Ты был на обеих сторонах
Читаю Г.Честертона. В карманной серии «Библиотека «Иностранной литературы» выходил роман «Человек, который был Четвергом» (1908). Это ироническая фантасмагория - с подзаголовком «Страшный сон». Я даже подумываю, что Мих. Булгаков испытал влияние Честертона, когда писал свою фантастическую прозу и драматические вещи. Особенно настораживает образ Воскресенья, за которым угадываются черты Творца мира. Символика тьмы сопровождает этот образ: «… большое лицо разрослось до немыслимых размеров … Оно становилось огромней, заполняя собою небосвод; потом все поглотила тьма. И прежде чем тьма эта оглушила и ослепила Сайма, из недр ее донесся голос, говоривший простые слова, которые он где-то слышал: «Можете ли пить чашу, которую Я пью?». В ходе последнего заседания члены совета анархистов, носящие имена дней недели, высказывают претензии и недоумения Воскресенью: «Если ты был изначально нашим отцом и другом, то почему ты был злейшим нашим врагом?» … «Ты был на обеих сторонах и боролся самим собой».
Не тут ли следует искать исток той раздвоенности, которой наградил Булгаков своего Воланда? Зло, вечно творящее добро… У Честертона - Бог - воплощение добра; он же - «человек в темной комнате», глава злодеев, «оскорбление для дневного света». Удивительно, как все сходится - но в зеркальном отражении! И уж вообще странно, как сходятся у них приемы фантасмагории.
Поразительна концовка романа, никак не связанная с темой воскресенья. Это пейзажная зарисовка, которая сделала бы честь любому прозаику - вплоть до Бунина, написавшему фразу про «утреннее ничто». Как бы в продолжение - картина утра у Честертона: «Занималась заря, окрашивая мир светлыми и робкими красками, словно природа впервые пыталась создать розовый и желтый цвет. Ветерок был так свеж и чист, словно дул сквозь дырку в небе». Утреннее ничто - и первая попытка природы создать цвета. Замечательно! В последней фразе романа девушка с рыжими волосами срезает к завтраку ветку сирени «с бессознательным величием юности». Вот как!
Вообще Честертона стоит читать и - думать. В эссе «Дорога к звездам» сопоставляются человек и природа. «Все наше дело в этом мире – мешать расползанию, ставить границы, очерчивать неназванные действия <…> богоравный человеческий разум призван оберегать нас от того расползания, которое смешивает воедино все и вся…». Ну, разве это не картина всеобщей энтропии, на которую, возможно, обречена Вселенная? Суть человека - антиэнтропия, сохранение и преумножение реалий мира. Я поразился тому, как мысль Честертона перекликается с моей собственной идеей о смысле человеческого бытия: продолжение каждого человеческого «Я» во времени и пространстве. Я продолжает себя в детях, в картинах, романах, мостах, в созданных государствах, в насажденных садах. Это и есть главное наше оружие, главное наше призвание в борьбе против всеуничтожающего, по словам Честертона, «расползания».
Я родился ровно через 10 лет после смерти Честертона…