С четырёх до пяти

Степания Самей
В данной главе:

1. Не навредить бы душевному складу ребёнка
2. Ты что же, деточка, мысли мои читаешь?
3. О вечной душе, о смерти бренного тела
4. Это всё любовь!
5. Из июньских прогулок с внучкой
6. Прогулки не для развлечения?
7. Учить детей противостоять отрицательному
8. Как мы с Василиссой познавали о нашей планете
9. Чем знаменателен пятилетний возраст ребёнка



1). НЕ НАВРЕДИТЬ БЫ ДУШЕВНОМУ СКЛАДУ РЕБЁНКА


Позволю себе начать с раздумий о внучке.

Два дня назад Василиссе исполнилось 4 года. Вроде бы ещё малышка. Но вместе с тем всё осознанней её восприятие рядом с нею протекающей взрослой жизни. Всё больше психологической нагрузки ложится на её маленькие плечики. Какие глубокие мысли рождаются в этой милой красивой головке!

Как ей, ребёнку, живётся среди нас, сплошь взрослых? Мама, папа, две бабушки, дед, тёти, дяди... Каждый из окружающих Васеньку специально или без какого-либо умысла навязывает ей личные, не всегда правильные, жизненные установки. Уверена, её сознание мечется, что оно напряжено больше, чем нужно для данного возраста.

… Сегодня я была в гостях у Васеньки. Сидим с ней на диване, играем с её любимой игрушечной кисой Мурысей, «кормим» её, «купаем» в ванночке. Васенька сидит у самого края дивана, спиной к краю.
Я: «Васенька, упадёшь».
Она: «Мне уже четыре года. Я смелая, не боюсь падать. Если упаду, плакать не буду».

Вроде смотрит на меня, но, как бы, на несколько секунд ушла в себя. Вдруг звучит её вопрос: «Зачем меня сюда послали?» Ждёт от меня ответ.

Я растерялась от неожиданности. Во-первых, была уверена, что она всецело увлечена игрой. А она, успевая играть, помыслила над далеко не детской темой, которую мы сегодня вовсе не затрагивали. Надо признать, что у неё рождаются подобные мысли, когда она находится рядом со мной. Оно и понятно, поскольку я веду с ней разговоры о неземных вещах. Пока, кстати, кратко и мимоходом.

Но почему возник такой вопрос сейчас? Что послужило причиной его появления?

… Очень люблю и жалею мою маленькую внучечку Васеньку, восторгаюсь её проницательным умом! Растёт на моих глазах. С рождения до девяти месяцев жила со своей  мамой, моей дочерью, у нас с дедом в деревне. Я привязалась к ней всем сердцем. Была дважды свидетелем её психологических и физических страданий, выпавших на долю малышки в её один, затем в два месяца. И испытания в младенчестве, и бытовые неурядицы, и неровные взаимоотношения между собой взрослых оставили и продолжают оставлять отпечатки на детской психике. Понятно, почему за неё мне постоянно тревожно…

Часто думаю о «несправедливости» мира, о том, что не все одарённые дети помещаются в надлежащие по их развитию жизненные условия. Хотя, не одна я как бабушка мечтаю о лучшей жизни для своих внуков. Мы, взрослые люди, жалеем наших внуков и детей, стараемся оберегать, ограждать их от бед, несчастий, дурного, вредного… В то же время через поучения, сравнения, объяснения, требования готовим их к будущим проблемам, которые обязательно войдут в их жизнь, как неотъемлемая часть земного существования.

… Вопрос Васеньки «Зачем меня сюда послали» встревожил меня. Неужели ей с нами так плохо, и этот вопрос – её сожаление о пребывании на Земле? Не из любопытства он был задан. Глаза выдавали какую-то внутреннюю недетскую печаль. Я была готова разрыдаться. Может мне, конечно, показалось…

Что ждёт дальше Василиссу, одному Богу известно. Я боюсь за неё, за своих других внуков, детей сына, уж очень много ныне зла на Земле. И где та тонкая грань объяснений о Добре и Зле нашего мира от нас, взрослых, чтобы и преподнести правильно, и не перейти меру в объяснениях о зле, но и не сокрыть правдивой информации о нём, и при этом не напугать рассказами о зле, то есть, не навредить детской психике?..


2). ТЫ ЧТО ЖЕ, ДЕТОЧКА, МЫСЛИ МОИ ЧИТАЕШЬ?


4 года, 10 дней.

Василиссе принёс дед от бабушки гостинец, здоровается с ней. Она пробегает молча мимо деда с нахмуренным видом на кухню (причина выяснилась позже: не хотела отрываться от игрушек, а мама позвала кушать).

Проходят сутки. Теперь бабушка отправляется к Василиссе, зовёт на прогулку.
У выхода встречаемся с жильцом подъезда. С ним здороваюсь я, затем Василисса громко говорит ему «здравствуйте».

Поглядываю на неё с любопытством и думаю: «Вчера не захотела со своим дедом здороваться, а сегодня с чужим дедом здороваешься».

Василисса, поймав мой недоуменный взгляд, тут же объясняет мне: «Я вчера с дедом не поздоровалась, настроение было плохое».

Неожиданно! Моя ты деточка, думаю, ты что же, мысли мои читаешь? А может ты продемонстрировала только что своё качество самокритичности, какое, как мне кажется, не характерно для данного возраста?

Вернувшись с прогулки, рассказываю дочери. Она тому находит объяснение, говорит, что вчера, как ушёл дед, провела с Василиссой нравоучение.

Пусть так. Но в любом случае радуюсь за Васеньку! Приняла к сведению, запомнила, исправилась, применила на практике. И… прочитала (без слов) недоумение в моих глазах и успокоила меня своим объяснением! В четыре года-то! Возможно ли такое? Значит возможно. Новое поколение! Пора мне отходить от стереотипов, привыкать к новому.

Моя ты радость, сокровище моё! Продолжаю с огромным удовольствием наблюдать за тобой в наши не столь частые встречи…


3). О ВЕЧНОЙ ДУШЕ, О СМЕРТИ БРЕННОГО ТЕЛА


4 года 2 недели.

