Текстовая речка к Эз, Монако и Монте-Карло

Виктор Комосов
«Текстовая речка к Эз, Монако и Монте-Карло»

(Ещё одни нестандартные путевые заметки в русле необычной текстовой речки по Провансу, в надежде на то, что читатели, изучающие жизнь, захотят особенно "замочить свои ноги" в том её фарватере строк, где человеческие характеры описаны)

Оглавление

1. На скалах здания с коготками – визитка посёлка Эз
2. Гостеприимный домик парфюмерной фабрики-лаборатории Фрагонар
3. Полшага по Княжеству Монако - самые богатые «трущобы» в мире
4. Место парковки батискафа Кусто и рабочий «кабинет» заядлого туриста Князя Альбера I
5. Боковой взгляд на приём в княжеском дворце
6. Милицейские фуражки и качка корабельной строевой на княжеском плацу
7. Мумифицирование наяву, посредством чувства собственной элитности
8. В предбаннике знаменитого казино Монте-Карло
9. Лестница тщеславия. На снобистском манеже всё те же. Парочка слов на посошок темы

"(Одни), словно заворожённые, пытались вдохнуть
 как можно больше воздуха благополучия и успеха.
А чтобы атмосферная пыльца позолоты глубже впиталась
в кожу и надёжно закрепилась в складках размечтавшейся
души, пальцы лихорадочно клацали затворами объективов.
Тут вся надежда возлагалась на памятные селфи, как,
может быть,  единственную надежду и возможность увидеть
 себя в окружении элитной среды обитания";

"(Для других) было очень важно, чтобы ими восторгались.
Таким образом, в холод золотого металла их благосостояния,
 виртуально  вдыхалось тепло реальной жизни".


                ч.1 На скалах здания с коготками – визитка посёлка Эз

   Если швыряться взглядами с орбитальной высоты, то уголок планеты, где сиротливо приютился скалистый «бугорок» Замкового холма в Ницце, можно с уверенностью считать первой ступенькой к горному участку, на мой взгляд, самого живописного побережья Лазурного берега Франции, плавно переходящего в курортную полосу Итальянской Ривьеры. Согласно надписям на карте, их радушно объединило Лигурийское море, приютившееся на «макушках» сразу двух морей: Средиземного и Тирренского. Это, если образно (аллегорически) описать водное пространство, увиденное сторонним космическим пассажиром потому, что дотошный знаток географии тут же поправит, что Лигурийская и Тирренская морские акватории и иже с ними – это всё составные  части большого Средиземного моря. Словом, лучше спуститься на землю, чтобы взгляды на мир устойчивее и реальнее были. Хватит слушать лётчиков-задавак, которые  любят петь, что им сверху видно всё. Приземлённый взгляд пешехода или автотуриста тут по-своему тоже хорош потому, что цикадам и птицам легче будет до путника докричаться. В летнюю пору, с его лицом и волосами будет ласкаться приветливый ветерок, напоённый коктейлем из ароматов: цветов, трав, хвои и морской воды. В воздухе этого участка скалистого побережья Лазурного берега, впечатлительному бродяге-путнику особенно запомнится приторный оттенок аромата лаванды, раскинувшейся живописными полями полос сиренево-розового или фиолетового цвета.

   В этом прибрежном уголке легендарного Прованса, ярким осколком Приморских Альп (округ Ницца), в двенадцати километрах от знаменитого курорта, приютился самобытный посёлок (коммуна) Эз (фр. ;ze). Он, в стиле ласточки, коготками своих зданий цепко ухватился за местные скалы и горные выступы. Хотя, в ходу впечатлений от этого населённого пункта, живет ещё одна стойкая аллегория о том, что это «гнездо орла», построенное стародавними зодчими на вершине одинокого скального холма высотой 427 метров. Кроме развалин замка, его вершина увенчана визуальным «маяком» в виде светло-охристого силуэта церквушки Notre Dame de l’Assomption, построенной в 1764 году. Но египетский крест, установленный внутри здания, безапелляционно утверждает, что исторические корни этого посёлка намного глубже пущены в тело этих скал. Есть сведения, что, в прежние времена, на этом месте стоял храм богини Исиды, построенный финикийцами. Во всём остальном это типичный средневековый город, испещрённый крутыми спусками и подъёмами узких улочек. Можно сказать, что отдых тут на любителя потому, что полоска доступного пляжа достаточно узкая, и добираться до неё некомфортно. Каких-то особенно самобытных архитектурных изысков тут нет. Все достопримечательности, включая и экзотический сад кактусов, можно осмотреть за один день. Этим и занимается туристический народ, добираясь сюда из Ниццы на рейсовом автобусе.

