Связьрем - 22

Владимир Петропавловский
Воспоминания
Связиста спецформирования НКПС военно-восстановительного поезда
 Связьрем-22 Худякова Владимира Николаевича.
(Частично отредактировано)
     С чувством глубокого уважения к участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 г. хочу поделиться о своих трудовых делах.
      Наше спецформирование военно-восстановительный поезд Связьрем-22, входивший в состав УВВР-20 (Управление военно-восстановительных работ сформировано 02.08.1942 г. г. Армавир Северо-Кавказского фронта, начальник железнодорожных войск фронта генерал-майор Борисов Николай Владимирович с 02.08.1942 г. по 29.04.1946 г .Прим. ИМЗ ), полевая почта 51085-Е начало восстановительные работы по ж.д. связи и напольных устройств – сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), после первого освобождения г. Ростов на Дону летом 1942 г.
     Являясь военными железнодорожниками, и находясь на перегонах, станциях и мостах, мы чаще всего подвергались бомбардировкам и обстрелам с самолетов противника. Враг стремился в первую очередь нарушить наши коммуникации, лишить нашу армию снабжения боеприпасами, техникой, продовольствием, а также эвакуации заводов и других ценных грузов.
     Помню в один из летних дней 1942 г. по вновь построенному временному ж.д. деревянному мосту через р. Дон в Ростове, нам с товарищем Олифиренко Василием, было дано указание восстановить диспетчерскую и другие виды связи. Взяв по катушке военно-полевого кабеля, вышли на мост. Но в это время, со стороны солнца появилась большая группа немецких самолетов. Они начали бомбить сам мост и подходы к нему, где находились батареи зенитной артиллерии.
     Наше положение было весьма сложное. Побежали на противоположный берег на ходу разматывая катушки с проводом, а там бросив катушки на берег укрылись в землянках у зенитчиков. Только после бомбардировки мы наладили связь, мост остался цел и мало поврежден. Началось отступление из Ростова на Кавказ.
     Январь 1943 г. с Кавказа начала отступать немецкая армия. Мы приступили к большому восстановлению связи и СЦБ в освобожденных районах.
      И снова родной Ростов. Здесь на участке Ростов – Таганрог, а точнее ст. Морская – Бессергеновка проявилось наше мастерство и умение в восстановлении устройств перегонной связи и сигнализации – семафоры и стрелки. При отступлении враг разрушал земляное полотно, применял путеразрушители типа «Крюк», которые ломали все шпалы, подрывали шашками и ломали столбы связи тросами, прицепленными к локомотиву. Вот в таком состоянии враг оставлял нам связь, где ничего нельзя было выбрать целого.
     Имея запас проводов, изоляторов, военные железнодорожники из срощенных обломков столбов, шпал, скрепленных проволокой, устанавливали опоры высотой до 4 м, мы вешали провода и давали связь. Параллельно нам восстанавливали верхнее строение пути путейцы других спецформирований НКПС.
     И поезда пошли по восстановленному ж.д. пути, обменивались телефонограммами дежурные по станциям по нашим линиям связи. Поезда везли войска, технику, боеприпасы, горючее и продовольствие. Военных железнодорожников ничего не могло остановить в выполнении своего долга перед Родиной – ни бомбежки, ни минирование ж.д. объектов.
     Далее была Украина. Население очень радушно принимало нас на ночлег, обстирывали, угощали всем, что могли выставить на стол. Здесь я вступил в комсомол. Вышло так, что на Витебском направлении погибает моя сестра старший лейтенант медицинской службы Худякова Мария Николаевна, член ВКП(б), и я решил не отставать от нее и добиться вступления в ряды партии.
       На ст. Передаточная (перегон Пологи-Запорожье Прим. ИМЗ), Мокрая, Софиевка (перегон Запорожье-Синельниково Прим. ИМЗ), Гвардейский, Запорожье устанавливали жезловые аппараты, которые увеличивали пропускную способность и безопасность движения поездов. А фронт уже был за Днепром. Запомнилось как во время восстановления моста через реку Московка в г. Запорожье, враг постоянно обстреливал из артиллерии фронт работ, доставалось и нам связистам, приходилось очень часто под разрывами снарядов налаживать разрушенную связь.
     1944 г. Польша. Восстановление 96 парного кабеля, идущего из Германии через Польшу в СССР. В местах, где рылись противотанковые рвы, траншеи, этот кабель, идущий вдоль железной дороги, оголялся, немецкие солдаты при отступлении рвали, растягивали и простреливали его. Нам же пришлось его восстанавливать, отрезали поврежденные места, делали вставки и связь заработала.  В Польше наше спецформирование в основном вело восстановление кабельных сетей, идущих в земле на станциях к шкафам, боксам напольных устройств СЦБ.
     Апрель 1945 г. Вот мы и на территории Германии. Немецкое командование предпринимало отчаянные усилия, чтобы сорвать наступление наших войск на Берлин, поэтому ничего не оставляло целым. Тут нам пришлось серьезно потрудится, на перегонах и станциях для поддержания связи на огромном Берлинском ж.д. узле. Кроме того, выполняли работы по демонтажу, уцелевшей ж.д. техники и аппаратуры, и кабельных сетей, для отправки в СССР.
     Бок о бок с нашими солдатами трудились воины железнодорожных войск и Управления военно-восстановительных работ фронта, включая 1 гвардейскую, 5 Краснознаменную и 29 железнодорожные бригады и ряда других частей, показывая образцы самоотверженного труда и героизма.
     Долог и труден был наш путь к Берлину, многие военные железнодорожники отдали свои жизни на рельсах этой огромной дороги войны. Не могу не вспомнить своих боевых товарищей: Начальника 5-го отряда Гетман Василий из Средней Азии, заместителя начальника Бондаренко Бориса из Сибири, слесаря СЦБ Дубей Николая из Ковеля, телефонистка Широкоротова Катя, монтер связи Олифиренко Василия с Украины, телефонистка и повар Михайлова Тамара, низовой рабочий связи Косов Даниил из Ростова, монтеры СЦБ Беляев Николай и Никитин Андрей из Тюрлемы, низовой рабочий Горлов Федор из Донбасса, сапожник Теплушкин Иван из Чувашии, электромеханик связи Пугач Иван из Богодухова, механик СЦБ Зналко Сергея из Кременчуга, Старовойтова Ивана из Орши, портного Обельчук Григория из Белой Калитвы и многих других. Ну и, конечно, начальника поезда инженер-майора Белявского.
    
Худяков Владимир Николаевич г. Пермь 05.04.1975 г.
Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ февраль 2021 г. В. Петропавловский