Сегодня сердце наполнено счастьем: Василисса будет гостить у нас с дедом весь день! Люблю такие дни, когда имеется возможность наблюдать за её естественным самовыражением или через намеренное создание мною ситуаций, чтобы увидеть и услышать её реакцию, её разумные рассуждения «взрослого» человека.

Наверное, получится большой рассказ…

Утром идём с ней ко мне. Живём через два дома. У Василиссы тоже прекрасное настроение, ей даже не хочется гулять на улице: «Пойдём скорее к тебе домой, я соскучилась по твоей квартире. Вот бы мы жили совсем рядом, чтобы не одеваться, я бы то к тебе ходила, то домой, то к тебе, то домой!»

ДО ОБЕДА

До обеда ничего особенного не происходит, всё, как обычно: её реплики, моё удивление и умиление, которое уже начинаю скрывать, чтобы она не возгордилась.

Говорю ей, что надо деда завтраком накормить. Василисса бежит на кухню: «У нас будет здесь кафе. Деда, иди к нам в кафе! Что ты хочешь есть?»
Я: «Дед будет сыр, хлеб, масло, чай»
Василисса начинает старательно выкладывать на холодильнике «меню» из пластиковых букв на магнитиках: сыр, хлеб, чай.
Меня очень радует её тяга к знаниям, к самому процессу обучения.

Дед завтракает, а мы отправляемся в Василиссину комнату есть яблоко и играть со сборным из пластика и картона игрушечным двухэтажным домиком. Хозяйкой домика становится миниатюрная Хрюша. Василисса показывает Хрюше дом: «Вот твой балкон, здесь под солнышком будешь сидеть, вот спальня, игровая, вот кухня, гостиная, ванная». Тут слышу нотки зависти: «Мне бы такой красивый дом!»
Я ухожу на кухню, занимаюсь подготовкой к обеду, возвращаюсь и вижу полный разгром в домике и спрятавшуюся Хрюшу. С удивлением гляжу на Василиссу.
Она мне: «Неожиданно?!»
Одним, точно подобранным словом, дала характеристику моему внутреннему состоянию! Стоит трудов удержаться моим чувствам, чтобы не начать восторгаться четырёхлетним ребёнком, умеющим по взгляду не только понять настроение другого человека, но и словесно, кратко и удачно, сформулировать это состояние.

ПОСЛЕ ОБЕДА

Садимся обедать, Василисса спрашивает: «Можно я у тебя жить останусь?»
Во время обеда: «Эх ты, баба… Тебе нельзя меня кормить, я сама должна научиться!»
Вдруг, ни с того ни с сего, звучит вопрос: «Баба, зачем я тебе нужна?»

После обеда укладываю Василиссу спать, но сна у неё ни в одном глазу ( как всегда) нет, начинает шалить.
Я: «Сейчас наказание придёт»
Она: «Бог накажет?»
Я: «Да». Подумав, добавляю: «Накажет, потому что очень тебя любит. Он всех наказывает, кого любит, потому что хочет, чтобы все стали ещё лучше!»
Она: «И тебя наказывает?»
Я: «Конечно. Часто. И маму твою наказывает, и папу, и бабу Веру, и деда Валеру. Всех!»
Василисса: «Как Бог всех нас видит?»
Я: «Он нас чувствует, потому что любит, как твоя мама чувствует и любит тебя. Мы все для Бога – Его дети. А детей любят, заботятся о них, хвалят и наказывают, если провинятся».
 И тут она ложится на бочок со словами: «Буду спать»

После дневного сна полдник. Следом учебные занятия.
«Уроки» – вот то волшебное наше с Васенькой слово, которое призывает расстаться с игрушками и настроиться на серьёзный лад. На этот раз занятие не было долгим.
В книжке «Умный ребёнок» было предложено карандашом обвести по точкам чуть ли не на всей странице. Я решила сократить задание, чтобы двигаться в познании дальше. Василиссе это не понравилось, она делает мне замечание: «Эх ты, баба! Нельзя бросать. До конца нужно доводить».

После занятия обе с удовольствием рассматриваем недавно приобретенные мною украшения с полудрагоценными и искусственными камнями. Называю украшения, камни, говорю, что они меня лечат.
Она: «Как мой лабрадор меня лечит?» (висит у неё на кроватке)
Я: «Васенька, это наследство твоё от меня»
Она: «Что такое наследство?»
Я: «Когда я умру, мне уже украшения не будут нужны, останутся тебе, твоей маме Насте, твоей двоюродной сестрёнке Ксюше, тёте Алёне (Ксюшиной маме), тёте Нине (моей сестре).

Затронув тему смерти, не стала упускать благодатную возможность поговорить и об этом. Разговоров о смерти страшатся даже взрослые люди. Я не хочу, чтобы у моей внучки Василиссы сложилось негативное отношение к реальному явлению в нашей жизни – к смерти. Действительность такова: ни один человек не может избежать ни рождения, ни смерти. У нормально развитого человека должно быть спокойное понимание, что смерть – не окончание жизни, а её продолжение в иных сферах.

Я: «Василисса, когда я умру, к Богу отправится моё вот это тело или моя душа?»
Она: «Душа»
Я: «А где в нас находится душа, ты знаешь?»
Василисса поднимает свою ручку к голове.

Чтобы не огорчать Василиссу своим будущим уходом, тут же смягчаю восприятие темы смерти, произношу со спокойной улыбкой: «Каждый человек живёт то на Земле в теле, то на Небесах без этого тела, то на Земле уже в другом теле, то на Небесах без него… Тело – как одежда для души».

Василисса добавляет, демонстрируя этим полное своё понимание: «А для этого тела (показывает на себя) – такая одежда (показывает на свою футболку и штанишки).

Примерно так, доступным слогом, ненавязчиво, по представившемуся удобному случаю, обязаны, считаю, все родители давать начальные знания о вечной душе, о смерти бренного физического тела.

Подходит время расставания с внучкой.
Садимся ужинать.
Василисса кушает и говорит мне: «Баба, я о маме мечтаю, грущу…»
Я успокаиваю её: «Вот и отлично, что любишь свою маму, скучаешь по ней, она тоже очень тебя любит и тоже по тебе соскучилась! А ты же жить хотела остаться у меня?»
Василисса: «Я передумала»
Я: «Лучше, правильнее, когда дети живут со своей мамой и со своим папой, а к бабе ходят или приезжают в гости. Сейчас покушаем и пойдём к ней втроём: ты, я и дед, хорошо?!»

