Добро и зло взгляд на советское кино из Голливуда

Жилкин Олег
В один день посмотрел "Короли улиц" с Киану Ривс в главной роли и "Люди, верьте мне" с Киролом Лавровым, играющим роль преступника. Ривс тоже в какой-то мере играет преступника - преступника-полицейского, борящегося за справедливость. Что меня удивило, так это разность подходов в советском и американском кино к преступникам. Если в советском кино к ним подходят с позиций возможного перевоспитания, то в американском - преступность это какое-то вселенское зло, поражающее всех без разбору, в том числе, и полицейских.

Меня "зацепила" деталь в советском фильме 1964 года, когда следователь выясняет, что вор Лавров - сын репрессированного красного командира. Так повезло, что поимка его совпала с реабилитацией отца. И даже высказывается мысль о том, что к детям репрессированных должен быть тоже особый подход, приравнивающий их с правами невинно пострадавших родителей, что и было осуществлено тридцать лет спустя специальным законом. Но суть не в этом, а в том, что вор должен быть горд за отца, которого государство подвергло незаслуженным репрессиям: "Он жил и умер коммунистом!" Мило, не правда ли?

Хороший фильм, честное слово, позиция авторов основана на пафосе двадцатого съезда с его борьбой с культом личности и трендом на гуманизацию общественного строя, считанного автором сценария Юрием Германии. Фильм смотрится свежо и актуально, несмотря на то, что с момента его выхода на экран прошло более полувека. Более того, он полемизирует с продукцией Голливуда, и заставляет усомниться в справедливости капиталистического строя, основанного на наживе,  порождающего преступность в каждом институте, и в первую очередь, в институтах власти. Понятно, что это всего лишь модели, с присущей моделям схематизацией и идеализацией реальности,  и все же немного жаль этого потерянного в истории пафоса, этой мечты об идеалах гуманного правосудия, к которому советское общество кажется было ближе, ведь он "Жил и умер коммунистом". Только он не умер, его убили.