0т 3-х до 7-ми, или Жантизмы весёлые и не очень

Рейтаро Уза
Дорогой читатель!
Давно ли сам ты покинул тот замечательный возраст первых открытий и столкновения со взрослой жизнью?
Возможно, помнишь ещё многочисленные "почему?" и "как?" своих детей, братьев младших и сестёр, племянников, а может быть, уже и внуков.

Как много чудных истин можно услышать из уст маленьких исследователей жизни!
Спасибо Корней Ивановичу Чуковскому за его книжку "От 2-х до 5-ти", в которой собрал многочисленные наблюдения за детскими мыслями, высказываниями и поступками.

Мы в семье тоже собирали, но, к большому сожалению, не записывали наши диалоги с детьми, хотя кое-какие обрывки остались. Старшие дети выросли, у них свои пути и новые открытия.

Жантизмы - это афоризмы и высказывания младшего сына Жандоса (Жантика), которого следует считать полноценным соавтором книги.


***
Я – не ССЫКОЛАТКА, а сладкоежка.

***
Выпив залпом сразу две только принесённые из магазина бутылочки Актимеля, заявил маме:
- Это чтобы у меня УНИМИТЕТ сразу повысился!
- А где у тебя твой унимитет находится?
- В организме. В организме моего живота.

***
- А можно я БУТЕБОТ сам сделаю, я же уже ВЗОСЫЙ?

***
- КОЛОБОК - СЫН БЛИНА...

***
Папа - это взрослый как мама, только мужчина

***
Если тебе не снятся сны - ничего. Я поделюсь, у меня их много. Вот! Всё ночью смотри уже.

***
Если мы - друзья, и не играем в "кто быстрее", то, если ты раньше сделал, то не хотел меня обижать. Если ты выиграл, то это мы вместе победили. Ура! И никто пусть не обижается.

***
- А что это за верёвочки на люстре (показывает на паутину)?
- Спроси у Лизы (его старшая сестра отвечает за влажную уборку)
- Неее, она не знает, у неё только урочные знания...

***
- Взрослые, вы чего так близко?!! А ну-ка, папа отодвинься! А то маму совсем УКОЛЮЧКАЕШЬ?
- Может уколол?
- Нет.
- А что тогда такое "уколючкаешь"?
- Это оставить иголки в маме. Вот на лбу, на лице...

***
- Лейкоциты борются с вирусами. На! На! На! (при этом характерно размахивает кулаками) Ха! И вот так! (это уже сопровождается взмахами ног) А потом... Оп! Оп! (прыгает по распластавшимся "вирусам"). Так и мы должны бороться с преступниками!!!
- Как?
- Совсем!

***
- А кто такой психолог?
- Сынок, это человек, который умеет разговаривать с людьми, беседует с ними, чтобы помочь, когда они расстраиваются или им тяжело.
- Так и я могу...
- Правда?
- Я же мастер...
- Мастер чего?
- Ну, мастер всё УДЕЛАТЬ...

***
- А это мамина школа, где она живёт...
- Ты хотел сказать рабо... (хотел было исправить его, но понял, что сын-то прав)

***
- Этот знак показывает, что парковка разрешена. А это места для АЙБОЛИДОВ...
- Может быть инвалидов, а Айболит - это кто-то другой?
- Но они же смогут выздороветь когда-нибудь потом, а пока они айболиды...
 (спасибо сынок тебе за оптимизм и доброе сердце!)

***
- Маленькие взрослые - это такие взрослые, у которых есть свои родители, но нет детей. А у кого есть детки, то это большие взрослые.
- А вот Талгат (это его старший с разницей в 23 года брат под 2 метра ростом) тоже маленький взрослый выходит по-твоему?
- Нет. Он не маленький.
- Но у него же пока нет ещё своих детей?
- Но у него же есть я!
(Вам понятно, старшие братья и сёстры? Вы изначально, "большие взрослые", даже если у Вас нет своих детей, то отвечаете за своих младших братьев и сестёр)

***
-Сынок, пирожки будем делать? 
-Да! Ура! Я люблю делать пирожки!
-А кушать?
И в ответ - тишина... А потом с нетерпением:
-И когда же будем уже делать пирожки?
- Сейчас, компот доварим, мясо прокрутим, тесто поставлю...
(Перебивает меня) - И по сусекам пометём!!!

***
- Ну, давай, ложись спать уже.
- У меня ещё не закончился заряд батареи.
 
Всеми правдами и неправдами через полчаса:
- Я хочу кушать.
- Но тогда твоя батарея будет заряжаться, и ты не захочешь спать...
- Неее, когда я кушаю, то до конца зарядиться не могу. Остаётся чуть-чуть незаряженной. Посплю и... оп! Батарейка полная!!!!

***
Глядя в окно на подающий снег:         
- Почему вчера был декабрь-осень, а сегодня декабрь-зима?

***
- Жантик, вставай, надо завтракать и в садик.
 Сладко зевая и открывая глаз:
- Сейчас, мотор погрею...

***
По дороге домой идёт и что-то сплёвывает.
- Ты чего плюёшься?
- Мне снег в рот попадает, а он невкусный и холодный.
- А ты рот закрой и не разговаривай на ходу.
- А как тогда идти?

***
- Ой, осторожно! Как же так?
- Я споткнулся. Просто я бежал, а камень меня не заметил...

***
– Равновесие – это когда ты держишься за меня и не падаешь, а если упал, то потому, что неправильно держался, значит, ты – просто вес!

***
–  Кашу нужно есть осторожно. Когда сварили кашу из топора, можно отравиться, потому что метал топора может попасть в кашу. Это будет яд.

***
– Мне нужны солнцезащитные очки. Чтобы солнце даже не мешало видеть красоту.

– А что, по-твоему, значит красота?
– Это когда дом чистый и убранный. Это когда у тебя тёмные волосы, а ты хочешь светлые и берёшь лак и меняешь. Это женственность, потому что про красоту знают только женщины, а у нас, у мальчиков – другая красота. Красота мальчика, когда он сильный, здоровый, хорошо себя ведёт и сам убирает в своей комнате!