… Этот замечательный день закончился вечерней прогулкой по свежему воздуху.


4). ЭТО ВСЁ ЛЮБОВЬ!


4 года, 2,5 месяца

Сегодня наш с Васенькой полный общий день: с утра до позднего вечера. Такие дни я называю бесподобными! В такой день мне хочется нагрузить Васеньку знаниями, ей же хочется вдоволь наиграться с бабушкой. Приходится объединять наши желания.

Поэтому, забирая Васеньку от её мамы, говорю ей: Василисса, держи наш план прогулки, – даю ей листок бумаги с разделёнными на слоги словами, пунктами плана, помогаю прочесть, чем остаюсь довольна, затем предлагаю выбрать очерёдность её развлечений на улице.

      ПЛАН

1. НА СА-МО-КА-ТЕ
2. НА ГОР-КАХ
3. НА ЛА-ЗИЛ-КАХ
4. НА ВЕ-ЛО-СИ-ПЕ-ДЕ
5. НА КА-ЧЕ-ЛЯХ
6. НА ПЕС-КЕ

Василисса вышла на улицу с самокатом. Доезжаем до моего дома, меняем транспорт, то есть выполняем ещё один пункт плана.
Прогулка сегодня с планом и звенящим после каждого этапа будильником на телефоне прошла разнообразнее, чётче, без долгого просиживания в песочнице, любимом занятии Васеньки.

С «друзьями» Василиссе тоже удалось пообщаться, только жалко, что им от 1,5 до 2,5 лет, её ровесники ходят в детский сад. Правда, есть у Василиссы ещё две «подруги»  – 30-летние мамы маленьких детей. Конечно мне, бабушке, хотелось бы, чтобы у моей внучки было много хороших друзей! Но ими надо обзаводиться уже сейчас. Для того важно ходить в детский сад.

Кстати, про детский сад.

Он детей простужает, заражает,.. он же закаляет. Не об этом.
Наша Василисса уже в том возрасте, когда коллектив сверстников ей крайне необходим, каким бы он ни оказался! Именно сейчас, без особых стрессов для психики, она учится общению, взаимодействию с себе подобными и взаимодействию с воспитателями-наставниками, требующими, в первую очередь, послушания – важного качества божьих душ.
Дети, прошедшие в детском саду адаптацию к социуму, получившие много полезных навыков и умений, каких они не приобретают в семье, затем лучше втягиваются в школьный учебный процесс, быстрее вливаются в ученический коллектив…

… У нас с Васенькой продолжается прогулка.
Мы рядом с песочницей. Здесь копаются и малыши, и 10-летний, ещё один «друг» Василиссы, мальчик-третьеклассник. Василиссе он более  интересен, чем малыши. Она наблюдает за его работой. Мальчик пытается сделать из песка куличик, который постоянно рассыпается. Мальчик сердится и говорит, что вот сейчас-то у него куличик обязательно получится. Однако в очередной раз терпит неудачу. Василисса при этом глубокомысленно изрекает: Как насыпал, так и сложил (то и получил).

Выполнив все пункты нашего плана с обязательным полезным повторным прочитыванием, идём ко мне домой.

Я расставляю и раскладываю обед, Василисса обращается ко мне: Не буду терять время, буду играть. В стоматолога. Дай, баба, мне тетрадку. Через минуту-две иду любопытствовать, зачем ей нужна тетрадка.  Вижу крупные печатные буквы на весь лист: ВЛАСО…
Она увлечена печатанием, говорит: Баба, помоги, не умещается на листок.
Спрашиваю: Что пишешь?
Она: Я же врач, моя фамилия Власова. Помогаю ей, вместе допечатываем: ВА.

До этого дня мне ещё не приходилось видеть её самостоятельное печатание букв. Конечно, испытала большую радость.

Зову обедать. Чтобы резко не отрывать от игры, предложила стоматологу перекусить и на холодильнике на кухне из магнитных букв выложить для её больных, что нужно.
Читаю: ПАЦЫЭНТЫ… Я довольна! Пусть с ошибками, зато сама! Исправили…

Поев, просит: Поставь меня на подоконник. Помогаю ей подняться. Она любит из этого окна смотреть вниз, открывается почти весь двор с детской площадкой.

Василисса: Как хорошо у тебя видно из окна! Вон бабушки пошли в 3-ий подъезд!
Я: Откуда ты знаешь, что это 3-ий подъезд?
Молчит.
Я: А где 4-ый подъезд?
Показывает в нужную сторону, хотя из моего окна виден только один 3-ий (у дома своеобразное строение).
Я: А 5-ый где?
Она, смеясь, ладошкой себя стучит в грудь: Здесь! Это наш, пятый!
Я снова довольна, на этот раз её умением пространственно правильно сориентироваться.

Непосредственно перед укладыванием в постель для дневного сна.

Я: Василисса, нужно убрать игрушки и ложиться в постель. Она начала складывать игрушки. Я стала ей помогать. Василисса с нежностью и благодарностью посмотрела на меня и произнесла потрясающие слова: ЭТО ВСЁ ЛЮБОВЬ! Я ЗНАЛА, ЧТО ТАК БУДЕТ!

Милая-милая моя внученька! Что именно ты знаешь, я могу только предполагать. При таких взрослых твоих откровениях и умозаключениях никогда не позволю себе тревожить тебя своими любопытствующими вопросами, чтобы не навредить твоей самостоятельности суждений.

Спит Василисса днём мало. Долгий сон – не про неё.

После полдника – любимые уроки с переменками. На уроках выдаёт заумные ответы, зачастую уровня учеников начальных классов.
Затем играем, ужинаем…

Каждый миг, проведённый с Василиссой, с созерцанием её детской непосредственности, перемежающейся глубиной мысли взрослого, наполняет меня некой благодатью, благодушествованием, чувством благодарности к Высшим Силам, позволившим мне, обычному человеку, стать воспитателем незаурядной личности, яркими красками тем самым расцветив мою увядающую жизнь…

… Собираемся после ужина домой к Василиссе.

