Философские вопросы. Новое. Часть 25

Татьяна Химич
1. Каково назначение поэта и поэзии?

Созданные по образу и подобию Творца всего мироздания, люди являются творцами в миниатюре. Нам недоступно создание душ, материи, энергии, как Богу. Наши возможности ограничены человеческой природой и её благословениями. Адам получил от Бога дар слова и творческую природу, что делает человека уникальным созданием. Совмещение двух особенных даров и рождает высочайшую форму творчества – поэзию.

Поэты всех времён посвящают стихи Богу, любви, родине, природе, смыслу жизни, а современные стихи часто воспевают пошлость, недостойную великих даров. Всё земное прейдёт, что останется в вечности? Существует ли вечная поэзия и какая она?
Вечно лишь Божие: любовь, истина, добродетели – потому что имеют в себе Дух Божий. Такова и подлинная поэзия. Она непременно посвящена Богу и воспевает Бога, Его Истину, Красоту и Любовь. Высокая поэзия – это Божественная Истина, облеченная в ангельский язык.
Вселенские поэты: святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, святой преподобный Роман Сладкопевец, святой царь и пророк Давид – прославляют Небесного Отца своей поэзией, которая звучит на Богослужении в Церквях и по всей Вселенной.
 
Вдохновенный Святым Духом поэт – ещё и пророк, и целитель душ, и богослов, и патриот земного и небесного Отечества. Он исполнен даров Святого Духа – всеведущего, животворящего, созидающего Духа Любви и Истины.
«Поэт» переводится с греческого как «творец», что отражает суть дарования.
Поэт – творец, ведь слова и образы формируют мировоззрение, а с ним и действительность целых поколений. У слова огромная сила: созидательная или разрушительная. Но Божий поэт призван созидать ценности, смыслы и прекрасное в душах людей совместно с Богом.
Апостолы Иоанн Богослов, Марк, Матфей и Лука составили Евангелие, руководимые Святым Духом – Богом. Так что Евангелие является Словом Божиим, и Сам Бог обращается к нам, наставляя, благословляя и утешая.

Велика сила одухотворённого слова!
«Только в Божественном слове – «да будет!» – он (мир) получает вечное основание для своего бытия». «Но однажды получив бытие, тварь будет существовать вечно. В Боге нет ничего прекращаемого, ничего исчезающего: слово Его исходит, но не проходит."Слово Господне пребывает вовек" (Библия. Первое соборное послание святого апостола Петра 1:25). (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 162, 163).

2. Какова роль книги в жизни человека?

Благодаря книге мы напрямую беседуем с её автором, жившим сотни или тысячу лет назад. Действительно, книга – диалог писателя с читателем. Она концентрат опыта, мировоззрения, осмысления, переживаний автора.
Благодаря Богодухновенным апостолам мы имеем возможность не только узнать Бога и
Его Истину, но и говорить с Ним, ведь Евангелие – это Слово Божие, обращённое к нам. Оно одухотворено любовью Небесного Отца к людям. Руководимые Святым Духом, мы находим в Евангелии ответы на самые сложные вопросы.

Также и книги, написанные святыми – носителями Духа – бесценный клад для души. Нам разъясняются не только Истины Священного Писания, Богословские вопросы, но они учат и правильной духовной жизни, без которой так просто свернуть в погибель. Сотни примеров богоугодной жизни святых указывают верный путь ко Христу.

Но, к сожалению, вредные книги воздействуют на души читателей не меньше, отравляя головы, сердца, заполоняя неокрепшие души ложными, скверными образами. Так действует любая еретическая литература, революционная пропаганда, пошлая философия, развращающая бульварщина.
 
Прочитанное и увидено однажды, не исчезает из наших умов и душ. Мы можем забыть образ, но мозг и душа вписали его в историю нашей вечной жизни.
Прекрасная, одухотворённая, глубокая литература и поэзия способны взрастить настоящего человека, подавая ему примеры благородства, веры и любви. А где сегодня взять такие примеры, как не в книге? Многим ли в жизни встречается человек, достойный похвалы от Бога?

3. Наше сознание воспринимает вещи, какими они есть на самом деле, или же мир другой?

Человек совмещает в себе две природы: материальную (тело) и духовную (душу) – и принадлежит двум мирам. Но мы не осознаём духовный мир из-за ограничений тела. Органы чувств связаны с мозгом – органом, принадлежащим материальному телу, мы скованы его интерпретациями до самой смерти. Такое ограничение, на самом деле, благо для человека. Созерцая реальность в полноте, человечество не смогло бы жить в ужасе происходящего. Ведь краткая земная жизнь – это кровавое поле битвы, мясорубка, в борьбе с невообразимо страшными демонами за вечную жизнь каждого из нас.

4. Верно ли, что «сущность свободы заключается в возможности поступать иначе, если я желаю чего-то другого»?