***
- Вот представь, мы ложимся спать зимой, а проснёмся завтра - весна.
- А давай проснёмся и завтра будет суббота-воскресенье (у папы и мамы в субботу и воскресенье – выходные, т.е. дни, когда они все вместе дома).

***
Приборы – это слова ума. Тут думать надо. Техника не должна сама делать. Она тебя слушать должна.

***
Отступник - это секретный полицейский, который ищет, находит и следит за преступниками. Потом отобрав у них то, что они забрали у людей, заставляет ПРЕступников ОТступить от их дела навсегда.

***
Вообще-то, я не люблю укрываться одеялом. Но мама так долго идёт спать. Когда она придёт, я накроюсь вместе с ней, чтобы она опять не ушла.

****
- Я стал большим.
- Почему ты так решил?
- Когда папа плохо шутит, я смеюсь, потому что он же ШУТИТ.

***
Какой красивый наш город! Я готов обойти всю землю, весь земной шар, чтобы увидеть какой он красивый!

***
- Жантик, почему ты ночью спал хорошо, а как проснулся и кашляешь и сопли вон?
- Потому что ночью мозг отключает все программы контроля за человеком и убирается в голове. А утром он опять включает все программы, а одна забарахлила.

***
- Полицейская ГУБИЛКА.
- Жантик, дубинка.
- Я и говорю: ГУБИЛКА!

***
- Мне присылают на телефон всякую ЧЕБУХУ!
- Ну, удали просто.
- Ну, это же друзья присылают!

***
Для этого надо ЗАЖМУРИТЬ ПАЛЬЦЫ на руке В ЛОПАТКУ.

***
- У меня миксер МИНУТОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ. Сколько его не включай - всё время работает!

***
- Сначала нужно съесть бутерброд, а не шоколадные шарики (конфеты).
- А я не буду шоколадные шарики есть, они не вкусные.
- Откуда ты это знаешь? Ты что, их пробовал?
- Нет, нет!.. Я их выплюнул...

***
Я так сильно ударился, аж порезался и теперь тут кожа ВСПУЧИЛАСЬ.

***
- Посмотри, как я быстро привела стол в порядок, всё убрала. А ты?
- Я так не могу, у меня же нет такого волшебства...

***
- Папа, ты так скоро заболеешь и тебе нужно уже сейчас будет принимать лекарства.
- Это почему ты так решил?
- Ну, когда я не слушался, ты ругаешь меня, потом переживаешь, нервничаешь, кричишь, истеришь...
- Подожди... Это когда такое БЫЛО? Чтобы я кричал, истерил...
- Ну, я же БУДУ не слушаться, хулиганить... Вот поэтому УЖЕ надо принимать лекарства вечером после работы...

***
- Не бойся, волшебства не существует. Это всё иллюзии, когда ты знаешь, как это работает, а другие - нет.
- Подожди, сынок, а дед Мороз, подарки под ёлкой ...
- Ну, ты же знаешь, как это сделать! А когда не знаешь, не умеешь, значит, ты – не мастер. Идёшь и учишься.

***
- Жантик, принеси из кухни сахар.
- А какой? Песок или рафинад?
- Песок.
Бежит на кухню и с порога просит рафинад.
Иду следом и спрашиваю:
- А разве тебя не сахар-песок просили принести?
- Ну, я же люблю рафинад...

***
- Мама, я люблю тебя неистово, неудержимо и... и... и нетерпеливо!

***
- Какие у нас планы на сегодня, сынок?
- Сейчас соберу наши вещи в рюкзаки, сделаем зарядку и пойдём спасать мир... Только переодеться надо будет в специальные спасательные футболки.

***
- Не бойся, папа, это статическое электричество. Оно бывает только в органических веществах, которые состоят из клеток и атомов. В атомах есть протоны и электроны, которые быстро двигаются, а когда устают - замедляются. Поэтому, когда мы спим наши атомы копят силу, а когда просыпаемся, наш мозг уже готов управлять ниточками внутри клеток. Подумал, протоны и электроны разогнались, поэтому рука поднимается или сам человек двигается. А когда не движется, внутри ходит статическое электричество. Оно нужно для токов электронов и протонов нашего тела.

***
По телевизору идёт реклама. Голенький темнокожий малыш в ролике про витамины/лекарство. Далее следует глубокомысленно заданный риторический вопрос:
- Его на солнце рожали? Вон как загореть успел.

***
Жантик нашёл красивую ткань и говорит:
- Это будет декоративная ткань. Ею можно ДЕКОРАТИТЬ.

***
- Почему снег падает с неба? Я сейчас расскажу. Сначала вода от солнца испаряется на небо. Горячий воздух всегда идёт наверх. Там холодный ветер подхватывает капли и несёт пока не устанет. Если куда он пришёл жарко, то будет дождь, вода тяжёлая падает вниз. Если тут холодно, то капли замерзают и падает снег. Дальше всё это попадает в землю. Там кислород отделяется и зигзагом проходит наверх.
- А водород? Как он отделился?
- Не мешай! Видишь я другим рассказываю (и показывает на пустую улицу вокруг). От удара капли разделяются. Водород потом снова превращается на воздухе в воду, а кислород испаряется.
- Но ты же обещал рассказать про снегопад? - А кто не слушал, повторяю. Ветер подхватывает частицы воды и несёт пока у него есть силы.
- А ветер отчего дует?
- А ветер получается от движения воздуха - тёплый поднимается, а холодный опускается. Так начинается ветер. Потому что холодно, поэтому падает снег. Уфф! Это же просто!