Я: Мама твоя ждёт тебя, соскучилась по своей Васеньке!
Она: Рассказывай!..
Ей постоянно хочется, чтобы я что-нибудь рассказывала. Любит мамины рассказы про ёжика, мои про кошечек. Мы с дочерью уже могли бы издать тома этих нескончаемых рассказов, каким, по меньшей мере, уже года по три есть…
Я: Василисса, я не знаю, что рассказывать, фантазия иссякла. Может, ты мне что-нибудь расскажешь?

В этот раз не пришлось Василиссу уговаривать.
Она тут же начала: Когда-то был такой парень Димел (в рассказах-сочинялках употребляет необычные имена и названия, так, страну, где живут её выдуманные кошечки, назвала Эгепессией). Он приобрёл средство, которое уменьшает дома. И он ещё сделал так, чтобы маленькие дома становились большими домами. И как он, этот Димел, сам себе такое средство, и он сам уменьшился, и его не нашли. Димела.

Что тут скажешь?... Писательский талант Василиссы налицо. Успевайте, взрослые, что рядом, развивать этот и другие её таланты!..



5). ИЗ ИЮНЬСКИХ ПРОГУЛОК С ВНУЧКОЙ



4 года 4 месяца

Подожди, Василисса, как ты сказала, хочу записать, – однажды останавливаю внучку на прогулке, боясь забыть что-то, ею сказанное.
Она с понимающим видом повторяет. Затем спрашивает: Ты для меня пишешь? Когда я стану мамой, буду читать моим детям, какая я была маленькая?

Среди огромного нашего окружения буквально единицы людей, с которыми наше с ними общение можно назвать лёгким, комфортным. У меня, на удивление, как раз на первом месте моя четырёхлетняя внучка – маленький человечек с худеньким тельцем, с красивым личиком, с открытой к миру душой, с доверчивостью к нему и правдивостью, с её потрясающим умением улавливать настроение собеседника, с неподдельной к нему участливостью, с любовью, добротой и умилением к братьям меньшим: букашкам, растениям, животным.

С ней не просто легко, с ней удивительно! Но раскрывается Василисса, расцветает, пока только с близкими ей по духу…

На одной из прогулок в руках Васеньки маленькая машинка. Кроме неё и большого мальчика других детей не видно. Скорее от скуки, этот мальчик, как выяснилось позже, перешедший во второй класс, подходит к Василиссе: Ты любишь с машинками играть?
Василисса: Да.
Он протягивает ей свой пистолет на батарейках: А в войну со мной будешь играть?
Василисса берёт его игрушку и несколько растерянно смотрит на меня.
Я помогаю им начать игру.
Увы. Не лучшая, конечно, игра, но что делать, куда деваться от «привычек» нашего низкого мира?
Пах, пах! – моя Василисса с огромным удовольствием бегает за мальчиком.
Интеллигентного вида бабушка мальчика неоднократно кричит ему: Осторожно, она маленькая, не убегай от неё так быстро!
И мне, сокрушаясь: Какая миленькая девочка! Такое аристократичное личико и… с пистолетом…
Скоро мальчик находит Василиссе замену в лице другого мальчика, забирает у Василиссы пистолетик. Внучка огорчается, но, тем не менее, говорит мне радостно: Я не знала, что мальчик может быть подругой! Другом, – сама себя поправляет.

… Погода в июне изменчива: то жара, то довольно прохладно. Вышли с Васенькой из дома легко одетые. Она, сжимая плечики, восклицает: Как минимум, зима!

… После усиленной тренировки то на самокате, то на велосипеде, спрашиваю у неё: Устала? Она: Хоть в кровать!

… Собираемся втроём на прогулку: Василисса, дед и я. Дед уже вышел из квартиры, стоит за раскрытой в тамбур дверью. Василисса возле двери, ждёт, когда сложу прогулочные игрушки. Дед, улыбаясь, манит её рукой, мол, выходи.
Василисса мне: Баба, меня дед звал.
Я: А ты?
Она: Я не вышла.
Я: Почему?
Василисса: Я делаю выбор, к нему идти, или с тобой остаться.

… После очередной дневной прогулки спешно передаю Василиссу  своей дочери, тороплюсь на укол.
Василисса переживает за меня, шлёт мне на прощание воздушный поцелуй, приговаривает: Ты знай, баба, что я всегда буду рядом!

Сердце радостно сжимается от такой чистой и преданной любви ребёнка…



6). ПРОГУЛКИ НЕ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ?



4 года 5 месяцев

И приходит же кому-то в голову, что детские прогулки не должны служить постоянному развлечению. Лето, солнце, свежий воздух… Прекрасная пора для отдыха!
Обсудим иной взгляд? Разговор предстоит интересный.

1

Наша 5-я раса – самая отсталая по развитию из всех предыдущих рас. «Общий мозг» человечества развился за всю историю данной цивилизации всего от 3-х до 6-ти процентов, в редких случаях до 10-ти процентов, в то время как Высшими планировалось развитие мозга человека до 50-ти процентов. Колоссальное отставание!
Следующей 6-ой расе ставится задача развития мыслительного аппарата до 90 процентов. А следующая раса – это можем быть мы с вами, наши дети и внуки…Когда же тогда станем навёрстывать упущенное?

В последующей расе период детства будет заканчиваться в 2-3 года! До 3-х лет – время, когда душе будет дозволено ничего не делать, хотя она уже и в этот период усиленно осваивает речь и учится управлению своим телом. То есть, детство, длящееся в нашей пятой расе до 14 лет (время, тратящееся впустую на игрушки и игры), будет убрано из программы человека, так как Богу и Высшим экономически невыгодно тратить время и энергию на пустое существование людей.

После 2-3-х лет изменится суть поведения ребёнка в соответствии с заложенной в него программой. Дети станут очень умными, интеллект у них будет очень высоким. В 2-3 года они будут соображать как лучшие 14-ти летние нашего времени. Умственно развиваться дети начнут ускоренно сразу от рождения, поэтому в 14 лет это уже будут высокоразвитые личности!

