О событиях недавних и далёких
Пандемия надолго вывела меня из жизни мира, страны. Столько событий произошло за эти полгода молчания, событий, о которых нельзя молчать. И говорить о них обо всех сразу тоже нельзя. А хочется осмыслить многие точки кипения народного отношения к происходящему. Не откликнуться на эти события невозможно, и я пыталась как-то отреагировать на них в своих заметках «для себя».
Попробую высказаться хотя бы о некоторых.
Ушел Василий Лановой… Народный артист СССР. Любимый артист. Можно сказать - совесть нашей страны. Естественно, это биография артиста, за которую не стыдно не только Человеку, Гражданину Василию Семёновичу Лановому, но и каждому граждвнину нашей Родины.
Я не жалуюсь на память. В кругу своих друзей я иногда шучу: у меня есть один очень большой недостаток - это моя память. И это так.
Часто слушая выступления некоторых политиков, журналистов, артистов о времени советского периода, о 90-х годах, я поражаюсь, как быстро всё забыто: и хорошее - о СССР, - и плохое - о 90-х. А я многое помню, о чем сегодня не просто молчат, а молчат СОВСЕМ, как будто подобного не было…
В 90-е годы очень многие наши именитые артисты, представители других достойных профессий на все голоса транслировали, как плохо было в СССР, как притесняли их в советское время, не выпускали за границу, копейки платили за концерты, заставляли петь патриотические песни и играть героев-революционеров, которых они ненавидели. И чтобы образ Сергея Лазо, например, получился, нужно было представлять судьбу офицера белой армии, страдающего от беспредела красногвардейцев….
И это на всю страну, в прямом эфире….
А фильм-то отличный. И Сергей Лазо там герой, которому тогда подражать хотелось…..
Ах, какое это было жуткое время! Как неприятны эти красные командиры, преданные своим идеалам и идущие за них на смерть….
Но я не хочу акцентировать внимание на авторах таких высказываний. Бог им судья…
Я хочу сказать о других. О тех, которые ни словом, ни намёком или иронией не отреклись от страны, в которой родились и которая дала им образование, от своего служения этой стране. И страна наградила их невероятной любовью, обожанием и пониманием, даже прощением сомнительных поступков, от которых никто в мире не застрахован.
Их немного, а, может быть, и очень много, только они не очень публичны, у них есть любимая работа – служение своему зрителю, есть любовь этого зрителя. А что ещё нужно талантливому артисту? Публичность? Она - на сцене.
И всё-таки есть имена, которыми можно гордиться: ни разу не опустились они до оправдания своих ролей, песен, книг…
И среди них имя Василия Ланового занимает особое место. Гражданин СССР. Коммунист. Гражданин России…
И роли, сыгранные артистом, прекрасные, вечные. Будь это офицер царской армии или герой-романтик, солдат революции или офицер Советской России.
Он играл жизнь своих соплеменников всех времён. В его ролях - история России и честь, доблесть человека, способного на подвиг во имя своей страны.
Баловень судьбы Курагин. Красавец, мот, эгоист. Таким мы воспринимаем представителя старорусской элиты в исполнении В. Ланового. Прожигатель жизни.
Офицер русской армии, дворянин, защищавший родину в годину народного горя. А сцена раненого Анатолия потрясающе реальна и трогательна. Страдание и прозрение приходят к герою в трагическую минуту жизни... А к зрителю - сострадание, жалость.
Вронский. Достойный представитель высшего аристократического российского общества. Сколько достоинства и сдержанности во взгляде этого аристократа в страшную минуту страданий любимой женщины, чужой жены…
Попробуй, подай руку примирения личному непримиримому врагу, мужу-разлучителю ….
Это лучшие представители русского дворянства, обладающие качествами настоящих мужчин: мужеством, терпением, способностью любить и служить. И всё-таки это дети своего класса и своей эпохи. А создал их советский Артист Василий Лановой.