***
- Сынок, нужно утром что-нибудь поесть обязательно. Вот бутерброд с икрой.
- А знаете, как делают икру?
- Нет.
- Её делают из рыбы и курочки Рябы.
- Это как?
- Заливают противень тонким слоем масла, кладут мясо, и отправляют в духовку на 5 минут при температуре 5 градусов. А в это время очищают рыбу. Потом люди всё перемешивают и перемалывают через мясорубку, так получают икру…
- Подожди, вот посмотри, икринки получились разные. Эта больше всех остальных, почему?
- Перестарались…

***
- Я хочу быть как октонавты. Нужно всем помогать, делать добрые дела. Без нас может быть другим плохо. А у нас должны быть самые лучшие инструменты, самые лучшие машины, ведь мы спасаем мир. По-другому не получится. У кого всё лучшее, тот и может спасать, помогать.
- Сынок, но ведь не у всех, кто тебе помогает, могут быть лучшие вещи, машины, орудие и оружие?
- Тогда у них самые лучшие мозги, самое лучшее сердце...

***
За общим столом при всех с восхищением и нарастающей белой завистью обращается к своей бабушке:
- Ажека, какая у тебя хорошая профессия - следить за жизнью! Ты где этому училась?
- Сынок, аже - на пенсии. Вот мама через несколько лет выйдет на пенсию и тоже будет следить за жизнью. А потом, я стану пенсионером, тоже буду...
- Нет. Вот врачи. Они следят за жизнью. Такая работа. А ещё пожарные, полицейские, спасатели. Они так работают. А аже кем работала? Откуда знает, как следить за жизнью?
- Она была учителем, потом секретарём...
- А секретарь что делает?
- Документы готовит, с людьми работает, встречи организует, печа...
- Не то... Я понял! Значит, она была твоей мамой, поэтому знает, как следить за жизнью.  Вот!

***
- Я знаю. 8 марта - это праздник. Все отдыхают. Поэтому всех своих одноклассников, одногруппников, с кем работают, поздравляют 7 марта. Всех мам, бабушек, женщин и девочек.
- Ну, а если не смог, не успели - 9 марта поздравить нельзя?
- Нельзя.  Надо всё делать вовремя, как ты мне говоришь. А 9 марта, когда выходной, можно будет ещё (поздравить). А если идти на работу, то плохо. Во-первых, я - в садике, а мама - в другом месте, опять не всех поздравить. Во-вторых, поздравят, а им ещё ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ РАБОТАТЬ...

***
- Фу! Какой воздух плохой!
- Это машины. Точнее, выхлопные газы автомобилей.
- Летом было бы лучше идти. Если бы были листочки, было бы легче.
- Почему?
- Зелёные листочки работают как хэппо-фильтры пылесоса и чистят воздух. Но они могут только маленькие частицы забирать, а тяжёлые падают на землю, снег, траву, на нашу одежду. Потом это всё портится, становится таким не красивым, коричневым, грязным…
- А почему только мелкие частицы?
- Ну, сам посмотри! Листочки маленькие, у них желудки тоже маленькие! Вот если бы мы тоже могли, как листья, перерабатывать воздух… у нас же большие желудки… Какой чистый воздух был бы!..  а так… (тут среди грязного снега ему на глаза попались жёлто-коричневые прошлогодние листья) вот – эти уже наелись.

***
- Какой вкусный свежий воздух!
- Сынок, так пахнет во время дождя.
- А может давай, мы возьмём стакан дождя наберём и принесём домой. Пусть у нас дома тоже пахнет свежестью!

***
На даче во время совместной перекопки земли спрашивает:
- Папа, а давай мы будем командой. Я буду работать, а ты мне помогать. А потом, когда я устану, ты будешь работать, а я управлять.

***
- Так, это почему до сих пор не убраны из зала игрушки и твои вещи?
- Мам, понятия не имею.
- Я сейчас это понятие возьму и отшлёпаю.
- А что поменяется?

***
- Мама, а давай ты поможешь мне мою кровать расстелить, а я – свою?

***
- Скажи, а зачем ты поёшь всегда с таким надрывом, всегда так тянешь?
- Ну, папа, так все же, кто на сцене, так поют.
- Песни же разные есть. Некоторые нужно петь спокойно, медленно или тягуче.
- Да. Всего есть пять видов песен.
-???
- Во-первых, это весёлые. Во-вторых, грустные. В-третьих, классные.
- Может классические?
- Нет. Классные.
- А разве весёлые или грустные песни не могут быть классными.
- Весёлые и грустные - это обычные песни. А классные - значит, крутые! Их всем нравится петь. Их не стыдно спеть даже всем... всем...
- Классом?..
- Да. Их не стыдно и приятно спеть всем классом, всем вместе.
- Четвёртый тип. Это смешные песни.
- А чем они отличаются от весёлых?
- Весёлые. Они быстрые. От них хочется двигаться и танцевать. А смешные... вызывают(!) у нас смех. Просто они прикольные.
- А пятый вид?
- Это дурацкие, т.е. плохие песни. Их петь даже не хочется.
- Может они совсем тогда не песни?
- Но кто-то же их придумал... ты что!
- Да. Основательно ты продумал.
- Это ещё не всё.  Есть ещё отдельно песни любознательные.
- Любознательные?
- Ну, да. Где поют про любовь, что кто-то кого-то любит...
- Песни тех, кто познал любовь...
- Да. Говорю же, ЛЮБОзнательные песни.

***
- Папа, почему ты всё время говоришь правильные вещи, которые я думаю?

***
- Девочки, прекратите меня баловать словами!..

***
- Папа, давай пойдём на платную детскую площадку. Там горки, лестницы, лабиринты, а то эта совсем для маленьких детей.
- Ты же понимаешь, что там придётся платить деньги.
- Ну, ты же в центре только что деньги получил, зарплату свою.
- Ну, и что...
- А давай ты потратишь те деньги, которые у тебя были до получения зарплаты, а её не тронешь? Дома скажешь, что деньги получил, они же будут в целости...

***
- Папа, знаешь, почему я проснулся, а ты уже устал?
- ... ("Интересно, я уже часа два-два с половиной как на ногах")
- Потому что ты неправильно просыпаешься и встаёшь. Ты сразу быстро одеваешься и уходишь делать дела, а надо в кровати ещё и потянуться.
- "Потягушки" сделать?
- Ну, да. Это как зарядка, но в кровати. Тогда кровь будет быстро доставлять питательные вещества по всему телу. Если ты, пока спал, сделал складку на мышце или неудобно лежал, растянулся и разгладился, чтобы ничего не мешало крови, вот так вот, циркурировать. Таким образом наш организм получает дополнительную энергию ещё до завтрака.