После 14 лет они будут получать университетское и прочие специальные образования, в том числе и академическое. Сама школа превратится в академию. Дети сами будут видеть свои цели и идти к ним (чего не делают даже взрослые нашей 5-ой расы, живя никчёмной жизнью). Постановка целей ребёнком станет главной направляющей его развития. Занятость делами у детей станет максимальной. Пустое времяпрепровождение исчезнет из их быта. Каждая минута будет заполнена глубоким содержанием, стремлением к познанию и приобретению нового опыта.

Не подумай, читатель, что такое не возможно. Но таких личностей (экспериментальных) мы наблюдаем и ныне – в переходный период от нашей 5-ой к следующей 6-ой расе! Дети вундеркинды и дети индиго тому примеры.

Так, в московской области проживает многодетная семья Тепляковых из 9 человек (в однокомнатной квартире из 30 кв. м). Папа и мама – выпускники МГУ, сами обучают детей. Их дети не ходили ни в детский сад, ни в школу. Начальное обучение родители строят в игровой форме. Старшей из детей Алисе 8 лет. Она закончила 11-й класс, получила аттестат зрелости (в то время как её сверстники только перешли во 2-й класс). В свои 8 лет Алиса сдала ЕГЭ. Ныне Алиса – самый молодой абитуриент в нашей стране, факультет психологии МГУ – её цель. В семье Тепляковых все дети – вундеркинды: 7-летний брат Алисы закончил 9 классов, 4-х летняя сестра – 1 класс, пишет прописными буквами, умножает столбиком…
Родители этих детей живут детьми, живут ради детей, не ради собственного удовольствия.
А возвращаясь к моей теме о прогулках, хочу добавить, что на прогулках с детьми в данной семье изучается алгебра и геометрия мелом на асфальте.

2

Теперь о наших с вами обычных (без отклонений) детях 5-ой цивилизации.
Кто должен их развивать? В первую очередь мамы и папы! Они находятся рядом! Они знают своего ребёнка лучше других! Они больше других должны быть заинтересованы в его росте! Если, конечно, сами достаточно зрелые и собственные эгоистичные интересы не затмевают интересы ребёнка. Что могут бабушки и дедушки? Помочь! Чем сумеют…

Ниже хочу поделиться личным опытом, как использую прогулочное время с 4-х летней внучкой Василиссой, задействуя недавно купленный велосипед. Навыками катания овладеваем с ней всегда в самом начале прогулки, только потом переходим к играм. Когда был усвоен принцип езды, чтобы оживить катание, стали привносить в него занимательность.

Пару дней развозили приветы от ивы-мамы к ивам-дочке, папе, бабушке. Василисса «одухотворяет» не только растения, но и неживые предметы, разговаривает с ними, демонстрируя заботу и любовь к ним.

Сегодня, чтобы не повторяться, предложила ей сменить дерево, она выбрала берёзу. Также мы с ней решили не развозить приветы, а дать имена берёзам. По ходу следования от берёзы к берёзе получилась познавательная экскурсия.

Первую высоченную берёзу с раскоряченными в стороны стволами-руками внучка назвала Робот.
Тут же поехали к стоящей напротив берёзе, заметив под ней странную кучу, как выразилась Василисса.
Это удобрение – вкусная пища для берёзы, – говорю я, – пройдёт дождь, удобрение размокнет, полезные соки из него просочатся в землю к корням берёзы…
Корни всосут пищу и дадут берёзке и листочкам, – подхватила Василисса.
Если питания не будет для дерева, оно умрёт, ничто живое не может обходиться без пищи, – добавляю я.
Василисса назвала берёзу Тенька. Почему так? – спросила я. Она ответила: В тени растёт.
Кстати, когда внучка прячется в тени деревьев от солнца, с умилением благодарит их, что спасают её от жары.

Следующую берёзку Василисса назвала Красотулька. На ней и под ней заметили активно двигающихся муравьёв. Состоялся разговор о том, что муравьи могут разрушить берёзу. Василисса встревожилась: с одной стороны берёза, которая может погибнуть, с другой стороны муравьи, живые существа, даже более разумные, чем берёза. Кого брать под защиту?
Я рассказала внучке, что не так далеко от дома видела упавшее засохшее дерево и муравьиную кучу под ним. Объяснила, что сначала муравьи подтачивают дерево, затем оно не может устоять при сильном ветре и падает, ломается ствол, ветки, прекращается доступ питания, дерево засыхает, то есть умирает.
Пообещала, что съездим к этому упавшему сухому дереву.

Дальше на пути встали 3 рядом стоящие небольшие берёзки. Друзья – назвала их Василисса. Она сама сказала: Баба, смотри какие они молоденькие!
Как ты догадалась? – спрашиваю.
Стволы у них тоненькие, – отвечает внучка.
Затем была берёза с данным ей Василиссой именем – Молодая Женщина.
Следующей берёзе досталось имя – Че. Это по-английски, – сочиняет Василисса, – хотя я передумала, назову её Рогатулька.
Потом она ошибочно назвала берёзой другое дерево с белёным стволом. Выясняли с ней, для чего белят деревья.

Последней в нашей округе  обнаружили берёзу-девочку, посаженную кем-то в кольцо шины, ей Василисса очень обрадовалась. Малышечка, – ласково назвала её внучка и никак не хотела её покидать, – Баба, если мы уедем, берёзке без нас станет грустно, она ещё маленькая!
Пришлось говорить, чтобы успокоить внучку, что не так уж и плохо дереву одному, ему достаётся много солнца, весь дождь его, ни с кем не делится, воздуха много. Однако тут же выяснили, что если, скажем, насекомые набрасываются на групповые посадки деревьев, то меньше страдает каждое дерево в отдельности, чем одиноко растущее, не защищённое другими деревьями от нашествия насекомых.
Василисса продолжала жалеть берёзку, предложила подсадить к ней маму или папу, или подружку-берёзку.
Я: Василисса, у нас два варианта такой посадки: найти того, кто в колесо посадил берёзку и попросить его ещё добавить деревьев, или самим посадить. Сможем ли мы найти в городе среди множества домов этого человека? Нет. Может ли мы с тобой вдвоём отправиться в лес за саженцем или в питомник? Без помощи других тоже нет.
Моя находчивая внучечка тогда придумала: Баба, давай берёзкин листик в землю посадим!
Понятно, что дальше был разговор о способах посадки деревьев.