                ч.2 Гостеприимный домик парфюмерной фабрики-лаборатории Фрагонар

  С недавних пор (1968 год) в этом посёлке, недалеко от церквушки и замка, с лёгкой руки наследников основателя Дома Фрагонар (1926 год, Евгений Фуч) из Граса, (фр. город Grasse), поселилась парфюмерная фабрика-лаборатория Фрагонар (фран. Parfumerie Fragonard - L'Usine laboratoire), преумножившая славу и известность этого уголка планеты. Внук Евгения Фуча, Жан-Франсуа Коста  открыл здесь так же один из салонов-музеев парфюмерного производства. Всё так обустроено, что туристы имеют возможность, организованными группами, посещать помещения этого предприятия. Маршрут предусматривает осмотр музейных экспонатов, связанных с историей производства фирменных духов, туалетной воды, кремов, ароматического мыла и свечей. В основном, это: различные прессы и механизмы измельчения сырья; медные баки и трубки дистилляционных аппаратов (базовое оборудование стародавней арабской технологии для выжимки эфирных масел водяным паром), всевозможные ёмкости, лабораторная посуда и упаковка для готовой продукции. Гостям показывают некоторые из производственных помещений, где операторы сидят перед пультом, каких-то непонятных устройств или зал для упаковки готового товара. На мой личный взгляд, эта экскурсия немного похожа на рекламное шоу потому, что работников предприятия больше всего можно насчитать не на производстве, а в торговом зале, где можно приобрести парфюмерную продукцию по минимальной цене, без торговых накруток. Плюс ко всему, если брать несколько единиц товара, то допускаются скидки на его оплату. Если вы не намерены единолично приобретать мелкий опт целиком потому, что хотите купить только одно изделие, то для экономии можно найти ещё четырёх покупателей, объединить свои евро, и по одному чеку получить коробку с пятью единицами парфюмерного товара. Эта коммерческая манипуляция здесь считается вполне законной.

   К слову, нужно добавить, что выбор фирменных духов этой фабрики был, не настолько велик, чтобы разбежались наши глаза, и захотелось всё купить. Ольга с большим трудом выбрала себе более-менее подходящий аромат духов в позолоченной бутылочке из алюминия под названием «Etoile» ("Этуаль" - звезда, фран.). В сопроводительной рекламе, знатоки заявили, что: «Аромат такого изделия можно характеризовать, как бодрящий, элегантный, мягкий, колоритный». Вдобавок к этому, сказано, что: «Начальное ощущение отдано аккордам пряного имбиря, бергамота, спелого красного яблока и лимона; сменяющегося жасмином, гарденией и лилией; растворяющейся в шлейфе из виргинского кедра и пленительной амбры с мускусом». Вполне возможно, что так оно и есть. Просто выбор духов получился слишком долгим и изнурительным, чтобы отыскать в фирменном парфюмерном «ворохе» ту самую приемлемую «нотку» аромата. Эта заминка произошла, как-то вопреки рекламным статьям, в которых утверждается, что вся данная парфюмерия представляет собой уникальный: «…единый стиль духов фирмы Фрагонар, воплощающий жизнерадостный стиль Юга Франции; … Ассортимент продукции Fragonard необычайно богат и разнообразен: цветочные, фруктовые, шипровые, древесные, восточные ароматы…».

   Может, конечно, у нас вкус слишком привередливый, но в период «железного занавеса», нам изредка попадались заграничные духи, которые разбаловали нас своим замечательным качеством. Т.е. мы знаем, как может выглядеть настоящая парфюмерия. Может заграница 70-80-х годов, тогда процветала и жила по другим критериям мастерства по созданию гармоничного многообразия утончённых ароматов. Но в наше, спешащее время цивилизации, на наш взгляд, почти все новомодные духи норовят скатиться до уровня кричащего ширпотреба. Среди них очень трудно подобрать: не резкий, не тяжёлый, не едкий или не приторный цветочный аромат.  Его гармонию и утончённую сбалансированность найти сейчас – это невероятная удача. С таким фактом мы столкнулись ещё в парижском магазине знаменитой торговой сети Сефора (Sephora), когда из головокружительного обилия знаменитых брендов, еле смогли выбрать удовлетворительный вариант духов.
 
   В завершении туристическо-шопинговой экскурсии, к нашей покупке был добавлен презент, в виде пробника духов из лаванды и золотистого баллончика-пульверизатора, испещрённого надписями Fragonard.  В любом случае, можно сказать, что Ольга всё-таки осталась довольна духами потому, что эта памятная покупка стала приятным напоминанием о туристической поездке по Провансу. Парфюмерная вещица из посёлка Эз, в домашних стенах, стала экзотической отдушиной, которая своим тонким ароматом умудряется нарядно перекрывать однообразный запах рутинной повседневности рабочих будней и торжественно дополнять воздушные краски праздничных дней. Удачно подобранная косметика, ладно скроенная по фигуре одежда, шикарное бельё, элегантная обувь и сумочка, модная причёска, увенчанная тонким ореолом хороших духов – это всё эффективные атрибуты женской магии красоты. Тут, как-то попутно вспомнилось о том, что моя Мама,  в праздничные или особенно ответственные дни, всегда не забывала надушиться своими любимыми духами Фиджи (Fidji). В мои школьные годы, ей приходилось довольствоваться отечественным аналогом этой французской парфюмерии (отчаянно шучу) – духами «Алые паруса». На этот подарок, ценою в шесть рублей, мне приходилось копить мелочь с карманных денег. В те времена, французские бутылочки настоящих духов были в малодоступном дефиците и оценивались в 25-50 рублей, при зарплате рядового инженера 120 рублей. Поэтому такие заграничные изделия многими нашими отечественными женщинами, чаще всего, «потреблялись» обычно в качестве заветной мечты. Зое же удалось впервые реально к ней прикоснуться только в конце 70-х годов. Совершенно не удивлюсь, если сегодня обнаружу в таинственной глубине домашних ящичков ту самую первую коробочку с заветной надписью Fidji, заполненную разношёрстной мелочёвкой в виде: пуговиц, скрепок, винтиков,…

