Избранные комментарии к стихотворениям. Па-Пор

Виталий Альбертович Иванов
Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 2. «Л» - «Р» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 240 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4160/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/tiiz/
_______________________________________________________

Избранные комментарии к стихотворениям. Па-Пор


Памятник
https://www.stihi.ru/2002/09/27-437

Когда вы увидите меня на тропе,
Строящего Дом,
Голос толпы раздастся в толпе:
«Убьём!»

Слово правды одно
Вырастает из многих идей.
Всех богатств дороже оно
Для людей.

Нищие! Разума дом –
Для человека, а не толпы.
Вот мои кирпичи. Я слепил их трудом,
Принёс и сложил у тропы.

Кинетесь, с пеной у рта
Лающие: «Было и будет! Вовеки!»
Тогда я скажу: «Это вы распяли Христа,
Нечеловеки!»

Разрушающие не имеют лица.
Строящему – остаться.
Вижу, у развалин Дворца
Собирают камни - Двенадцать…

1988
_________________________________________

«Кирпичи» - конечно, условные. Можно сказать, духовные кирпичи, из которых строится Дворец Духа.
А последовательность… почему же нарушена? Принес кирпичи, сложил у тропы, строю из них дом… Вроде, все правильно. Под кирпичами можно понимать и стихи тоже.

Я думаю, к Христу это стихотворение имеет косвенное отношение. И абсолютно точно оно не направлено против какого-то конкретного народа. Это я заявляю, как автор, – раз навсегда!
Здесь противопоставляется человек-творец, созидатель, строящий духовный Дворец, и толпа, поклоняющаяся привычному ходу вещей, готовая убить не такого, как все. Толпа, управляемая ортодоксами.
Это Памятник Духу, творцу. У которого, возможно, будут последователи. Христос, конечно же, попадает под смысл стиха, но суть в том, что отнюдь не Он только имеется здесь в виду. Стихотворение устремлено в будущее, а не посвящено прошлому.

Очень трудно судить, что было на самом деле 2000 лет назад. Факт то, что Христос больше в своем обличии не является к нам. Однако учеников у Него было много больше 12-ти.
А сейчас? Продолжатели дела Его - верно ли понимают то, что Он хотел донести людям?
Так или иначе, прекрасный Дворец Его в виде учения христианского собран и до сих пор стоит на Земле и в наших сердцах. Этот Памятник Ему - уже до окончанья времен.

Ради правды и справедливости надо сказать, что не вообще «люди извели» Христа, еврея, а евреи извели еврея – отступника, по их мнению.

Это стихотворение, не совсем новое, написано не вчера. И уж точно не после неприятного разговора с В.
Я его недавно несколько переделал и собирался выставить в любом случае.
И понятно, что ни о каком конкретном народе речь не идет.
Вообще, очень сложно рассказывать об этом стихе.
Ну, например, у меня есть собственное мировоззрение, которое строю уже много лет.
Речь идет о «Проекте Вселенная». Вселенная – общий наш дом. Если спускаться ниже по иерархии обобщений, у человека есть Родина и страна, культура, народ. Есть малая Родина, круг друзей, собственный дом, семья…
Это относится к каждому, кто строит, а не разрушает – собственное сознание, себя и свой дом.. свою Родину и страну, культуру… и выше – Землю, Вселенную.
И есть те, которым это не нравится. Бесы. Им не нравится ничего! Они везде видят только плохое. А если хорошее, то - как объекты наживы, которые надо отнять. Не создать самому, а отнять, использовать и разрушить. Им не дорого ничего. Они бегают стаей, толпою и набрасываются все вместе.
Причем здесь Христос?
Он строил духовное здание, дворец Духа. Без которого не стоят и земные дворцы.
И вот такого, таких строителей, творцов - надо убить, считают служители зла.
Речь об этом.
И здесь, действительно, хорошей иллюстрацией к теме послужил спор наш с Владимиром Коркиным.
К прискорбию нашему, получается, слишком многие здесь прибиваются к стае…



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Песенка миллионера
https://stihi.ru/2002/09/20-229

Начальник мой украл мильон,
И все хохочут.

