60 отдельный строительно-путевой ж. д. батальон

Владимир Петропавловский
Воспоминания Старостина Ивана Ивановича
сержанта 60 отдельного строительно-путевого ж.д. батальона ОКЖДВ

Частично отредактировано

     Призывался я в 1940 г. и попал в 60 строительно-путевой ж.д. батальон (60 оспждб переформирован из 4 отдельного строительного ж.д. полка в 1937 г. в г. Хабаровск, 7 отдельной ж.д. бригады, Особого Корпуса ЖДВ. Прим. ИМЗ). Меня отправили в учебный батальон, который находился в г. Свободный, по окончании присвоили звание и отправили в свою часть, назначив командиром отделения. Наша часть выполняла важное задание. Но вот началась Великая Отечественная война, командование нашим соединением поставило перед л/составом, в самые кратчайшие сроки сдать объекты. Мы с пониманием отнеслись к поставленной задачи, не считаясь со временем работали на объектах, не было человека, который бы не выполнял своего дневного задания. Батальон свою задачу выполнил, после весь л/с занимался повышением своей специальной и политической подготовки.
     В 1942 г. батальон передислоцирован на ст. Култук (10 км от ст. Слюдянка Прим. ИМЗ) для строительства ж.д. обхода озера Байкал от Иркутска до ст. Слюдянка. Начали с установки палаток, потом строили деревянные казармы, столовую, клуб и другие служебные сооружения. 1942 г. был очень тяжелый, но мы понимали важное значение для нашей Родины этой стройки, работали с энтузиазмом и без нытья.
    В январе 1943 г. поступил приказ о погрузке в эшелон, нас ждала длинная дорога и вот батальон прибыл на Воронежский фронт в район ст. Валуйки (под Воронежем. Прим. ИМЗ). Настроение батальона самое боевое, сразу включились в строительство обхода и восстановление ж.д. участка Валуйки – Старый Оскол. В июне 1943 г., получили новое задание, в сжатые сроки построить новую ж.д. линию Старый Оскол – Ржава (между Московско-Донбасской и Южной ж.д. Прим. ИМЗ). Расстояние новой линии составляло около 90 км. Большая масса гражданского населения помогала в строительстве. Командир батальона майор Тимофеев (майор Тимофеев Виктор Яковлевич командовал с 01.09.1937 г. по 01.03.1943 г. Прим. ИМЗ) и комиссар батальона майор Лукиянец мобилизовали весь личный состав на выполнение задачи. Поступил приказ командования, что срок строительства должен быть 35 суток. Накал работы был доведен до предела, все выходили на работу, в расположении батальона оставались только повара. На нашем участке я несколько раз видел начальника ж.д. войск генерала Кабанова П.А., он беседовал с бойцами и командирами спрашивал, успеем ли мы закончить в срок? Мы всегда отвечали, что успеем. Наш взвод – командир лейтенант Чистяков, задание выполнял на 150%, и это при малой механизации! Часто приходилось работать под бомбежкой противника, прятаться было просто не где, были только маленькие карьерчики, оставшиеся от вынутой земли для земляного полотна, вот и вся защита. Построили мы дорогу за 33 дня, Военный Совет и командующий фронтом генерал Ватутин объявил всем участникам стройки благодарность, многие были награждены орденами и медалями. Эта дорога принесла много пользы для разгрома врага под Курской дугой.
     После изгнания врага восстанавливали Харьковский ж.д. узел, который сильно был разрушен, противник не жалел мин, чтобы затруднить нам восстановление узла. Там погиб отличный минер Миша Земсков, уроженец города Алатырь. Строили мост через реку Сула, восстанавливали узел Гребенка (134 км восточнее Киева Прим. ИМЗ), и все это под постоянными налетами вражеской авиации.
     После форсирования Днепра успешно восстанавливали Киевский ж.д. узел, направление Житомир – Шепетовка. Помню, что 1 мая фашисты сделали налет авиации, где принимало участие в течении дня до 200 самолетов, станция Шепетовка была очень сильно разрушена, но мы восстановили движение за короткий срок.
     Батальон был преобразован в мостовой (переформирован в феврале 1944 г. в 60 отдельный мостовой ж.д. батальон Прим. ИМЗ).  Запомнилось восстановление виадука у ст. Потуторы, очень высокий был, взглянешь снизу и шапка слетает, длиной где-то 200 м. Делали его на половину разрушенных капитальных опорах, на которые устанавливали деревянные рамы с параллельно построенной эстакады. Пришлось работать на Львовском ж.д. узле.
     На территории Польши восстанавливали много путей, станций и тупиков. Одно из самых памятных боевых заданий, это строительство моста через Вислу у Сандомира в августе 1944 г. Мост был полностью разрушен, решили строить новый параллельно существовавшему. Дело в том, что линия фронта проходила в 2-3 км от строительства, немцы постоянно обстреливали артиллерией и из минометов наш объект.  Не обошлось без потерь, было много раненых и убитых. Применение механизации, в том числе понтонов и кранов, позволило построить мост за 16 суток. Весь ход строительства осуществлялся на страницах нашей фронтовой газеты.
     Закончил я войну в Силезии, мне хочется вспомнить своих боевых товарищей:  сержантов Вавилова, Черного, Червоного, солдата Каюкова, командиров и политработников майора Тимофеева, майора Лукиянец, подполковника Кравцова А.А., Лоборева, Драве (погибшего), командиров рот Сафонова, Сапожникова, старшего лейтенанта Чистякова и других товарищей. Это были боевые командиры и воины, прошедшие через все трудности фронтовой службы.
     Обращаясь к воинам железнодорожникам нашего времени: «Высоко несите трудовые и боевые традиции воинов железнодорожников – фронтовиков. Повышайте боевую и специальную подготовку, мы надеемся, что все задания нашей Родины будут выполнены досрочно с высоким качеством! Поклон Вам всем боевые командиры, друзья и товарищи!»
    
      Сержант Старостин Иван Иванович.  18.04.1975 г. г. Владивосток.