Всем ли нужна дряхлая старость?

Елена Конюшкова
Полагаю, найдутся многие, кто обвинит меня в покушении на базовые устои бытия и даже на гуманизм. Отнюдь. Именно к гуманизму я и стремлюсь. Просто я привыкла сама решать «что такое хорошо и что такое плохо», а не слепо доверять разного рода «учителям жизни», коих не счесть. У каждого из нас есть право самостоятельно формировать свое отношение к нормам жизни, тем более, не нарушая морали. А я ее не нарушаю. Так вот.   

Последнее время в прессе стали часто появляться статьи о домах престарелых. Причиной тому, вероятно, стали довольно частые пожары с человеческими жертвами в этих заведениях. Оно и понятно – люди, там проживающие часто больны, немощны и порою уже не совсем в своем уме. В такой обстановке всякое легко может случиться даже при наличии сиделок и прочем оборудовании.

И вот читаю я в этих репортажах о жизни людей в этих богадельнях, порою вполне комфортных, даже с человечным и заботливым персоналом. Тем не менее, главное чувство, которое возникает – невыносимая неловкость, даже стыд.  Стыд за то, во что превращается жизнь некоторых людей, которым не повезло умереть вовремя, пока они еще были в ясном сознании и имели силы на собственное обслуживание.

Персонал этих богаделен порою ответственно относится даже к досугу своих подопечных, но что они им предлагают в виде досуга? Хоровое пение под аккордеон,  детские раскраски, примитивные игры… Может кому-то и нравится, я не спорю. Но с моей точки зрения – сплошное унижение. Не дай бог до такого дожить.

И физиология, и физиономия старости, увы, отвратительны. Впрочем, это всем известно, не буду детализировать. Даже со стороны невыносимо смотреть на несчастных стариков, с огромным трудом преодолевающих, например, подъем по ступенькам в автобус. Или вдруг забывших, где они и кто они. Невыносимо. Вы думаете, им самим сильно радостно такое положение вещей?

Я не говорю про всех людей, люди разные и по-разному относятся к жизни. Знаю, что для некоторых и несколько дополнительно прожитых дней имеют значение. Это их право. Но я не понимаю, почему такой перекос в общественном мнении: право на унизительное (по моему мнению) немощное существование поддерживается, а право на достойную смерть отвергается.

Я говорю сейчас о тех, кто хотел бы иметь выбор. Знаю, читала, что немало людей разделяет мои взгляды. Когда жизнь переваливает хотя бы за половину, многие начинают бояться старости, бояться дожить до того времени, когда не хватит сил даже, извините, самому себе задницу подтирать. Многие активные, умелые, привыкшие работать, достойные люди боятся когда-нибудь стать обузой и зависеть от милости других людей, пусть даже родственников. Это свойственно их характеру. Они бы предпочли умереть до того, как превратятся в дряхлую развалину, потому что та жизнь не имеет для них никакой ценности.

Не так давно, в мае 2018 года, наделала много шума история австралийского 104-летнего ученого Дэвида Гудолла, который с трудом, но добился эвтаназии, которую ему провели в Швейцарии. Ему пришлось лететь в Швейцарию, т.к. в Австралии ему не стали делать эту процедуру. Австралийская медицинская ассоциация назвала произошедшее с профессором, который воспользовался эвтаназией, не будучи смертельно больным, "опасным" прецедентом.

Проблема заключалась в том, что при отсутствии медицинских показаний для этой процедуры, он страдал лишь от общего ухудшения здоровья, не позволяющего ему жить активной жизнью, заниматься наукой. Перед смертью он дал пресс-конференцию, в ходе которой подтвердил свое намерение уйти из жизни. "Это мой собственный выбор, и я с нетерпением жду этого", - сказал он. Известно, что он активно поддерживал право человека самостоятельно определять, когда ему уходить из жизни.

Раньше, когда жизнь представлялась непостижимым чудом, мало кто смел говорить на тему свободного выбора между жизнью и смертью, по крайней мере, публично. Как бы, если не понимаем, то и судить не можем.

Но времена меняются. То, что считалось чудом, теперь обдумывается в мире  как технологии. Множество людей, особенно технарей, ясно видят обобщенные пути создания искусственного интеллекта и, затем  разумного существа. Немало уже реализовано, в основном в более передовых странах. Мы идем по пути, на котором неизбежно все поймем про наше собственное устройство. И уже сейчас понятно, что мы все есть навороченные инженерные конструкции. Да-да, включая душу.

Несмотря на то, что религии и прочие консервативные органы насильно насаждают установку «жизнь есть высшая ценность и не смейте сомневаться», я позволю себе с этим не согласиться. Жизнь проживается субъективно и только субъективно каждый о ней может судить. Никто не имеет права навязывать другому свое отношение к этому вопросу, хотя мало кто это понимает.

Многим пожилым людям жизнь становится ненужной, когда уходит ее осмысленность и наполненность, и чем старше, тем больше таких. Например, читаю слова пенсионера: «Сколько Бог отмерил, столько и проживу. Мне без разницы – жить неинтересно».  В той же статье другая, более пожилая пенсионерка: «Я уж жду смерть, а она все не идет». И подобные слова звучат часто, но мало кто относится к ним с вниманием.

В общем, в старости многие люди не живут, а маются и дни считают, когда уж помрут. И теперь, когда понятия бога и души приобретают совсем иной, отнюдь не сакральный, но научно-технический смысл, то, может быть, пора задуматься о том, чтобы ввести процедуру исключительно добровольной эвтаназии для лиц преклонного возраста? Исключительно из гуманистических побуждений. Думаю, услуга пользовалась бы бешеной  популярностью.

Я совсем не уверена, что кто-то, включая государство, должен прилагать усилия для поддержания жизни людей, которым она перестала быть нужна. И богаделен могло бы стать меньше, и пожаров, соответственно. Да и пожилых бездомных на улицах. И у медиков меньше работы, больше внимания можно уделять тем, кому помощь реально нужна. И государству, кстати, это очень выгодно –  нахлебников куда меньше. И только веками устоявшееся мировое ханжество мешает ему принять эту гуманную и революционную полезную идею.

Сейчас, конечно, все закричат, что даже если это допустить, то начнутся массовые злоупотребления. Будьте последовательны. Тогда давайте отменим все ножи, топоры, автомобили и прочие плоды цивилизации, которыми ненароком или намеренно можно убить. Не только, кстати, теоретически, но и практически это происходит регулярно.

Мы же все разумные люди, так отчего же нам не организовать нашу жизнь так, как нам удобно? И как старость ни приукрашивай, она остается тем, что есть – самым отвратительным периодом в жизни человека. И каждый человек имеет право сам решать, нужен ли ему этот период бездействия, боли и уныния.

Вы можете спросить, готова ли я к себе применить свои потенциальные нововведения. Да, конечно, с радостью. Можно сказать, ради того и пишу это. Я, как и многие, с ужасом думаю о том, что когда-нибудь неизбежно превращусь в дряхлую развалину. Конечно, я бы предпочла до этого не дожить. Но еще не факт, что мне удастся помереть раньше естественным, так сказать, путем. И для меня было бы огромным облегчением знать, что к тому времени мое разумное и гуманное предложение будет реализовано, и, набрав на телефоне несколько цифр, я смогу вместо «скорой помощи» вызвать «скорую смерть», легко, безболезненно и гарантированно закончив тем самым свой мучительный путь.