Дурак какой!
Украл бы два,
Вот голова!

Министр наш украл мильон,
И все хохочут.

Дурак какой!
Украл бы два,
Вот голова!

Тут президент украл мильон,
Но все хохочут.

Дурак какой!
Украл бы два,
Вот голова!

Тогда сам Бог украл мильон,
И все хохочут.

Дурак какой!
Украл бы два,
Вот голова!

И я решил тогда украсть,
Чтоб не пропасть.

Мильон
Хватило бы как раз
На первый раз.

Я у себя украл мильон,
И все хохочут.

Дурак какой!
Украл бы два,
Вот голова!

1990
_________________________________________

- Настоящий - Русский сюр, брат!

Колганов Леонид
---------------------

- Сюр, не сюр… а когда слышишь шелест купюр… Ну, сам понимаешь. Может бес попутать даже и Президента.
Но мы ведь выдержали с тобою! Не продавали Россию и не покупали ее. Брат! :)

Виталий Иванов
---------------------
__________

- Беранже в российской действительности :))) Очень симпатично, Виталий.

Асманов Александр
---------------------

- Тут не надо быть Беранже. :)
Как ты там говорил насчет милиончика? :)) А я вот не успел… И не жалею об этом!!! :)))

Виталий Иванов
---------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Пища богов
https://www.stihi.ru/2011/09/27/2949

Андрею Вознесенскому

«Стихи - это допинг! -
Орут верхогляды. -
Поэзия - Боинг,
Ревущий с эстрады.

Лишь миг - зажиганье!
Круша перекрытья,
Под рукоплескания,
Ругань и крики.

И словом разящим -
По мордам, по рожам,
Глухим и незрячим -
Быть может, поможет!»

Но что от поэта
Осталось? - Лишь пепел
Разносит по свету
Судачащий ветер…

Скандальная слава -
Дурная забота.
Не будем забавою
Для идиотов!

Стихи ведь не хлебы -
Амброзия! Где бы
Мы не были, были,
Мы - граждане неба!

1980
_________________________________________

- Отлично. Очень понравилось!
Мы - граждане неба!
Слово - победа,
Молчание - крах.
Мы вовсе не прах!

Геннадий Герасим
----------------------

- Говорят, что «молчание – золото», но это – материя. Слово – божественно! Мы еще пошумим… под самыми небесами! :)
Спасибо. Рад, что понравилось!

Виталий Иванов
----------------------
____________________

- А что! по-моему, очень талантливо и вполне литературно.

Мистер D
----------------------

- Особенно удивительно то, что «вполне литературно». Редкий комплимент в мою сторону. Распечатал, буду теперь всем показывать. :))) Большое спасибо!

Виталий Иванов
----------------------

- это комплимент?! «все прочее - литература!»

Виталий Литвин
----------------------

- В. Литвин правильно понял иронический подтекст.

Мистер D
----------------------

- Да? А я думал, Вы говорите серьезно… Неужели, надо порвать? Жаль! Какая жестокая шутка…

Виталий Иванов
----------------------

- Nic nie trzeba robic niech bedzie jak jest)))
(Ничего не нужно делать пусть будет как есть.)

Мистер D
----------------------
____________________

- Мы небыли, были... Нет, мы - небылицы:
И морды, и рожи, и хари. Светиться
Хлебами, амброзией, словом разящим
Дано только тем, кто сыграл уже в ящик... :)))

Древлянка
----------------------

- Эт-точно! Любят у нас только мертвых поэтов. А чествуют - часто тех, кто поэтами при-творяются. :))
Мертвые – живые, а живые все – мертвые… Есть у меня вещь такая: «Дохляндия», ежели интересно...
http://www.proza.ru:8004/2001/06/06-29
Тем не менее… попробовать «амброзии» все-таки каждый может при жизни. Я имею ввиду собственный вкус настоящей ПОЭЗИИ.
После смерти судят по другому закону.

Виталий Иванов
----------------------
____________________

- По-моему, это перевод с Вознесенского. Не очень ловкий. Оригинал гораздо лучше. Покоробила строчка «стихи ведь не хлебы». Очевидно, множественная и неуклюже звучащая форма слова «хлеб» поставлена исключительно для размера.

