Четыре десятилетия рабства

Валадар Шушкевич
ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (133)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/1850


 Рабочий – это звучит гордо! Лозунг такого содержания поддерживался лишь до краха СССР, а после приобрёл свой настоящий, обратный, смысл. Именно таким он запестрел с мониторов компьютеров.

 Может такое восприятие главного творца благополучия населения всего земного шарика кого-то и коробит, но не меня. Я поддерживаю поменявшееся отношение общества к рабочим профессиям, поскольку сам был какое-то время работягой, а потому имею право вставить в тему собственный пятак.

 Первая запись в моей трудовой книжке гласит: «1969-XI-10. Лепельское райобъединение «Сельхозтехника». Принять слесарем ремонтной мастерской по 2-му разряду». Содержание записи не говорит ни о чём. Суть обязанностей далеко не соответствует  лаконичному тексту. В указанную дату приёма на работу слесарем меня послали в соседний райцентр Бешенковичи на четырёхмесячные курсы сантехников по механизации животноводческих процессов. Жил в вагончике на верхотуре двухъярусной кровати. Когда разморозили систему отопления, перевели в общагу с двумя десятками раскладушек в одной комнате. Но возраст-то был романтический, всякая трудность воспринималась с оптимизмом.

 После учёбы поставили помощником к Сашке Правилову, слесарю-сварщику по ремонту кабин к тракторам «Беларусь», в ремонтную мастерскую.

 Как у меня всё не получалось! Трудовых навыков – никаких. Ключ из рук выпадал. Отвёртка выскакивала из разреза винта. В общем, таких называли безрукими. Избавился-таки Сашка от меня.

 Поставили подсобником к мойщику тракторов Толику Мишуто. Обязанности были простяцкими – снимать с роликового конвейера с помощью кран-балки и вручную тракторные узлы и детали, выходящие из длинной мойки-будки. Особых трудностей не ощущал, пока не ушёл в отпуск кузнец Виталий Петров. Заменивший его пенсионер не умел пользоваться пневмомолотом. Меня поставили его заменителем - молотобойцем. Кувалда весила, наверное, столько, сколько и половина меня. С трудом, но махал ей.

 Наконец возвратился из отпуска Петров, и сбылась моя мечта – перевели по полученной на курсе специальности в линейно-монтажный участок по механизации животноводческих ферм и других трудоёмких сельскохозяйственных процессов. Поначалу было интересно -  разъезжали по всему району, где я никогда не был. Работу трудной не считал, поскольку был молодым и здоровым. Вот только отсутствие опыта трудяги проявлялось во всём.

 Собрал навозный транспортёр на ферме в Медвёдовке. Но оказалось, что звенья цепи поставил не так. Пришлось разбирать. Полдня работы пошло насмарку.

 При укладке труб уличного водопровода в Больших Пышногорах слишком близко подошёл к краю траншеи. Он обрушился, и я кубарем упал на дно с почти двухметровой высоты. Почти не ушибся, но других рабочих испугал здорово.

 Монтировали транспортирующую зерно норию на току в Губино. Я и там умудрился напакостить: не удержал тяжеленный шкив на десятиметровой высоте и он грохнулся на пол. Ничего не повредил. Но на месте его падения мог оказаться человек.

 Наконец одноглазый бригадир Володька Лукуша по серьёзному обратился ко мне, уже без крика как раньше:

 - Послушай, тёзка, ты нам не помогаешь, а только вредишь. Будто специально ставишь палки в колёса бригаде. Долго я терпел, присматривался к тебе. Наконец понял, что ты неисправим – не тем пальцем деланный. Ну, не получится из тебя толковый работник. Уходи ты подальше от железяк туда, где нужна только лопата и руки. Избавь, пожалуйста, нас от себя.

 Я даже не оспаривал наезд бригадира, поскольку сам понимал своё несовершенство в техническом деле. Уволился 1 сентября 1970 года. Пошёл в райзагконтору ремонтировать деревянные ящики под яблоки, загружать и выгружать их, а также засолочные бочки. Тут и армия подоспела.

 Трудности армейской жизни известны. Не зря же солдаты придумали меткий афоризм: «Армия – хорошая школа жизни, но лучше её закончить заочно». В общем, за жестокими военными буднями трудовые неурядицы доармейской жизни воспринимались уже как рай земной. Как хорошо работать и не знать казарменной и строевой муштры! Скорее бы на дембель…

 Дома мамка сразу заявила, что я как способный ученик должен поступать в институт. Обязуется мне ежемесячно платить по 40 рублей без учёта стипендии. А стипендия – плюс ещё двадцатка. 60 рублей была тогда минимальная зарплата на производстве, а кондуктор в городском автобусе получал 45. Неплохо!

