Правитель Суслик

Ольга Бахмутченко
 ( сказка)
      В некотором царстве, лесном государстве жил вольный лесной народ. Жил не тужил, потому что хищников в лесу не было, а законы предков были гуманными и справедливыми: еду своим трудом  добывали, на чужое не зарились, старших уважали, слабых не обижали. Всем солнышко одинаково светило, обитателям леса  еды хватало: травы зеленели, орешники и ягодники плодоносили, после дождей грибов было видимо-невидимо. В лесных озерах вода была чистая , прозрачная и необыкновенно вкусная. Непуганые птицы гнезда в изобилии вили, потомство растили, а птичьи ансамбли  всех веселили.
      Но однажды в эти благодатные места нежданно – негаданно вдруг пришла беда,  откуда-то заявилась в лес незваная компания : Медведь, Волк и Лиса. И стали с ходу бесчинствовать, все законы предков нарушать. Медведь по своей лени и неповоротливости меньше всех докучал, потому что   громче всех рычал и своим рыком и шумом распугивал всех да еще по полгода в берлоге валялся, но малинники и орешники, им полузатоптанные, стали недоступными большинству птиц и зверюшек. Воду в лесных озерах мутил во время ловли рыбы.  Поймал  или не поймал - одно дело, но употреблять ее для питья уже было негоже. Лиса тоже по мелкому зверью специализировалась. Но самым жестоким и  беспощадным был  главарь троицы Волк. Для него не существовало ни старых, ни малых, ни сильных, ни слабых – всех задирал, и редко кому удавалась спастись от его острых зубов и летом, и зимой, и при любой погоде. И вместо  щебета птичьих ансамблей слушали  обитатели леса его злобный вой и леденели от ужаса.
        Много ли, мало ли времени прошло, и стал лесной народ задумываться над тем, как спастись от  невыносимого беспредела. Ведь в лесу были не только  зверюшки типа зайцев, енотов, барсуков и белок, но  и рогатые, и клыкастые, и остроклювые: лоси, олени, дикие кабаны, цапли и другие пернатые. Почему бы им всем объединиться и не восстать против  ненавистной компании? Всем собраться , выработать единую программу действий и выбрать главного, который будет координировать  работу объединенных лесных сил. На том и порешили. Дали задание всем пернатым, хвостатым и клыкастым предложить свои программы  и кандидатуры своих координаторов для обсуждения. Назвали дату сбора, и все разбрелись по своим норам и кустам для умственной  работы.
        Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пока шла подготовка к сбору, узнала наша троица от болтливой сороки о решении лесного народа. Узнала и призадумалась. А ведь и правда, если  он объединится вокруг рогатых и клыкастых, туго придется, а этот лес покидать не хочется, ведь остатки  былого изобилия еще есть, и напрягаться особенно не надо, чтоб его к лапам прибрать. Тоже решили собраться в медвежьей берлоге, чтоб совет держать.
       В назначенное время в берлогу к Медведю Волк пожаловал, а Лисы нет как нет. Как без нее совещание  начинать, ведь славилась она и хитростью, и изобретательностью и , чего греха таить, хоть внешне мелковата, а ума палата, куда Волку с Медведем , вместе взятым, до неё! Мозговой  центр, все пакости продумывала!
         Вот уж полчаса прошло, вверху что-то зашелестело, и в берлогу запрыгнула лиса с каким-то зверьком в пасти. Выпустила его, лапой прижала, чтоб не удрал, и объяснилась:
       - Не сердитесь, господа, задержалась я по делу. Я на дальние луга за пределами леса еще вчера отправилась на охоту. Вот это чудо поймала, но так перед этим наелась, что решила с ним повременить. А потом вспомнила о лесном сборе… Нас ведь не пустят на звериный совет, а если и  пустят, главными не выберут. В нашем лесу все нас знают, а нашего представителя  не должен знать никто.  Пусть это существо самовыдвиженцем пойдет. Вот я его и притащила сюда! Может, от него хоть какая-то польза будет. Попытка – не пытка. А вдруг получится то, что я придумала!
        Поразились Волк с Медведем:
        - Как?! Это ничтожество?! Кто его видеть и слушать будет?! Что это вообще за существо?! Эй, ты, подними морду! Ты кто такой? – прорычал Медведь.
         - С-с- с-суслик! – пропищало существо, заискивающе поблескивая черными глазками.
        - А  что ты умеешь , кроме того, как норы копать и зерно туда таскать?
        - Умею на задних лапках стоять, даже станцевать смогу. Еще песенки свистеть умею…Очень я остальным сусликам и хомячкам нравился!
          - Невелико умение,- ухмыльнулся Волк.- Стоять на задних лапах в этом лесу и Медведь умеет, а уж свистеть умельцев и без тебя немеряно,  личных свистунов у нас и без тебя хватает!
          В интервью вмешалась лиса:
        -  Вы мне доверяете, господа? Хоть он мал и непригляден , я его так подготовлю, что эти доверчивые тупицы  нашего суслика  и услышат, и заметят! Мал золотник, да дорог! Ну что, Суслик, хочешь быть хозяином леса? Не слышу!
