Ложные нарративы политического дискурса

Наталья Иванова 26
Нарративы современного политического дискурса, используемые западными массмедиа, призваны затушевать значение употребляемых понятий, сделать их неясными и расплывчатыми, заполнить их общими неконкретными идеальными представлениями и навязать эти расплывчатые понятия потребителям информации с целью их зомбирования.

Когда речь идёт о свободе, демократии, правах человека – у этих понятий нет конкретных дефиниций, предполагается по умолчанию, что  и так всем хорошо известно, что это такое.

А что на самом деле всем хорошо известно, так это то, что это - «хорошие»  слова и что если звучит призыв бороться за свободу и демократию, то все люди с идеалами просто обязаны следовать этим призывам.

А ведь эксплуатация такого качества как «души прекрасные порывы» - довольно подленькое занятие. Человек очень дорожит своей душевной чистотой, если он сумел её сохранить к зрелым годам. Он знает цену этой чистоте и бывает счастлив, если она оказывается востребована. И тут приходят дяденьки (и тётеньки), имеющие лишь теоретические представления об этой чистоте души и используют её,  скажем, как мотор, как двигатель внутреннего сгорания, и ценящие душу и её чистоту, только как двигатель процессов, которые им нужно раскачать. Как сутенёры, выводящие невинных девочек и мальчиков на панель.

А что на самом деле стоит за понятиями, за которые чистых душой людей призывают класть себя на алтарь борьбы за всё хорошее?

Например, что такое свобода?

Во Всеобщей декларации прав человека в Статье 1 записано: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. В Декларации независимости США свобода упоминается наряду с жизнью и стремлением к счастью как неотъемлемое право каждого человека. Революционеры Франции боролись за свободу, равенство и братство.

Когда мои ученики в нашей языковой школе заканчивают курс немецкого языка, они получают от немецкого государства ещё сто часов на курс, который мы для краткости именуем политикой. Здесь они знакомятся с законами, историей и культурой Германии. Самая трудная для них тема – конституционные органы.

Начинаем мы с Конституции, или Основного закона, как называется конституция ФРГ. В статье 1 записано: Достоинство человека неприкосновенно. Мы переводим это предложение на родной язык каждого ученика, учим его по-немецки. И тут я спрашиваю: а почему достоинство? Почему не свобода поставлена на первое место по значению в жизни каждого человека, а достоинство? И мы начинаем вместе размышлять. Я спрашиваю своих учеников, свободны ли они в школе. Они говорят: нет, конечно. А свободны ли вы в семье? – пытаю я дальше. Нет, конечно, следует ответ – в семье у каждого много обязанностей. А на работе? Опять нет. А в государстве? Ещё меньше. И приходим к выводу, что свободы нет, потому что жизнь каждого человека состоит как из прав, так и из обязанностей. Это очень хорошая подводка к теме гражданские права и обязанности, но наш разговор о первой статье конституции ещё не закончен. Можно ли жить без абсолютной свободы? – спрашиваю я дальше. Конечно, отвечают они – мы  же живём. А можно жить без уважения человеческого достоинства? И все говорят: нет, нельзя. Они знают и другие слова, имеющие хождение в их языках – это честь или гордость. И они точно знают: нельзя жить, если унижается честь или если ломается гордость. И они целиком и полностью соглашаются с первой статьёй Основного закона ФРГ.

Свобода – это идеал, в земной жизни недостижимый. Самый свободный человек на земле – это Агафья Лыкова. Она не имеет семьи и живёт вне государства. Вот только с природой Агафье приходится считаться, так что абсолютной свободы и она не знает.

Как насчёт свобод в современной Германии? Поскольку мы уже выяснили, что без свобод жить вполне себе можно, рассмотрим, какие несвободы предлагает нам государство ФРГ.

В Германии «по-чёрному» работать, естественно, запрещено, но многие иностранцы (немцы – редко) всё-таки работают нелегально. Вот только полноценно жить на эти деньги не получится.  Все платы: квартплата, электричество, телефон, медицинская страховка, пенсионый фонд, налоги, страховки – всё проходит только через банковский счёт (через карточку). Наличными можно расплатиться только в магазине. Немец абсолютно «прозрачен», что касается его доходов и расходов. Он не может заработать на стороне 500 евро и провести эти деньги как оплату за что-то. Его тут же возьмут за жабры и спросят: а откуда взялись эти денежки? А почему с них не уплачены налоги? С любого поступления на счёт (даже если это подарок на день рождения или рождество) нужно заплатить подоходный налог.