  Что же касается ближайшей истории нашего заморского похода в закрома мировой парфюмерии, то дополню свои впечатления об ощущении тихого коммерческого шоу по поводу визита на «настоящую» фабрику. Тут я, конечно, могу не квалифицированно ошибаться, но, по моему дилетантскому мнению, на реальном парфюмерном производстве всё должно было бы выглядеть как-то слегка иначе. Дело в том, что работа с сырьём, источающим индивидуальный аромат, предполагает полную изоляцию его видов друг от друга, чтобы не происходило неуправляемое перемешивание запахов. Для этого, будущие компоненты парфюмерного изделия должны проходить всю стадию обработки в отдельных зданиях, т.е. сколько компонентов, столько и помещений. Полученный концентрат необходимо разливать в герметичные ёмкости, которые в дальнейшем уже можно будет размещать в одном помещении, подсоединяя к оборудованию с автоматическими дозаторами. Таких цехов должно быть в достаточном количестве потому, что фабрика выпускает несколько типов изделий: духи, крем, мыло, … Плюс ко всему, данное производство должно быть укомплектовано специализированными складскими помещениями для сырья и готовой продукции. Для сотрудников предприятия так же необходимо оборудовать бытовые помещения. Мало того, здесь ещё умудрились найти место и для музея. Получилось слишком близко к перенаселённой сказке «Теремок» (улыбаюсь).

  В посёлке Эз посетителям к осмотру было предложено небольшое здание с несколькими пристройками. Такая производственная площадь, наверняка должна прогибаться под тяжестью громоздкого названия «фабрика», поэтому приставка в виде слова «лаборатория» тут, словно, спасительная подпорка (придирчиво улыбаюсь). Но это всё коммерческие мелочи. Главное, что парфюмерная продукция этого знаменитого предприятия украшает жизнь своих покупателей.

                ч.3 Полшага по Княжеству Монако - самые богатые «трущобы» в мире

  Если походно-автомобильным шагом, тридцать минут двигаться вдоль берега моря, в северо-восточном направлении от Ниццы, то на таком пути (длиною в 21,6 км) обязательно встретится самобытная страна под названием Княжество Монако.   В стародавние времена, самому мечтательному финикийскому фантазёру никогда не пришло бы в голову, что спустя череду веков, на этом клочке планеты возникнет и выстоит карликовое государство-город, уверенно питающееся из «пуповины» Франции, с аппетитом потребляя её питьевую воду и электроэнергию. Особенно его удивит тот факт, что для символической защиты этой территории, в наши времена, вполне будет достаточно тут содержать армию количеством: восемьдесят два вооружённых солдата и восемьдесят пять военных музыкантов - неслыханный случай в воинском деле, чтобы оркестр превышал своей численностью основных бойцов. Наверное, больше нет во всём мире такого баланса? К этому нестандартному потенциалу государственной силы ещё прилагается небольшая нагрузка в виде двухсот полицейских. Стороннему наблюдателю, непосвящённому в замысловатую «кухню» отношений зарубежного закулисья, ещё будет крайне непонятна самобытная возможность этого государства быть на особом положении, относительно финансовых льгот. Страна-княжество, с такой тощей мускулатурой и маленькими кулачками, уверенно умудряется покоиться и процветать на таких основных «трёх китах», как:  гарантируемая банковская тайна, низкие налоги и игорный бизнес. Внушительным бонусом к этому идёт доход от: туризма, строительства новых резиденций и проводимого здесь этапа ежегодного чемпионата Формулы-1 — «Гран-при Монако» (фр. Grand Prix de Monaco).
 
   Если, условно, в свои пытливые «лёгкие» набрать побольше лингвистического «воздуха», то можно уверенно занырнуть в глубины этимологии*, с тем, чтобы добыть там ассоциативную теорию об истории происхождения названия этого микро-государства, которое, самобытно-одиноким клочком суши, затесалось в стройные ряды знаменитых стран мира. У части историков есть мнение, что ещё в далёкие времена VI-го века до нашей эры, древние лигурийские племена на этой прибрежной территории разместили своё поселение Монойкос (греч. Monoikos – уединённый, Monoeci - одинокий). Применительно к нынешнему образу Княжества Монако, тут будет уместно вспомнить крылатую пословицу: «Как назовёшь корабль, так он и поплывёт!».  Вдобавок ко всему этому, римская мифология утверждает, что к закладке местного порта и дороги имела отношение мощная силушка Геракла, который сам по себе «один в поле воин». К такому смысловому хороводу, ещё робко хочется добавить лингвистический «паровозик» значения имени Манойло - смелый, удачливый; буквально: «с нами бог», (др.-евр.). Варианты: Мануйло, Иммануил, Эммануил.