 Однако на Минском моторном заводе слесарем сборщиком моторов работал мой друг детства Валерик Демко. В армию мне он писал, как круто они живут в 13-этажной общаге на Ангарской, как шляются по девкам в общаге камвольного комбината, как ежедневно пьют, а в выходные упиваются в мат…

 Выписка из трудовой книжки: «Минский моторный завод. 1972-12-23. Принять в механический цех-2 учеником расточника».

 Ух, и достал я наладчика Петю. Ставил на станок-полуавтомат здоровенный передний лист для мотора не той стороной, включал, и расточные резцы вместо подгонки готовых отверстий под нужный размер, начинали сверлить их в новых местах, от чего сплавлялись в ком. В общем, избавился от меня Петя, сбыв учеником шлифовщика. На удивление, шлифовать коленчатые валы на английских станках «Невалах» у меня кое-как получалось.

 Выписки из трудовой книжки: «1973-3-15. Присвоен второй разряд шлифовщика в том же цехе»; «1973-5-16. Присвоен третий разряд шлифовщика».

 Обслуживал три шлифовальных станка, поочерёдно бегая от одного к другому. Вроде бы в норму укладывался – около трёх десятков коленвалов шлифовал. Даже новый наладчик не очень серчал. Но к концу смены штаны были всегда мокрыми от охлаждающей эмульсии. Их никогда не стирал. Оттого ноги от колен и выше поросли прыщиками. Но работал безропотно.

 Да вот женился. На заводе бесплатную квартиру давали через 18 лет после постановки на очередь, на швейной фабрике «Комсомолка», где работала жена – через 12. В общагах раз в полгода сверяли паспорта. При обнаружении штампа о расписке немедленно выгоняли. А на главных предприятиях райцентров жильём обеспечивали в течение максимум пяти лет.

 Выписка из трудовой книжки: «Лепельский экскаватороремонтный завод. 1973-07-17. Принят шлифовщиком третьего разряда».

 На заводе ничего не шлифовали, и вообще станки пока не работали. Он достраивался. Рабочих набирали в запас. До запуска предприятия они выполняли всякие черновые работы. Я разгружал вагоны со щебёнкой, прочищал новые подземные магистрали канализации, успевшие заплыть песком. Мрак!

 И тут на каком-то семейном торжестве муж моей двоюродной тётки Нины, Владимир Григорьевич Благодиров, работавший инженером по кадрам в «Сельхозтехнике», уговорил меня перейти в эту организацию, гарантируя уже через год комнату в семейной общаге, а ЭКРЗ квартиры предоставлял лишь через пять лет работы.

 Выписка из трудовой книжки: «1973-08-23. Лепельское райобъединение «Сельхозтехника». Принят на работу слесарем по 5 разряду в ремонтную мастерскую по ремонту тракторов».

 Никакие трактора я не ремонтировал. Был подручным у сварщика. Ликвидировали недоделки, допущенные строителями-зеками при возведении новой реммастерской.

 Ух, и повкалывал! Замёрзла обратка воздушной теплотрассы от котельной ЭКРЗ в мастерскую. Всю её прополз на животе, ручной дрелью сверля дырки над каждым опорным столбом. Специальная установка отогревала межстолбовой участок трубы, и я, законопатив предпоследнюю дырку, полз к следующему столбу. Жить не хотелось!

 В конце концов, мастерскую запустили. Завезли станки и меня поставили шлифовщиком. Как большой специалист шлифовал отреставрированные запчасти к тракторам. Получалось. Завмастерскими Владимир Владимирович Гайсенкович даже уговорил меня не уезжать от военкомата в Саратовскую учебку прапорщиков, где полгода должен был учиться на начфина дивизиона и потом служить в Межице. Он же и зарплату мне прибавил за счёт приписок, чтобы задержать. Значит, на хорошем счету был у начальства. Но сам я свою работу не чтил: грязная, тяжёлая, унылая, низкооплачиваемая...

 И только тогда я понял, что всю жизнь вкалывать невозможно. И неправда, что работа красит человека – она его горбатит. Надо срочно учиться. Поскольку решил это поздновато – придётся и пахать, и учиться заочно. Иначе не дотяну до пенсии. Загнусь!

 Жизнь улучшалась, поскольку дядя Володя Благодиров не обманул с жильём. Жить стало лучше… Жить стало веселее. И я сел за учебники. Вскорости учёба в сочетании  с моей прирождённой сообразительностью в корне изменили моё существование. Об этом красноречиво свидетельствуют последующие выписки из моей трудовой книжки.