Возвращаясь с прогулки, наблюдали с Василиссой такую картину. Мамочка  требовательно зовёт свою играющую на песке (примерно 3-х летнюю) дочку. Та не реагирует. Мать угрожающе произносит: Не подойдёшь, отправишься домой! Девочка оглядывается, но продолжает играть. Рассерженная мать быстрым шагом направляется к ребёнку, хватает её за руку и тащит за собой. Девочка плачет.
Моя внучка глубокомысленно произносит: Нужно уметь слушаться родителей, нужно уметь договариваться. Я улыбаюсь, мой взгляд выражает согласие с внучкой. Она, видя моё одобрение, изрекает не менее умные мысли, привожу дословно: Плохие эмоции не позволять делать…

3

Хочу посоветовать взрослым, не равнодушным к развитию ребёнка, использовать любое время для продвижения дитя в совершенствовании. Не в телефон пальцем тыкать, находясь с ребёнком на прогулке, не с другими мамашами и папашами словоблудствовать, а заниматься дитём. Собственно, для этого вы с ним рядом!

Готовясь к прогулке, заранее сделать, хотя бы в голове, намётки, о чём, с какой целью будет прогулка. Задуманное преподносить в игровой форме, разумеется. Давать возможность ребёнку быть на прогулке «главным», самостоятельно принимать решения, но, что естественно, под неусыпным ненавязчивым контролем взрослых.



7). УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПРОТИВОСТОЯТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ



4 года 7 месяцев
 
Во дворе на детской площадке.

Многодетная мамаша гуляет с детьми.
Её младший ребёнок, сидя в коляске, с любопытством поглядывает на убегающих двух братьев лет восьми-девяти от их общей сестрёнки лет девяти-десяти. У девчонки в руке длинный кривой прут, которым она хлещет мальчиков, догнав их. Визг, громкие крики.

Василисса чинно проезжает мимо на своём розовом велосипеде с голубым бегемотиком  в корзинке, я скорым шагом иду с ней рядом.
С осуждением в голосе она говорит: Чему ребёнка учат... Имеет в виду себя, мол, чему её учат старшие по возрасту дети.

Я: Васенька, тебе не нравятся такие игры? Какие бы ты выбрала игры на прогулке? Какое поведение на улице правильное?
Внучка перечисляет.

Я: Давай поиграем в «да» и «нет»! Я стану называть какое-либо действие, а ты будешь говорить «да», если его выбираешь, и «нет», если не выбираешь.

Бросать бумажки на землю… Звучит от Василиссы «нет».
С палкой гоняться за детьми… Снова «нет».

Василисса и далее выбирает ответы, соответствующие её положительному направлению развития.

Сидя в песочнице, бросать песок в детей.
Делиться игрушками.
Показывать кому-то язык.
Здороваться.
Бросать в кошку, в человека камушки или палки.
Говорить «спасибо», когда кто-то тебе даст что-то своё поиграть или подарит.
Толкаться, драться.
Курить.
Пить вредные алкогольные напитки.
Внимательно слушать, когда с тобой разговаривает мама, бабушка.
Плакать.
Капризничать.
Сидеть на холодной земле или на холодной горке.

Были названы и другие менее значительные действия нашими общими с ней усилиями. И мне Васенька задавала вопросы, а я на них отвечала.

У читателя могут возникнуть следующие сомнения: стоило ли обсуждать с четырёхлетним ребёнком моменты, связанные с курением и питием спиртных напитков?
В нашей местности просто необходимо! В лифте приходится прятать нос под куртку или закрывать платочком, чтобы не задохнуться, убегать даже с детских площадок, когда выходят с детьми курящие мамаши и отцы. Шатающихся подозрительных личностей неухоженного вида мы с внучкой встречаем даже днём, не говоря уже о вечернем времени наших прогулок, когда нормой для некоторых людей является держать банку или бутылку со спиртным в руке. Как тут не обсуждать данную тему аморальных поступков людей? Делать вид, что всё в порядке, просто недопустимо. Я так считаю. Ведь большинство навыков поведения прививается именно в детские годы!

Мне, как и любому разумному взрослому, любящему своё дитя, хочется не только предостеречь саму Василиссу от ненужных действий, вредящих наработке положительных энергий, но и дать ей понимание современного неблагополучного социума, развить в ней умение стойкого противостояния всему отрицательному!

Наша доверительная беседа с внучкой продолжается.
Я: Василисса, почему кто-то из людей плохо поступает?
Она, не раздумывая, отвечает: Нет ума.
– А ещё почему?
– Потому что лэлкаголики.
– Ты хотела сказать алкоголики?
–Да.
Возможно, были бы ею названы ещё причины плохих поступков людей после размышлений, но нас отвлекли, и разговор на этот раз резко оборвался…



8). КАК МЫ С ВАСИЛИССОЙ ПОЗНАВАЛИ О НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ



4 года 10 месяцев

С моей дочерью решили, пока Василисса не ходит в детсад из-за коронавируса, я буду с ней заниматься 2 – 3 раза в неделю чтением, развитием речи, математикой, готовить руку к письму, знакомить с окружающим миром, а дочь, мама Василиссы, лепкой, рисованием, физкультурой, пением, конструированием. Папа Василиссы, пусть не регулярно, но свою лепту в образование Василиссы тоже вносит.

Сегодня у нас с внучкой ознакомление с окружающим миром. Занятие получилось достаточно увлекательным, смею даже претендовать на его уникальность, заняло 30 минут времени.
На всех занятиях (не обязательно, чтобы это было чтение) стараемся читать. Слова для чтения пишу печатными буквами с делением их на слоги. Так, на сегодняшнем занятии было прочитано более 30ти сложных для ребёнка ещё даже не пятилетнего возраста слов.

Я начинаю.
– Сейчас, Васенька, начнём познавать о создании Богом Земли и других планет и звёзд, растений, животных и людей. Интересно?
Да! – радостно отвечает она, ей нравится узнавать обо всём таинственном и неведомом.
Пусть Читатель не думает, что я внучке собираюсь преподносить глубоко религиозную, научную  или эзотерическую информацию. Для данного возраста важно только общее, но приближённое к истине, понимание мира. И, конечно же, я крайне упрощаю информацию.