  В сегодняшней же (лето 2019 года)  реальности походно-туристической жизни встреча с этим самобытным государством происходит самым неожиданным образом. Путешественник ждёт встречи с видимыми контурами границы знаменитого на весь мир Монако, напряжённо гладя «во все глаза» из окна походного транспортного средства, но въезжает на территорию этой страны, внезапно осознав, что череда, мелькающих придорожных домиков – это уже и есть Княжество. Чем глубже пробираешься к его «сердцу», тем полнее смыкают свои каменные «плечи» здания. Даже многоэтажки тут порой построены, так плотно друг к другу, что начинает верховодить неуютный стиль «окно в окно». Улицы узкие, наклонные и извилистые. После всего этого, как тут опять не вспомнить внешнюю суть декораций из перенаселённой сказки «Теремок». В довершении к такому описанию ложится ещё один штрих. Зная многочисленную светскую публику, считающую престижным иметь здесь личные апартаменты (виллы, «хатынки», квартирки), можно ассоциативно сказать, что тут самые богатые «трущобы» в мире (иронично улыбаюсь своей словесной находке-определению).

ч.4 Место парковки батискафа Кусто и рабочий «кабинет» заядлого туриста Князя Альбера I

  Хаотично петляющий лабиринт зданий очень скоро спустил наше транспортное средство к узнаваемому участку городской дороги, которая так ярко запечатлелась в репортажах с  ежегодного чемпионата Формулы-1 — «Гран-при Монако». Ещё миг дорожного спуска, и мы укрываемся в прибрежной утробе крытой автомобильной парковки. Услужливый лифт быстро и комфортно доставляет нас на уличную поверхность. Здесь, уже в полноценном пешем порядке, мы продолжаем свои туристические полшага по Княжеству, направляясь в сторону Океанографического музея Монако (Mus;e Oc;anographique de Monaco), который, из-за рачительной потребности местных жителей рационально использовать каждый клочок государственной суши, параллельно обременён ещё и статусом океанографического института.  Если в такой же шутливой манере продолжать описание этого замечательного сооружения, то, бесцеремонно распоясавшись, можно даже посоветовать его дирекции гармоничнее использовать эти залы и помещения, выходящие своими окнами на морской пейзаж. Здание так удачно расположено на берегу и близко к воде, что, в его южной части, о фундамент-скалу бьются морские волны. На мой взгляд, не так много гостиниц мира могут похвастаться такой гармоничной архитектурой, живописно и практично объединяющей рукотворный камень кирпичных стен со скальным постаментом. А по сему, в духе рачительного обустройства перенаселённого берега Монако, вполне уместно было бы использовать некоторые помещения музея, как самый элитный хостел в мире. Тут не потребуется и значительных капиталовложений в обустройство. Музей-институт работает с 10:00–18:00 часов. После ухода посетителей, можно возле южных окон ставить уютные раскладушки, отгораживать их ширмами, создавая личное гостиничное пространство. Для пущего комфорта можно каждое такое переносное спальное место укомплектовывать ещё: прикроватной тумбочкой, местным освещением и телевизором с наушниками, чтобы не мешать другим отдыхающим соседям. Временные постояльцы, оплатившие такой элитный ночлег, могли бы позволить себе, хоть всю ночь напролёт, шастать по музейным залам. Благодаря богатому обилию выставленных экспонатов, в таком хостеле даже короткая прогулка в сторону общих туалетных комнат может доставить эстетическое удовольствие.

  Это, если всё в шутку сказать, а всерьёз поспешу тут же отметить, что данный Океанографический  музей настолько замечателен и интересен, что любителям подводного мира могу рекомендовать только из-за одного этого заведения посетить Монако. Кстати, на мой взгляд, это самое красивое здание Монако.  Данное архитектурное сооружение, со стороны моря, выглядит, как настоящий дворец. Причём, мне кажется, что он выглядит представительнее, чем княжеская резиденция. Ещё на улице, перед входом в здание, любознательный турист сразу встретит, припаркованный батискаф одного из бывших директоров этого знаменитого музея - Жака Ив Кусто. Где-то в интернете, мне попалось сравнение этого заведения с «храмом моря», служащим непревзойдённым выставочным эталоном для всего мира. С 1889 года тут собрана уникальная коллекция более шести тысяч экспонатов. Основатель этого музея (Князь Альбер I) был увлечённым путешественником-мореплавателем и одним из пионеров океанографии, участвовавшим в нескольких десятках научных экспедиций (28 поездок!!). В нынешнее время, демографическая «фабрика» уже таких князей не производит. Наши элитные современники из знатных родов, обычно норовят за чужими спинами прятаться от трудностей и опасностей реальных «походов». Энергичный и увлечённый делом князь Альбер I оставил о себе хорошую память. Его нынешние приемники, в лице руководства музея и института, достойно следуют стратегическому целеполаганию основателя, задумавшему «объединить в одном ярком месте две ведущие силы цивилизации — искусство и науку». И успех тут не только в том, что здесь проводятся крупные выставки работ и инсталляций современных художников.
 