 «Лепельское районное производственное объединение по производственно-техническому обеспечению с/х. 1977-11-1. Переведён инженером-контролёром.»

 «Лепельский опытно-экспериментальный завод шестерён к тракторам ПО «Минсктракторозапчасть». 1982-09-27. Назначен мастером БТК. 1985-04-8. Назначен ст. диспетчером ПДБ».

 «Рэдакцыя газеты “Ленінскі сцяг”. 1986-10-13. Принят временно на должность фотокорреспондента редакции. 1986-11-17. Переведён на должность корреспондента.»

 «Лепельский опытно-экспериментальный завод шестерён к тракторам ПО «Минсктракторозапчасть». 1989-04-24. Принят на работу на должность ст. диспетчера ППО.»

 «Лепельскі гарадскі цэнтр занятасці насельніцтва. 1994-07-19. Зарегистрирован безработным с выплатой пособия по безработице. 1995-01-17. Окончание выплаты. 1995-07-19. Возобновлена выплата пособия по безработице с 19-07-95 – 16-01-96 г.»

 «Рэдакцыя газеты “Лепельскі край”. 1996-11-1. Принят на должность ответственного секретаря с месячным испытательным сроком. 1997-02-26. В связи с изменением штатного расписания переведён на должность редактора отдела. 1997-04-1. В связи с изменением штатного расписания переведён на должность зав. отделом. 2003-02-03. В связи с государственной перерегистрацией редакция газеты “Лепельскі край” переименована в Учреждение «Редакция районной газеты “Лепельскі край”.»

 Да, от физической рабской работы я освободился. Работал умственно. Мышцы и силу расходовал лишь на домашне-дачные хлопоты и скитания по неизвестным местам-краям. Но в морально-духовном рабстве оставался. Меня тяготили указивки начальства, режима, что делать, что писать. Рвали нервы дурацкие субботники, шефская помощь колхозам, уборки улиц, косьба дорожных обочин, обязательные участия в парадах, демонстрациях и шествиях. Мозг оставался в рабстве до последнего дня моего 59-го года жизни. Потому ни дня не остался раболепствовать.

 Выписка из трудовой книжки: «Установа “Рэдакцыя раённай газеты “Лепельскі край”. 2012-06-06. Уволен по ст. 35. п. 1. по соглашению сторон». Блин, только сейчас обнаружил, что уволился по соглашению сторон, а не в связи с уходом на пенсию. Может такой записи требовал КЗОТ? Но мне было всё равно в радужном сиянии будущей перспективы битья баклуш. Насколько ситуация была эмоциональной, свидетельствует мой личный афоризм, который раздаю направо и налево: «Я в жизни был дважды очень-очень счастлив: первый раз – когда продал машину, и второй раз – когда вышел на пенсию». И сразу объясняю, почему: «Просыпаюсь в понедельник утром. За окном – ненастье. Ветер ревёт. Дождь хлещет по стеклу. И вдруг в голову приходит мысль: а на работу то не надо! Действительность преображается, сознание переносится в радужный мир. Душа поёт. Сердце ликует. Я на пенсии!» Такое ощущение было и после продажи «Опеля-кадета».

 После такой тирады поступает обязательный вопрос типа: а когда женился, когда купил машину, когда родились внучки? Отвечаю: да, был счастлив, но в мозг эти безусловно значимые события мне как-то не засели столь глубоко.

 И до сих пор считаю себя счастливым стариканом. Иногда мне говорят, что первый раз видят пенсионера, которому хватает пенсии на жизнь. Объясняю: это потому, что не имею машины, имел бы, вся пенсия уходила бы на неё.

 Иногда в мою счастливую жизнь врывается ностальгия по бурной молодости. Тогда иду в новую ремонтную мастерскую «Сельхозтехники», частично созданную и моими руками. На месте моего кругло-шлифовального станка – развал и запустение.

 Недавно впервые появился пролом в старую ремонтную мастерскую. Вошёл в него разведки ради. И случайно обнаружил каким-то образом перенёсшийся сюда мой плоскошлифовальный станок Оршанского станкостроительного завода.

 Здравствуй, старичок! Столько добра ты людям принёс заточкой ножей для мясорубок, столько расплесканных клапанов отшлифовал для лезвий ножей хозяйственных и охотничьих. Обязательно проведаю тебя ещё не раз.

 Как хорошо, что я был рабочим! Оттого смог понять суть жизни.


18 февраля 2021 года.