Влад Васюхин
----------------------

- Стихи – не хлебы, которыми кормят (наделяют) толпу «пророки» с эстрады или откуда угодно, а амброзия – пища богов, т.е. избранных, тех, кто творит, - поэтов. :)
А стихи раннего Вознесенского я когда-то любил, впрочем, и сейчас люблю некоторые. С Боингом и эстрадой, возможно, у нас и есть какие-то пересечения – ну и что? У кого вообще нет никаких пересечений?

Виталий Иванов
----------------------
____________________

- «Боинг, ревущий с эстрады» - прямо мороз по коже. Отлично. Спасибо Вам за непередаваемые ощущения.

Fendy
----------------------

- Поэзия – такая штука, что можно даже и умереть от нее. :)

Виталий Иванов
----------------------

- Не пугайте;)

Fendy
----------------------

- Вы, Феликс, человек очень тонкой душевной организации. И потому Вам особенно больно. Жить – вообще больно! Но, чем чувствительнее нервные окончания и сознание, тем полнее ощущается боль. Однако, такие люди часто оказываются и самыми жизнеспособными в сложнейших из ситуаций. Они лучше ориентируются и правильнее принимают решения, но им трудно жить.
Утешать себя можно тем, что счастье наше соразмерно страданию нашему. Впрочем… к стихам все это непосредственно не относится. :)
Относится в той мере, что настоящие стихи особенному сознанию могут причинить особую боль, но и счастье – особое!..

Виталий Иванов
----------------------
____________________

- и мне понравилось...
больше звуком, чем смыслом. Кстати, о ритмике: имеем классический 4-стопный амфибрахий с внутренней перекрестной рифмой на 2-ой стопе? Или это 8-стопный? или это все-таки одна всего лишь строчка - 48-стопная?!
не все ли равно! ритм, поддержанный внутренними созвучиями, не дает оторваться! (по мордам, по рожам... // быть может поможем, Круша перекрытья... //Ругань и крики)
многое портит последняя строчка. «Мы - граждане неба» - неинтересно.

о Вознесенском. Какие у него были стихи в 60 годы! и как он заэксперементировался, завы...пендривался и перестал выдавать результаты - шедевры потом...
Если он здесь... Начать с нуля без поддержки имени, старой ауры... наверху его не видно... это логично. а как бы он начал (с начала!) писать сейчас?.. мне вот вспомнился dead austronavt in space...

Виталий Литвин
----------------------

- Не буду напрасно скрывать - все равно не получится :), я не филолог, не критик и не лингвист. И, в частности, не большой знаток метрики. Тем более мне интересно, что же я написал. Спасибо, получил некоторое представление… Хотя, как я понял, окончательного мнения еще не сложилось. :)
Музыка звучит внутри меня, и я ее записываю, как умею. Она для меня – главное. Смысл? С моей точки зрения (и я не раз уже об этом писал), какой-то особенной новизны и глубины мысли в стихах крайне редко можно найти. Я ищу и сам стараюсь заложить в них фотографии состояний души. А не мысли.
Это стихотворение – как раз редкое для меня исключение. В нем, действительно, есть некоторая сквозная, может быть, несколько искусственная идея. О чем? - «Стихи – ведь не хлЕбы», которые раздают с эстрады. Это – пища богов, которую сами же боги творят…
С мыслями о Вознесенском согласен.

Виталий Иванов
----------------------
____________________

Главное небо – внутри нас. И если мы достигаем его в себе, мы уже оказываемся на небе. :)
Только через себя мы познаем землю и небо, звезды и атомы… жизнь и смерть.

Так же поэзия – внутри нас или вовне, как внутри или вовне нас – Небо.
Да, мы - не верхогляды! Не просто глядим по верхам. И не ретрограды.
Полноценные граждане… Неба! :)

Я не против самолетов. Но не всегда нравится, когда кто-то с эстрады ревет, типа, как самолет… Боинг какой-нибудь. В свое время что-то о Боинге и эстраде было у Андрея Вознесенского. А этот стих можно рассматривать как своего рода сатиру на таких эстрадных поэтов. Хотя в целом Вознесенского уважаю.