Разумных существ – Ангелов и человека – Бог наделил свободой, которую Он уважает и не нарушает. Богу не нужны рабы, и человек призван добровольно славословить Творца.
«Если неодушевлённые и неразумные творения постоянно, хотя и бессознательно, служат орудиями откровения беспредельного величия и Благости Божией, неумолкаемо провозглашая Божественную Славу…, то разумные существа призваны славословить Бога свободно и сознательно и тем самым восходить к единению с Ним. Митрополит Филарет (Дроздов) говорит, что человек поставлен священником и пророком по отношению к твари, он призван возглавить величественный хор земных существ, славословящих Творца.» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 172)

Верно ли, что «сущность свободы заключается в возможности поступать иначе, если я желаю чего-то другого»?
Исходя из рассматриваемого суждения, получается, во-первых, что есть некое единственно верное должное поведение, которое требует от существа Бог. Во-вторых, существо обязано так поступать. Поэтому возможность поступить НЕ ТАК понимается как свобода. То есть желание и возможность поступить ПРОТИВ воли Бога воспринимается как проявление свободы.
 
Казалось бы, так и есть. Да не так. По сути – поступок против воли Бога – это не свободный поступок, а наоборот, добровольное рабство греху. Ведь нарушение воли Бога – это и есть грех. Так зло и появилось в сатане и разрослось повсюду.
Всё дело в том, что само желание поступить иначе, чем установил Бог – это уже употребление свободной воли во зло, то есть существо, желающее ослушаться Бога, уже согрешило в духе, мыслях и чувствах, в намерении, в волеизъявлении. Дух Божий не разделён Сам в Себе, и носитель Духа (безгрешный) желает того же, что и Бог (в рамках своей природы, разумеется). А повреждение грехом (злом) приводит к ослушанию и протесту.

Более того Бог не прописывает жёсткие алгоритмы поведения никому. Это легко увидеть даже в животном мире. Животные не свободны в своей воле и живут по установленным Творцом инстинктам и законам, но даже они в некоторой степени свободны. К примеру, к одному человеку собака более расположена, чем к другому, и даже способна отдать жизнь за хозяина. А дикие животные? Известны случаи приручения и львов, и медведей. Тем более разумное существо не ограничено единственным алгоритмом поведения.

Таким образом, свобода заключается в свободном выборе.
Человек достигает полной свободы, только действуя в согласии с волей Бога (не противореча ей). Если человек делает свободный выбор поступить против воли Бога (даже в мысли и намерении), он наносит себе рану (поскольку делает выбор в пользу зла). Он неизбежно повреждается и становится, в конечном итоге, рабом греха, ведь в силу вступает закон: грех стремится к умножению и распространению (как вирус или язва). Повторяясь многократно, превращается в страсть – болезнь души и тела, диктуя свою волю больному. Действительно, кто управляет азартным игроком, спускающим состояния на карты? Неужели он сознательно желает лишить свою семью дома и пропитания или он раб азартной страсти?

5. «Религия – опиум для народа»?

В этом коварном посыле нас пытаются убедить в двух вещах: с одной стороны, показывают религию, как обезболивающее для страдающего народа, а с другой – выставляют религию подобием наркотика, затуманивающего светлую голову атеизма.
Не секрет, что лозунг придуман врагами Бога и Церкви для насаждения своей «веры» и управления народом. Обычная манипуляция: в своём же коварстве обвиняют противоположную сторону – Церковь.
Опиум для народа – это культ вседозволенности, удовольствий, богатства, демократии и подобные идеологии, то есть любая иллюзия и ложь, уводящая как можно большее количество людей от единственной правды.
А правда заключается в том, что мы будем существовать вечно. А вечно лишь то, что угодно Богу-Христу: любовь к Богу и ближним, смирение, вера, бесстрастие, таинства Церкви и богоугодная жизнь во Христе.

6. Что такое пространство?

Пространством нельзя считать пустоту, в которой располагаются некие объекты относительно друг друга.
Известно, что Бог вездесущ, то есть присутствует везде. Поэтому пространство – это не пустота.
Ангелы – духовные сущности – не имеют тела и какой-либо формы, поскольку бестелесны. Но они не вездесущи, а локализованы в своём пребывании. Ангелы не ограничены атомами вещества, поскольку нематериальны. Но их множество – и все они уникальные личности, то есть отличаются друг от друга. Значит, всё их множество живёт в некоем духовном пространстве. Следовательно, пространство вообще нельзя измерять материальными объектами. Это нечто нематериальное.
Но и знакомое нам материальное пространство не пустует, всё непрерывно взаимодействует и движется: атомы, энергии, поля. Но связывает во едино всё Бог Своей созидающей энергией – благодатью.
Материальное пространство – это скорее некая сгруппированность объектов единым принципом во времени.
А пространство в целом – это энергия Бога (благодать), в которой и благодаря которой происходят все существующие процессы мироздания.




«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)