Отцовская методика обучения детей игре в шахматы

Анастасия Павлова-Драчёнова
   Не знаю, где отец сам научился играть в шахматы: то ли на фронте, то ли в госпитале? Только до войны, он не знал такой игры.

   Отец учил игре младшего брата Виктора, который пошел в первый класс. Учил как мог, по-своему. Я подошла и попросила, чтобы меня тоже научил играть в шахматы. На что он ответил:- Не бабское это дело, играть в шахматы!

   А я все равно стояла и смотрела. Сама, глядя на них, училась.
   Вот он говорит брату: - Смотри, черные фигуры - это враги. Мы с тобой будем играть белыми, вставай с моей стороны!
   И он рассказывал о ходах фигур, тактиках и стратегиях, о таких шахматных понятиях, как: ход, легкая и тяжелая фигура, шах, двойной шах, мат, пат, ничья, рокировка, вилка, гамбит, детский мат, дурацкий мат, шахматная задача, засада, зевок, ловушка, проходная пешка, превращение, преимущество, угроза, оборона, ценность фигур, центр и т.д.

   За шахматной доской отец продолжал воевать. Каждая шахматная фигура с его стороны, как бы ходила в бой. То одна, то в паре с товарищем и нападали на противника. Вылазки были ночью, пока враг спал и его врасплох надо было взять в плен. Брали они "языка" (более сильную фигуру), строили разные ловушки и засады. Придумывали разные комбинации. Ставили и решали сложные задачи.
   Немцами в игре никто из них не хотел быть. Начинать игру белыми фигурами каждому хотелось, во что бы то ни стало! Поэтому борьба была напряженной и продолжительной. Позже договорились они играть только "в красных и белых".

   Отец очень удивился когда я однажды сказала: - Давай с тобой в шахматы  сыграем?
   - Ты же не умеешь, я же тебя не учил!- удивился он.
   - А я смотрела, как ты Витьку учил и научилась, - ответила я.

   Впоследствии,  мы часто играли с братом в шахматы. Мы погодки.
 
   Методика отца, обучения нас игре шахматам, была не современной, но действенной. Научить игре шахматам он мог. Виктор хорошо играл в шахматы, выигрывал всегда в школе у своих ровесников и даже у многих старшеклассников. Мне шахматы тоже пригодились в жизни. Могу сказать, что:
1.   Играя в шахматы смолоду, я научилась контролировать свое поведение: сначала подумать, затем сказать.
2. Научилась терпеливости, умею обождать.
3. Самостоятельности,  умению  ставить жизненные цели и задачи перед собой, а затем  достигать их.  Планировать  свою жизнь.
5. Мне всегда есть чем себя занять. Я люблю играть в шахматы, совершенствовать себя в них.
6. Научила игре своих детей и внуков, благодаря шахматам у них развиваются  хорошие личностные качества.
7. Шахматы дали мне возможность  зарабатывать деньги на жизнь, так как  работала  педагогом дополнительного образования детей в Центре детского творчества, вела  секцию  «Поединок». Радовалась достижениям своих воспитанников на соревнованиях по шахматам разного уровня: школьного, городского. районного, краевого; результатам обучающихся на районных научно-практических конференциях, где они представляли свои  научно-исследовательские работы на тему шахмат.
   Сама тоже принимала активное участие в городских и районных турнирах  по шахматам среди взрослых. Были и победы, и проигрыши.  Шахматы - игра интересная, захватывающая!

    Спасибо отцу!