Вот думал, будет понятно… А многим оказывается представляется, что я здесь не «против», а «за». Нет, я ПРОТИВ !!! :) По крайней мере, не «за». :)
Я - за пищу богов, амброзию – Поэзию, а не рев эстрадных самолетов! Значит, что-то не смог донести…

Виталий Иванов
----------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Покупка
https://stihi.ru/2002/03/27-445

Когда я был ещё маленьким,
меня купил Телевизор.
Небольшой, небогатый,
но хороший хозяин.
С тех пор я служу ему.
Сторожу его дом,
ухаживаю за ним.
У него есть семья.
Отец - Радио.
Когда начинает говорить,
кряхтит и покашливает.
Он очень стар,
знает много
интересных историй…
Жена - немолодая,
потрёпанная жизнью Радиола.
Ужасная зануда,
всё время повторяет
одно и то же.
И маленький сыночек –
магнитофончик.
Конечно, он современней
родителей,
но всё же чем-то
ужасно напоминает мать.
Я всех их очень люблю,
ведь они - члены семьи
моего хозяина,
Телевизора.
Особенно мне нравится
по вечерам смотреть
на его лицо
преданными
человеческими глазами.
И выть…

1976
_________________________________________

- Черный у Вас юмор, но обоснованно черный... грустно...

О.Радость
----------------

- С недавних пор у меня дома появился новый лидер, и он быстро стал полным хозяином. Кто это? Конечно, компьютер.
Но с ним можно не только грустить! :)

Виталий Иванов
----------------
____________________

- Вот, если не читать последнее: «И выть...» - хорошо получилось, с иронией, а «выть» - это излишний трагизм. (На мой взгляд)

Олег Некрылов Флайман
----------------

- Трагизм из жизни не выкинешь. Ну и в стихи он, конечно же, иногда попадает - не вижу в этом ничего страшного. Без него жить было бы не так весело. :)
Я Вас понимаю, получилась некоторая смесь трагизма с иронией, винегрет жанров. Ну и ладно, пускай…

Виталий Иванов
----------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Помоги мне! SOS
https://stihi.ru/2002/09/12-214

Помоги мне!
Мне не видно ни зги,
Помоги!
Помоги мне!
Нет друзей… Где враги?
Помоги!
Помоги мне!
Я совсем одинок,
Помоги!..
Помоги мне,
Слышу, шаркают смерти шаги…
Помоги!..

1990
_________________________________________

- Чем смогу помогу!
Опиши мне беду,
Если силы найду,
Я ее устраню...
P.S. Я канешно не «Айболит», но руку протянут могу:-)))

Ирина Мясникова
---------------------

«Беда» моя описана на моей страничке. :)
Спасибо, Ирина! Но, боюсь, уже поздно…

Виталий Иванов
---------------------
____________________

- Здесь мне привиделось одиночество человека, которое заключается в его уникальности. На мой взгляд, человек одинок, даже если вокруг него много друзей и врагов и просто людей. Одинок, оттого что нет совершенно похожего на него другого человека. Потому-то я к Вам и прилип, что нашёл для себя кого-то родственного, только умудрённого опытом :)))))

Антон Ли Круковский
---------------------

- «Мудрость и опыт» не избавляют нас от страданий… :)))
Спасибо, Антон, за слова добрые! :)

Виталий Иванов
---------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Помыться по белому. Эротическое безумие
https://www.stihi.ru/2003/11/03-348

Пойдём-ка в баню.
Поколочу я тебя
Дубинкой своей!

2002
_________________________________________

- Уж больно ты грозен, как я погляжу! :-)))

Happy Lady
----------------

- В баньке поглядеть – не то слово! :)))

Виталий Иванов
----------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Поправка к Конституции. Поэма
http://www.stihi.ru/2002/07/16-261

Случайные люди
в случайном вагоне -
живём, как в метро…
Может, это - погоня?
А может, побег?
Но откуда? Куда?
Нас цель подгоняет?
Торопит беда?..
. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .

