Илья Репин. Портрет Алисы Ривуар с собакой

Алина Алексеева-Маркезин
      Илья Репин. Портрет Алисы Ривуар с собакой. 1914- 1918 г. Частное собрание.

      В 1913 году у Репина появилась навязчивая идея — писать портрет Шаляпина. Такое с Ильёй Ефимовичем случалось: если он хотел писать чей-то портрет, то начинал приписывать человеку часто несуществующие совершенства, преувеличивал достоинства и не видел недостатков.

— Откуда у него эти гордые жесты?.. — восхищенно вопрошал Репин о Шаляпине, — и такая осанка?.. и поступь?.. Вельможа екатерининских времен… да! А ведь пролетарий, казанский сапожник… Кто бы мог подумать! Чудеса!
В феврале 1914 года, узнав, что Шаляпин отдыхает поблизости, в санатории Рауха на Иматре, Репин немедленно отправил артисту телеграмму: «Пасхально ликуем, готовы дом, мастерская, холст, краски, художник, понедельник, вторник, среду. Не сон ли? Репин».

   Шаляпин прогостил в Пенатах две недели, бегал на лыжах, чистил снег, катался на коньках. Репин приготовил огромный холст, на котором писал артиста раскинувшимся на турецком диване вместе с собакой Булькой. Потом Шаляпин уехал, а Репин всё никак не мог закончить портрет. Чем больше он возился с ним, тем вымученнее становилась композиция, сходство с оригиналом исчезло.

     Антон Комашка, три года проживший в "Пенатах", вспоминает: "…портрет Шаляпина был вдруг, на моих глазах, записан обнаженной женской фигурой…" Вернее сказать, что Комашка лишь утром увидел записанный холст, над которым Репин работал накануне. Всё сказанное подтверждают и слова самого Репина, написавшего К.И.Чуковскому 21 января 1926 года: "Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил; остался только его Булька, так и пропал большой труд" (Репин. Художественное наследство, М-Л,1949, т.2, с.284 и 375).

   Остался очень интересный снимок ,где  Шаляпин вальяжно расположился со своим французским бульдогом Булькой на просторном, называемом тогда турецким, диване у окна, а Репин стоит перед большим холстом, на котором уже виден нанесённый углем рисунок фигуры и полностью прописана маслом голова певца. Так уж сложилось, что только этот снимок и остался для нас бесценным документом, сохранившим хотя бы в общих чертах вид этого загубленного впоследствии портрета.

     Все мемуаристы, вспоминая о стареющем Репине, обычно заявляют о сохранявшейся до конца жизни его влюбчивости и говорят о том, что художник увлекся в 72 года учительницей французского языка. Исследователям удалось установить, что звали её Алисой Ривуар. В репинском архиве имеются несколько её писем на французском языке с неизменным обращением "Дорогой мэтр". Письма направлялись в Куоккалу в случае отмены уроков или сеансов. Летом 1917 года мадам Ривуар сообщает, что у неё появились проблемы с паспортом, но она надеется, что когда-нибудь они встретятся и в Париже.

     Этому не суждено было сбыться, а вот портрет Алисы Ривуар долгое время оставался неизвестным, так как хранился в частной коллекции в Финляндии. Помечен он 1918 годом, то есть временем, когда Репин его заканчивал. Достаточно бегло взглянуть на изображение, чтобы сразу понять, что у обнажённой женщины то же лицо, что
и на портрете.

   Значит, была у Репина живая натура, и он воспользовался этой возможностью для непосредственной работы на холсте. От портрета Шаляпина остались его собака Булька и подпись и дата с левой стороны: "Ил. Ръпин 1914". Позже, по-видимому в момент продажи, Репин переменил буквы в подписи на латинские: "Ilja Repin". Такова краткая история этой необычной картины, которую интересно разглядывать и разгадывать.

      В 2009 году на аукционе   MacDougall`s огромное полотно Ильи Репина "Портрет Алисы Ривуар" с изображением хорошенькой учительницы французского было топом из топов. Картина на вид странная: дело в том, что Репин записал фигурой обнаженной француженки не удовлетворивший его портрет Федора Шаляпина (который видно в рентгеновских лучах). Хоть Алиса Ривуар и была возлюбленной 72-летнего мастера, она написана без особой души — удалась только рука, ласкающая оставшегося от Шаляпина бульдога Бульку.

     Женщину пришлось сделать более полной, чем она была на самом деле (иначе монументальную фигуру баса было не скрыть); зато смуглое лицо при белом теле, и правда, было особенностью Алисы (это заметно на эскизах) — презиравшая условности француженка, по-видимому, ходила летом без шляпки. Торг за картину начали с 500 тыс. фунтов и закончили на 1,2 млн и аплодисментах покупателю, сидевшему в последнем ряду зала. Итоговая стоимость работы составила 1,4 млн фунтов, и это мировой рекорд на произведения Ильи Репина.