        - Да я не умею, не знаю, боюсь, что не оправдаю ваших надежд,-  жалобно пролепетал Суслик.
       - Да тебе и уметь ничего не надо. За тебя знать и уметь будем мы, твое дело маленькое – нам подчиняться. Так что живи, пока я над твоей программой работать буду. Иди в массы, осмотрись, интервью пока никому не давай, чтоб не вляпаться. Заинтригуй пока общество своим самовыдвижением. На репетиции прошу не опаздывать, я этого не люблю.
        В лесу шла подготовительная работа к общему сбору. С программой звери  и птицы не заморачивались, ведь все понимали одно: надо объединиться и прогнать из леса злобную троицу, в первую очередь Волка – и законы предков возвратятся, а с ними общая благодать и гармония. Выдвинули кандидатов для дебатов на сборе, а также представителей объединенных сил для борьбы с ненавистными пришельцами. И снова к своим повседневным делам возвратились.
         В медвежьей берлоге в это время не дремали, каждый день шло составление программы для Суслика и систематические репетиции выступления перед лесным народом. Волк и Медведь в этом всем участия не принимали, высказали Лисе свои пожелания и удалились по своим  мерзким делам. Нанятые лисой Сороки в это время разносили по лесу сообщения об интересном, умном, талантливом самовыдвиженце Суслике, передавали содержание интервью с ним, который  наш герой с удовольствием стал им давать. Нравилось ему внимание лесных средств информации.
       И вот роковой день наступил. На самой большой поляне  собрался лесной народ, вытолкнув вперед своих кандидатов. Посреди поляны находился огромный пень , который служил трибуной  для выступающих. Начались дебаты. И хотя выступления кандидатов для статуса руководителя леса были горячими  и яркими, зверей утомило однообразие содержаний: восстановить законы предков и  из самых сильных и влиятельных животных составить полк , который изгонит из леса Волка, Медведя и Лису  и не допустит их возвращения. Эти речи были поддержаны аплодисментами, потому что все этого страстно хотели.
      Пришло время выступать  самовыдвиженцу Суслику. С любопытством  звери рассматривали смелого зверюшку, претендующего на роль хозяина леса . О том, что он самый талантливый и умный, от Сорок многие слышали, а теперь его самого увидели: внешне симпатичный,  шкурка бархатная, на остренькой мордочке глазки черные поблескивают, ушки на макушке, на задних лапках стоит, перед  честным народом раскланялся. Симпатяга! А когда начал  художественным свистом гимн леса, все  уши навострили, и не зря, потому что речь кандидата была конкретной, объемной и содержательной, не то, что у некоторых.
        Обещал он лесному народу равенство и братство, гуманизм и справедливое правосудие, изгнание из леса ненавистной троицы, а если сопротивляться будут, поместить в клетки и отправить в зоопарк! Недра леса, чистую воду в озерах тем, кто в этом будет нуждаться! Малинники, ягодники,  орешники, кусты калин и боярышников – общая собственность! Грибы – тоже! Гнезда не разорять! Деревья не ломать! Траву не вытаптывать! Старикам помогать! Молодых опекать! Всех защищать! Единолично ничего не решать! Создать лесной парламент, куда привести самых умных для законодательной деятельности! Самых опытных – в советники! И не перечислишь, сколько  дорогих сердцу каждого слушателя обещаний было дано!
         И чем больше говорил, тем больше очаровывались звери.  Каждый раздел программы сопровождался бурными аплодисментами. А когда окончил речь снова гимном и художественным свистом и станцевал на пне, чего никто в лесу делать не мог, пришли к окончательному решению : избрать Суслика хозяином леса и вручить  в его лапки судьбу лесного народа.
         С нетерпением ожидал лесной народ начала деятельности своего руководителя . Перво- наперво начал он с благоустройства персонального жилья, на высоком холме мышки-норушки  вырыли ему комфортабельную нору , а бобры  обнесли ее высоким забором из ветвей, которые нарезали у озера.
 Затем начал с организации парламента, куда привел полсотни сусликов и хомячков со своего луга. Были приняты в парламент и представители лесного народа, но почему-то в ограниченном количестве. Собрался парламент и начал выбирать и назначать советников по самым важным направлениям работы : законодательному,  правопорядка и наказания нерадивых, учения и лечения, а также комитета по связи с лесным народом. По-научному строил свою деятельность Суслик. Теперь ожидали от него решения самой главной проблемы – наказания Волка, Медведя и Лисы за их преступные деяния.
          Как же были они поражены, когда  узнали, что главными советниками Суслика по всем важным вопросам были  назначены  именно ненавистные пришельцы: Лиса – по законодательству, Волк – главный по наведению порядка в лесу, а Медведь будет отвечать за воспитание молодого поколения и заботе о стариках. Пресс-секретарем для связи с общественностью была избрана Сорока. Обратились за разъяснениями к своему представителю в парламенте. Повесил он свою рогатую голову и заплакал:
          - Что мы могли сделать, нас мало, а сусликов и хомячков большинство. Один дурачок-хомячок предложил кандидатуры  и, как мы против ни выступали, большинство проголосовало!