В Германии есть институт прописки. Нельзя снять квартиру и не прописаться в ней. А также нельзя жить в квартире или в доме и не платить квартплату.

Бывают ситуации (правда, редко), когда работающий взрослый ребёнок живёт один или со своей семьёй в доме родителей. Финансовым ведомством это рассматривается как подарок cо стороны родителей. Рассчитывается, сколько бы этот взрослый ребёнок  платил за это жильё, если бы снимал его в другом месте, и эта сумма облагается налогом. Если же родители заключают с ним договор о сдаче жилья, то платят налог уже они. То есть, в какую сторону ни пойдёшь, платить всё равно придётся.

Это только два маленьких примера того, что есть в Германии и нет в России.

Живущие в Германии охвачены государством со всех сторон. Сопротивляться бесполезно. Иностранцы, переезжающие в Германию, поначалу трепыхаются, а потом сдаются. Есть, конечно – я сама знаю таких – которые живут на социальную помощь, а сами неофициально подрабатывают. Но со временем и они понимают, что лучше жить по-честному. И почему-то я не слышала здесь разговоров о произволе со стороны государства. Только если государство показывает слабину (как в России), то тут на него и сыплются обвинения в бесправии и произволе.

А что такое демократия? Это власть народа. Но весь народ к власти придти не может. Это такой красивый эвфемизм, фигура речи. А на самом деле что? К власти приходят вполне себе конкретные силы, в результате выборов, и на основании этого факта они и заявляют, что представляют интересы народа. То есть демократия в современном понимании – это приход к власти кого бы то ни было в результате выборов. И тут разворачивается такой простор для творчества! Это и подтасовки, и фальсификации, и зомбирование подведомственного населения. А после выборов можно образовать коалицию из партий, каждая из которых никогда  не набрала бы большинства (как в Германии) и править ничтоже сумняшеся. А если добавить к этому, что в Германии не выбираются политики, а выбираются партии, то в результате таких выборов к власти приходит человек, которого, во-первых, никто не выбирал, а во-вторых, за партию которого проголосовало гораздо меньше половины населения – за партию Меркель, например, проголосовало только 33% населения. Но это демократия, Карл!

А если добавить, что в Германии не проводятся и никогда не проводились референдумы, что народ вообще никогда ни о чём не спрашивали и не спрашивают, то картина обретает свои завершающие черты.

Но не всякое государство, в котором  есть выборы, условный Запад называет демократией. Есть ещё один нарратив – несменяемость власти. Чисто теоретически и даже практически несменяемости власти не существует по причине того, что человек смертен. Ну ладно, несменяемость так несменяемость. Если это королева, саудовские принцы или «глубинное государство», то ничего страшного. А если это, что называется, «режим» (ещё один нарратив), то тут покой Западу только снится. Плохи все: и Мадуро, и Путин, и Си, и батька, конечно, и Орбана в ту же корзину.

Плохо – и всё! А почему плохо? Разве нет успешных государств, в которых несменяемость власти – как раз основа стабильности? Да сколько угодно. Все монархии мира тому пример. Китай – ещё один пример. Да и батька, которого критикуют по праву, создал такой несменяемостью условия для стабильной и мирной жизни в Белоруссии.

Особенно забавно, когда в несменяемости власти Россию упрекает Германия. В ФРГ нет ограничения сроков правления для бундесканцлера. Теоретически в Германии как раз созданы все условия для такой несменяемости. В этом году исполняется шестнадцать лет пребывания Меркель у власти. И она могла бы и в этом году принять участие в выборах и остаться у власти. И если она этого не делает, то в Германии, хотя и не говорят об этом, но все знают, почему: здоровье фрау бундесканцлерин оставляет желать лучшего.

Демократия – мираж, который не имеет ни чётких очертаний, ни видимых преимуществ перед другими формами организации общества. Её можно при желании так сфальцифицировать, что ничего, кроме слова, от неё не останется.  Запад – тому яркий пример. И сосредоточенность на ней пропагандисткой западной машины призвана отвлечь от смысла и навязать очередной морок.

Условный Запад призывает людей бросаться на баррикады ради того, чего не существует в природе. Нет абсолютной свободы, не существует в мире демократии в её незамутнённом виде.

Давайте ещё поборемся за счастье, справедливость и правду. Хотя...  «Все говорят, нет правды на земле. Но правды нет – и выше». Разделял ли великий Пушкин философию Сальери, в уста которого  вложил эти слова? Знал ли он, что идеалов в жизни не бывает и что живут они лишь в душе каждого чистого помыслами человека? Но что Пушкин, кроме прочего, действительно умел – так это думать. Чего и всем желаю.