Кто такой Бог? – мне любопытно, что именно она уже успела усвоить.

Он там живёт, на Небе, – отвечает Василисса, – Он нас любит. Она прочитывает карточку, на которой написано: БОГ.

Я добавляю: Бог сильный, могущественный, состоит из энергии. А мы – из материи. Читаем на карточке: МА-ТЕ-РИ-Я. Потрогай свою материю – себя. Стол – материя, твои игрушки – материя – пододвигаю ближе к ней приготовленные игрушки: куколку и кошечку. А настоящие кошки, что по двору бегают, будут материей?..
Раз мы из материи, то сами материю можем создавать. Что ты можешь своими руками сделать? Она перечисляет.

А Бог – это энергия. Читаем с ней: Э-НЕР-ГИ-Я. Мы не видим энергию, она, как воздух, невидимая. Обе машем себе в лицо руками, чтобы ощутить колыхание воздуха. Мы просто знаем, что есть энергия.
Бог создаёт, что захочет, из энергии. Мы – из материи. Мы создаём неживое, – показываю ей на игрушки. Бог создаёт и неживое и живое!

Мы создаём руками. У Бога нет материальных рук. Он создаёт Своей Могучей Мыслью! Читаем: МЫСЛЬ.

– Что тебе, Василисса, захотелось бы создать? Она отвечает: Кошечку.
Попробуешь, как Бог, мыслью кошечку создать? После тщетных попыток Василисса убеждается, что мыслью ничего не может создать.
– И я не могу создать мыслью, она у меня тоже слабая. Наша человеческая мысль очень и очень слабенькая у всех. У Бога Мысль очень сильная! Всё, что задумает, Бог сумеет создать.
– Наша мысль тоже когда-то станет сильная. Когда наша душа станет сильная, тогда и наша мысль станет сильной!

– Задумал Бог создать из материи Землю и людей, чтобы мы, делая разную работу, думая и чувствуя, могли давать Богу энергию от этих всех наших действий. Богу понадобилась в Его Небесной Жизни не только небесная энергия (в данном контексте тонкая энергия), но и энергия, которую Ему даст материальная Земля с её материальными обитателями, жителями.

На следующем этапе занятия-урока мы с Василиссой наш разговор стали сопровождать рисунками.

На листе белой бумаги вверху на всю ширину листа я рисую облако, внутрь которого мы помещаем карточку «БОГ», при этом объясняю ей: Люди не знают, как выглядит Бог, если они изображают Бога, то делают Его похожим на себя, на человека. Но Бог – не человек, и Он – не материя, энергию мы с тобой тоже не можем нарисовать, поэтому нарисуем облако. Так?! Василисса соглашается.

Далее вступает в действо Василисса, рисует ниже круг, и уже из нескольких предложенных карточек (названий планет) находит нужную и читает: ЗЕМ-ЛЯ.
Говорю: Бог создал не только Землю, но ещё ей в помощь другие планеты. Нарисуй, Василисса, ещё несколько кружков, прочти, как называются эти планеты: Ю-ПИ-ТЕР, ВЕ-НЕ-РА, МАРС. Это не все планеты, есть и другие, но мы их сегодня не станем изображать.
Бог создал Солнце и Луну. Внучка рисует Солнце – круг с лучами и полную Луну, кладёт на них карточки, прочитывая: СОЛН-ЦЕ, ЛУ-НА.

Одни планеты и звёзды Бог сделал живыми, а другие – неживыми, – говорю Васеньке. – Кто живой, у него что есть? Душа! – радостно восклицает Васенька.
Читаем карточки: ДУ-ША, ЖИ-ВО-Е, НЕ-ЖИ-ВО-Е.

– Мы с тобой живые ?
– Живые!
– Почему?
– У нас есть душа.
– Эта куколка и этот котик живые?
– Нет. У них нет души. Они игрушки.
– Посмотри, Васенька на подоконник, на нём есть предметы. Что живое, а что нет?
– Цветок живой!
– Почему ты думаешь, что он живой? Что он делает из того, что проделывают все живые?
Ест, жам, жам, жам, – Василисса сжимает и разжимает кулачки. Своими корешками из земли полезное ест. И пьёт! Я поливаю его водой!
– Цветок растёт?
– Да!
– Раз он живой, в нём обязательно есть…
– Душа!

Бог дал душу и нашей Земле, – продолжаю я, – и некоторым другим планетам дал душу, но не всем, и Солнцу дал, а Луне не дал, Луна не живая. Бог так решил.

– Живая Земля стала расти и развиваться, как цветок на подоконнике, как котёночек до взрослого кота, как человек растёт из младенца до старика…

Раскладываю перед внучкой 6 кружков с надписями вверху на всех: ЗЕМ-ЛЯ. Прошу её взять в руки разноцветные фломастеры.

– Начала Земля расти… Сначала она была сплошным огненным морем… Вулканы… Лава… Значит, материальной жизни на ней нет! Василисса раскрашивает круг-Землю красным и жёлтым фломастером, читает слово ЛА-ВА.

– Потом на Земле был ледниковый период, вся планета была ледяная, снеговая, как огромный снежок, какие мы с тобой лепим на улице. Но внутри в ядре планеты по-прежнему кипели расплавленные породы. Жизни на планете всё ещё не было. Василисса закрашивает «Землю» синим и голубым цветами, а центр кружка красным. Читает слово СНЕГ.

Далее я свой рассказ сама сопровождаю контурными рисунками на третьем круге: После ледникового периода горячие вулканы снизу, а Солнце сверху начали прогревать Землю, и она оттаяла. Образовались огромные океаны воды, среди которой островками выступала остывшая лава. Эта лава постепенно соединялась, образовывая сплошные участки суши. На них начали образовываться камни. Василисса в моём рисунке тёмным цветом закрашивает очертания суши и голубым цветом водные пространства океанов. В океане стали произрастать водоросли, а в суше-лаве бактерии и черви. То есть на планете появилась ЖИЗНЬ – читаем это слово и слова О-КЕ-АН, СУ-ША.

Берём следующий круг-Землю. Рисуем почву уже не тёмным, а зелёным цветом (лишайники, трава), на ней леса, летающих насекомых, океан голубым, в нём рыбок, читаем слово ПОЧ-ВА.