  Обычно подобные заведения пропитаны музейной «пылью» застывшего времени, «замороженного» в экспонатах, но здесь, кроме оных, энергично царит живая картинка реалистичных будней подводного мира. Невероятно натуральный эффект присутствия достигнут за счёт очень грамотного обустройства аквариумного комплекса музея. Увлекательный мир обитателей глубин умело и наглядно распылён по отдельным экранам-стекляшкам, заполненным водой. Сделано это настолько профессионально и с любовью к своему делу, что даже привередливые кораллы тут растут, не стесняясь проживанием в искусственной среде. Подвижные рыбные косяки вольготно плывут навстречу бурным потокам воды. Омарам есть, где спрятаться, но у посетителей музея найдётся, при этом, тактичная возможность подсмотреть за этими обитателями глубин, визуально заглянув в укромные уголки коралловых нор. В такой же комфортной манере, можно без особой опаски для себя оказаться на расстоянии вытянутой руки от такого неприветливого зубастика, как прожорливая мурена. Так же, любой сторонний зритель, не обременяя себя расставанием со своими уютными кроссовками, футболкой и джинсами, может легко «выйти сухим из воды», но увидеть то, чем может любоваться подводный пловец. Например, такой красочный и динамичный фрагмент многообразия мира морских глубин, как подводный набег волны на кружево кораллов, которые рассекают поток воды, превращая его в весёлую «метелицу» из мелких пузырьков воздуха.

   Насытившись зрелищем фрагментов активной тропической жизни кораллового рифа и его обитателей (акул, медуз, морских коньков, пираний, рыб-клоунов, морских огурцов,…), можно посетить ещё и контактный бассейн, где, кроме кормления морских животных, для посетителей периодически устраиваются фееричные светомузыкальные шоу. Проголодавшиеся гости имеют так же возможность гармонично реализовать целеполагающую установку получения «хлеба и зрелищ», поднявшись на высоту крыши-террасы Океанографического музея, где их радушно попотчует вкусными блюдами местный ресторан. Как по мне, то в таком музее хоть целый день проведи и будет мало.

                ч.5 Боковой взгляд на приём в княжеском дворце

    Но в тот раз у нас был ознакомительный визит в стиле шапочного знакомства с самобытной заморской территорией. Поэтому, выйдя сухими из музейной «воды», мы устремились к парку (Сады Святого Мартина, Jardins de Saint-Martin), чтобы протиснуться через зелень его живописных лёгких и выйти к княжеской резиденции. Покинув лиственное укрытие, мы почувствовали себя диверсантами, застигнутыми врасплох потому, что над нашим головами, совершенно неожиданно, раздался грохот мотора патрульного вертолёта. Эта винтокрылая машина очень шумно перемещалась на предельно низкой высоте, коротко зависая над перекрёстками уличного лабиринта. Позволю себе усомниться в эффективности такого барражирования.  Что ожидали эти бдительные вертолётчики увидеть с неба? Бородатых террористов, в тёмных очках и при оружии, беспечно бредущих организованными колонами в сторону дворца?
   Уже возле этого здания мы поняли причину чрезмерности такого патрульного усердия – князь Монако затеял в своей резиденции очередной приём. По какому случаю было организовано это мероприятие, и кто его гости мы не знали, но нам показалось достаточно интересным затеряться в толпе праздных зевак, собравшихся в сторонке от огороженной площади перед дворцом. Хотя, объективности ради, я бы не стал таким громким словом называть чрезмерно простенькое здание резиденции. Не могу судить о внутреннем убранстве, но по внешним признакам этим княжеским хоромам можно присвоить первое место по скромности, среди всех европейских дворцов.

        ч.6 Милицейские фуражки и качка корабельной строевой на княжеском плацу

  Ещё меня озадачила местная охрана, в виде постовых, стоящих по периметру площади. Было такое впечатление, что после распада Союза, княжество закупило с наших складов приличную партию милицейских фуражек. Их сине-красный цвет местные дизайнеры обмундирования решили совместить с тёмно-синими брюками, белой рубашкой и широкими красными лампасами. Кроме «милиционеров» оцепления, перед входом во дворец стоят два караульных солдата. Форма их уже более самобытна и имеет цвет в зависимости от времени года (в наш летний визит она была полностью белой). Первое что бросается в глаза – это колониальный шлем. Во всём остальном, крой такого обмундирования какой-то слишком уж гражданского пошиба, что не преминуло сказаться на поведенческой сути местных вояк.