***
- Знаешь, как мне сейчас сильно приходится терпеть? Вот если бы я слушал музыку, то вся энергия и чувства перешли бы на слых... слух. А вот так просто сидеть и терпеть... надо очень много силы (иметь).

***
- Мама, знаешь, что в доме важнее всего?
- Ну, скажи.
- Важнее всего в доме не еда, не ремонт, а ребёнок.  Потому что он самый родной и любимый.
- Какой ребёнок?
- Ну, это же я!

***
- Девочки, а вы - ленивые?
- Какие же мы - ленивые, вон, всё бросили, идём в магазин?
- Странно.  Я думал, что я - ленивый, и мы вместе такие.

***
Перед сном читаем книгу по очереди (постранично):
-... стоя на корме Гулливер смотрел в подзорную трубу...
- А корма - это где кормят матросов?
- Нет, сынок. Корма - это задняя часть корабля. Матросы едят в специальной "кают-компании". Кухня на судне называется "камбуз", а повара называют "кок".
- Как сложно! А я думал, зачем врачу Гулливеру в столовой подзорная труба?

***
- Лиза, - обращается к старшей сестре. - Я могу найти тебе батарейку.
- Где?
- Из моей машинки.
- А тебе не жалко будет?
- Для моих сестрёнок мне ничего не жалко! Даже игрушку!

***
- Все старые вещи нужно выкидывать.
- Подожди, сынок, бывает так, что можно использовать ещё раз гвозди, доски, пластиковые вёдра или коробки.
- Тогда, да. И потом, когда зайдёшь в гараж и увидишь старые вещи, то можно подумать, вспомнить или узнать, как мы раньше жили.

***
- Папа, ты же у нас дома хозяин, а почему тогда ажека командует?
- Во-первых, она старше меня, и потом даже как мама моя может это делать. Во-вторых, есть вещи, которые она знает лучше, также твоя мама что-то знает лучше. Мы доверяем в этом друг другу, а по важным вопросам вместе принимаем решения.
(Через некоторую паузу, почти всхлипывая)
- А я - самый маленький, значит, не могу командовать, потому что ничего полезного не умею...
- Подожди, а кто у нас носит воду и поливает рабатки,* или смог найти сегодня соковыжималку на полке?
- Я. Это потому, что я хорошо запомнил, где какие приборы находятся.
- Вот видишь. Значит есть дела, которые ты знаешь лучше, мы с тобой советуемся. И потом, нужно не только знать и хорошо делать, но и отвечать за это, чтобы...
- Быть хозяином.
- И это тоже.
===========================
*рабатка - высокая грядка на огороде.

***
- А теперь нужно выгнать эту лень, потому что уборка, как наука и красота, требует жертв.

***
Нашему котику нравится лежать в моей кровати. Вот так проснёшься ночью, ощущаешь его тепло и МУРЛЫКОСТЬ.

***
- Папа, можно я побуду один, а то я взорвусь, у меня сейчас лопнут нервы...
- Хорошо. Только можно я со стороны посмотрю, никогда не видел такого, чтобы нервы как воздушные шарики...
- Ну, ты что! Это же просто так говорится. Ты знаешь, как устроены нервы?
- В общем, да. У нас есть нервная система, состоящая из огромного, преогромного числа нервов, нервных узлов с коротким и длинными отростками. Если что-то ты делаешь, то свободные отростки тянутся к таким же и связываются, запоминая и закрепляя это действие, чтобы в другой раз ты мог это сделать быстрее, не задумываясь, например.
- Ну, так... правильно. Когда человек напрягается, эти отростки сильно растягиваются. Вот если струна гитары сильно натянута, она может порваться, лопнуть. И когда начнёшь играть, то музыка будет звучать не так как надо без этой струны. Так и человек. Порвался нерв, уже порядка нет, тогда человек болеет. У него напряжение, давление, голова болит. Вот. Понял. Хочешь я ещё чего-нибудь тебе расскажу.
- А лопаться уже ничего не будет? Жаль. Не увижу. Может в другой раз?
- Ты не понял? Объясняю же, просто так говорится, это выражение такое. Тебе всё заново рассказать?

 ***
- Папа, это хорошо, что ты меня послушался. Взрослые же должны слушаться своих детей.
- Подожди, сынок, а разве не наоборот.
- Ну, да, конечно. Дети должны всегда слушаться взрослых, но иногда взрослые должны чуть-чуть слушаться детей, потому что они могут знать лучше. Это значит, что родители их не только любят, но и уважают.
- Сынок, разве это как-то отличается? Разве можно любить и не уважать?
- Это сложный вопрос. Наверно, так бывает. Почему-то же мы два разных слова говорим.
 
***
- Папа! Хочешь быть таким ловким как я? Тогда давай, занимайся со мной гимнастикой. Если будет трудно сразу, можно сделать йогу. Тут главное обязательно что-то делать. Вставай, пойдём...

***
- Сынок, ты знаешь от чего возникает усталость?
- У человека вся жизненная энергия похожа на заряд батареи. Если этот заряд уменьшается так сильно, что он не может работать, заниматься делом или даже подумать, или даже пошевелиться, то, значит, наступила усталость.
- Значит, по твоим словам, усталость - это определённое состояние, которое ты выражаешь через заряд энергии. Верно?
- Да.
- А как быть, когда говоришь человеку что-то сделать, а он говорит, что устал, у него нет сил. Но потом, когда его оставляешь самого по себе, он вдруг начинает играть, прыгать, бегать. То у него не было сил, он хотел спать так, что не мог дойти до кровати, а то вдруг тут же бежит на кухню чего бы вкусненького поесть и поиграть с игрушками. Как такое состояние называется?
- Э-э-э-э, я знаю, почему ты спрашиваешь ЭТО у МЕНЯ... Это называется ОБМАННОСТЬ.