Новый круг. Говорю: Вот суша раскололась на участки – материки или континенты. Как тебе, Васенька, больше нравится, континенты говорить или материки?.. В небе летают птицы, по земле бегают животные. Читаем: МА-ТЕ-РИ-КИ, КОН-ТИ-НЕН-ТЫ.

Последний круг-Земля.
Я: Земля развивается. На ней появляются люди! Читаем: ЧЕ-ЛО-ВЕК. Люди разные внешне, есть с белой кожей, с жёлтой, с чёрной и даже с красной. Рисуем разных по цвету человечков на заготовленных заранее 6ти островах-континентах. Материки имеют названия, Васенька. Даю карточки. Василисса, прочитывая их, кладёт на «материк»: ЕВ-РА-ЗИ-Я, АВ-СТРА-ЛИ-Я, АН-ТАРК-ТИ-ДА, АФ-РИ-КА, СЕ-ВЕР-НА-Я А-МЕ-РИ-КА, ЮЖ-НА-Я А-МЕ-РИ-КА.

Берём Васенькину маленькую куколку, ставим её на континент: Человек живёт на своём материке. Кушает с дерева бананы. Захотел пить, побежал к океану. Вода в океанах и морях по вкусу какая, знаешь? Василисса отвечает, что солёная. А люди пьют пресную воду. Давай на материке для куколки нарисуем реки и ручейки, чтобы была пресная для питья вода. Читаем ВО-ДА.

– Земля, Васенька, как и всё живое другое, не остаётся одной и той же, она растёт, взрослеет, стареет и придёт время, умрёт. Всё, что на Земле живёт, тоже рождается, взрослеет и умирает. Но умирает тело – материя, а душа, какая внутри тела, никогда не умирает, она ВЕЧ-НА-Я! Василисса читает это слово. Так Бог задумал, Василисса, чтобы душа была вечная и жила всегда с Богом! Чтобы научилась, как Бог, создавать всё, что она захочет, мыслью! Цель души: стать как Бог!

– Ты хочешь научиться создавать мыслью? После утвердительного ответа моей внучки делаем с ней вывод, что она, я, мама и папа, наш дед, наши соседи и друзья… – все должны хотеть учиться, чтобы становиться умными, чтобы быть похожими на Бога. Ещё нужно у Бога учиться любить мир: растения, животных, людей…

(Конечно же, в уроке-занятии я старалась употреблять понятные для ребёнка слова, окрашенные эмоциями, мимикой и жестами, более простые по смыслу, чем в данном тексте).



9). ЧЕМ ЗНАМЕНАТЕЛЕН ПЯТИЛЕТНИЙ ВОЗРАСТ РЕБЁНКА



5 лет

Со своего детства люблю цифру пять. Потому что у меня самой в дате рождения целых три пятёрки; потому что в школе была любимая оценка «пять», а со стенами школы я не расставалась тридцать лет; потому что внучке Василиссе на днях исполнилось пять!

Чем же знаменателен пятилетний возраст ребёнка, и чем он отличается от других жизненных периодов человека с эзотерической точки зрения?

Именно пятилетнего человека подключает его Определитель (Ангел-Хранитель) к своему небесному компьютеру.

С нетерпением жду Василиссу на наши с ней уроки, чтобы поделиться с её умненьким сознанием ещё одной немаловажной частью духовных знаний.

Сейчас же, всё излагаемое ниже, пишу для тебя, мой взрослый читатель, а уж как эти знания ты преподнесёшь своим детям, самому тебе решать.

У любой человеческой души, маленького и взрослого человека, кроме материальной оболочки-тела существуют невидимые тонкие конструкции. Одна из них – импульсное кольцо (нимб над головой), иначе именуемое центр-мозгом. Центр-мозг осуществляет связь человека с его Определителем.
То, что у человека звенит то в левом, то в правом ухе, как раз является работой с ним Небесного Учителя. Звон слышен в левом ухе – проверяется состояние физического тела человека (Определитель контролирует здоровье ученика и его возможности для прохождения сложной жизненной ситуации); звенит в правом ухе – проверяется связь с Космосом. Именно импульсное кольцо принимает импульсы от Определителя.

Важным моментом для ребёнка является включение в работу самого кольца! Центр-мозг строится не тогда, когда ребёнок находится в утробе матери, а после его рождения. В этом проявляется целесообразность построения данной конструкции. Почему? Тем детям, которым по программе предопределено умереть до десяти лет, кольцо не строится совсем. У прочих детей, у которых программа жизни составляется на более длительный срок проживания души в теле, кольцо формируется до пяти лет. А в пять лет происходит его подключение к небесному компьютеру Определителя.

Когда после дня рождения Василисса сказала, что у неё звенит в левом ушке, меня охватила, конечно же, радость. Но не нужно пугаться, если ребёнок не услышит подобного звона в ухе, не все дети внимательны к своему состоянию, и не всегда этот звон явно слышен.

У нас, взрослых людей, не раз возникал вопрос: почему убирают детей из жизни?
Вот как об этом пишут контактёры с Высшим Разумом Л. Секлитова и Л. Стрельникова:
«В год-два умирают дети, у которых наблюдаются сбои в тонких конструкциях, а также кармические души. Некоторые дети умирают в пять лет по кармическим причинам, то есть за прошедший коротенький период жизни они успевают отработать свой энергетический долг за прошлое воплощение. Это их недоработки в прошлой своей взрослой жизни, поэтому они вынуждены воплощаться следом на короткий период, чтобы отработать невыполненное в прошлом… У таких детей потому-то не строится центр-мозг».

Также Определитель включает и другие тонкие конструкции ребёнка. Например,  в год, а у некоторых в два, включается в работу матрица Слова.
Творческая программа чаще всего включается в десять лет, однако у развитых душ, имеющих конкретную высокую миссию на Земле, эта программа включается раньше: в три-четыре-пять лет.
В двенадцать-тринадцать включается центр-мозг пола, расположенный вокруг бёдер человека, заставляющий организм настраиваться на взрослую жизнь.

При соблюдении общего ведения процессов вживления души в жизнь и подключения её к миру всё происходит индивидуально и имеет свои отклонения от правил.