Репин. Портрет Варвары Икскуль фон Гильденбандт

Алина Алексеева-Маркезин
   Илья Репин.Портрет баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт,1889. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

      Это был самый нашумевший из репинских женских портретов, с момента появления пользующийся у публики неизменным успехом. «Никто в России, кроме Серова, — со знанием дела утверждал Игорь Грабарь, — не передавал так матового цвета лица, томных глаз, шёлка. А рука на этом портрете, её атласная кожа, жемчуг и кольца едва ли имеют равных по высоте исполнения во всей Европе».

      Красивой брюнетке с властным взглядом, в девичестве Варваре Ивановне Лутковской, по второму мужу — баронессе Икскуль-Гильденбрандт, на этом портрете 39 лет. Её запоминающаяся («цыганская») внешность унаследована от матери-сербки. Человеком Варвара Ивановна была сильным и незаурядным.
    
      Варвара Ивановна родилась в 1852 г. в семье генерала Лутковского. С юности все обращали внимание на ее необычную внешность – говорили, что она похожа на цыганку. На самом деле она была потомственной сербкой. В 16 лет Варвара вышла замуж за дипломата Н. Глинку, и они уехали жить в Европу.

    Там девушка вращалась в кругу художников, поэтов, аристократов. Ей не было 30-ти, когда она развелась с мужем и снова вышла замуж за барона Икскуля фон Гильденбандта – русского посла в Риме, который был на 2 года старше ее матери.

 Когда супруги вернулись в Петербург, баронесса занялась публикацией книг для народного чтения. Вместе с издателем И. Сытиным они выпустили 64 книги, доступные малоимущим читателям. Обложки для книг бесплатно оформлял Репин.
   
      В своём доме на набережной Екатерининского канала открыла литературно-художественный салон. В салоне бывали крупные сановники, а также представители науки, литературы и искусства, в том числе В. С. Соловьёв, А. М. Горький, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, М. В. Нестеров, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, В. В. Стасов, Л. Н. Толстой и другие.

     Портреты многих посетителей салона были исполнены И. Е. Репиным, который написал и портрет хозяйки «Дама в красном платье», 1889. Портрет, вероятно, послужил причиной тому, что при дворе Варвара Ивановна получила прозвище «Красная баронесса»   
    
 Мережковский посвятил ей 12 стихотворений, а Гиппиус о ней писала: «В этой прелестной светской женщине кипела какая-то особая сила жизни, деятельная и пытливая. Она обладала исключительной уравновешенностью и громадным запасом здравого смысла».

     «Это была обаятельная женщина, в которую влюблялись все — и литераторы, и гвардейцы, и министры, и иностранные знаменитости, как Мопассан», — рассказывал критик Аким Волынский.

 «Варвара Ивановна была типичной либералкой с откровенно левым уклоном, отчего получила прозвание „красная баронесса“ и с особой энергией помогала деятелям антиправительственной оппозиции», — пишет Виктор Антонов в книге «Петербург: личности, события, архитектура».

     Пользуясь близостью ко российскому императорскому двору, принимала активное участие в судьбах многих современников. В частности, трижды вызволяла А. М. Горького из тюрьмы, хлопотала за Н. К. Михайловского, которому угрожала ссылка.

      Варвара Ивановна была в числе инициаторов создания Женского Медицинского института при Петропавловской больнице, открыла «школу ученых сиделок» для подготовки младшего медицинского персонала, создала общину сестер милосердия имени М. П. фон Кауфмана. Ее община отличалась строжайшей дисциплиной и высоким профессионализмом среди медсестер.

     Во время войны на Балканах 1912-1913 гг. баронесса отправилась на фронт сестрой милосердия, делала перевязки раненым под обстрелами. Она оставалась на передовой и в Первую мировую войну. В 1916 г. ее наградили Георгиевской медалью. На тот момент ей было уже 64 года.
   
     После Октябрьской революции, в 1918 году, несколько недель провела в тюрьме в качестве заложницы (как мать «белогвардейца»), а затем вместе с сыном, бывшим гвардейским офицером Иваном Глинкой, была выселена из дома на Кирочной улице. Зимой 1919—1920 года сын умер от пневмонии, осложнённой голодом.

     Осенью 1920 года при содействии А. М. Горького поселилась в Доме искусств на Невском пр., 15. Пыталась подрабатывать переводами. Обращалась к властям за разрешением выехать за границу, но получила отказ. Зимой 1920 года нелегально, с помощью проводника-контрабандиста, перешла границу с Финляндией по льду Финского залива.

   С 1922 года жила в Париже с сыном Григорием. Умерла 20 февраля 1928 года, похоронена на кладбище Батиньоль.

О ПОРТРЕТЕ.
 
Из воспоминаний М. Нестерова: "На одной из передвижных выставок, не помню какого года, появился превосходный, наделавший много шума и тотчас же приобретенный Третьяковым портрет баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт.

      Портрет был написан во весь рост; баронесса Икскуль была изображена на нем в черной кружевной юбке, в ярко-малиновой блузке, перехваченной по необыкновенно тонкой талии поясом; в малиновой же шляпке и с браслеткой на руке. Через черный вуаль просвечивало красивое, бледное, не юное, но моложавое лицо. Это было время самого расцвета таланта Репина.

    Все его живописные достоинства, как и недостатки, были налицо: свежая, молодая живопись лица, рук, блузки, золотых брелоков - и почти обычное отсутствие вкуса.
Во всяком случае, мы тогда были в восхищении от нового шедевра Ильи Ефимовича, и я впервые по этому портрету узнал о существовании баронессы Икскуль.
   
    
  На "Красной баронессе", как прозвали Варвару, блузка - так называемая "гарибальдийка". Блузы шили из тонкой шерсти, хлопка или шёлка, заправляли в юбки или носили навыпуск.

   Её блуза идеально подогнана по фигуре поверх туго затянутого корсета. На манжетах широкая золотистая отделка в тон к золотым украшениям. С виду скромная чёрная юбка на самом деле обшита воланами и кружевом.

     На голове - эффектная высокая шляпка в тон блузки. Она чем-то напоминающая фригийский колпак (ещё один символ свободы), но при этом украшена широкой лентой и тончайшей чёрной вуалью.

    Грабарь в монографии о Репине утверждал, что баронесса Икскуль-Гильденбрандт «была, незадолго до его знакомства с Е. Н. Званцевой, предметом его нешуточного увлечения».