлов. Насекались шейки колесных пар на ст. Сортировачная, заваливали вагонами подходы к причалам и сбрасывали их в море с причалов, прятали ценную аппаратуру связи, подожгли гору подсолнуха в порту и др. Исполнив порученное дело, подрывная группа через три дня прибыла в Севастополь.
     По распоряжению Крымской армии, из трех железнодорожных батальонов был сформирован один на базе восстановительного батальона Гончарова (?). В него влились из батальона Бегмы (27 овждб командир воениженер 2-го ранга Бегма Иван Федосьевич с 12.08.1941 г. по 27.02.1943 г. Прим. ИМЗ) около 100 человек, и из эксплуатационного около 200 человек, в основном путейцы. Остальные были отправлены через порт Туапсе в Батайск.
    По распоряжению штаба Южного фронта в Батайске было передано в восстановительный батальон, которым командовал И.А. Бегма все здоровые бойцы, а остальные пожилые, больные и женщины отправлены в Сталинград, для работы на Сталинградской ж.д.
     Так в начале ноября 1941 г. закончил свое короткое, но героическое существование Одесский эксплуатационный железнодорожный батальон, состоявших их мужественных и храбрых бойцов – добровольцев.

Бывший командир Одесского эксплуатационного железнодорожного батальона
Полковник в отставке Иван Иванович Яроменок 23.03.1976 г.

Архив Исторического Мемориального зала ЖДВ февраль 2021 г В. Петропавловский