 ***
- Сынок, зачем человеку работать?
- Человек работает, чтобы получить денежку, чтобы купить себе обстановку дома, еды, одежду и вещи.
- А как так это получается?
- Человек на работе делает свои дела: учит других, кормит их, строит дома, мосты или ещё чего.
- Для других или для себя, на себя работает?
- Он работает ДЛЯ других НА себя. Это как круговорот воды в природе. Круговорот дел: мы делаем для других, они делают для нас. Поэтому мы живём вместе.

***
- Эх, у меня так шея болит! Я как старая консервная банка, которая погнулась и помялась.

***
- Я теперь, папа, не боюсь и не кричу!
- ...
- Я увидел на полу здесь в комнате мокричку и не испугался. Даже не закричал. Она же такая маленькая, хоть и жирная. Я побежал на кухню, взял хлопушку. И успел. Бац! И всё. Теперь мокричка стала похожа на лист А4.
- Размерами?
- Ты чего? Толщиной.

***
Глядя на получившийся рисунок, вполне по-взрослому и мудро дал оценку:
– Когда не умеешь рисовать, хочешь сделать воробья, всегда выходит какой-то дятел.

***
- Папа, давай, ты возьмёшь большой пакет, а я возьму маленький. Я же - маленький ребёнок.
- Хорошо. Это такое правило?
- Ну, да.
- Значит, когда мама купит бананы, то большой банан даст мне, а тебе -  маленький.
- Для бананов я - средний ребёнок.

***
Дослушал перед сном до конца сказку Андерсена "Дикие лебеди" и тут же выдал рецензию:
- Папа, ты сказал, что сказка будет грустной. Но она ведь не грустная совсем. Она - крутая, весёлая! Ведь сначала было чуть, немного грустно, а потом стало весело.

***
- Папа, знаешь почему ты можешь ошибаться, сам об этом не догадываясь?
- Почему?
- Потому, что нужно рассуждать логически.
- А я как рассуждаю?
- Ты рассуждаешь классически.
- А в чём отличие?
- Когда рассуждают классически, тогда одновременно думают и говорят. А когда рассуждают логически, то сначала думают, потом об этом говорят, но медленно, чтобы можно было исправить сразу (ошибку).

***
Читаю за столом после ужина вслух шутку:
"Сэкономьте на завтраке - вставайте к обеду!"
Выждав, когда взрослые отсмеются, спрашивает:
- Это чтобы меньше кушать?
- Не только.
Через полчаса после игры с конструктором подходит, возвращаясь к теме шутки, высказывает свой вывод:
- Вставать к обеду плохо. Не смешно. Завтрак пропустил. Экономии тоже не будет. Утро проспишь, на работу не пойдёшь, тебя могут уволить.

***
- Сынок, ты что так неаккуратно футболку брал? Смотри, всю стопку разворошил.
- Эх, та, которая мне нужна была, находилась в самом низу. Надо было всё всё-таки взять лопаточку для котлет.

***
В нашей семье есть предрождественская традиция - делать утром каждого декабрьского воскресенья (адвента) до 24 числа сладкие секреты, заранее накануне положив их в сапожки или другую обувку. Обнаружив сегодня их и унося в комнату, Жандос заговорщицки заявляет маленькой племяшке, которой тоже досталась неожиданно шоколадка:
- Это хорошо, что мы с тобой дети. Взрослым такие подарки не дают почему-то.

***
- Ну, что, ты не нашёл до сих пор свои тапки, которые потерял?
- Я же не виноват, что они такие ТЕРЧЕВЫЕ...

***
Читаем перед сном книжку про дядю Фёдора и его друзей. Дошли до момента, когда кот Матроскин хвастается о том, что его корова будет ещё больше молока давать. Вдруг из кровати раздаётся по-детски непосредственно, но по-взрослому хлёстко:
- Если, что можно будет съесть...

***
- Я просканировал папу специальным прибором и обнаружил у него ещё один орган.  Телефончик. Он вызывает любовь ко всякой технике и новостям. Этот чик (чип) расположен у него в голове рядом с системой мозга.

***
- Почему иностранный язык - это как искажённый русский язык? Почему слышится и произносится как будто неправильно? (Слова) кажутся знакомыми, но ты их не понимаешь.

***
- Доброе утро! Вставай, пойдём завтракать.
- Не могу-у-у-ууу, ноги не выспались...

***
- Лучше я не буду крутить голову и смотреть по сторонам, чтобы шейная косточка не сломалась.

***
- Третья неделя зимы, а снега нет. Какая же это зима? Это ПРОБНИК ЗИМЫ какой-то.

***
- Зачем ты так странно бегаешь?
- Я не бегаю, а подкручиваю ногами?
- Что подкручиваешь?
- Землю. Она, конечно, сама крутиться, но если ей чуть-чуть помочь, то может быстрее наступят праздники...
- А вдруг ты не в ту сторону бе... подкручиваешь?
- Папа, ты что!!! Земля - очень большая. Даже мы все вместе не сможем.  Теперь я это точно знаю.

***
- Знаешь, "умный дом" делают для ленивых, но не глупых. Вот захотелось тебе кушать, взял пульт, включил суп на газплите.
- ...
- Главное, не забыть поставить на плиту кастрюлю с супом.

***
- Ты знаешь, сынок, я не люблю такие вещи, в которых тебя ждёт какой-то подвох. Ой! А ты знаешь, что такое подвох?
- Да. Это пранк. *

=====================
* Пранк (от англ. prank — проказа, выходка, шалость; шутка) — телефонное хулиганство, телефонный розыгрыш. Люди, практикующие пранк, называются пранкерами. Пранкеры совершают телефонные звонки (обычно анонимные) своим жертвам и путём провокаций и подшучиваний вынуждают жертву к яркой ответной реакции.

