Поживем - увидим...

Александр Аникеев 2
Необходимое пояснение для читателей Proza.ru.

Эссе написано для конкурса Телеграм-канала Старая Москва. Вот их задание:

Итак, обещанный конкурс. Просим участников написать сочинение на тему: Идейно-художественное своеобразие фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром". Двух победителей выберем через 5 дней, им подарим по плакату со Старой Москвой на выбор! Объём - на усмотрение автора и не повлияет на оценку.

В результате мое эссе стало одним из двух победивших на конкурсе. Плакат подарили. Он приложен в иллюстрациях. Название эссе получило от организаторов такое:

"Поживем - увидим".


   Как-то надо собраться и заставить себя отыскать идейно-художественное своеобразие в фильме, который смотрел вот уже почти сорок лет, в аккурат с его первого выхода на экран. Сорок лет никогда не задумывался, чтобы сформулировать это. Хотя в последние годы, когда стал смотреть его уже не целиком и иногда, честно сказать, уже и в полглаза, вот тут иногда и приходила в голову мысль: «А что в нем такого? Что держит нас возле этой истории? Чем она завораживает нас?»
   И задумался, и, похоже, сформулировал. Для себя, конечно, ибо фильм волнует каждого по-своему, а претендовать на единственную истину будет неразумно.
   Думаю, основное своеобразие фильма в его искренности. Оно и идейное, оно же и художественное. Там Мягков совершенно искренне и очень забавно изображал пьяного путешественника в Ленинград, барахтаясь по чужой квартире, а его друзья перед этим искренне пытались помочь ему добраться в нужное место и выстраивали железно-логические заключения о том, кто куда должен ехать и на этом основании поместили его в самолет.
  Для своего времени это был удивительно искренний фильм о человеческих чувствах, о чувствах очень понятных и близких каждому из зрителей, без привычной примеси идеологии и классовой борьбы. Вот они – Женя и Надя, и им нужно вот прямо сейчас решить, кого они любят – уже, вроде бы, назначенного судьбой и всем укладом нареченного человека, или другого – еще непонятого, еще, как будто, чужого, но чья душа вдруг так близка и греет сердце странным предчувствием. И они пытаются решить эту задачу. При этом им приходится делать больно и себе и другим, даже близким им людям. Как правильно сказал Женя: «Чтобы вылечить человека, мне приходится делать ему больно».
   Но что делать – надо, и приходится мучить бедного Ипполита прямо-таки физически, и не потереть ему спинку и отпустить на мороз, а несчастную бывшую невесту Жени заставлять страдать по телефону.
   Эти двое должны были решить задачку о любви. Они решают ее в меру сил и даже дурацкое переодевание Жени в образ Ипполита для отвода глаз Надиных подруг не позволяет нам подумать, что он недостоин её сердца. Они решили эту задачку, потому что были искренны прежде всего перед собой. У главных героев были прекрасные мамы, которые, думаю, и помогли своим воспитанием сделать правильный выбор. А дальше, как сказала одна из мам: «Поживем – увидим…»
   Все было искренне. И какая-то уютная камерность почти всех сцен – даже когда Надя бродила в смятении чувств возле Исаакиевского, Александринки и по другим питерским местам. И чудесные песни, почти идеально соответствующие сюжетной ситуации и где сначала даже невозможно было узнать голос Пугачевой, настолько душевно и, опять же, искренне она исполнила «Мне нравится». И частые крупные планы главных героев – все заставляло, как бы, ставить себя на их место и переживать вместе с ними. И Барбара Брыльска с изумительно соответствующим голосом Валентины Талызиной – таких типажей еще не появлялось в те годы на нашем экране.
   Все были хороши в хорошем смысле, да простят мне великие эту тавтологию. А как задушевно пелось в бане «под крылом самолета о чем-то поет…» Так не споешь за деньги. Так споешь лишь после пивка и водочки. Так поют добрые друзья. А друзья всегда искренни друг с другом. Даже если в конце концов могут понять только, что: «Один из них Женя».