   Тому подтверждением будет ритуал торжественной замены двух часовых, стоящих у входа во дворец.  Смена караула происходит забавно-расслабленным «маршировочным» шагом (без кавычек никак нельзя описывать такой расхлябанный стиль парадной ходьбы).  Особенно меня озадачил, разводящий офицер-топтун, который переминался с ноги на ногу, словно давно хотел в туалет. При подходе к месту, где ему нужно было остановиться, он начинал суетливо подгадывать количество и размер шагов. Но всякий раз, этот «бравый» офицер был вынужден всё равно сделать маленькое подшагивание. Даже мне, бывшему стройбатовцу, было смешно за ним наблюдать потому, что нас куда больше муштровали, чем это парадное подразделение декоративных «вояк». Могу только представить, сколько бы строевых «дров наломал» этот офицер, если бы ему нужно было маршировать в нашем энергичном стиле, высоко поднимая ногу с оттянутым носком. Такой неуправляемый ходок наверняка бы нечаянно засветил сапогом между ног своему командиру, выполняя классические армейские упражнения: выход из строя и подход к начальнику. В крайнем случае, ему пришлось бы, из осторожности, остановиться слишком далеко от своего начальника и громче выкрикивать свой доклад, чтобы лучше было слышно. Личный состав конвоя был на таком же «высоком» уровне строевой подготовки. При выполнении поворота на месте, весь строй «солдат» легко пошатывался  в стиле небольшой корабельной качки. Наверное, безоблачная и относительно безбедная жизнь в княжестве приучила всё местное население, что называется, несильно «париться» и суетиться.

            ч.7 Мумифицирование наяву, посредством чувства собственной элитности

   Отдельное впечатление на нас произвёл приезд гостей князя. Очень интересно было наблюдать за подъезжающими автомобилями. На удивление, они были самого разного класса престижности. Можно сказать даже, что в своей основной массе тут мелькал средний класс транспорта, были малолитражки и даже такси!? Авто подороже, обычно ехали в сопровождении машин охраны. Вся эта вереница техники плавно въезжала на площадь перед дворцом и припарковывалась в правой её части, согласно указаниям дежурного распорядителя. Гости выходили из своих автомобилей не спеша и начинали медленный променад в близлежащих окрестностях. Это было непривычно видеть, но никто из них не заходил вовнутрь дворца. Было такое впечатление, что их там ждали в строго назначенное время, и не собирались развлекать фуршетными мероприятиями, до начала приёма. Ещё отмечу, что меня очень сильно удивили лица этих гостей. На мой взгляд, своим типажом они сильно были похожи на не очень живую публику, приглашённую Воландом на бал, в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Ещё, через окна подъезжающих автомобилей, я высмотрел и обратил внимание на их окаменевшие лица, с полностью выгоревшими эмоциями и отсутствующим взглядом. Было видно, что их просто слишком мало интересует происходящее вокруг. Так же надменно и деланно-устало они выглядели, проходя через толпу зевак, чтобы зайти в ближайшую кафешку или приблизиться к краю смотровой площадки, с высоты которой открывался живописный вид на архитектурный «муравейник» Монако и его центральный порт. Степенно прохаживаясь, среди людей, они как бы находились здесь, но видимо ощущали себя, где-то очень далеко, на вершине своей элитности и избранности. Их взгляды скользили сквозь толпу или поверх её голов.
    Особенное моё внимание привлекла одна пожилая пара гостей. Они прогуливались под ручку. В разгаре был жаркий летний день. Вероятно, данное мероприятие должно было состояться в стиле «встречи без галстуков», поэтому никаких чопорных смокингов! Их одежда была предельно проста внешне, но максимально качественно скроена и идеально подогнана. Мужчина был в очках, ворот его шведки демократично расстёгнут, её светло-серый цвет гармонировал с белыми брюками, свободного покроя. Его спутница была одета во всё чёрное. Блузка-безрукавка гармонировала с элегантными брючками. На женщине был абсолютный минимум драгоценных украшений, очень неброских и подобранных с изяществом изысканного вкуса. Кожаная обувь этой парочки была безукоризненного, самого высшего класса. Дама щеголяла на достаточно высоких каблуках, для её возраста. В руке она держала элегантную сумочку. Так же качественно были одеты и другие гости, но в их одежде было больше светлых ноток и пёстрых оттенков. По крайней мере, строгих смокингов я не заметил ни у кого из них. Если не ошибаюсь, то несколько мужчин, из приглашённых, даже были обуты в белые кроссовки. Но вернусь к описанию пожилой пары.
 
   Больше всего меня изумил мимолётный обмен взглядами с пожилым мужчиной. Он выглядел достаточно крепким, ухоженным и бодрым, и не являлся каким-то там очень уж древним стариканом. Можно сказать, что этот элитный дядька находился в полноценном рассвете сил, для своей возрастной категории. Но вот его встречный взгляд! Он обдал меня таким энергетическим холодом усталости от земного существования, как будто на меня смотрел человек, проживший уже не одну сотню лет. Никаких живых эмоций у него не промелькнуло, чем-то трупным тогда повеяло или космической вечностью. Я думаю, что приблизительно такой же взгляд должен был быть и у хозяина того знаменитого бала из произведения Булгакова. Возможно, это был чрезвычайно умный и властный пожилой человек, досконально познавший жизнь да истинную цену основной массе людей, но находиться с ним рядом, в одной толпе было неуютно. Таким же отсутствующим взглядом он отвлечённо «любовался» и живописным пейзажем порта. В связи с этими впечатлениями, я могу, конечно, ошибаться и быть излишне предвзятым, но мне кажется, что если  такой мужичок будет участвовать в принятии каких-то глобальных решений, то он вряд ли будет сильно обеспокоен реальными судьбами простых людей. Как говорится: «Ничего личного, это просто бизнес (политика)!».