А его Павка Корчагин?!
Человек из народа. С другими взглядами, с другими идеалами. Это герой новой эпохи, новой России. Он верит в будущее этой России и готов служить идеалам этой России самоотверженно, беззаветно, не теряя достоинства даже в самые трудные минуты жизни, когда кажется, что жизнь прошла, здоровье потеряно и будущего лично у него нет. А он всё равно верен идеалам, делу, от которого зависит существование его России, жизнь миллионов его соплеменников, таких же пока ещё малообразованных, неграмотных мужчин и женщин, которые достойны другой, счастливой жизни, но пока не умеющих и не знающих, как к этой жизни прийти. Не всегда это знает и Павел. Но одно - очень важное - он усвоил: чтобы построить счастливую жизнь, нужно уметь жертвовать собой, своим здоровьем, даже своей жизнью, если этого требует партия, будущее, о котором так мечтает его народ.
Не обязательно всему народу идти на такую жертву. Но среди народной массы должны быть способные на такую жертву борцы. И почему это не он, не Павка?
Способность к жертвенности - характерная черта лучших людей мира. Наша литература прошлого прекрасно отражает эту тему. И Павка Корчагин в исполнении Васили Ланового очень яркая личность, незаслуженно выброшенная современным обществом…
И, наконец, фильм «Офицеры».
Воплощение лучших традиций российского офицерства, защитника Отечества. Герой Ланового – это молодой офицер уже новой, советской элиты. И эта элита ничем не уступает элите лучших представителей царской России. Настоящей. Глубоко гражданской. Его герой умеет по-настоящему дружить и любить бескорыстной, чистой любовью чужую жену….
Только эти герои почему-то остались в прошлом и почти не знакомы сегодняшней молодёжи?
Мы выражаем претензии к современной молодёжи, отмечаем недовольство их поведением, рассуждаем: зачем они выходят на несанкционированные митинги, упрекаем их в непатриотизме.
А откуда, из чего черпать этим молодым людям понятие о патриотизме, долге, достоинстве? Из современных блокбастеров с кровавыми разборками, мщением за украденные капиталы? Откуда?
Герои прошлых фильмов в исполнении артистов-патриотов давно опошлены и сошли с экранов.( Правда, иногда, в какой-нибудь юбилей нам покажут хороший фильм из прошлой жизни, только в очень позднее время, когда дети уже спят.) Их заменили новые экранизации с новыми исполнителями. И они не всегда герои. Из их жизни вытравили понятия гражданственности и патриотизма, им недоступно безрассудство («…мы разучились лазить в окна к любимым женщинам…»); прагматизм - основа сегодняшней жизни - сменил эмоциональность, способность страдать…
Советские артисты проживали жизнь своих героев эмоционально и физически, они понимали их, знали во имя чего страдал их персонаж… А ведь в творчестве стоит только проникнуться пониманием состояния героя, авторским замыслом и он завладеет душой исполнителя, заживёт в его сердце. Не надо домысливать за автора, не надо переносить персонаж в иные условия и эпохи, нужно просто проникнуться его проблемами, его горем и счастьем, его любовью, а всё остальное – и современное понимание, и замысел автора, и даже то, что хочется выразить исполнителю, соотнося с современностью - всё будет понято зрителем сегодняшним, современным.
Молодая и талантливая поросль сегодня играет жизнь своих героев, не понимая ни эпохи, ни особенностей жизни этих героев в ту эпоху, к которой они относятся. А это делает их неестественными.
Прискорбно, что с уходом мастеров советского кино уходит культура эпохи яркой, многогранной, талантливой, эпохи, основой которой была образованность, интеллигентность в самом высоком понимании этого слова.
Очень жаль, что заменившие их таланты не всегда обладают чутьём и пониманием красной черты, переходить за которую служителю искусства нельзя.
© Copyright:
Татьяна Виксам, 2021
Свидетельство о публикации №221021900980