О событиях недавних и далёких

Татьяна Виксам
 


    Пандемия надолго вывела  меня  из  жизни  мира, страны. Столько  событий   произошло  за  эти  полгода  молчания,  событий,  о  которых  нельзя  молчать.  И  говорить  о  них  обо  всех  сразу   тоже  нельзя.  А  хочется   осмыслить   многие  точки   кипения  народного  отношения  к  происходящему. Не  откликнуться  на эти  события  невозможно,  и  я  пыталась  как-то   отреагировать  на  них  в  своих  заметках  «для  себя».
 Попробую  высказаться  хотя  бы  о  некоторых.


    
     Ушел  Василий  Лановой… Народный  артист  СССР.   Любимый  артист. Можно  сказать  -  совесть  нашей  страны.  Естественно,  это  биография   артиста,  за  которую  не  стыдно  не  только  Человеку, Гражданину  Василию  Семёновичу  Лановому,  но  и  каждому  граждвнину   нашей  Родины.

     Я  не  жалуюсь  на  память.  В  кругу  своих  друзей  я  иногда  шучу:  у  меня  есть  один  очень  большой  недостаток  -  это  моя  память.   И  это  так. 
     Часто  слушая  выступления  некоторых  политиков,  журналистов,  артистов  о  времени   советского    периода, о  90-х  годах,  я  поражаюсь,  как  быстро  всё  забыто: и  хорошее  -  о  СССР, -  и  плохое  -  о  90-х.   А  я  многое  помню,  о  чем  сегодня  не  просто  молчат,  а  молчат  СОВСЕМ,   как  будто  подобного  не  было…

     В  90-е  годы  очень   многие   наши  именитые  артисты,  представители   других   достойных  профессий  на  все  голоса  транслировали,  как  плохо  было  в  СССР,  как  притесняли  их  в  советское  время,  не  выпускали  за границу,  копейки  платили  за  концерты,  заставляли  петь  патриотические  песни  и  играть  героев-революционеров,  которых  они   ненавидели.  И  чтобы  образ  Сергея  Лазо,  например,   получился,  нужно  было  представлять  судьбу  офицера   белой  армии,  страдающего  от  беспредела  красногвардейцев….   
  И  это   на  всю  страну,  в  прямом  эфире….

  А  фильм-то  отличный.  И  Сергей  Лазо  там  герой,  которому  тогда  подражать   хотелось…..

  Ах, какое  это  было  жуткое  время!  Как   неприятны   эти  красные  командиры,   преданные  своим   идеалам  и  идущие  за  них  на  смерть….
  Но  я  не  хочу  акцентировать  внимание  на  авторах  таких  высказываний.  Бог  им  судья…


    Я  хочу  сказать  о  других.  О  тех,  которые  ни  словом,  ни  намёком  или   иронией  не  отреклись   от  страны,  в  которой   родились  и  которая   дала  им  образование,  от  своего  служения  этой  стране.  И  страна  наградила  их  невероятной   любовью,  обожанием   и  пониманием,  даже  прощением   сомнительных  поступков,  от  которых  никто  в  мире  не  застрахован.

    Их   немного, а, может  быть, и  очень  много, только они  не  очень  публичны, у  них  есть  любимая  работа – служение   своему   зрителю,  есть  любовь  этого  зрителя. А что ещё  нужно  талантливому  артисту?  Публичность?  Она - на  сцене.

    И  всё-таки  есть  имена, которыми  можно  гордиться: ни  разу  не  опустились они  до  оправдания  своих  ролей, песен, книг…
 И  среди  них   имя  Василия  Ланового  занимает  особое  место.  Гражданин СССР.  Коммунист. Гражданин  России…

    И  роли, сыгранные  артистом,  прекрасные, вечные. Будь  это  офицер    царской  армии  или  герой-романтик,  солдат  революции  или  офицер  Советской  России.

    Он  играл жизнь своих соплеменников  всех  времён. В  его ролях - история  России и  честь,   доблесть  человека, способного на  подвиг  во  имя  своей  страны.

    Баловень судьбы Курагин.  Красавец, мот, эгоист. Таким  мы  воспринимаем   представителя  старорусской  элиты в  исполнении  В. Ланового.  Прожигатель  жизни.
    Офицер  русской  армии, дворянин, защищавший  родину в  годину  народного  горя.  А  сцена  раненого Анатолия  потрясающе реальна  и  трогательна.  Страдание и  прозрение  приходят  к герою в трагическую  минуту жизни...  А  к  зрителю - сострадание, жалость.

   Вронский. Достойный представитель  высшего  аристократического  российского  общества.  Сколько  достоинства и  сдержанности  во  взгляде  этого  аристократа  в страшную  минуту страданий  любимой  женщины,  чужой  жены…
Попробуй, подай руку примирения личному непримиримому  врагу,  мужу-разлучителю ….