***
- Знаешь, папа, почему взрослые устают вечером, а дети - нет?
- Интересно.
- Мы (дети) целый день играем, веселимся, прыгаем, заряжаемся энергией, чтобы вечером (дальше) веселиться и прыгать. А взрослые весь день на работе, работают, стоя или сидя в кабинете, потом приходят домой, и здесь делают домашние дела. Они не готовы веселиться и прыгать, потому что уже потратили силы, только ещё сильнее устают.
- Подожди, а вот спортсмены? Они ведь целый день бегают и прыгают, и даже шутят и веселятся. Разве они не заряжаются энергией к вечеру?
- Нет. Мы - маленькие и лёгкие, для нас всё это как зарядка. А взрослые - большие и тяжёлые, когда прыгают и бегают сильно давят на свои ноги. Они (люди) держат форму, чтобы не превратится в лепёшку, поэтому тратят на это все силы. А ещё на улице скользко. Тоже нужно силы тратить. Вот вечером их (сил у взрослых) и нет.

***
- Папа, я хочу создать такой биоанализатор, который будет сканировать мозг, сбрасывать всю информацию на флэшку или компьютер. Так будет всем людям легко вспомнить что-то важное, не бояться (его, это важное) забыть.
- Это, конечно, очень важное, но опасное изобретение.
- Людям будет не больно.
- Им будет обидно и тяжело, что любой человек сможет прочесть их мысли, эмоции и секреты.
- Как со взрослыми сложно! Хочешь им помочь не забывать ничего и мысли приводить в порядок, но от этого им ещё хуже становится... Может для каждого придумать свой шифр и его ресивер? *
- Если бы ты знал, как много людей, у которых мало мыслей, чтобы их забывать. Но твоя идея- очень интересная и хорошая.
- А должна быть теперь и хитрая.
=========
* Реси;вер (англ. receiver от receive — «получать, принимать, вмещать»):
 Ресивер — сосуд для скапливания газа или пара.
Ресивер – то же, что радиоприемник.
Ресивер цифрового телевидения –устройство, принимающее сигнал цифрового телевидения и передающее его на экран телевизора.

***
- Почему не спрячешь руки в карманы?
- А они у меня маленькие, туда даже пол-литровые бутылочки не помещаются. А вот когда у меня будет новая специальная форма, то в ней обязательно будет карман с гиперпространством, куда даже ты целиком весь поместишься или дом.
- А что такое гиперпространство?
- Гиперпространство - это такое бесконечное пространство.
- Как космос?
- Нет. Космос безграничный, он в гиперпространство не поместится. Он (космос) всё время движется.
- Почему по-твоему выходит, что безграничный больше чем бесконечный.
- Бесконечный - значит, что нет концов, он везде. И безграничный тоже также везде. Но бесконечный можно разделить и зажать...
- Границами?
- Да. А безграничный - нет, поэтому он больше, чем бесконечный.
- А время в гиперпространстве тоже будет бесконечным, или медленным, или быстрым.
- Это зависит у кого оно будет в кармане. Вот ты мне лучше объясни, если космос всё время движется, то куда?

***
- Папа, в бананах какие полезные вещества содержатся?
- Извини, я точно не могу ответить по каждому веществу и микроэлементам. Про растения и животных, обмен веществ ты всегда можешь спросить у Майи, он будет биологом. Про химические реакции и физику – у Лизы, она будет химиком-технологом. Про электричество, механизмы и инженерию – у Аскара...
- Про языки – у Талгата, он – переводчик. Про историю - у тебя, про школу - у мамы, она там работает. Про хозяйство дома - у ажеки. А вот если вам нужно что-то про новые технологии или приборы узнать, спрашивайте у меня. Я же - учёный третьего тысячелетия.

(Всё чаще то, что раньше казалось детским бахвальством, воспринимается как чётко поставленная цель и направление развития).

***
Проходим как-то мимо долгостроящегося трёхэтажного здания будущей гостиницы или торгового дома.
- Когда я вырасту, то у меня будет такой дом.
- А зачем тебе такой большой дом?
- Если у меня будет хорошая жена, как сейчас у нас дома, то будет большая семья, много детей, больше чем сейчас. Я буду хорошо и много работать, как ты.
- А что хорошего в большой семье?
- Хорошего много. Все друг за друга, помогают, много успевают сделать, весело. Только магазинам плохо. Придёт одна семья и всё сразу выкупит, магазину нужно будет опять продукты заказывать и везти.
- Так, наоборот, магазинам хорошо у них всё покупают.
- А если не одна большая семья? Одна купит всё и заберёт, а другой ничего не достанется. Она обидится и не будет здесь больше ничего покупать.
- Да. Магазину будет плохо, сынок, в таком случае. А от чего зависит хорошая жена у тебя будет или нет?
- Ну... Я...   Н Е   З Н А Ю!!! Я ещё в своей семье не пожил.

***
- Вот почитай состав, посмотри какое там СОДЕЖИРНОЕ.

***
Вечером была небольшая лекция про новый пульт управления, придуманного Жантиком, суперджипа.  Это было сделано с помощью нарисованной приборной панели и обстоятельного рассказа.
Однако, у папы возникли вопросы:
- Сынок, вот тут в блоке музыкального плейера нарушено привычное расположение системы управления. Смотри у тебя это сделано так: [VOL+|VOL-]. Обычно же, и все взрослые уже привыкли, что слева это минус, а справа плюс.  Знаешь почему? Это связано с устройством координатной прямой линии с цифрами. На уроках математики про неё обязательно рассказывают.
- Я знаю почему.
- ?..
- Мы читаем слева направо. И цифры точно тоже: 1,2,3,4,5... Поэтому надо исправить.
- Молодец!

 * * *
- Вот в этом инфо-блоке, ты сказал, что подаются сигналы об ошибках и угрозах с помощью... э-э-э, светопоказательных знаков, которые...
- Папа, это же просто светодиодные лампочки.

* * *
- Почему вот этот блок, ты называешь самым главным? Ты же, вроде бы, всё сделал с двойным, параллельным контролем?
- Потому что именно этот блок занимается управлением, как президент управляет страной, так наш мозг управляет телом.