 Тут, кстати сказать, меня тоже выделили из толпы и внимательно за мной стали наблюдать. Ещё когда я начал настойчиво и пристально вглядываться через окна автомобилей в лица гостей, мне показалось, что рядом стал ошиваться крепенький мужичок в штатском.  По повадкам, пластике движений и слишком усиленному желанию  не попадаться на глаза, он выдал в себе оперативного сотрудника из скрытной службы охраны дворца.  Заметил мужичок и моё пристальное внимание к пожилой парочке. Кстати, и борода у меня имеется, чем не готовый террорист или охотник за чужими драгоценностями. Мол, вертолётчики проглядели, а  с земли оказалось виднее кто есть кто.  Такая компания не сулила приятных впечатлений, и мы решили ретироваться с этой «цирковой» площадки тщеславия.   Тем более, что время уже начинало поджимать, а хотелось бы ещё успеть глянуть на знаменитое казино в Монте-Карло (Monte-Carlo).   До него было «совсем рукой подать», как говорится. Известное на весь мир игорное заведение хорошо просматривалось со смотровой площадки княжеского дворца и призывно маячило на противоположном берегу акватории центрального порта.

                ч.8 В предбаннике знаменитого казино Монте-Карло

   Вот что значит «на ловца и зверь бежит»! В этот походный денёк мы попали с одного торжественного «бала» на другой – в казино Монте-Карло было открытие нового зала или что-то в этом роде. По такому поводу тут тоже организовался торжественный приезд богатых посетителей. Выглядело это мероприятие, как демонстрация новейших моделей самых дорогих и престижных автомобилей, многие из которых, в буквальном смысле, только что сошли с выставочных подиумов. Нескончаемая вереница машин неторопливо двигалась к парадному крыльцу знаменитого казино. Сверкающие авто, спортивного кроя, задирали вверх свои двери-крылья и из них степенно выбирались счастливые обладатели знакомства с волшебной Золотой рыбкой из сказки о возможном способе благополучия, если меру хоть немного знать. К своему немалому удивлению, пришлось отметить, что элитные гости были преимущественно одеты в очень неброские и простые наряды. Шорт я не видел, но белые футболки с кроссовками тут были в большом ходу. В связи с этим, обслуживающий персонал, перегоняющий машины гостей на автостоянку, порой выглядел намного представительнее самих хозяев.

  Лично для меня, изучать их лица и повадки было малоинтересным занятием. Нескольких беглых взглядов тут было достаточно, чтобы эти дутые снобы набили нудную оскомину своим ломотливым присутствием показухи. Да это, наверное, и немудрено. Маловероятно, чтобы самодостаточный, деятельный человек захотел тратить драгоценные минуты своей кипучей жизни на праздный огонь азарта, если конечно его не сразил вирус неуёмного игрока.  Поэтому, в тот день мы, скорее всего, видели только отпрысков богатых родителей, позволивших изнеженным чадам бесцельно прожигать свою пресыщенную жизнь.

  В этой помпезной возне около престижного казино, возле его парадной ковровой дорожки, гораздо любопытнее было наблюдать за самой толпой праздных зевак. Тут меня изрядно удивили их восхищённые лица, которые выражали восторг от прикосновения к этому мнимому чуду проявления желанного успеха в жизни. Рядом с нами стояли две девушки-туристки из Кривого Рога и восхищённо глядели во все глаза, на эту, как им казалось, сказку наяву, где все богаты и счастливы. Мол, живут же люди!  Казалось, что они, словно заворожённые, пытались вдохнуть как можно больше воздуха благополучия и успеха. А чтобы атмосферная пыльца позолоты глубже впиталась в кожу и надёжно закрепилась в складках размечтавшейся души, пальцы лихорадочно клацали затворами объективов. Тут вся надежда возлагалась на памятные селфи, как, может быть,  единственную надежду и возможность увидеть себя в окружении элитной среды обитания.

  Ладно было бы, если толпа просто стояла затаив дыхание и смотрела. Но какой-то неведомый вихрь стадного чувства, в едином порыве, энергично бросал зевак от одной машины к другой. Со стороны это выглядело так, словно в следующем авто они надеялись увидеть кого очень важного для себя. Хотя, справедливости ради, вынужден отметить, что не все туристы вели себя одинаково. Какая-то часть из них просто удовлетворяла своё любопытство и изучала жизнь. Кто-то, делая совместную фотосессию, просто дурачился. И те и другие находились в явном меньшинстве.

ч.9 Лестница тщеславия. На снобистском манеже всё те же. Парочка слов на посошок темы

    Здесь хочу еще обратить внимание на реакцию элитных гостей. Было похоже на то, что лично им эта кутерьма была нужна для самоутверждения. Наверное, они всерьёз воспринимали на свой счёт бурную реакцию восхищения толпы. Для них было очень важно, чтобы ими восторгались. Таким образом, в холод золотого металла их благосостояния, виртуально  вдыхалось тепло реальной жизни. Просто большие деньги – это только первая ступенька заоблачной лестницы тщеславия. За ней заманчиво следует вторая – периодические эмоции от силы собственной власти. Третья – мнимая стабильность личного могущества. Четвёртая – корона исключительности и дальнего родства с богами, а там и до амбиций Вавилонской башни недалеко уже будет (поучительно улыбаюсь).