   Это лучшие  представители  русского дворянства, обладающие  качествами   настоящих   мужчин: мужеством, терпением, способностью  любить и  служить.  И  всё-таки  это  дети своего класса  и своей эпохи. А  создал  их  советский  Артист Василий  Лановой.

   А  его  Павка  Корчагин?!
   Человек  из  народа. С  другими  взглядами, с другими  идеалами. Это герой  новой  эпохи, новой России.  Он  верит в будущее  этой  России  и  готов  служить   идеалам  этой  России  самоотверженно,  беззаветно, не  теряя  достоинства  даже  в самые трудные  минуты  жизни,  когда  кажется, что жизнь прошла, здоровье   потеряно и  будущего лично у него нет.  А  он  всё  равно верен  идеалам, делу,  от  которого  зависит  существование  его России, жизнь миллионов  его  соплеменников, таких  же  пока  ещё  малообразованных,  неграмотных  мужчин и  женщин, которые достойны  другой, счастливой  жизни, но  пока не умеющих и не  знающих, как  к  этой  жизни  прийти. Не  всегда это знает и  Павел.  Но  одно - очень  важное - он  усвоил: чтобы построить  счастливую  жизнь,  нужно  уметь   жертвовать  собой, своим  здоровьем,  даже  своей  жизнью, если этого требует  партия, будущее, о котором  так  мечтает его народ.
 
   Не обязательно всему народу  идти на такую  жертву.  Но среди  народной   массы  должны быть способные на такую жертву  борцы. И почему это не он, не  Павка?
    Способность  к  жертвенности - характерная  черта  лучших  людей  мира. Наша  литература  прошлого  прекрасно  отражает  эту  тему.  И  Павка  Корчагин в  исполнении  Васили Ланового  очень яркая личность, незаслуженно  выброшенная   современным  обществом…

     И, наконец, фильм  «Офицеры».
     Воплощение лучших  традиций  российского офицерства, защитника Отечества.  Герой  Ланового – это  молодой  офицер уже  новой, советской  элиты. И  эта   элита  ничем  не  уступает  элите  лучших  представителей  царской  России.  Настоящей. Глубоко гражданской.  Его герой умеет  по-настоящему  дружить и  любить бескорыстной, чистой  любовью  чужую  жену….

     Только  эти  герои  почему-то остались  в прошлом и почти  не знакомы   сегодняшней  молодёжи?

     Мы  выражаем  претензии  к современной  молодёжи, отмечаем  недовольство их  поведением,  рассуждаем: зачем  они  выходят на несанкционированные  митинги,   упрекаем их в  непатриотизме.

     А откуда, из чего черпать этим  молодым  людям  понятие о патриотизме,   долге,  достоинстве?  Из  современных   блокбастеров  с кровавыми  разборками,  мщением за украденные капиталы?  Откуда?

    Герои  прошлых  фильмов в исполнении артистов-патриотов  давно опошлены и  сошли с экранов.( Правда, иногда, в какой-нибудь юбилей нам покажут хороший фильм из прошлой жизни, только в очень позднее время, когда дети уже спят.) Их  заменили  новые  экранизации  с  новыми   исполнителями.  И они  не  всегда  герои. Из  их  жизни  вытравили  понятия  гражданственности  и  патриотизма,  им  недоступно  безрассудство («…мы  разучились  лазить в окна к любимым  женщинам…»); прагматизм - основа  сегодняшней  жизни - сменил  эмоциональность,   способность  страдать…

     Советские   артисты  проживали  жизнь  своих  героев  эмоционально  и  физически, они  понимали  их, знали  во  имя  чего страдал их  персонаж… А  ведь  в  творчестве стоит  только проникнуться  пониманием  состояния  героя,  авторским  замыслом  и  он  завладеет  душой  исполнителя, заживёт  в  его  сердце. Не  надо  домысливать  за  автора, не  надо  переносить  персонаж  в  иные  условия  и  эпохи, нужно  просто  проникнуться  его проблемами, его горем  и счастьем, его любовью, а  всё  остальное – и  современное  понимание, и замысел   автора, и  даже  то, что  хочется  выразить  исполнителю, соотнося  с  современностью - всё  будет  понято  зрителем  сегодняшним, современным.

    Молодая  и  талантливая  поросль  сегодня  играет  жизнь своих героев, не  понимая  ни  эпохи, ни  особенностей  жизни  этих  героев  в  ту  эпоху, к  которой  они  относятся.  А  это  делает  их  неестественными.

    Прискорбно, что с уходом  мастеров  советского кино уходит  культура  эпохи  яркой,  многогранной,  талантливой,  эпохи, основой  которой   была  образованность,  интеллигентность  в  самом  высоком  понимании  этого слова.

     Очень жаль, что  заменившие  их  таланты не  всегда обладают  чутьём  и  пониманием  красной  черты,  переходить за  которую  служителю  искусства  нельзя.