Взгляд со стороны

Тамара Ефремова
                               
    Я приехала в Керчь из Петербурга в 2009 году. Что делает  ленинградка  на новом  месте? Конечно,  идёт в музеи, картинные галереи, ездит на экскурсии по городу и окрестностям.               
    2009 год.  Первый поход в  К а р т и н н у ю  г а л е р е ю  вызвал у меня чувство жалости.  Вошла в холл, подошла к кассе, дождалась перерыва в неспешном разговоре двух женщин за окошечком, купила билет и прошла по лестнице в зал. Желание вернуться сюда ещё раз не появлялось несколько лет.               
    В  К р е п о с т ь  «К е р ч ь»  в том году я не попала. После жуткой дороги мы подъехали к закрытым воротам, потому что в музей можно пройти только с экскурсией. Автотрасса для экстремалов так напугала, что  о Крепости пришлось надолго забыть.               
    В 2017 году я всё-таки вернулась в К р е п о с т ь -  очень  хотелось посмотреть копию  бронекатера (настоящие не сохранились). На таком воевал мой отец в Керчи в январе 1944 года.  Приехали до открытия музея, желающих попасть сюда было много. Когда открылась  касса,  выяснилось, что весь народ собрался на экскурсии по Крепости, и нам предложили подождать часик. От группы сотрудников  музея отделился один, подошёл к нам,  спросил,  есть ли у нас билеты. Я всё поняла, и пока он не передумал, побежала в кассу, а муж за машиной. Наш проводник поехал на своей машине, мы за ним. Рассказ нашего гида, его доброжелательность, помощь спуститься-подняться в трюм меня  очень порадовал.  Сошли на берег, и  он повёл  нас дальше по Крепости, пока не увидел, что экскурсанты устали, да  и время вышло.               
     2019 год.  В  К а р т и н н у ю  г а л е р е ю  я  всё-таки пришла посмотреть  на первые экспонаты выставки  «История строительства Крымского Моста». Тот же холл. Кассир поздоровалась, выдала мне билетик. Подошла сотрудница  и повела меня в зал. Сказка продолжилась. Она рассказала о каждом экспонате,  показала кадры из  немецкой кинохроники,  где весёлые симпатичные немецкие солдаты  готовятся строить Мост через Керченский пролив. Котик Мостик приглашал сфотографироваться.               
     Сегодня 7 февраля 2021 года, за окном в нашем садике туя, юкки и розы в снегу. Необычная южная картина, но красиво. Но зима надоела, скорее бы лето, которое  начинается с фестиваля. Думаю: «В Музее, наверное, готовятся к Фестивалю «Боспорские  Агоны» -  многодневный праздник  города. Я видела добротные праздники 2012-13 г.,  роскошные фестивали последних лет. Но больше всех  вспоминаю 2014 год, когда на фоне политических  перемен, казалось, не до фестиваля. В газете писали о бойкоте  постоянных  гостей - театральных   трупп из Украины, Молдавии, Белоруссии. Политика. По привычке, в первое воскресение июня мы поехали на  гору Митридат, в театр «Пританей» скорее из любопытства:  «будет – не будет». Удивлению не было предела:  «зал» под открытым небом был заполнен как обычно. Свободных мест на скамейках не было, и мы встали за спинами зрителей в последнем ряду. Неделю в городе был праздник. Горожане обижались:  не успевали всюду побывать. Творческие встречи с актёрами. С самим Василием Семёновичем Лановым пели украинские и русские  песни, слушали стихи А.Пушкина. Представление  москвичей  «Коломенские билы»  удивило всех, кто их   успел послушать. Почему так подробно? Вроде некстати, но в то вязкое время Музей создал в городе уголок покоя, красоты и человеческого тепла и уверенности, что через год, и всегда будут приходить горожане и гости города на это место, рассаживаться на свои места.  И  опять на смену сумеркам будет постепенно освещаться сцена и выйдут к людям Боги произносить свои клятвы и т.д.  Это был ХV1 Фестиваль Античного искусства «Боспорские Агоны», за который говорю Музею огромное   с п а с и б о.               
Тысячи  лет этим состязаниям на земле. Нынешние политики, А-у-у!  Вы  уйдёте, кто и как вас вспомнит? А люди будут приходить сюда ещё много – много лет.               
    P. S.   В конце 2017 года мне предложили написать рассказ о значимом человеке в Керчи. У меня была одна кандидатура – Татьяна Викторовна Умрихина – директор  ГБУ  Восточно-Крымского историко – культурного  музея – заповедника.  Почему? Я не была знакома с ней лично, но видела результаты работы Музея. Как он менялся за 12 лет моей жизни в Керчи. Одно время хотела бросить эту затею, портрет долго не получался, потому что три встречи она говорила только: «Мы работаем на результат… т.д. и т.п.» Но все 17 страниц рассказа напечатали в российском журнале под названием: «Тёплая  ладошка   в железной перчатке». Такой я увидела директора Музея.               
   Взгляд со стороны.