          - А Суслик? Суслик где в это время был?
          - А он за голосованием наблюдал!
         Начал догадываться лесной народ, что провели их, обманули их доверчивость, да поздно было. Начался беспредел  уже по законам, которые Лиса продумывала. Для защиты Суслика от гнева неблагодарного лесного народа Волк подобрал отряд  самых клыкастых кабанов , они были рады служить правителю, который отдал  им в оплату все дубы в лесу, где желудей видимо-невидимо, да право на сбор грибов, и по закону никто больше не мог к ним прикасаться. Вскоре вышел закон о передаче всех плодоносящих кустарников и рыбных озер Медведю. Все недра лесные вместе с звериными норками подарены Сусликом Лисе. А Волк осуществлял надзор за исполнением законов и жестоко наказывал провинившихся., чем и насыщался . Медведь  воспитывал лесной молодняк в рабском послушании, уважении к законам,  и обязывал его обеспечивать себя ягодами и лесными дикими фруктами. Занимался он и лечением стареющих животных, освобождая лес от них.
        А сусликам и хомячкам были отданы все злачные травы, поэтому во время голосований они дружно поднимали лапки, а ослушавшихся съедала Лиса.
       Суслик со своими подданными не общался,  его боевая охрана не подпускала к правителю никого, только  пресс-секретарь Сорока сообщала лесному народу о содержании очередного закона.
       Стон и плач стояли над лесом. Наиболее здоровые и молодые покинули родные места  и перебрались в другие угодья, остались  ожидать смерти те, у кого сил на это не было. Птицы улетали и гнездились в других лесах, потому что бездельницы – сороки  разоряли их гнезда. Остались только цапли, обеспечивающие Медведя рыбой. Вместо певчих птиц закружились над лесом черные стаи воронья.
       А что же Суслик? Ничего этого он не замечал. Ему так хорошо было в сытной, теплой норке, выстланной шкурками убитых Волком  преступников, нарушивших его законы, вернее, законы троицы, которые он, Суслик, лихо подписывал. Женился. Растолстел . Любил побродить вокруг своей комфортабельной норки и полюбоваться природой.  Иногда в окружении своей клыкастой охраны отправлялся по своим владениям, которые , в сущности, ему и не принадлежали. Нравилась ему эта жизнь! О том, что  лесной народ его люто ненавидит, не  знал, потому что пресс-секретарь убеждала его в обратном.
        А в это время в лесу начался голод, эпидемии и мор. И коснулось это даже наших правителей, потому что любили они сытно покушать. Даже несколько парламентариев , которых объявили  коллаборационистами и предателями интересов леса, пострадало от их аппетита. Лиса иногда сама поглядывала на нашего разжиревшего Суслика и задумывалась, но его пока не трогала : кто же тогда будет законы подписывать? А однажды обнаружила она на окраине леса домик Егеря. А там и сарайчик с курами, и улей с медом, и козы на зеленой травке пасутся. Сообщила  она об открытии Медведю и Волку, и стали они готовить набег на такую вкусную территорию, распределили между собой будущую добычу: козы – Волку, куры – Лисе, мед – Медведю.
        Но набег ночью не удался, этот чертов Егерь коз в сарай загнал, а птичник на замок закрыл. Только Медведю  повезло, разворотил он улей и пару сот с медом успел прихватить. Начала предприимчивая  троица разрабатывать план нападения днем. И не знали они, что Егерь по следам легко установил, кто к нему ночью наведывался, и свой план разработал, а для его осуществления Охотников пригласил.
        Ужаснулись Егерь с Охотниками, увидев, во что превратился некогда процветающий уголок природы: разруха полная, деревья и кустарники  Медведем заломаны, ягодники вытоптаны, вместо травы  голая высыхающая земля чернеет, озера тиной затянуло,  зверей и птиц почти не осталось, только над лесом черное воронье вьется. Началась охота на  тех, кто это сотворил. Всех наказали : Волка и Лису догнали пули, а неповоротливого Медведя поместили в клетку и в зоопарк отправили. Парламентарии разбежались кто куда успел.
        А что же с нашим верховным  правителем, Сусликом? Он бесследно исчез. Охрана его по лесу разбрелась, и никто  вразумительно не смог объяснить, куда он делся.  Предположения были разные : возможно, на старые луговые места подался, чтоб плясать и свистеть  песни перед своими сородичами; очень даже может быть, что голодная Лиса его все-таки слопала; не исключается, что растоптали во время суматохи  во время охоты. Но остаться в лесу без своих покровителей он не осмелился бы, потому что догадывался, что ничего хорошего с ним  не произойдет, попади он в лапы лесного трибунала, потому что ненависть и презрение к нему были очень велики.
      Говорят, птицы и звери стали возвращаться в родные места и восстанавливать свой лес. А  Сорока, потерявшая статус пресс-секретаря, рассказывает молодежи, каким лжецом, трусом и подлецом был  бывший правитель Суслик, и как она на него пыталась положительно влиять, донося ему настоящую правду.