***
Во время обеда Жантик, поевший чуть раньше, подойдя к столу позже всех, обнаружил, что его место занял папа:
- Ой, ты сидишь на моём табурете.
- У тебя есть предложение?
- У меня нет предложения, я же не делаю акций...

***
- Папа, ты слышал астрологический прогноз утром?
- Нет, сынок.
- Давай ты будешь Стрелец, он тебе сегодня больше подходит...

***
Мы уже забыли про дневной сон, и вдруг Жаник уснул сам в своей комнате. Выходя из неё часа через полтора, был встречен вопросом:
- Ну, как? Выспался?
- Да. Полчасика полежал, - потом в уме произвёл какие-то расчёты и с возмущением произнёс.  - Целых пол-ча-са!!!!!!!! Ну, ладно, зато подрос немного.

***
Все уже пообедали, встают из-за стола, бабушка спрашивает у Жантика:
- Чего это ты гречку не доел? Совсем чуть-чуть оставил, и две ложки не наберёшь.
- Котлетки кончились.

***
- Твои пирожки - очень вкусные, но у них есть минусы: они медленно жарятся, долго остывают и быстро кончаются.

***
- Папа, а у китайцев на руках четыре пальца?
- Нет! Ты что! Это абсолютно не верно! Китайцы, японцы, как и другие народы Азии и Африки, мы все люди. У нас одинаковое строение: голова, туловище, две руки, две ноги. Отличаемся по цвету кожи, форме лица, разрезу глаз. Конечно, бывает, что рождаются дети с четырьмя или шестью пальцами на руке, без пальцев или без рук вообще. Это...
- Это значит, что их мама нарушила закон.
- Какой закон?
- Закон рождения, когда ребёнок был в процессе, она курила, пила и не соблюдала режим.
- Ты прав. (Конечно, кроме этого есть плохая наследственность и нарушенная экология, но ведь и в этих случаях виноват сам человек, нарушая законы природы и человеческие. Об этом говорить не стал, думаю, что и он сам вскоре узнает, как близок к истине)

***
(В период выпадения молочных зубов)
- Ты чего это сегодня кашляешь? Простыл на улице, наверное, на сквозняке.
- Нет. Это у меня зубов нет. Сквозняк у меня внутри, во рту, вот и простудил горло.

***
- Я разрешил тебе смотреть вместо мультиков передачи, но не знал, что там будут выражаться нехорошими словами.
- Папа, я знаю эти нехорошие слова, но ведь не говорю их.
- Ладно. Смотри дальше, хотя не думаю, что это видео будет полезным.
- Почему?
- Если человек не может объяснить простым языком что-то, то либо так говорит специально, чтобы казаться лучше, чем есть на самом деле, и продать ненужную нам вещь, либо...
- Сам не знает, что говорит, да?

***
- Сынок, а что это за шикарный город вы построили из кубиков?
- Это большой дворец, в котором будут жить король и президент.
- Сынок, понимаешь, это невозможно. Королями становятся по наследству, отец передаёт власть сыну или дочери. Президента выбирает народ. Поэтому быть одновременно в одной стране и управлять ею они не могут.
- Тогда это будет королевский дворец для президента.

***
Смотрим одну из серий "Смешариков". Спрашиваю:
- Зачем Нюше нужен принц?
- Она - девочка. Они все такие. Ждут принцев, чтобы выйти затем за них замуж.
- А мальчики?
- Мы тоже, но не так. Не думаем об этом постоянно. Один раз и всё.  Я бы хотел выбрать не "кого-нибудь попало", а такую жену как у тебя, папа. ("Любимая моя, мама нашего философа, жаль, что этого не слышала, но просто знай и гордись" ;)

***
- Ты слышишь, как я включил кран в ванной?
- Нет, сынок.
- Вот видишь, как я экономлю! Раньше вода орала, а теперь шепчет струйкой.

***
- Я уже стал взрослым. Я могу не спать (днём), моих жизненных сил хватает без этого.

***
- Почему мама у меня ничего не спрашивает? Я что - бесполезный?

***
- Папа, знаешь, никакая игрушка не интересная, если играть (приходится) только одному.

***
Сегодня забирали принтер МФУ* из ремонтной мастерской. Пока смотрели как работает сканер, Жантик прошёл внутрь и хорошенько осмотрелся. Пришлось объяснять:
- Извините, мой сын - фанат бытовой техники, особенно, пылесосов и принтеров.
- Ого! - удивился мастер и с надеждой продолжил, обращаясь к сыну. - Может ты придумаешь что-то, чтобы нам не приходилось так мучиться.

Через время, в тот же день, застав Жантика за рисованием и чертежами, спросил:
- Ты разрабатываешь новый принтер, о котором тебя сегодня мастер-ага попросил, чтобы надёжный и простой был?
- Нет, папа, я рисую. Но вот самый простой и надёжный принтер - это ручка. * Легко ремонтируется, легко заменяется. Если сильно сломалась можно выкинуть и легко купить другую.
===========
* МФУ - многофункциональное устройство, как правило, 3 в 1 (сканер-принтер-копир).
* Ручка - имеется в виду обыкновенная шариковая ручка

***
- Папа, а что такое бар, про него вот в кино, даже мультиках много говорят?
- Это место, куда после работы приходят отдохнуть взрослые. Но это не спальни или спортзалы с бассейном. Это место, где танцуют, едят и пьют, иногда не то, что полезно для здоровья, но помогает отвлечься от проблем.
- Значит, это место 18+, туда можно только взрослым, как вчера - все вместе смотрели такое  кино и ели чипсы, а мне нельзя, потому что должен ложиться рано спать.
- Но вчера никто не ел чипсов, и я пошёл с тобой читать тебе же книжку!
- Бар - это, где взрослым можно, а детям нельзя. Вчера же вы могли есть после того, как я заснул?