   Относительно снобистских попыток самоутверждения доложу, что это напомнило мне сценку наших купаний на одном из живописнейших пляжей Черногории, куда мы приехали на обычном рейсовом автобусе.  Наслаждаясь роскошным пейзажем и теплом южного солнца, мы обратили внимание на забавный казус, высветивший жгучее желание элиты греть себя ещё и лучами зудящей показухи. Несколько дорогущих, так называемых яхт (на деле, просто комфортабельных катеров), бросили свои якоря напротив нашего пляжа и затеяли активные купания. Элитные пассажиры неспешно там попивали коктейли, возлежа на уютных шезлонгах-диванах. Палубными лебёдками опускали на воду гидроциклы и затевали гонки с волнами. Некоторые из них спускали на воду резиновые лодки с резвыми подвесными моторами и устраивали катания на водных лыжах. Просто прыгали в воду с упругих мостиков или весело съезжали с приставных горок.
 
   Имея в своём распоряжении такое замечательное плавсредство, обеспечивающее полную свободу и комфорт автономных перемещений, казалось бы, чего проще и разумнее  добраться до любого уединённого (даже более живописного) уголка береговой зоны и устроить там отдых лично для себя. Но нет же! Нужно подойти, чуть ли не к буйкам пляжа и мозолить себе глаза человеческой вознёй на берегу, а также, и зрению отдыхающей толпы скученного народа, скрипящего зубами от зависти (озорно улыбаюсь, представив гул этого массового скрежета челюстями).

   В общем, как бы там ни было, а знаменитое казино Монте-Карло оказалось очень полезным заведением для нынешней экономики Монако. Благодаря умелому ведению государственных дел, княжеские династии изловчились получать приличный доход с этого храма азарта. Моему уму это совершенно непостижимо понять, как государство может реально контролировать такой специфический бизнес, где царствует её величество Фортуна. Мало того, сооружение этого игорного дома в XIX-том веке спасло правящую  династию Гримальди от полного разорения. Идея, время, место и способ управления таким бизнесом оказались настолько удачными, что карликовое государство быстро поправило свои финансовые дела и стало достаточно богатым для того, чтобы снять со своих граждан бремя налогов и обязательной воинской повинности. Взамен, для своих подданных оно, строгой буквой закона, запретило азартные игры в стенах казино. В связи с этим жёстким фактом, вдруг озорно подумалось о том, что может быть тогда в толпе зевак-туристов стояли и местные жители, снедаемые игорной завистью (улыбаюсь своей робкой догадке).

2019 год


P.S. На мой беглый взгляд, в целом, архитектура Монако ничем особенным не примечательна. Его парки и пейзажи достаточно типичны для этих краёв. Даже можно с уверенностью сказать, что на побережье Прованса есть много более роскошных природных мест, с действительно захватывающими дух видами береговых уголков.  Из знаковых сооружений княжества особенно заслуживают внимания такие достопримечательности, как: Океанографический музей, оперный театр**,  Национальный музей изящных искусств, несколько знаменитых баров и казино Монте-Карло. Причём, в последнее из них я не зазываю играть в азартные игры. Тут достаточно будет заглянуть в роскошный вестибюль этого заведения, чтобы восхититься работой талантливых дизайнеров, создавших великолепие внутренней отделки настоящего храма денег и достатка. Что касается оценки внешней гармонии форм сооружений, то при всём этом, первое место, по внешнему виду, я отдал бы другому зданию. На мой вкус, изюминкой на архитектурном торте Монако можно считать каменную грацию здания Океанографического музея, особенно его фасадную часть со стороны моря.


                *****

* Этимология — раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.
** Оперный театр Монако – роскошное (своим внутренним оформлением) и престижное заведение культуры, в котором дебютировало около сотни театральных премьер мирового уровня восприятия.
17.02.2021 г.


P.S. Вдумчивый читатель пишет (18.02.2021): "Должен повторить еще раз: Вы, Виктор, замечательно рассказываете о том, где Вам удалось побывать. Впечатление от прочитанного такое, как будто сам там ходил и смотрел. Спасибо!".

В.К. (18.02.2021): И Вам спасибо! Не скрою, здорово быть гидом, которому слушатели пока не думают пинка под зад дать, от шаблонной тоски занудства экскурсовода : )) (скромно улыбаюсь)

А любознательного и вдумчивого читателя-попутчика мне всегда приятно было видеть у своих литературных костерков. Такого человека одно удовольствие водить по текстовым дебрям моих рассказов, которые, скорее не я пишу, а озорная жизнь неугомонного туриста-бродяги.

Ещё, и я повторюсь: "Мало побывать в интересном месте, нужно иметь личную манеру - всё видеть в живую, не глотать жёванные кем-то клише и матрицы".

Хотя, если честно признаться, то я рассчитывал больше на то, что люди, знающие жизнь, захотят особенно "замочить свои ноги" в том месте текстовой речки, где человеческие характеры описаны. Сам перечитываю и дивлюсь, как это всё вдруг из под авторского пера вылилось. :))) (удивлённо улыбаюсь)