Хочу, чтобы все мы,
в веселье, печали,
друг друга всегда
и во всём различали.
А сам заявляю:
я вас - различаю!
И каждому я
воплощенья желаю
себя,
достиженья своей высоты…

Счастье -
осуществленье Мечты!

Предлагаю внести в Конституцию страны право на осуществление Мечты.
У каждого есть Мечта, именно ей человек отличается от окружающих. Воплощая в жизнь собственную Мечту, мы дарим лучшую частицу себя людям и миру, перестаём быть случайными и становимся необходимыми, обретаем полноту бытия и счастье.
Мир, в котором реализуется право каждого на воплощение личной Мечты, совершенен и в бесконечной, вечной вселенной может развиваться неограниченно!..

1987
_________________________________________

Пишу стихи с 16-ти, а первая моя книжка вышла после 30-ти лет творческого пути. По сути, вся жизнь могла быть другой… Тут дело не в сожалении, а в констатации жуткого факта, что это - случай для моего поколения самый обыкновенный. И не только для моего. Многие десятилетия творческие возможности контролировались и обрезались.
Вот чтобы больше никогда ничего подобного не случалось в России, каждый мог свободно реализовывать себя, соразмерно труду и таланту, – считаю своей главной «заботой», Мечтой. Из этой мысли выросла вся моя философия.
А стихи – история жизни.
Каждый должен иметь право осуществлять собственную Мечту, которой может быть - поэзия, музыка, что угодно… Считаю, такое право надо записать в Конституции. Об этом – стихотворение.
_________________

Виталий! Имхо. Для стиха длинно, (повторы) для поэмы малосодержательно. По сути верно.
Как сказал один раввин, персонаж Зингера, случайность некошерное слово.

Н.
-----------

О, боже мой! Это - о Российской Конституции.
Честно сказать, я даже не очень себе представляю, что такое «кошерный». Только догадываюсь…
Потом, поправки к Конституции не просто в стихах сочинять. И что же вы думаете, плохо, если каждому человеку будет законодательно гарантирована возможность осуществления личной Мечты? Понятно, в рамках разумного.

Виталий Иванов
-----------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Пора улетать?
https://stihi.ru/2004/02/08-420

Стареющему телу
всё труднее удерживать
вечно юную душу…

Всё чаще я смотрю на небо.
Всё дольше я смотрю на небо.
Как мало я смотрел на небо!..

Почему? Зачем?
Что мне нужно увидеть?
Успеть?

Или время пришло –
улетать?..

2004
_________________________________________

- Как? Уже? А я только «влетела»!!!!! :))
Что делать будем?
Виталь, лучше по сторонам смотри - я спокойнее буду!
А такие настроения еще в августе у тебя читала - повторяешься, маэстро! :)))
Радуй нас подольше и почаще!!! :)))
Твоя

Ирина Васильева
--------------------

- Что ж, раз влетела, будем вместе летать… :) И, может быть, «улетим»… от счастья! :))
Не дальше от него, а наоборот, то есть. Думаю, ты понимаешь… :) Вот он, великий, могучий. :))
Спасибо, Ирина!
Твой

Виталий Иванов
--------------------
____________________

- Куды бы улететь? :)
Сегодня небо бездонно синее :)

Вологодский
--------------------

- «Куда?» - основной вопрос. «Как?» - уж как-нибудь улетим… :)
Над Питером тоже синее небо. :))

Виталий Иванов
--------------------
____________________

- Не смотрите на небо так долго,
Закружится от выси голова.
На земле всего еще так много,
И не все сказали Вы слова.

Эдлен
--------------------

- Рад Вам, Эдлен! :)
Еще потворим, поглядывая на небо и думая о Земле…

…Торжественный, спокойный, ясный,
Свет с небес нисходит на поля.
В ночь такую, Богу лишь подвластна,
Смотрит во вселенную Земля.

Я молчу, внимая с восхищеньем
Разговору звезд и небесам…
Вот оно, прекрасное мгновенье,
ДАрящее людям чудеса!

Виталий Иванов
--------------------

- Творите и радуйте нас :)

Эдлен
--------------------

- Спасибо! И Вам творческих успехов, Эдлен! :)

Виталий Иванов
--------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~