"Эх, как точно ты определил, сынок, - подумал, размышляя об услышанном. - Что только там "бар", где "есть, присутствует, в наличии," а в остальных местах - жок, отсутствует, нет, запрещено."*
=========
* Здесь игра слов.
"Бар" в казахском языке означает не только питейное заведение, но подтверждение того, что есть, присутствует, в наличии и т.п.
"Жок" - в казахском языке соответствует отрицанию "нет".

***
- Это хорошо, что в нашей семье я родился позже всех?
- Почему?
- Потому что мои сёстры могут научиться ухаживать и заботиться о ребёнке.

***
- Надень, курточку, прохладно стало.
- Нет, мама. Мне не холодно. А... хотя руки и плечи холодные, я лучше оденусь. В семье нужно всем заботиться о самом маленьком, потому что он как кошка... (только) приносит счастье в семью.

***
- Папа, ты сказал, что чтобы победить страх, нужно просто не давать ему свою силу, - уточнял маленький исследователь, поднимаясь вверх по приставной лестнице шаг за шагом. - Это значит, что страх не имеет своей силы и просто поселяется в нашей голове? Значит, не давать ему силу - это не пускать его туда на долго, быть не гостеприимным.
- Да. Может ещё научиться не пускать его совсем? Обходится без него.
- Совсем без страха нельзя, - попался на уловку отца новоиспечённый верхолаз, труся подниматься дальше самые верхние ступени. - Страх может помогать и спасать человека. Например, когда падает дерево или рушится крыша, страх правильно подсказывает бежать подальше оттуда.
- Да. Это диалектика, сынок. Верно мыслишь.

***
- Ой, сынок, что это за татуировки у тебя по всему телу - на руках, на ногах, за ухом?
- Это просто пятна, я испачкался.
- Маркером, фломастером?
- Нет, шариковой ручкой. Это РУЧЕЧНЫЕ ПЯТНА.

На следующий день снова на бёдрах наблюдаются пятна, но зелёного цвета и более масштабных размеров.
- Сынок, что опять?
- Нет. Это я комарам там, где они меня покусали, зелёнкой написал, что о них думаю.
- Что?
- Кровососы!

***
- А это герой. Он - самый лучший. У него есть супер-возможности.
- Сынок, можно вопрос: он - герой, потому что лучший или лучший, потому что герой?
- Ну, папа, героем может быть и не лучший, но лучший должен быть героем. У него же есть возможности, а других их нет.
- Подожди, т.е. можно просто развиваться и стать лучшим, а, значит, сразу превратиться в героя или нужно что-то важное сделать?
- Конечно, нужно сделать важное, а то как все узнают про твои возможности?
- А если он не хочет, чтобы все знали про его возможности?
- Он же герой, ему нельзя прятаться. Возможности пропадут.
- Ну, хорошо. Важное для кого должен делать герой: для себя или других.
- Для других и для себя. Это вместе. Он же герой, по-другому не получается.
- Если надо будет выбрать? Для себя или остальных?
- Он же герой... э-э-э, без вопросов.

***
- Папа, ты своими вопросами иногда ДОВОДИШЬ меня ДО БЕСТОЛКУ!!!

***
- Вот, папа, опять ты так сделал! У меня в голове есть КНИЖКА ВИНОВНОСТЕЙ, куда я всё записываю. И на сегодня твоих виновностей там больше всех.

***
- Супергероем, папа, я уже говорил, может быть обычный человек, у которого нет супервозможностней или супервещей. Стать супергероем можно дома. Если ты потихоньку начинаешь помогать взрослым - поднимаешь то, что уронили, убираешь за другими, помогаешь в делах. Это так начинают геройничать.

***
- Этот порез до смерти меня...
- До смерти? Ты умирал?
- Нет. Я не умирал.
- Но ты сказал "до смерти". Это значит, что ты умирал.
- Я не умирал... Значит, я -  бессмертный!!!

***
- Ой, я не слышал тебя, задумался что-то. Но теперь вот сразу вспомнил и понял, что тебе нужно. Это хорошо, что Вселенная придумала такую вещь как "ОТВЫДУМЫВАТЬ".
- Забывать.
- Да, забывать. Когда в голову вдруг лезут какие-то глупости или мультики. А потом, хоп, делаешь возврат, забываешь эти мысли, включаешься, и ты уже снова в реальности.

***
- Я так устала, неужели получится лечь спать до двенадцати часов (ночи).
- Если бы я, мама, был настолько умён, я бы за тебя поработал.

***
- Папа, как называется, когда человек смотрит вперёд, но видит всё, что происходит сбоку? Политическое зрение?
- Аха-хах, нет, сынок, это называется "периферическое зрение". Хотя должен признать про политическое зрение ты практически не ошибся - смотреть для всех вперёд, но видеть, внимательно следить за тем, что происходит сбоку.

***
- Эхххх, что за незнайки делали. Всё перепутали.
- Папа, про Незнайку ты пошутил? У нас все в семье шутят, можно фамилию поменять, будем семья Шутниковы.
- Я не шутил, сказал бы и похуже слова, только ты ещё маленький.
- Я - маленький, они - незнайки. Мы что все - плохие?
- Кто мы?
- Кто не старый или не как ты. Молодой.
- Пока не все. Но скоро будут. Читать перестанут, думать уже не хотят, только мечтают и деньги считают, а как правильно делается не знают, знать не хотят и не сделают ведь правильно.
- Я думаю, что нельзя всех называть незнайками. Может кто-то только начал читать и будет умнее.
- Ну, раз ты так говоришь, значит, не всё потеряно. Значит, будут не только незнайки. Это хорошо. Хочется в это верить.
- Вот вырасту и сделаю правильно.

***
- Папа, почему у нас наш родной язык преподают хуже, неинтересно, чем любой иностранный?
- Наверное, сынок, предполагается,  что раз мы здесь живём, то уже знаем его немного.
- Ну, и что! Я же не буду кушать не вкусное.

***
- Ну, что сегодня у вас в школе было интересного?
- У нас сегодня на уроках было оооочень много чего неинтересного.